КАК НАУЧИТЬ УЧЕНИКОВ СПРАВЛЯТЬСЯ С ИЗЛИШНИМ ВОЛНЕНИЕМ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ?
консультация

Гапонюк Анна Петровна

памятка для педагогов. подготовка к экзаменам

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК НАУЧИТЬ УЧЕНИКОВ СПРАВЛЯТЬСЯ С ИЗЛИШНИМ ВОЛНЕНИЕМ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ?

1.  Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях — как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите учащимся, как вы оцениваете их мысли о возможном провале — они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться спустя рукава, ведь все равно впереди ждет неудача.

2.  Если волнение все же не покидает выпускника, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная задача - как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем — напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет вас обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если старшеклассник поражает вас каменным спокойствием — это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.

3.  Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если экзаменатор кажется хмурым и неприветливым — возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.

4.  А помните ли вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с вами в рамках методического объединения. Возможно, вам удастся создать для ваших выпускников своеобразную копилку приемов усвоения знаний.

5.  Используйте при подготовке такой прием, как работа с опорными конспектами. Опорный конспект — это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта — на большом листе, на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.

6.  Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они вам тоже не помешают), а затем покажите (или расскажите) их учащимся. Можно включать эти упражнения в структуру урока, используя их для настроя класса перед контрольными работами.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

Сядь удобно, закрой глаза. Спина прямая. Руки лежат на коленях.

Сосредоточься на формуле "Я спокоен". Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. Позволь им проплыть, подобно облакам в небе.

Мысленно повтори 5-6 раз "Правая рука тяжелая". Затем повтори исходную формулу "Я спокоен".

Затем снова 5-6 раз произнеси формулу "Левая рука тяжелая". Снова повтори мысленно "Я спокоен".

Для того, чтобы привести тело в исходное состояние, можно кисти сжать в кулаки и открыть глаза, сделав глубокий вдох и выдох. Затем тоже проделайте с ногами.

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.

1 фаза (4-6 сек.) Глубокий вдох через нос.

2 фаза (2-3 сек.) Задержка дыхания.

3 фаза (4-6 сек.) Медленный плавный выдох через нос.

4 фаза (2-3 сек.) Задержка дыхания и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как избавиться от излишней нервозности на сцене

Материал для родительского собрания....

Индивидуальные занятия с учащимися имеющими нарушение поведения с использованием игр на снятие излишней двигательной активности.

Игры на развитие внимания, дифференцированные по задействованным ориентировочным анализаторам (зрительный, слуховой, вестибулярный, кожный, обонятельный, вкусовой, тактильный) и по отдельным комп...

Конспект занятия с учениками 4 класса "Я справляюсь с плохим настроением"

Тренинговое занятие с учениками 4 класса, знакомящее с основными психологическими способами снятия нервно-психического напряжения. Проводится в малой группе ( 6-8 человек)...

"Поцелуй перед сном, или как научить ребёнка любить"

Тот, кто умеет любить, всегда будет любимым и счастливым. Давайте позаботимся о своем ребенке и научим его любить, чтобы мир к нему повернулся своей солнечной стороной и никогда от него не отворачивал...

Сценическое волнение у детей перед концертным выступлением: пути преодоления (из опыта работы)

Проблема публичного волнения перед выступлением существует как у детей, так и у взрослых. Одна из задач педагога, руководителя ансамбля, научить справляться с ним. В статье приводятся способы преодоле...

Родительское собрание в 1 классе на тему: «Детская агрессия. Как научить ребенка справляться с гневом.»

Родительское собрание в 1 классена  тему:«Детская агрессия.Как научить ребенка справляться с гневом.»...