ДОКЛАД ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 2023
методическая разработка (1 класс)

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

ДОКЛАД

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_adaptatsiya_1y_klass_2023-24_g.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза В.Ф. Нестерова»

Черемисиновского района Курской области

ДОКЛАД

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Обследование     выполнялось в I  четверти (сентябрь - октябрь  2023 г), а именно с ____________ по _____________

. В  диагностике принимали участие 3 детей (всего 3)

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей  в социально-психологическом  плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.

Это очень напряженный период, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
С началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести-семи лет, эта нагрузка является наиболее утомительной.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма и длится от нескольких недель до года. А в некоторых случаях и дольше и требует серьезного вмешательства.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую "платит" организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: "Я УЖЕ УЧЕНИК!", готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т. п. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные. Важно сразу показать ученику отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы. 

Описание методов исследования

Программа исследования адаптации первоклассников состоит из следующих методик:

1. Определение сформированности «внутренней позиции школьника». Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.

2. Определение мотивов учения. Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

3. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.

4. Занятие «Дизайн музея». Создать положительный эмоциональный фон, познакомить детей друг с другом и настроить на работу.

5. Занятие «Зал скульптур и сказок». Создать положительный эмоциональный фон, познакомить детей друг с другом и настроить на работу.

6. Карта наблюдения за процессом адаптации учащихся 1-х классов.

В ней представлены параметры, на основании которых можно оценить деятельность ребенка, особенности его эмоционально–волевой сферы и положение в классе. Эти сведения могут быть дополнительными для оценки адаптации ребенка в школе.

7. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций "Домики". (О.А. Ореховой). Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

8. Опрос родителей. Опрос проводился путем раздачи текста опросника родителям и последующим сбором заполненных ответов.  Источник анкеты: Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.

9. Беседа с учителем о адаптации первоклассников.

Беседа проводилась с учителем, который вёл занятия в период исследования адаптации первоклассников. На основе полученных данных заполнялись карты наблюдения за процессом адаптации учащихся 1-х классов.

10. Отмечались особенности поведения ребёнка во время исследования.

11. Рисуночная методика «Рисунок человека» — позволяет определить уровень умственного развития ребенка, выявить детей с отставанием от возрастной нормы, что может являться следствием нарушения интеллектуального развития ребенка.

12.Анкета по адаптации для учителя первого класса. Учителем выставляются баллы от 0 до 5 по семи шкалам. Результаты обрабатывает психолог.
13. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой. Определение уровня школьной мотивации.

Результаты диагностики

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

2 учащийся – 24б

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

1 учащийся – 13б

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Исследование внутренней позиции школьника

Позиция школьников сформирована – 3 учащийся.

3 учащийся (5б)– позиция сформирована средне. Ребёнку нравится учиться, но цели и важность учения им не осознаются.

Определение мотивов учения

Общий уровень учебной мотивации средний.

Преобладает (2 учащихся) - мотив Оценка. Ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.

2 учащийся – также имеет место социальный мотив и игровой.

В школе ребенку нравится в основном играть, гулять, общаться с детьми. Ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, — так говорят родители.

Изучение школьной тревожности

Уровень школьной тревожности нормальный - 3 учащихся. (7-9 б)

Проблем общения со взрослыми, а также подчиниться требованиям взрослого не обнаружено. Могут общаться и взаимодействовать с группой детей. Есть желание выполнять домашнее задание дома. Положительное отношение к общению и налаживанию дружеских контактов.  Страх ребёнка отвечать перед всем классом, выполнять задания на доске не выявлен.

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций "Домики".

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

  1. Лист ответов <Приложение 2>
  2. Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Исследование проводилось с учащимися 1ого класса в группе. Дети рассажены по одному.

Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Задание №1. Вычисляется вегетативный коэффициент

Энергетический показатель:

3 учащихся - 1 балл - оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. (3 учащихся)

Сфера социальных эмоций соответствует возрасту. Позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным.

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам.

Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет. Отношение к школе положительное.

Рисуночная методика «Рисунок человека»

Уровень умственного развития ребенка в пределах возрастной нормы, нарушение интеллектуального развития ребенка не выявлено.

Особенности поведения ребёнка во время исследования не выявлены.

Результат анкетирования родителей показал, что адаптация к школе проходит хорошо, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

Адаптация обучающихся прошла быстро.

Беседа с учителем о адаптации первоклассников. Первоклассники усваивают школьную программу полностью. Преобладают учебные мотивы. Хотят учиться, хотят получить профессию, а также чувствуют себя взрослыми. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. 

Общий вывод:

В целом адаптация первоклассников проходит нормально.

хорошая школьная мотивация.

Позиция школьников сформирована средне. Ребёнку нравится учиться, но цели и важность учения им не осознаются.

Общий уровень учебной мотивации средний. Преобладает мотив Оценка.  Также имеет место социальный мотив и игровой.

Уровень школьной тревожности нормальный. Проблем общения со взрослыми, а также подчиниться требованиям взрослого не обнаружено. Могут общаться и взаимодействовать с группой детей. Есть желание выполнять домашнее задание дома. Положительное отношение к общению и налаживанию дружеских контактов.  Страх ребёнка отвечать перед всем классом, выполнять задания на доске не выявлен.

Оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

Сфера социальных эмоций соответствует возрасту. Позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным.

Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет. Отношение к школе положительное.

Адаптация к школе проходит хорошо, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

В целом у большинства детей в школе преобладает хорошее настроение, положительные эмоции, наблюдается позитивная самооценка. Детям нравиться учиться и ходить в школу, хотя не все из них осознают цели и важность учения, многих школа привлекает внешней стороной.

Сложность в том, что начало обучения меняет основной вид деятельности ребенка, но и новый вид деятельности – учебная деятельность – возникает не сразу. 

Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности.

Рекомендации

Классному руководителю

1. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е.

·    своевременную смену видов деятельности;

·   не давать задания, требующие монотонных движений;

·   отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.

2. Обратить учителю внимание на процесс принятия учебной задачи обучающимися, задействовать все способы принятия информации (зрительно, на слух, тактильно), делать акцент на моменте объяснения задачи. Давать задания для самостоятельного выполнения

3. На физминутках можно задействовать пространственную ориентировку (право-лево, вверх- вниз), а также развивать эту функцию во время письменных заданий

4.проводить беседы о школьных правилах, необходимости учёбы, о требованиях к ученику

- Провести повторное диагностирование с учащимися 1ого класса.

От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель – ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребенка в школе. Как правило, учитель для ученика – высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, пресекающим их нарушения, вся деятельность которого подчинена основной задаче – дать детям знания. И ученики, как правило, очень хорошо понимают это. Они четко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых.

Для активизации внимания и снятия утомления

  1. делать основной упор на чередование слухового и зрительного восприятия (чёткие, краткие инструкции, яркие зрительные опоры на доске, эмоциональный тон учителя, использование сказочных персонажей и др)
  2. использовать разнообразные формы в задания ( карточки-схемы, ребусы, кроссворды и др)
  3. приёмы активизации внимания ( Хлопните в ладоши три раза все, кто меня слышит, переход на тихую речь, на шёпот)
  4. чередование видов деятельности ( от пассивного созерцания на доске к совместному проговариванию, к активной деятельности на рабочем месте) использовать физминутки для снятия мышечного напряжения ( пальчиковая гимнастика, зрительные упражнения)

5.Способствовать повышению самооценки учеников путем создания ситуаций успеха.

Донести информацию до родителей учащихся.

03.11.2023 г.        

Психолог  __________  Цыганкова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические трудности адаптации первоклассников к школе

Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми т...

Родительское собрание "Психологические особенности адаптации первоклассников"

В выступлении говорится о течении процесса адаптации, критериях её успешности и причинах неуспешности....

Доклад на родительское собрание: "Особенности адаптации первоклассника к школьной жизни"

Доклад на родительское собрание:         "Особенности адаптации первоклассника к школьной жизни"...

Доклад "Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе".

Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе....

Доклад на педсовет "Адаптация первоклассников" 2023

Всем известно, что начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка. именно о нем сегодня пойдет речь...

Презентация "Адаптация первоклассников" 2023

Презентация к докладу на педсовет "Адаптация первоклассников"...