Психодиагностика развития памяти у первоклассников.
методическая разработка (1 класс)
определение психодиагностики, задачи, методики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihodiagnostika_razvitiya_pamyati.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Психодиагностика развития памяти
у первоклассников.
Психодиагностика — это область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня психологического развития, достигнутого индивидом или группой. В качестве объекта психодиагностической оценки может выступить практически все, что изучает психология, начиная от ощущений отдельно взято го человека и кончая сложнейшими социально-психологическими процессами, возникающими в общении и взаимодействий людей как личностей друг с другом.
Задачи психодиагностики:
1. Выяснение состояния развитости соответствующего свойства.
2. Определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени.
3. Установление тех реальных изменений в психологии и поведении индивида или группы, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий, например в результате проведенного педагогического эксперимента.
4. Определение перспектив развития того или иного качества личности на основе анализа законов и динамики его развития в прошлом.
5. Разделение обследуемых людей или групп на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития.
6. Определение пригодности индивида или группы для решения тех или иных задач, например установления профессиональной готовности человека к исполнению своих служебных обязанностей.
7. Определение соответствия или несоответствия психологии и поведения индивида или группы некоторой заданной медицинской или социальной норме с целью проведения психо-коррекционной работы.
8. Выработка рекомендаций для индивида или группы с целью выбора жизненного пути (профессии, брачного партнера и т.п.) и дальнейшего самообразования.
Диагностика развития памяти
Диагностика зрительной памяти «Память на образы»
Цель: оценка объема и устойчивости кратковременной зрительно-пространственной памяти.
Стимульный материал: матрица с 9 черно-белыми изображениями, доступными по содержанию для ребенка; матрица с 9 клетками; 15 картинок (9 + 6).
Методика проведения: экспериментатор предлагает ребенку внимательно посмотреть на таблицу с картинками и постараться их запомнить.
Время предъявления — 15с.
После этого ребенку дается пустая таблица и 15 картинок. Ребенок должен выбрать те картинки, которые он видел, и разложить их так же, как они были разложены на образце. Через 5 мин задание повторяется. Результаты заносятся в протокол.
Оценка результатов: подсчитывается количество правильно воспроизведенных (объем памяти) и правильно расположенных (устойчивость памяти) образов.
Норма: объем — 7-8; устойчивость — 6-7.
Диагностика слухоречевой памяти — «10 слов» Цель: см. выше.
Стимульный материал: список из 10 слов. Образец оформления протокола: Фамилия, имя ребенка
Дата проведения
Время проведения
№ | Слова-стимулы | Количество предъявлений | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | б | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||||||||||
1 | дом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
2 | лес |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
3 | звон |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
4 | стол |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
5 | ночь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
1 | 2 |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
6 | игла |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
7 | пирог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
8 | брат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
9 | крест |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
10 | кот |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
Количество воспроизведенных слов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ход: ребенку предлагается запомнить и воспроизвести 10 слов. Список со словами предлагается ребенку 10 раз или до тех пор, пока он не воспроизведет все 10 слов. В протоколе фиксируются и слова, которые ребенок привносит в список.
Обработка результатов: в норме 10 слов ребенок должен воспроизводить с 6-7 предъявлений.
Диагностика зрительной памяти — «ВВР» (воспроизведение визуальных репродукций)
Обработка результатов: рисунки детей анализируются следующим образом: фигура А: 1)две перекрещенные линии и два флажка -1балл; 2) правильно расположены флажки -- 1 балл; 3) правильный угол пересечения линий — 1 балл.
- фигура Б: 1) большой квадрат с двумя диаметрами — 1 балл; 2) четыре малых квадрата в большом - - 1 балл; 3) два диаметра со всеми мелкими квадратами — 1 балл; 4) четыре точки в квадратах - 1 балл; 5) Точность в пропорциях — 1 балл.
- фигура В: 1) открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл; 2) центр и левая или правая сторона правильно воспроизведены — 1 балл; 3) фигура правильная, за исключением одного неправильно воспроизведенного узла, - - 1 балл; 4) фигура правильно воспроизведена — 3 балла.
- фигура Г: 1) большой прямоугольник с маленьким в нем - 1 балл; 2) все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего — 1; 3) маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл. Максимальная оценка — 3 балла.
Максимальная оценка по данной методике --14 баллов. Норма выполнения— 10-14 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие памяти и внимания у первоклассников
Материал предназначен для учителей и классных руководителей....
Игры и упражнения для развития памяти у первоклассников
В процессе обучения одной из важных задач учителя является целенаправленная и систематическая работа по развитию памяти учащихся. Работа должна быть направлена не просто на запоминания определён...
Коррекционная программа по развитию памяти для детей с задержкой психического развития
Коррекционная программа для детей с задержкой психического развития...
Развитие памяти и внимания у первоклассников
Советы родителям и педагогвм...
Игры и упражнения по развитию памяти у первоклассников.
Методические рекомендации для родителей для активизации познавательной деятельности детей....
Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе
Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе...
Метод.доклад «Виды памяти, их особенности. Способы развития памяти»
Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. Основные характеристики памяти. Функции памяти. качества памяти. Виды памяти. Правила и способы разви...