Методические рекомендации по содержанию коррекционно - развивающего обучения в условиях инклюзивного образования
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Башкайкина Елена Николаевна

ЗПР – функциональное недоразвитие корковых структур, при этом наблюдается мозаичность поражения головного мозга, которая проявляется в особенностях развития познавательной сферы (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи) и эмоционально-личностной сферы (способность к волевому усилию, наличие аффективных вспышек, нарушения поведения, вредные привычки). Но наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные (В.В. Лебединский).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по содержанию коррекционно -    

развивающего обучения в условиях инклюзивного образования.

ЗПР – функциональное недоразвитие корковых структур, при этом наблюдается мозаичность поражения головного мозга, которая проявляется в особенностях развития познавательной сферы (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи) и эмоционально-личностной сферы (способность к волевому усилию, наличие аффективных вспышек, нарушения поведения, вредные привычки). Но наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные (В.В. Лебединский).

Несмотря на существенные недостатки в интеллектуальном и личностном развитии, у детей с ЗПР сохранны предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним.

Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету.

Основные положения коррекционно-развивающей работы.

  1. Коррекционно-развивающая работа представляет собой комплекс мер педагогического воздействия на различные особенности личности ребенка: сенсорное, интеллектуальное, личностное, речевое развитие.
  2. Коррекционное обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических функций и особенностей детей.
  3. В коррекционном обучении заложен единый подход к решению диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы. С этой целью при школе организован психолого-педагогический консилиум, который решает вопросы:

- диагностические- выявление причин неуспеваемости;

-коррекционные – разработка комплекса мер по организации             коррекционно-развивающей работе;

-отслеживание динамики психофизического развития детей;

-консультативная помощь педагогам и родителям.

4.   В основе коррекционного обучения лежит принцип коррекционной направленности, которая включает в себя:

-развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципов «обходных путей» и доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

-развитие общеинтеллектульных умений (анализа, умений, обобщения, навыков группировки и классификации, установления причинно-следственных связей);

-формирование умения ориентироваться в задании (выделить цель в учебной задаче, спланировать и проконтролировать результат учебных действий по наглядному образцу, схеме, алгоритму, доступной речевой инструкции);

-развитие словаря, устной монологической речи (словарная работа, рассказ по картине и серии   сюжетных картин);

-логопедическая коррекция нарушения речи;

-психологическая коррекция познавательных процессов;

-коррекция недостатков личностного развития (достигается путем создания благоприятного психологического климата в классном коллективе, реализация требования учебной дисциплины и снятием психоэмоционального напряжения в СК);

-социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

5.  Методические принципы построения содержания учебного материала, направленные на обеспечение системного усвоения знаний учащихся, включают:

-реализация дефектологического принципа «обходных путей»;

-усиление практической направленности изучаемого материала;

-выделение существенных признаков изучаемых явлений;

-опора на жизненный опыт ребенка и межпредметные связи;

-соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и доступности;

6. Одним из средств, с помощью которых достигается реализация коррекционных, развивающих и образовательных задач, являются коррекционно-развивающие задания (их два типа):

-задания, построенные на учебном материале, которые учат продуктивным способам учебной деятельности (анализу, сравнению, обобщению, классификации, умению устанавливать причинно-следственные связи);

-задания, построенные на внеучебном материале, направленные на развитие внимания, памяти, мышления (например, корректурные пробы, графический диктант, найди слова в бессмысленном наборе букв, расшифруй пословицу, слово, «Хитрые числа» и т.д.).

7. Известно, что развитие познавательных процессов у детей с ЗПР лучше происходит на «ситуацию успеха». В связи с этим, успешность их обучения зависит во многом от своевременной и тактичной помощи учителя и от педагогического стимулирования.

8. Итак, основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР включают в себя:

-подбор заданий, максимально возбуждающих познавательную активность ребенка (обеспечение «эффекта новизны», нетрадиционные формы и методы обучения, реализация принципов «обходных путей» и доступности);

-приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР;

-индивидуальный подход;

- повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;

-постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;

-проявление большого такта со стороны учителя;

-использование поощрений с целью повышения самооценки ребенка;

-поэтапное обобщение проделанной работы на уроке;

-выполнение заданий с опорой на образцы, карты – подсказки, доступных инструкций и т.д.;

-реализация охранительно- педагогического режима (физ. паузы, смена видов деятельности, педагогическое стимулирование);

P. S.

1. Работоспособность у детей с ЗПР на уроке длится 10-15 минут.

2. Объем домашних заданий, выполнение контрольных работ по русскому языку и математике должен быть на 1/3 меньше, по сравнению с нормой.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации:"Урок в системе развивающего обучения"

Урок остается основным элементом образовательного процесса, но в системе Л. В. Занкова его функции, формы, организация могут существенно варьироваться и это подтверждает ежедневная практика ...

Методические рекомендации:"Урок в системе развивающего обучения"

Урок остается основным элементом образовательного процесса, но в системе Л. В. Занкова его функции, формы, организация могут существенно варьироваться и это подтверждает ежедневная практика ...

Взаимодействие педагогов и родителей по коррекции множественных нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната

Опыт взаимодействия учителя, логопеда и родителей по развитию речи, коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся с задержкой психического развития. Работа с зеркалами на уроках, речевая зарядка, з...

Активные методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования

На фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов вследствие наметившейся тенденци...

Статья по теме "Активные методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования"

Статья по теме "Активные методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования"...

Особенности проектирования программы коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования.

Своевременное выявление детей с нарушенным слухом.Определение особых образовательных потребностей детей с нарушенным слухом.Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматри...

Методические рекомендации по формирования рефлексивных УУД у обучающихся младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования.

Методические рекомендации по формирования рефлексивных УУД у обучающихся младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования....