Презентация на тему: Условия формирования школьной и социальной успешности учащихся начальной школы.
презентация к уроку
Презентация к семинару для учителей младших классов. Проведен в 2020-2021 учебном году. На семинаре обсуждается процесс социальной успешности как качество личности каждого школьника. Рассматриваются модели взаимодействия учителя начальных классов и младшего школьника в современном образовании, а так же создание условий психологической комфортности в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование успешной социальной личности происходит: в учебной деятельности (интеллектуальные, ролевые игры, групповые чтения, обсуждения прочитанного и т.д.) во внеурочной деятельности (посещение кружков и секций, участие в праздниках, акциях, классные часы, трудовая деятельность)
В период начального образования идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации. При благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка. Формируются общеучебные умения, навыки и способы деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Школьная и социальная успешности : зависят от социального воспитания младшего школьника; приобретаются и осознаются в процессе социализации личности; развиваются при создании внешних условий, задающих образцы поведения и отношения, способствующие достижениям.
В младшем школьном возрасте процесс формирования социальной успешности как качества личности начинается с активного сознательного освоения социальной роли «ученик», когда еще желаема социально значимая учебная деятельность. Более того, «если ребенку удается достичь успеха в школе, у него есть все шансы успеха в жизни». Социальная успешность определяется как результат положительного опыта деятельности, проявляющегося в стремлении включиться в учебное общение на уровне своего развития, обученности, воспитанности . (И.А. Гришанова)
С оциальная успешность – это качество личности, позволяющее в процессе освоения социального опыта конструктивно функционировать, позитивно развиваться, благополучно преодолевать трудности и разрешать проблемы.
В школе обучается 1643 ребенка. Из них у 17 учащихся проявляется социальная неуспешность: в начальной школе 5 детей, со школьной неуспеваемостью – 2. Данные семьи состоят на сопровождении у социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, заместителя директора по УВР. Особое внимание при работе с родителями, детьми уделяется стилю воспитания ребенка в семье, развитию детско-родительских отношений, соответствию возрастного и психического развития, состоянию здоровья ребенка, семейному микроклимату и тому, к какой категории по социальной принадлежности относится семья (многодетная, малообеспеченная, полная/неполная). С родителями, детьми проводятся беседы, коррекционная работа, профилактика развития отклоняющего поведения ребенка. При необходимости привлекаются специалисты: инспектор ПДН, специалист по социальной работе КЦСОН, УСЗН, управления образования и другие.
ГАУ АО «Благовещенский КЦСОН» Управление образования администрации г. Благовещенска СОЦИАЛЬНАЯ НЕУСПЕШНОСТЬ Администрация МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска» Педагог-психолог Социальный педагог ПМПк ПМПК Инспектор ПДН Классный руководитель Школьная медицинская служба Структура подразделений, участвующих в работе с социально неуспешными детьми
В 2020/2021 учебном году 3 детей вышли из «группы риска» к успешно обучающимся. Указанный состав с социальной неуспешностью не является постоянным. В результате кропотливой индивидуальной работы всех структурных подразделений дети постепенно переходят в разряд успешных.
С оциальная успешность определяется воспитательной системой школы, наличием в ней оптимальных для этого организационно-педагогических условий. Главное условие, обеспечивающее эффективность всякой воспитательной системы, – личность педагога-воспитателя. Ему принадлежит ведущая роль в организации жизнедеятельности общеобразовательного учреждения, в создании обстоятельств жизни детей. « В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника» (К.Д. Ушинский). «Тот, кто хочет воспитывать других, тот должен быть воспитанным сам. Не столько метод, сколько личность учителя оказывает воздействие на ученика. Только душа может воспитывать другую душу» (А. Матиас).
В современном образовании в настоящее время происходит смена модели взаимодействий учителя начальных классов и младшего школьника– от учебно-дисциплинарной, авторитарной к гуманной, личностно-ориентированной, утверждающей ценность личности ребенка и отвергающей манипулятивный подход к нему. Из транслятора знаний и опыта педагог становится организатором развивающей воспитывающей среды, способствующей максимальному раскрытию актуальных и потенциальных возможностей учащихся.
О сновные принципы современного подхода в организации гуманистического образовательного процесса: ценностное отношение к личности ребенка , признание за ним права на собственную позицию, на возможность высказать это мнение без последующих дисциплинарных наказаний. При этом важно учитывать, что ценностное отношение означает и обратный процесс: от ребенка к педагогу, и это – показатель уровня профессионального мастерства учителя; ● субъект-субъектное межличностное взаимодействие педагога и воспитанника в образовательном процессе, то есть предполагающее активное, инициирующее участие обеих сторон в познании и воспитании вместо традиционного однонаправленного педагогического воздействия;
● признание за ребенком прав : на творческий поиск тех областей жизнедеятельности, в которых могут наиболее полно реализоваться способности и потенциальные возможности ребенка; признание на ошибку, без которой невозможно стать творческой личностью, иначе весь процесс познания станет обычной репродуктивной деятельностью; признание за собой и за ребенком обязанностей: «Чтобы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиться».
Успешное обучение и воспитание детей, их внутреннее благополучие и социальная успешность во многом зависят от стиля работы учителя. Демократический стиль способствует успешному формированию психических функций ребенка, благоприятствуют обучению и обеспечению социальной успешности. Авторитарный стиль либо приводит к закреплению исполнительской позиции, формированию комфортного поведения, либо вызывает негативные эмоционально-поведенческие реакции детей.
Профессиональная позиция педагога как субъекта воспитательного влияния во взаимодействии с ребенком и детским сообществом школы предполагает его готовность и способность: Строить общение с детьми на основе гуманистических принципов: диалогичности; эмпатического понимания; доверия к возможностям, способностям ребенка; безоценочного отношения к ребенку как суверенной личности; конгруэнтного самовыражения (открытости для ребенка нравственных убеждений, личностных ценностей, интересов учителя). Выстраивать совместную деятельность с детьми как воспитывающую, на основе отношений сотрудничества и сотворчества (например, в процессе подготовки и реализации внутришкольных, внутриклассных событий).
Создавать воспитывающие ситуации (конфликта, успеха и пр.) в учебной, трудовой, игровой, художественной и других видах деятельности школьников. Раскрывать и реализовывать воспитательный потенциал процесса обучения (через содержание образования, формы и методы обучения), предметно-эстетической среды, окружающей детей. Взаимодействовать со школьниками как субъектами школьного самоуправления. Поддерживать процессы самопознания, саморазвития, самореабилитации, ценностно-смыслового поиска ребенка, организуя необходимую групповую и индивидуальную работу. • Предоставлять реальные возможности для личностной самореализации, жизненного самоопределения ребенка в пространстве воспитательной системы школы. • Транслировать гуманистическую культуру отношений человека к себе, к окружающему миру. • Быть открытым к воспитательному влиянию детей на него самого.
Обеспечение социальной успешности школьников предполагает создание в школе обстановки психологической комфортности. Обстановка «психологической комфортности» является одним из признаков наличия в школе гуманистической воспитательной системы, к которым относятся: ● Наличие общих представлений о школе как о целостном феномене, о ее качествах и свойствах, т.е. наличие собственной «малой концепции школы», отражающей ее настоящее и проектирующие будущее, концепции, принятой и педагогами, и учащимися. ● Здоровый образ жизни ее коллектива, жизни, включающей помимо учебы, и труд, и развлечения и неформальное общение, и творческую деятельность по интересам.
В нашей школе проводятся «Дни здоровья», коллективные выезды на природу не только в рамках классных мероприятий, но всего педагогического коллектива школы, позволяющие сплотить коллектив, снять усталость, зарядить позитивными эмоциями. Наличие радостных событий в жизни ребят, событий, ожидаемых и переживаемых ими, порождающих энергию, подъем духа в коллективе. В течение учебного года проводятся традиционные праздничные мероприятия (день знаний, дни рождения, новогодний праздник, 23 февраля, 8 марта, масленица), различные викторины, посещение кинотеатров, музеев и других общественно-культурных мероприятий, которые помогают формировать социальную успешность учащихся.
Имеется клуб «Олимпик», где дети могут развиваться не только физически, но и укреплять свое здоровье. Работают спортивные кружки/секции: спортивное ориентирование, карате, судомодельный кружок, робототехника. В центре дополнительного образования «Орленок» работают кружки, способствующие развитию внутреннего мира ребенка, раскрытию его творческих способностей (танцевальный кружок «Сальве», изостудия, очумелые ручки). Проведение элективов, факультативных занятий, таких как математическая мозаика, школьный телетайп, ракетомоделирование, театральная студия «дебют», математических калейдоскоп способствуют всестороннему развитию ребенка. Всего 11 направлений.
Для 4-5 классов согласно ФГОС проводятся факультативы по психологии общения. В учебном году проводится 35 занятий для каждого класса. Дети учатся общаться конструктивному взаимодействию, бесконфликтному общению. Особое внимание уделяется развитию эмоционально-волевой сферы учащихся. О т развития эмоционального интеллекта зависит социальная успешность ребенка. Научиться осознавать свои эмоции и чувства, понимать и применять их в общении с людьми очень важно для развития социального здоровья личности, взаимодействия с внешней средой (выработка индивидуального стиля деятельности (поведения), наличие самоконтроля и саморегуляции в зависимости от обстоятельств).
● Наличие зон неупорядоченности, свободного развития отдельных классов, групп, детей, как дополнение упорядоченности и противовес заорганизованности. Наличие «говорящих стен», отражающих повседневную жизнь ребят (обсуждение успехов детей, выявление причин неуспеха и пути решений для его исправления). включенность среды в школу и школы в среду; разрешение внутренних конфликтов за счет саморегуляции; гуманистический характер личностных отношений между детьми и взрослыми, проявляющиеся в их повседневном общении.
Критерии эффективной работы службы психолого-педагогического сопровождения определяются «обеспечением основных психологических условий, способствующих развитию личности школьников. К ним относятся: ● максимальная реализация в работе педагогического коллектива с учащимися возрастных возможностей и резервов (через семинары для учителей, родительские собрания); развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей учащихся внутри каждого возрастного периода интересов, склонностей, способностей, направленности, ценностных ориентаций, жизненных планов; создание в школе благоприятного для развития и самочувствия детей психологического климата, который определяется продуктивным обучением, взаимодействием ребенка и взрослых, окружение сверстников».
Истинная цель сопровождения заключается в «обеспечении полноценного психологического здоровья (полного душевного комфорта физического и социально-психологического благополучия. Социальная успешность учащихся в школе возможна при наличии следующих организационно-педагогических условий: • перевод теоретико-гуманистических ориентаций педагогов на профессионально-деятельностный уровень; • создание обстановки психологической комфортности в школе; • создание поля реализации личностного потенциала школьников; • насыщение учебного процесса гуманитарным содержанием; • педагогическое сопровождение процесса личностного роста школьников в социальном взаимодействии.
Диагностика социальной успешности младшего школьника 1. «Определение уровня саморегуляции». 2. Диагностика школьной тревожности (Е. Амен). 3. Цветовой тест отношений «ЦТО» (А.М. Эткина). 4. Экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника» (Н.И. Гуткина). 5. Исследование личностных особенностей младшего школьника (Р.Б. Кеттел, Р.В. Коан). 6. Самооценка и уровень притязаний младшего школьника при помощи методики А.И. Липкиной «Три оценки». 7. Микропрактикум «Мой класс». 8. Эмоциональная удовлетворенность школьника. 9. Социометрический метод исследования. 10. Оценка привлекательности классного коллектива (диагностика взаимоотношений в классе). 11. Методика «Два домика».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социальных компетенций и воспитание успешности учащихся начальной школы
Метод проектов относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в быстро меняющемся мире. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая с...
Диагностика формирования социальной компетентности учащихся начальной школы.
Материал является результатом работы опытно-экспериментальной площадки по уровню сформированности социальной компетентности и содержит практические рекомендации....
Формирование социальной компетентности учащихся начальной школы, через внеурочную деятельность.
Современное образование ответственно не только за сдачу школьниками предметных экзаменов, но и за развитие качеств личности, обеспечивающих возможность успешно адаптироваться в обществе. П...
Доклад на тему: «Условия формирования устойчивой учебной мотивации у учащихся начальных классов»
Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.Формирование мотивации — это воспитание у школьников и...
Формирование школьной и социальной успешности обучающихся
В работе оьобщен опыт по формированию успешности школьников...
Презентация по теме самообразования: «Формирование основ финансовой грамотности у учащихся начальной школы»
Презентация для родительского собрания по финансовой грамотности....
Условия формирования школьной и социальной успешности учащихся начальной школы
Занятие для проведения семинара для учителей младших классов на тему: Условия формирования школьной и социальной успешности учащихся начальной школы. Обсуждается процесс социальной успешности как каче...