Психолого-педагогическая методика «Новогодняя почта»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Ольга Михайловна Чекунова

В материале представлено описание и инструкция по проведению и обработке результатов психолого-педагогической методики "Новогодняя почта". Главными целями являются изучение особенностей взаимоотношений обучающихся в классе и создание предпосылок для улучшения психологического климата в коллективе. Методика может быть использована как педагогами-психологами начальной школы, так и классными руководителями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_novogodnyaya_pochta.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая методика «Новогодняя почта»

Методической основой является методика диагностики коммуникативных навыков Дж. Морено «Социометрия», которая используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений у обучающихся 2-11 классов.

Главное отличие созданной мной психолого-педагогической методики от других социометрических методик в том, что «Новогодняя почта» преследует не только диагностическую цель, но и дает психотерапевтический эффект, который достигается с помощью творческой деятельности и возможности отреагирования своих эмоций. Кроме того, секретность и сюрпризность мероприятия в преддверии любимого многими праздника способствует улучшению психоэмоционального состояния обучающихся и сплочению коллектива.

Методика «Новогодняя почта» может проводиться педагогом-психологом или классным руководителем.

Цель: изучение особенностей взаимоотношений обучающихся в классе и создание предпосылок для улучшения психологического климата в коллективе.

Задачи:

  1. Оценка степени сплоченности или разобщенности внутри коллектива обучающихся.
  2. Выявление симпатий и антипатий, неформальных лидеров.
  3. Актуализация эмоций у обучающих.
  4. Формирование позитивного отношения к одноклассникам.

Материалы: картонные заготовки открыток формата А6, цветные карандаши, фломастеры, ручки, (возможно использование дополнительных материалов: пастель, гуашь, блестки, цветной картон, клей и т.п., но это приведет к увеличению времени выполнения) коробка с надписью «Новогодняя почта», список детей.

Процедура состоит из трёх этапов:

  1. Подготовительный - творческое задание с обучающимися (занимает около 30 минут);
  2. Основной - обработка результатов (занимает около часа);
  3. Заключительный - вручение почты (занимает около 10 минут).

  1. Подготовительный этап (творческое задание) лучше проводить со всем классом, обучающихся желательно рассадить по одному. Инструкция: В преддверии такого замечательного праздника, как Новый Год, предлагаю Вам сыграть в очень интересную игру;) Главное правило – полная и абсолютная секретность! Вы никогда и никому не должны говорить, что и для кого вы сегодня будете делать. Правило второе: к другим не подглядывать! Согласны? Посмотрите вокруг: с кем-то вы успели подружиться, с кем-то только планируете; кого-то хочется поблагодарить за что-то в этом году, а может быть кого-то поддержать, кому-то просто хочется сказать какие-нибудь теплые, приятные слова или пожелания… Предлагаю вам сейчас сделать секретные открытки. Вы можете взять столько заготовок, сколько вам необходимо, и создать столько секретных открыток, сколько захочется. Вы можете нарисовать или написать всё, что сочтете нужным. Возможно, кого-то сейчас нет здесь с нами, кто-то заболел или не смог прийти, это не страшно. Им тоже можно написать секретные открытки. Я буду вашим почтальоном и вручу открытки даже тем, кого сейчас здесь нет. Не забудьте написать имя адресата, но ни в коем случае не указывайте свое! Когда закончите оформление своих открыток, несите их сюда и складывайте в эту коробочку. Готовы? Правила помним? Полная секретность!

Перед окончанием работы напоминайте детям о необходимости указать адресата.

  1. Основной этап (процедура обработки):

ФИО обучающегося

Кол-во позитивных открыток

Кол-во негативных открыток

Общее количество баллов

По обучающимся класса, отсутствовавшим на подготовительном этапе, выводы делать нецелесообразно, в таблицу вносятся ФИО только тех детей, которые присутствовали на подготовительном этапе. Позитивными считаются открытки, содержащие слова благодарности и пожеланий. Негативными считаются открытки, в которых присутствует явный или завуалированный оскорбительный посыл – их нужно изъять. Общее количество баллов высчитывается по формуле: количество позитивных открыток – количество негативных открыток.

Показатели благоприятного психологического климата в классе:

- отсутствие негативных открыток;

- позитивные открытки в адрес отсутствовавших на подготовительном этапе обучающихся;

- позитивные открытки в адрес учителей;

Максимальное количество баллов набирают так называемые «звёзды класса», их может быть несколько, но, как правило, не более трех. Обучающиеся, набравшие больше одного балла относятся к категории «предпочитаемых». Ноль или отрицательное количество баллов у обучающихся из категории «пренебрегаемых» - это дети «группы риска». В случае выявления наличия таких обучающихся в классе педагогу-психологу и классному руководителю следует организовать дополнительную диагностическую и (по необходимости) коррекционно-развивающую работу, направленную на сплочение, развитие социально-коммуникативных навыков, профилактику буллинга и улучшение психологического климата в классе.

Для обучающихся «группы риска» педагог, реализующий методику «Новогодняя почта», готовит позитивные открытки самостоятельно. Очень важно, чтобы все обучающиеся, которые будут присутствовать на заключительном этапе (вручение почты) получили по позитивной открытке.

  1. Заключительный этап (вручение почты). Проводится в тот же день, что и подготовительный этап или несколько позже (период ожидания не должен составлять более трех дней). Если есть открытки без адресата, целесообразно объявить в самом начале вручения: «Здесь адресат не указан, значит все написанное предназначается нам всем!» и зачитать их вслух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР на первую категорию Методики психолого-педагогического обследования старших дошкольников

Общие подходы  и требования к определению процедуры и содержания психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста. Методики психолого-педагогического обследования старш...

Методики психолого-педагогического диагностирования психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

Комплекс методик диагностирования всех составляющих психологической готовности дошкольников к обучению в школе...

Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школе.

Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школеЦелью начального образования сегодня вместо простой передачи знаний, умений и навыков ...

Методики психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ

Методики которые можно использовать для  диагностики ребёнка...

Блок методик для диагностики психолого-педагогического обследования детей 6-7 лет.

В данной разработке подобраны основные методики для диагностики психолого-педадагогической готовности ребёнка к школе....

Методика составления психолого-педагогической характеристики ученика начальной школы на ПМПК

У  каждого учителя начальных классов периодически возникает необходимость написать характеристику тому или иному ученику. Особенно часто возникают трудности, если нужно представить ее на з...

1. Методика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго

Адаптация в первом классе – сложный период в жизни каждого ребенка. С каждым годом появляется все больше детей, которые с трудом справляются с программой обучения в начальной школе. Поэтому и уч...