Эмоции – настоящее психологическое горючее для роста, развития и деятельности растущего человека.
консультация

Разина Наталья Анатольевна

С помощью умения распознавать свое эмоциональное состояние ребёнок лучше понимает себя, других, принимает обоснованные решения и управляет своим поведением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоции – настоящее психологическое горючее для роста, развития и деятельности растущего человека

Эмоции являются неотъемлемой частью развития ребёнка. Они помогают понимать свои чувства и чувства других людей, а также способствуют развитию социальных навыков.

В трудах, посвящённых исследованиям психологии эмоций (Л, С, Выготский, В, Вилюнас, В, Вундт, К, Г, Ланге, К, Бюлер, К, Э, Изард, Э, Фромм, Э, Эриксон, Ж, Пиаже, З. Фрейд, А, Л, Гайдамак, У, Макдаугол, С, Г, Якобсон, Т, Н, Осипенко, А, Г, Грецов, Е, П, Ильин, Е, В, Субботский, С, Г, Якобсон и др.), подчеркивается многогранность, многовариативность,

многофункциональность эмоциональной сферы; её значимость для полноценного развития личности.

Важно, чтобы родители, воспитатели, педагоги помогали ребёнку осознавать и выражать свои эмоции. Проявлять их правильно, безопасным способом. Невыраженные эмоции – это чувства, которые не были осознаны или проявлены.

Подавленные эмоции омрачают восприятие и делают человека наименее способным к деятельности. Постепенное накопление невыраженных чувств и эмоций приводит к стрессу. Появляется тревожность, которую человек не понимает, и откуда она возникла тоже не может понять. Возникает чувство растерянности, появляется страх и так далее по нарастающей.

Если не обращать внимания на то, что ты чувствуешь, то это может привести к эмоциональному выгоранию, депрессии и другим психологическим проблемам.

Недостаточная сформированность психической, эмоциональной сферы детей, особенности их индивидуального темперамента, типа нервной системы приводят к тому, что часто реакции на события проявляются в виде отрицательных эмоций и невротических состояний.

Эмоции могут быть разными: радость, грусть, злость, страх, удивление и т. д. Они проявляются в виде мимики, жестов, голоса, поведения. Ребёнок учится выражать свои эмоции, а также понимать эмоции других, чтобы в дальнейшем правильно реагировать на ситуации и обстоятельства, осознавать своё состояние в стрессовых ситуациях. По теории дифференциальных эмоций К. Э. Изарда базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации. Этим критериям отвечают эмоции интереса, радости, удивления, печали, гнева, отвращения, презрения и страха.

Стоит обратить внимание родителей, воспитателей и педагогов, особенно педагогов начальной школы, на то, что начиная с раннего воспитания, нужно спрашивать ребёнка о том, что он чувствует, что ощущает. Учить различать положительные и отрицательные эмоции.

Как характеризуют свое психическое самочувствие школьники или их родители? Примерно у каждого второго школьника оно обычно близкое к норме. Другая половина делится на две части: одна - подвержена резкой смене настроения; другая – постоянно пребывает либо в крайнем возбуждении, либо в подавленном состоянии. Такой настрой влияет на учебную деятельность и коммуникативные связи.

Любое психическое состояние детей нуждается в управлении, поддержке и коррекции со стороны взрослых. Эмоции напрямую влияют на работоспособность. Важно понимать, что положительные эмоции помогают нам, прежде всего в развитии и достижении поставленных целей. Начиная любое дело, будет лучше, если подойти к нему с хорошими мыслями, радостным и позитивным настроем. Негативные эмоции, замедляют и делают невозможным воплощение идей в нашей жизни.

Например, можно использовать игры и упражнения, которые помогают понять, что мы чувствуем в данный момент и научиться управлять ими. Методы арт-терапии как лепка, рисование, танцевальная и музыкальная терапия помогают безопасно и гармонично, естественным образом выразить ту или иную застрявшую эмоцию. Спортивные игры и занятия способствуют положительным изменениям в жизни. Активные виды спорта могут помочь снизить уровень стресса, улучшить настроение и повысить самооценку.

Эмоции (от латинского emovere – потрясаю, волную) – часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции расцвечивают жизнь, определяют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи и окрашивают все без исключения потребности и виды деятельности.

«Всякая эмоция, – утверждает Л.С. Выготский, – есть позыв к действию или отказ от действия…

Умение распознавать свое эмоциональное состояние является важным навыком в жизни, и не стоит пренебрегать и забывать о том, что помимо умственного интеллекта, есть эмоциональный интеллект, который играет не менее важную роль. С его помощью человек, растущий ребёнок, лучше понимает себя, других, принимает обоснованные решения и управляет своим поведением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАЧИМОСТЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА

Доклад для выступления на родительском собрании о воспитании детей в семье....

Рабочая программа по внеурочной деятельности на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».

Рабочая программа на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».  Интересные задания, в продаже есть методическое пособие и тетрадь для учащихся....

внеурочная деятельность факультатив "РОСТ" (развитие, общение, самооценка, творчество)

Содержание деятельности учащихся в данной программе во внеурочное время, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре наполненной интересным познавательныи материалом, дети пол...

Создание условий для социальной адаптации первоклассников через реализацию программы внеурочной деятельности «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество»

Статья посвящена вопросам организации внеурочной деятельности в начальной школе на примере МБОУ «СОШ №43» г. Нижневартовска. Особое внимание в работе акцентируется  на создание условий для социал...

Личностное развитие растущего человека в образовательном пространстве

Личностное развитие растущего человека в образовательном пространстве            Мияилович Т.В....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФГОС) УЧAIЦИХСЯ З-го КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «РОСТ: РАЗВИТИЕ, ОБЩЕНИЕ, САМООЦЕНКА,ТВОРЧЕСТВО"

Создание ПРОГРАММы по ВНЕУРОЧНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФГОС)   УЧAIЦИХСЯ З-го КЛАССА   НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...

Статья «Народная культура - неотъемлемая часть души растущего человека».

Вовлечение детей в проведение творческих внеклассных мероприятий по изучению"Природного и культурного наследия родного края" поможет детям обрести гармонию с природой, любовь к ближнему и ув...