Психодиагностика развития памяти у первоклассников.
методическая разработка (1 класс)

Веселкова Ирина Васильевна

определение психодиагностики, задачи, методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihodiagnostika_razvitiya_pamyati.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Психодиагностика развития памяти

у первоклассников.

Психодиагностика — это область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня психологического развития, достигнутого индивидом или группой. В качестве объекта психодиагностической оценки может выступить практически все, что изучает психология, начиная от ощущений отдельно взято го человека и кончая сложнейшими социально-психологическими процессами, возникающими в общении и взаимодействий людей как личностей друг с другом.

Задачи психодиагностики:

1.  Выяснение состояния развитости соответствующего свойства.

2. Определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени.

3. Установление тех реальных изменений в психологии и поведении индивида или группы, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий, например в результате проведенного педагогического эксперимента.

4. Определение перспектив развития того или иного качества личности на основе анализа законов и динамики его развития в прошлом.

5. Разделение обследуемых людей или групп на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития.

6. Определение пригодности индивида или группы для решения тех или иных задач, например установления профессиональной готовности человека к исполнению своих служебных обязанностей.

7. Определение соответствия или несоответствия психологии и поведения индивида или группы некоторой заданной медицинской или социальной норме с целью проведения психо-коррекционной работы.

8. Выработка рекомендаций для индивида или группы с целью выбора жизненного пути (профессии, брачного партнера и т.п.) и дальнейшего самообразования.

Диагностика развития памяти

Диагностика зрительной памяти «Память на образы»

Цель: оценка объема и устойчивости кратковременной зрительно-пространственной памяти.

Стимульный материал: матрица с 9 черно-белыми изображениями, доступными по содержанию для ребенка; матрица с 9 клетками; 15 картинок (9 + 6).

Методика проведения: экспериментатор предлагает ребенку внимательно посмотреть на таблицу с картинками и постараться их запомнить.

Время предъявления — 15с.

После этого ребенку дается пустая таблица и 15 картинок. Ребенок должен выбрать те картинки, которые он видел, и разложить их так же, как они были разложены на образце. Через 5 мин задание повторяется. Результаты заносятся в протокол.

Оценка результатов: подсчитывается количество правильно воспроизведенных (объем памяти) и правильно расположенных (устойчивость памяти) образов.

Норма: объем — 7-8; устойчивость — 6-7.

Диагностика слухоречевой памяти — «10 слов» Цель: см. выше.

Стимульный материал: список из 10 слов. Образец оформления протокола: Фамилия, имя ребенка

Дата проведения

Время проведения

Слова-стимулы

Количество предъявлений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

б

7

8

9

10

11

12

1

дом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

лес

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

звон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

стол

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

ночь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

 

 

 

 

 

 

 

6

игла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

пирог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

брат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

крест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

кот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество воспроизведенных слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход: ребенку предлагается запомнить и воспроизвести 10 слов. Список со словами предлагается ребенку 10 раз или до тех пор, пока он не воспроизведет все 10 слов. В протоколе фиксируются и слова, которые ребенок привносит в список.

Обработка результатов: в норме 10 слов ребенок должен воспроизводить с 6-7 предъявлений.

Диагностика зрительной памяти — «ВВР» (воспроизведение визуальных репродукций)

Обработка результатов: рисунки детей анализируются следующим образом: фигура А: 1)две перекрещенные линии и два флажка -1балл; 2) правильно расположены флажки -- 1 балл; 3) правильный угол пересечения линий — 1 балл.

-  фигура Б: 1) большой квадрат с двумя диаметрами — 1 балл; 2) четыре малых квадрата в большом - - 1 балл; 3) два диаметра со всеми мелкими квадратами — 1 балл; 4) четыре точки в квадратах - 1 балл; 5) Точность в пропорциях — 1 балл.

-  фигура В: 1) открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл; 2) центр и левая или правая сторона правильно воспроизведены — 1 балл; 3) фигура правильная, за исключением одного неправильно воспроизведенного узла, - - 1 балл; 4) фигура правильно воспроизведена — 3 балла.

- фигура Г: 1) большой прямоугольник с маленьким в нем - 1 балл; 2) все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего — 1; 3) маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл. Максимальная оценка — 3 балла.

Максимальная оценка по данной методике --14 баллов. Норма выполнения— 10-14 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти и внимания у первоклассников

Материал предназначен для учителей и классных руководителей....

Игры и упражнения для развития памяти у первоклассников

В процессе обучения одной из важных задач учителя является  целенаправленная и систематическая работа по развитию памяти учащихся. Работа должна быть направлена не просто на запоминания определён...

Коррекционная программа по развитию памяти для детей с задержкой психического развития

Коррекционная программа для детей с задержкой психического развития...

Развитие памяти и внимания у первоклассников

Советы родителям и педагогвм...

Игры и упражнения по развитию памяти у первоклассников.

Методические рекомендации для родителей для активизации познавательной деятельности детей....

Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе

Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе...

Метод.доклад «Виды памяти, их особенности. Способы развития памяти»

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. Основные характеристики памяти. Функции  памяти. качества памяти. Виды памяти. Правила и способы разви...