Сенсорная интеграция обучающихся с ОВЗ в начальной школе
материал
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с ОВЗ в начальной школе, имеющими нарушения сенсорной интеграции. Представлены рекомендации по организации коррекционно-развивающей, помогающие повысить уровень обучаемости школьников школьников с ОВЗ, их адаптации к условиям школы, социализации в среде других учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornaya_intngratsiya.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсомоторная коррекция детей с ОВЗ
В большинстве западных стран в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и девиантным поведением используется метод сенсорной интеграции, разработанный эрготерапевтом Э.Дж. Айрес в 1950-х годах ХХ века. Этот метод заключается в активизации работы органов чувств в условиях взаимодействия всех сенсорных систем. Он также нашёл своё применение в работе с детьми, имеющими трудности в обучении и с гиперактивностью; в лечении неврологических и дементных взрослых больных. В России это направление только начало получать распространение, и часто смешивается с традиционным сенсорным воспитанием. У детей с ОВЗ отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации: невозможность целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.
Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией. Сенсомоторная интеграция – это, прежде всего, работа с мозговыми функциями, поэтому чаще всего занятия с использованием сенсорно-интегративных методик проводят нейропсихологи. Немногие из нас задумываются о том, как работает мозг, поэтому слова сенсорная и интеграция мало кому знакомы. У большинства людей сенсорная интеграция происходит –«автоматически», поэтому мы считаем ее чем-то само собой разумеющимся, подобно, например, сердцебиению или перевариванию пищи. Специалисты, не имеющие специальной подготовки, как правило, не распознают нарушение сенсорной интеграции, если только оно не принимает тяжелых форм. В медицинских учебных заведениях изучают мозг, поэтому можно предположить, что врачи знакомы с сенсорными нарушениями. Однако педиатры, семейные врачи и психиатры обычно уделяют внимание другим аспектам здоровья, развития и заболеваний ребенка и не всегда могут распознать нарушение сенсорной интеграции. Директора и учителя школ тоже могут не понимать природу проблемы. У родителей, проводящих со своими детьми много времени, больше шансов ее заметить, но у них, как правило, нет специальных познаний о нервной системе, и потому им трудно разобраться в том, что происходит в мозгу ребенка. |
Цель сенсорной интеграции:
- разносторонняя стимуляция ребенка для обеспечения нормальной работы центральной нервной системы
- снижение или увеличение сензитивности ребенка и оказание ему помощи в правильной обработке информации
- Предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы
Нарушения сенсорной интеграции возникают в результате следующих причин:
- Генетическая предрасположенность
- Патологии внутриутробного развития/внутриутробные инфекции
- Родовые травмы
- Патологии в новорожденном/грудничковом периодах
- Средовые факторы (экология)
- Нарушения нервно-психического развития
- Черепно-мозговые травмы
- Детский церебральный паралич (ДЦП)
- Расстройства аутистического спектра (РАС)
- Врожденный аутизм
-А также в результате синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля.
Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.
Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.
Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.
Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.
Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.
Таким образом, направлениями организации коррекционной работы с использованием приемов сенсорной интеграции для детей с РАС являются: создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними; адаптация среды с учётом потребностей ребёнка с дисфункцией сенсорной интеграции; развитие способов полисенсорного восприятия предполагают совершенствование отдельных перцептивных умений тактильных, вестибулярных, проприоцептивных и обучение комплексному использованию этих умений синтезировать информацию, поступающую от различных орга
Целью коррекционно-развивающей работы в нашей школе является создание специальных условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними, адаптация среды с учётом потребностей обучающихся с ОВЗ, с дисфункцией сенсорной интеграции. Мы считаем, что включение элементов сенсорной интеграции в коррекционно развивающий процесс в значительной мере повышает сенсорное развитие учащихся с ОВЗ, что оказывает положительное влияние на формирование их познавательных способностей, а также на получение новых знаний, умений и навыков.
Для преодоления трудностей сенсорной интеграции мы на своих занятиях используем разнообразные игры и упражнения
Специально подобранные игры и упражнения дают детям поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция.
При тактильной дисфункции подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых: дать ребенку новые чувственные ощущения.
При низкой сенсорной чувствительности используем:
- тяжелые одеяла и подушки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развиваем мелку моторику, работаем с материалами разной фактуры и плотности.
Гиперактивного ребенка можно во время занятия укрыть утяжеленным пледом или одеялом, чтобы снять моторное возбуждение. Удобно приучать ребенка сидеть за столом и заниматься, положив ему на колени утяжеленную подушку, она чуть давит на колени, тем самым заземляя ребенка.
При высокой сенсорной чувствительности:
- всегда предупреждаем ребенка, что мы собираемся прикоснуться к нему, приближаемся к нему только спереди. Помним о том, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими;
- постепенно знакомим детей с различными текстурами. Для этого в работе используем коробку с разнообразными материалами: шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.
- используем игры, где необходимо толкать или тянуть что-то, нести умеренно тяжелые предметы, прыгать.
- ощупываем руками разные поверхности, ходим по ним ногами, соприкосновение всем телом с различными материалами (шариками в сухом бассейне, с песком, камешками, водой разной температуры и т.д.). Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, используем знакомые игрушки (предметы), их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.
Несомненно, в своей работе для преодоления тактильной дисфункции мы используем традиционные виды сенсорных игр, такие как:
- Игры с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом.
- Игры с песком, природным материалом. Что мы делаем: устраиваем «дождь» из бусинок, мелких камушков и т.д., при этом старательно подставляем под струи «дождя» все части тела; ходим босиком по сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпаем сыпучий материал с помощью баночек, формочек, ложек; зарываем в тазик с песком и разыскиваем игрушки, конфеты играем с мокрыми песком, рисуем на нем.
- Игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги, после чего, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя эти материалы.
- Игры с сенсорными баночками: различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом.
- Игры со стеклянными шариками, гидрогелем: устраиваем «сухой бассейн» для пальчиков, раскладываем шарики в разные емкости; бросаем шарики и кубики в воду; перекатываем между пальцами.
- Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя деревянные и пластиковые массажеры, фактурные резинки для волос, ребристые мыльницы, погремушки-прорезыватели, силиконовые прихватки и т.д.
Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития речи, происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.
Вестибулярная дисфункция.
При высокой сенсорной чувствительности разделяем деятельность на маленькие шаги, используем визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч).
При низкой сенсорной чувствительности:
- мы поощряем занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки;
- используем традиционные игры с потешками («По кочкам, по кочкам», «Кто на лодочке плывет…» и т.д.);
- применяем на занятиях игры с большим мячом (фитболом). Например, можно положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая его слегка за туловище. В таком положении ребенок собирает разбросанные на полу предметы в одну или две корзины, или пытается что-нибудь нарисовать маркерами на большом листе бумаги в несколько приемов;
- так же можно использовать такие приемы, как хождение по скамейке, перелезание и подлезание под стульями, при этом дети могут работать в парах, помогая друг другу.
Все эти варианты игр можно гармонично вплетать в ежедневную коррекционную деятельность, используя в качестве оргмоментов или динамических пауз.
Проприоцептивная дисфункция.
При низкой сенсорной чувствительности.
- стараемся размещать мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще;
- обозначаем границы с помощью яркого скотча на полу;
- прививаем правило «вытянутой руки» для других людей.
При высокой сенсорной чувствительности:
- используем все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание. Обязательно исследуем материалы различной фактуры.
Также можно использовать такие упражнения:
- поочередные движения правой и левой руки;
- синхронные движения обоих рук;
- учим детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения;
- учим детей осуществлять несинхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия.
При организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушениями сенсорной интеграции мы стараемся придерживаться следующих рекомендаций:
- постараться исключить возможность отвлекаться;
- чтобы помочь ребенку удержать внимание – не давать одновременно больше одного задания;
- если ребенок волнуется, что его могут ударить, найти для него место, где он сможет почувствовать себя в безопасности, например, не в центре группы, а с краю;
- постарайтесь убрать то, что может приводить к зрительной перегрузке (различная информация на стенах, ковровые покрытия с яркими рисунками, игрушки и предметы, которые отражают свет, бликуют и т.д.);
- твердые, гулкие поверхности, шум аквариума, радио, открытое окно, осветительные приборы, которые издают звук, мешают деткам сосредоточится на задании, поэтому, необходимо убрать такие вещи;
- запахи еды, медикаментов, краски и т.д. могут раздражать детей, необходимо устранить отвлекающие обонятельные раздражители.
В помещении, где находятся дети, должно быть тихое место, где ребенок, который устал или расстроился, может отдохнуть.
Хотелось бы сказать, что современное образование нацеливает педагогов на обязательный учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. На наш взгляд, использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ОВЗ, а также способствует развитию творческого потенциала педагогов.
Использование в работе с детьми аутического спектра сенсорного ящика дают ребенку много различных по степени сенсорных раздражений. Упражнения развивают тактильную чувствительность, зрительное восприятие, образное мышление, развитие осязания, мышления, кинестетического восприятия. Формируется представление о фактуре предметов (пушистый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый и т.д.), об оттенках цветов, о пространственном расположении предметов.
В итоге происходит стимуляция нервной системы, и как следствие, улучшается сенсорная интеграция.
Ребенок от занятия к занятию простраивает собственную смысловую структуру и делает это благодаря собственной познавательно-исследовательской активности. Этому способствует игра, специальным образом организованная в сенсорно-динамическом пространстве.
В сочетании с традиционными методами воспитания и обучения происходит положительная динамика в адаптации к социуму, усвоению учебной программы, развитие коммуникативных умений.
Таким образом, развитие сенсорной интеграции позволяет детям с ОВЗ и девиантным поведением анализировать окружающий мир, адекватно взаимодействовать с ним, позволяет снизить частоту проявлений девиантного поведения, улучшает учебные навыки и умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи для уроков математики в 3 классе, обучающемся по УМК "Перспективная начальная школа".
Работая с 3 классом по новой программе, я обнаружила, что дети плохо решают задачи, потому что за условием конкретной задачи не видели ее материала и практического применения. То есть им было абсолютн...
Задачи для уроков математики в 3 классе, обучающемся по УМК "Перспективная начальная школа".
Работая с 3 классом по новой программе, я обнаружила, что дети плохо решают задачи, потому что за условием конкретной задачи не видели ее материала и практического применения. То есть им было абсолютн...
Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках в начальной школе
Наша школа в 2012 году получила статус областной инновационной площадки по реализации проекта «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве в ус...
Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках в начальной школе
Наша школа в 2012 году получила статус областной инновационной площадки по реализации проекта «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве в ус...
Активизация воображения обучающихся на уроках в начальной школе
Изменения в мире происходят очень быстро.В современном обществе может реализовать себя инициативная творческая личность. Дидактические игры на развитие креативного воображения и творческие задания пом...
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе через применение активных методов обучения.
Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности обучающегося и ее поддержание в течение всего периода обучения в начальной школе.В процессе обучения пр...
Выступление на семинаре: "Развитие информационной компетентности у обучающихся на уроках в начальной школе"
Семинар-практикум: "Развитие информационной компетентности у обучающихся на уроках в начальной школе"Что следует понимать под информационной компетентностью? Приёмы и методы, способствующие форм...