Программа "Первый раз в пятый класс"
рабочая программа
Проблема психологической готовности перехода ребенка из начальной школы в основную продолжает оставаться актуальной. Действительно, переход обучающихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Большинство обучающихся 5-х классов становятся невнимательными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении. Таким образом, возникает необходимость в создании профилактической программы по созданию благоприятных и здоровьесберегающих условий, позволяющих каждому пятикласснику как можно эффективнее адаптироваться к школьному обучению в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya-pyatiklassnik.docx | 39.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов»
Согласовано УТВЕРЖДАЮ:
на заседании методического совета Директор
Председатель_________Н.С.Сталина ________А.Е.Задорожный
Протокол от 29.08.2021г. № 1 Приказ от 29.08.2021г. № 330
Рабочая программа
«Первый раз в пятый класс»
Составитель:
Будник Инна Борисовна
педагог-психолог,
I квалификационная категория
пгт. Излучинск
Содержание
Паспорт программы ………………………………………………………….. 2-3
Пояснительная записка …………………………………………………….....3
Цель программы, задачи ……………………………………………………….4
Целевая группа …………………………………………………………………4
Основные принципы реализации программы ………………………………..4
Формы и методы работы ………………………………………………………4
Ожидаемые результаты ………………………………………………………...4
Содержание программы ………………………………………………………..4
Тематическое планирование выпускников I ступени……………………….4
Диагностический блок…………………………………………………………..4-5
Тематическое планирование пятиклассников………...……………………….5
Диагностический блок…………………………………………………………..5
Структура занятий ………………………………………………………………5
Контроль за реализацией программы ………………………………………….5
Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации выпускников Iступени к обучению в среднем звене …………………………5-6
Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене …………………………………6
Список литературы ………………………………………………………………6-7
Паспорт программы
Наименование программы | Рабочая программа «Первый раз в пятый класс» |
Разработчик программы | Педагог-психолог Будник Инна Борисовна |
Цель и задачи | Цель: создание условий, позволяющих обучающимся легче вступить в новый этап школьного обучения. Задачи: - формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях; - развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, новыми учителями; |
Целевая группа | Обучающиеся 4-5-х классов |
Основные исполнители | Участники образовательного процесса. |
Ожидаемые результаты | Успешная адаптация обучающихся к условиям основной школы |
Сроки реализации программы | Периодичность – 1 раз в неделю Продолжительность занятия – 30-40мин. Количество участников – 25-30 человек |
Контроль за реализацией | Администрация образовательного учреждения. |
Пояснительная записка
Проблема психологической готовности перехода ребенка из начальной в основную школу продолжает оставаться актуальной. Действительно, переход обучающихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Учебная деятельность теряет свое ведущее значение в психическом развитии обучающихся подросткового возраста, однако, она продолжает оставаться общественно оцениваемой деятельностью, продолжает влиять на степень развитости интеллектуальной, мотивационной сфер. Переход от детства к отрочеству характеризуется и появлением мотивационного кризиса, вызванного сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции ученика. Известно, что в этот переходный период возникает кризис самооценки. Резко возрастает количество негативных самооценок. Кроме того, у пятиклассника резко меняются условия обучения. Ученик сталкивается с принципиально новой системой организации учебного процесса: переходы из кабинета в кабинет, множество учителей, с каждым из которых необходимо установить отношения, большее количество школьных дисциплин и некоторые из них совершенно новые для пятиклассника. Обучающиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни. Таким образом, переход в основную школу требует от пятиклассника мотивированной активности, способности к целеполаганию и смыслообразованию в учебной деятельности, компетентности в учебном сотрудничестве, сформированности начальных форм формально-логического интеллекта, определенных учебных знаний, действий, необходимого уровня развития произвольности, способности к саморегуляции, рефлексии и т.д. Недостаточный уровень может привести к школьной дезадаптации, которая проявляется в негативном отношении к школе в целом, проявлениях признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакциях на замечания и реплики учителя, нарушениях во взаимоотношениях со сверстниками, нарушениях правил поведения в школе, стойкой неуспеваемости. Большинство обучающихся 5-х классов становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении с окружающими людьми. Таким образом, возникает необходимость в создании профилактической программы по созданию благоприятных и здоровьесберегающих условий, позволяющих каждому пятикласснику как можно эффективнее адаптироваться к школьному обучению в средней школе.
Программа состоит из трех блоков:
1 блок – профилактическая работа по адаптации будущих пятиклассников к средней школе начинается с марта месяца в четвертом классе.
2 блок – профилактическая работа с пятиклассниками.
3 блок - профилактическая работа с пятиклассниками – дезадаптантами.
Цель программы
Создание условий, позволяющих обучающимся легче вступить в новый этап школьного обучения.
Задачи
- Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
- Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, новыми учителями.
Целевая группа
Занятия рассчитаны для обучающихся четвертых - пятых классов.
Основные принципы реализации программы
Принцип целостности
Принцип преемственности
Принцип системности
Принцип индивидуализации
Принцип сотрудничества
Формы и методы работы
Коммуникативные игры и упражнения, дискуссии; арт-терапия; психодиагностические методы; анализ конкретных жизненных ситуаций; тренинг, социальный ролик.
Ожидаемые результаты
Успешная подготовка и адаптация пятиклассников к условиям основной школы.
Содержание программы
Программа представляет собой цикл профилактических занятий. Занятия по программе психолого-педагогического сопровождения проводятся одновременно со всем классом: 4 класс – март-май; 5 класс – сентябрь - декабрь. Занятия проводятся 1 раз в неделю для каждого класса, продолжительность - 40 минут.
Тематическое планирование для обучающихся 4 класса
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Диагностика познавательных процессов. | 2 |
2. | «Мы – пятиклассники». | 1 |
3. | «Богиня Мнемозина». | 1 |
4. | «Визитка». | 1 |
5. | «Берем агрессию под контроль». | 1 |
6. | Игра «Впереди у нас пятый класс». | 1 |
Диагностический блок:
- Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
- Методика изучения объёма памяти.
- Методика изучения словесно- логического мышления Замбацявичене.
- Корректурная проба.
- Тест «Какой Я?».
Тематическое планирование для обучающихся 5 класса
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | «Путь к взрослению». | 1 |
2 | Диагностика личностной сферы обучающихся. | 1 |
3 | Мини тренинг на сплочение ученического коллектива. | 1 |
4 | «Наши учителя». | 1 |
5 | «Мальчики и девочки». | 1 |
6 | «Самоуважение». | 1 |
7 | Диагностика школьной и учебной мотивации. | 1 |
8 | Рисуем проблему. Работа с негативными переживаниями. | 1 |
9 | «Конфликт – неизбежность или…». | 1 |
Диагностический блок:
- Методика «Школа тревожности Кондаша».
- Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
- Опросник «Учебная мотивация» М. Лукьянов.
- Анкета для пятиклассников. Адаптация.
- Опросник «Чувства в школе» С.В. Левченко.
- Социометрия (по запросу).
Тематическое планирование с обучающимися - дизадаптантами 5 класса
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Легко ли быть учеником? | 1 |
2 | Чего я боюсь? | 1 |
3 | Конфликты или взаимодействие? | 1 |
4 | Что поможет мне учиться? | 1 |
5 | Работа с негативными переживаниями. | 2 |
6 | Заключительное занятие. Ставим цели. | 1 |
Диагностический блок:
- Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
Структура занятия
Начало занятия - создание атмосферы доверия, снижение эмоционального напряжения, настройка на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия - формирование социальных навыков, развитие группового взаимодействия.
Окончание занятия – подведение итогов.
Контроль за реализацией программы осуществляет администрация образовательного учреждения.
Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации выпускников Iступени к школе.
№ | Мероприятия | Сроки |
Работа с обучающимися | ||
1. | Диагностика обучающихся. | март |
2. | Групповые профилактические занятия по адаптации к обучению в среднем звене. | апрель - май |
Работа с педагогами | ||
1. | Индивидуальные консультации по результатам диагностики (прогноз школьных трудностей) | март |
2. | Малый педагогический совет. | май |
Работа с родителями | ||
1. | Родительское собрание «Готовность к переходу в среднее звено». | апрель |
2. | Индивидуальные консультации по результатам диагностики (прогноз школьных трудностей) | март - апрель |
Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации пятиклассников к школе.
№ | Мероприятия | Сроки |
Работа с обучающимися | ||
1. | Динамическое наблюдение в разных видах деятельности. | сентябрь -ноябрь |
2. | Групповые занятия по адаптации. | сентябрь-декабрь |
3. | Диагностика обучающихся в адаптационный период. | сентябрь -ноябрь |
4. | Индивидуально-групповые занятия с дезадаптантами. | декабрь-январь |
Работа с педагогами | ||
1. | Индивидуальные консультации по результатам диагностики (прогноз школьных трудностей) | октябрь |
2. | Индивидуальные консультации по вопросам адаптации пятиклассников. | сентябрь-декабрь |
3. | Малый педагогический совет. | ноябрь |
Работа с родителями | ||
1. | Родительский всеобуч «Возрастные психологические особенности обучающихся 10-12 лет». | сентябрь |
2. | Индивидуальные консультации по вопросам адаптации. | сентябрь-декабрь |
3. | Родительское собрание «Итоги адаптации пятиклассников». | ноябрь |
Список литературы
- Битянова М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено// Школьный психолог. -2001. - № 33.
- Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2003.
- Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1996.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Вып. 1-4. - М., 1999.
- Фопель К. Психологические группы. — М., 2000.
- Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема// Вопросы психологии. - 2001. - № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематичекое планирование по математике в пятом классе
тематическое планирование уроков математике в пятом классе...
Первый раз в пятый класс.
Рекомендации для родителей будущих пятиклассников....
Предупреждение дезадаптации у учащихся пятых классов
Данная статья освещает проблему адаптации пятиклассников в среднем звене и предлагает программу предупреждения дезадаптации на основе развития произвольной регуляции младших подростков, испытыва...
Родительское собрание "Как без потерь перейти в пятый класс"
Советы родителям детей, заканчивающих начальную школу....
Итоговое родительское собрание в 4 классе: "Впереди пятый класс".
Родительское собрание...
: Тренинговые занятия для учащихся 4-x классов нацелены на по¬мощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе
Тренинговые занятия для учащихся 4-x классов нацелены на помощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе. Тренинговые занятия с учащимися 4-х классов ...
Тренинговые занятия для учащихся 4-x классов в помощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе.
Тренинговые занятия с учащимися 4-х классов может проводить как школьный психолог, так и классный руководитель, работающий с учащимися данного класса. Это своеобразная возможность предупреждения тех п...