Психолого-педагогическая методика «Новогодняя почта»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
В материале представлено описание и инструкция по проведению и обработке результатов психолого-педагогической методики "Новогодняя почта". Главными целями являются изучение особенностей взаимоотношений обучающихся в классе и создание предпосылок для улучшения психологического климата в коллективе. Методика может быть использована как педагогами-психологами начальной школы, так и классными руководителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_novogodnyaya_pochta.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая методика «Новогодняя почта»
Методической основой является методика диагностики коммуникативных навыков Дж. Морено «Социометрия», которая используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений у обучающихся 2-11 классов.
Главное отличие созданной мной психолого-педагогической методики от других социометрических методик в том, что «Новогодняя почта» преследует не только диагностическую цель, но и дает психотерапевтический эффект, который достигается с помощью творческой деятельности и возможности отреагирования своих эмоций. Кроме того, секретность и сюрпризность мероприятия в преддверии любимого многими праздника способствует улучшению психоэмоционального состояния обучающихся и сплочению коллектива.
Методика «Новогодняя почта» может проводиться педагогом-психологом или классным руководителем.
Цель: изучение особенностей взаимоотношений обучающихся в классе и создание предпосылок для улучшения психологического климата в коллективе.
Задачи:
- Оценка степени сплоченности или разобщенности внутри коллектива обучающихся.
- Выявление симпатий и антипатий, неформальных лидеров.
- Актуализация эмоций у обучающих.
- Формирование позитивного отношения к одноклассникам.
Материалы: картонные заготовки открыток формата А6, цветные карандаши, фломастеры, ручки, (возможно использование дополнительных материалов: пастель, гуашь, блестки, цветной картон, клей и т.п., но это приведет к увеличению времени выполнения) коробка с надписью «Новогодняя почта», список детей.
Процедура состоит из трёх этапов:
- Подготовительный - творческое задание с обучающимися (занимает около 30 минут);
- Основной - обработка результатов (занимает около часа);
- Заключительный - вручение почты (занимает около 10 минут).
- Подготовительный этап (творческое задание) лучше проводить со всем классом, обучающихся желательно рассадить по одному. Инструкция: В преддверии такого замечательного праздника, как Новый Год, предлагаю Вам сыграть в очень интересную игру;) Главное правило – полная и абсолютная секретность! Вы никогда и никому не должны говорить, что и для кого вы сегодня будете делать. Правило второе: к другим не подглядывать! Согласны? Посмотрите вокруг: с кем-то вы успели подружиться, с кем-то только планируете; кого-то хочется поблагодарить за что-то в этом году, а может быть кого-то поддержать, кому-то просто хочется сказать какие-нибудь теплые, приятные слова или пожелания… Предлагаю вам сейчас сделать секретные открытки. Вы можете взять столько заготовок, сколько вам необходимо, и создать столько секретных открыток, сколько захочется. Вы можете нарисовать или написать всё, что сочтете нужным. Возможно, кого-то сейчас нет здесь с нами, кто-то заболел или не смог прийти, это не страшно. Им тоже можно написать секретные открытки. Я буду вашим почтальоном и вручу открытки даже тем, кого сейчас здесь нет. Не забудьте написать имя адресата, но ни в коем случае не указывайте свое! Когда закончите оформление своих открыток, несите их сюда и складывайте в эту коробочку. Готовы? Правила помним? Полная секретность!
Перед окончанием работы напоминайте детям о необходимости указать адресата.
- Основной этап (процедура обработки):
ФИО обучающегося | Кол-во позитивных открыток | Кол-во негативных открыток | Общее количество баллов |
По обучающимся класса, отсутствовавшим на подготовительном этапе, выводы делать нецелесообразно, в таблицу вносятся ФИО только тех детей, которые присутствовали на подготовительном этапе. Позитивными считаются открытки, содержащие слова благодарности и пожеланий. Негативными считаются открытки, в которых присутствует явный или завуалированный оскорбительный посыл – их нужно изъять. Общее количество баллов высчитывается по формуле: количество позитивных открыток – количество негативных открыток.
Показатели благоприятного психологического климата в классе:
- отсутствие негативных открыток;
- позитивные открытки в адрес отсутствовавших на подготовительном этапе обучающихся;
- позитивные открытки в адрес учителей;
Максимальное количество баллов набирают так называемые «звёзды класса», их может быть несколько, но, как правило, не более трех. Обучающиеся, набравшие больше одного балла относятся к категории «предпочитаемых». Ноль или отрицательное количество баллов у обучающихся из категории «пренебрегаемых» - это дети «группы риска». В случае выявления наличия таких обучающихся в классе педагогу-психологу и классному руководителю следует организовать дополнительную диагностическую и (по необходимости) коррекционно-развивающую работу, направленную на сплочение, развитие социально-коммуникативных навыков, профилактику буллинга и улучшение психологического климата в классе.
Для обучающихся «группы риска» педагог, реализующий методику «Новогодняя почта», готовит позитивные открытки самостоятельно. Очень важно, чтобы все обучающиеся, которые будут присутствовать на заключительном этапе (вручение почты) получили по позитивной открытке.
- Заключительный этап (вручение почты). Проводится в тот же день, что и подготовительный этап или несколько позже (период ожидания не должен составлять более трех дней). Если есть открытки без адресата, целесообразно объявить в самом начале вручения: «Здесь адресат не указан, значит все написанное предназначается нам всем!» и зачитать их вслух.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВКР на первую категорию Методики психолого-педагогического обследования старших дошкольников
Общие подходы и требования к определению процедуры и содержания психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста. Методики психолого-педагогического обследования старш...
Методики психолого-педагогического диагностирования психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе
Комплекс методик диагностирования всех составляющих психологической готовности дошкольников к обучению в школе...
Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школе.
Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школеЦелью начального образования сегодня вместо простой передачи знаний, умений и навыков ...
Методики психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ
Методики которые можно использовать для диагностики ребёнка...
Блок методик для диагностики психолого-педагогического обследования детей 6-7 лет.
В данной разработке подобраны основные методики для диагностики психолого-педадагогической готовности ребёнка к школе....
Методика составления психолого-педагогической характеристики ученика начальной школы на ПМПК
У каждого учителя начальных классов периодически возникает необходимость написать характеристику тому или иному ученику. Особенно часто возникают трудности, если нужно представить ее на з...
1. Методика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго
Адаптация в первом классе – сложный период в жизни каждого ребенка. С каждым годом появляется все больше детей, которые с трудом справляются с программой обучения в начальной школе. Поэтому и уч...