Игры и упражнения для развития памяти у первоклассников
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему
В процессе обучения одной из важных задач учителя является целенаправленная и систематическая работа по развитию памяти учащихся. Работа должна быть направлена не просто на запоминания определённого количества фактов, а прежде всего на обучение приёмам рационального запоминания с их должной мотивацией. Данные игры и упражнения при систематическом их проведении на уроках и внеурочной деятельности дают большой положительный результат на качестве обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_pamyati_u_pervoklassnikov.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для развития памяти у первоклассников.
При выполнении упражнений учитель заранее дает установку на запоминание и разъясняет ход дальнейших действий учащихся, в том числе и своей.
1. Математические слова. Учитель называет несколько слов: треугольник, опять, восемь, столько же, пример, математика, четыре, получится - и просит учащихся запомнить из них как можно больше слов. При проверке один ученик называет слова, другие добавляют. Анализируя количество названных слов, выясняют причины запоминания одних и не запоминания других.
2. Цепочка слов. Учитель называет по три слова, связанных по смыслу: круг, треугольник, квадрат; плюс, минус, равняется; шесть, четыре, два и т.д. Затем учитель снова называет первое слово, а второе и третье слова называют учащиеся по одному или хором. При анализе подчеркивается, что слова, связанные по смыслу, запоминаются легче.
3. Повтори-ка! Учитель называет слово (например, пять). Ученик повторяет это слово и добавляет другое (пять, квадрат). Следующий ученик, перечислив ранее названные слова, добавляет свое (пять, квадрат, больше) и т.д. Тот, кто не сумеет повторить всех слов или перепутает их порядок, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается, т.е. у кого лучше память.
4. Зрительный диктант. В течение одной минуты учитель показывает фигуры и просит их запомнить. Учащиеся, в свою очередь, внимательно смотрят, прорисовывают в воздухе, старясь запомнить очертания фигуры, что бы затем точнее нарисовать в тетради или на листе бумаги. Результаты проверяются [29, с.158].
В зависимости от класса все эти задания имеют разную степень трудности. Все они в основном предназначены для развития; внимания, восприятия, зрительной и слуховой памяти.
5.Упражнения «Запомни движение» (цель – развитие моторно-слуховой
памяти).
Процедура игры. Учитель показывает детям движения, состоящие из
3-4 действий. Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал учитель, а затем в обратном порядке.
Движение 1. Присесть - встать – поднять руки - опустить руки.
Движение 2. Поднять руки ладонями вверх («собираю дождик»), по-
вернуть ладони вниз, опустить руки вдоль туловища, поднять руки по бокам в разные стороны.
Движение 3. Отставить правую ногу вправо, приставить правую ногу, отставить левую ногу влево, приставить левую ногу.
Движение 4. Присесть – встать - повернуть голову вправо - повернуть голову прямо.
6.Упражнение «Запомни свою позу» (цель- развитие моторно-слуховой памяти).
Процедура игры. Каждый ребёнок стоит «на своём месте».По команде ведущего все дети должны принять определенные позы (по желанию) . Ведущий обходит и тем детям, которое приняли одинаковые позы, он предлагает сменить их. Затем играется весёлая музыка. Под музыку дети двигаются, танцуют, бегают ( 1-1,5мин.). Музыка внезапно обрывается, дети должны быстро разбежаться по своим местам и принять те позы, которые они «учили» в начале игры.
7.Упражнение «Слушай и исполняй!» (цель – развитие внимания и памяти).
Процедура игры. Учитель называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1- 2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы учителем.
Задание 1. Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.
Задание 2. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
Задание 3. Повернуться налево ( на 90), присесть, встать.
Задание 4. Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.
8.Упражнение «Испорченный телефон» (цель- развитие восприятия и памяти).
Процедура игры. В классе детей по их желанию выбирается один водящий. Затем весь класс становится к нему спиной и никто не подглядывает. Ребёнок подходит к одному из детей и втайне от других показывает ему какую- то позу ( он её выдумывает сам).
Затем водящий отворачивается и отходит в сторону. Ребёнок, которому показали позу, выбирает другого участника и показывает ему ту позу, которую он увидел…и т. д.
Когда всем детям показана поза, они встают в круг лицом друг другу. Водящий показывает свою позу, и тот из детей, кто закончил игру последним, тоже показывает свою позу. Первая и последняя позы сравниваются.
Замечание: Позы должны быть разными. Если дети стесняются и переживают, что их позы разные, объяснить им, что так и должно быть. Рассказать про «испорченный телефон».
9.Упражнение «Кто что сделал?» (цель - развитие наблюдательности, восприятия, памяти).
Процедура игры. Из группы детей выбираются 3-4 ребенка. Один из выбранных - водящий. Остальные дети «зрители». 2-3 выбранных ребенка поочередно показывают водящему какие-то действия. Он смотрит и запоминает. Затем он должен повторить эти действия. В том порядке, в котором он их увидел.
Замечание: желательно игру проводить под фонограмму (веселой музыки).
10.Упражнение «Художнuк» (цель - развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей).
Процедура игры. Из группы детей выбираются 2 ребенка. Остальные - «зрители». Один из выбранных - «художник» (по желанию), другой - «заказывает ему свой портрет». «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика» (1,5-2 мин.). Затем он отворачивается и по памяти описывает внешность первого ребенка.
Замечания:
а. Если «художник» медлит, разрешается задавать ему вопросы: «Какие у Лены волосы?», «Какие у нее глаза?», «Во что она одета?» и т. д.
б. Запрещается высказывание обидных замечаний в адрес детей, фиксирующих какие-либо их физические недостатки. 3. Учитель должен подчеркивать внешние достоинства детей: «Ну-ка, вспомни, какая Лена красивая?»
11.Упражнение « Тень» (цель - развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности).
Процедура игры. Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные «зрители». Один ребенок - «путник», другой - его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет второй ребенок, его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника».
Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», присесть, поскакать на одной ноге, остановиться и посмотреть из-под руки, и т. д.
12.Упражнение «Разведчики» (цель - развитие наблюдательности, памяти).
Процедура игры.
Вариант 1. Из группы детей выбираются «разведчик» и «командир». Остальные - «отряд»'. В комнате стулья расставлены хаотично. «Разведчик» проходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем ан проводит «отряд» па тому пути, который был ему показан ему «разведчикам».
Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь, и другой «командир» повторяет его. и т. д:
Вариант 2. В целом игра проводится так же, но только «командир» ведет отряд из того места, на котором закончил свой путь «разведчик», и в то место, из которого «разведчик» вышел.
Рекомендуется по несколько раз повторять те игры, которые вызывают затруднения у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по развитию памяти у первоклассников.
Методические рекомендации для родителей для активизации познавательной деятельности детей....
Методическая разработка на тему "Игры и упражнения на развитие памяти"
Игры на развитие памяти...
Методическая разработка на тему "Игры и упражнения на развитие памяти"
Сборник игр и упражнений....
Игры и упражнения, способствующие развитию памяти младших школьников.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, с...
Игры и упражнения на развитие памяти младшего школьника
Память – это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить её в сферу созн...
Игры и упражнения на развитие памяти младших школьников.
Игры и упражнения на тему "Развитие памяти младших школьников" , которые можно использовать как на уроках, так и во время внеурочной деятельности.Предложенные упражнения помогут ребенку овла...
Игры и упражнения на развитие памяти младших школьников.
Память это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и п...