Программа "Первый раз в пятый класс"
рабочая программа

Будник Инна Борисовна

Проблема психологической готовности перехода ребенка из начальной школы в основную  продолжает оставаться актуальной. Действительно, переход обучающихся из начальной школы в основную  справедливо считается кризисным периодом. Большинство обучающихся 5-х классов становятся невнимательными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении. Таким образом, возникает необходимость в создании профилактической программы по созданию благоприятных  и здоровьесберегающих условий, позволяющих каждому пятикласснику как можно эффективнее адаптироваться к школьному обучению в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya-pyatiklassnik.docx39.92 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

 с углубленным изучением отдельных предметов»

Согласовано                                                                          УТВЕРЖДАЮ:

на заседании методического совета                                    Директор

Председатель_________Н.С.Сталина                                 ________А.Е.Задорожный

Протокол от 29.08.2021г.  № 1                                      Приказ от 29.08.2021г.  № 330                                      

 

Рабочая программа

  «Первый раз в пятый класс»

Составитель:

Будник Инна Борисовна

педагог-психолог,

I квалификационная категория

пгт. Излучинск

Содержание

Паспорт программы ………………………………………………………….. 2-3

Пояснительная записка …………………………………………………….....3

Цель программы, задачи ……………………………………………………….4

Целевая группа …………………………………………………………………4

Основные принципы реализации программы ………………………………..4

Формы и  методы работы ………………………………………………………4

Ожидаемые результаты ………………………………………………………...4

Содержание программы ………………………………………………………..4

Тематическое планирование выпускников I ступени……………………….4

Диагностический блок…………………………………………………………..4-5

Тематическое планирование пятиклассников………...……………………….5

Диагностический блок…………………………………………………………..5

Структура занятий ………………………………………………………………5

Контроль за реализацией программы ………………………………………….5

Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации  выпускников Iступени к обучению в среднем звене …………………………5-6

Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации  пятиклассников  к обучению в среднем звене …………………………………6

Список литературы ………………………………………………………………6-7

Паспорт программы

Наименование программы

Рабочая программа   «Первый раз в пятый класс»

Разработчик программы

Педагог-психолог Будник Инна Борисовна

Цель и задачи

Цель: создание условий, позволяющих  обучающимся  легче вступить в новый этап школьного обучения.

Задачи:

- формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

- развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, новыми учителями;

Целевая группа

Обучающиеся  4-5-х классов

Основные исполнители

Участники образовательного процесса.

Ожидаемые результаты

Успешная адаптация обучающихся к условиям основной школы

Сроки реализации программы

Периодичность – 1 раз  в неделю  

Продолжительность занятия – 30-40мин. Количество участников – 25-30  человек

Контроль за реализацией

Администрация образовательного учреждения.

Пояснительная записка

        Проблема психологической готовности перехода ребенка из начальной в основную школу продолжает оставаться актуальной.  Действительно, переход обучающихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Учебная деятельность теряет свое ведущее значение в психическом развитии обучающихся подросткового возраста, однако, она продолжает оставаться общественно оцениваемой деятельностью, продолжает влиять на степень развитости интеллектуальной, мотивационной сфер. Переход от детства к отрочеству характеризуется и появлением мотивационного кризиса, вызванного сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции ученика. Известно, что в этот переходный период возникает кризис самооценки. Резко возрастает количество негативных самооценок. Кроме того, у пятиклассника резко меняются условия обучения. Ученик сталкивается с принципиально новой системой организации учебного процесса: переходы из кабинета в кабинет, множество учителей, с каждым из которых необходимо установить отношения, большее количество школьных дисциплин и некоторые из них совершенно новые для пятиклассника. Обучающиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни. Таким образом, переход в основную школу требует от пятиклассника мотивированной активности, способности к целеполаганию и смыслообразованию в учебной деятельности, компетентности в учебном сотрудничестве, сформированности начальных форм формально-логического интеллекта, определенных учебных знаний, действий, необходимого уровня развития произвольности, способности к саморегуляции, рефлексии и т.д. Недостаточный уровень  может привести к школьной дезадаптации, которая проявляется в негативном отношении к школе в целом, проявлениях признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакциях на замечания и реплики учителя, нарушениях во взаимоотношениях со сверстниками, нарушениях правил поведения в школе, стойкой неуспеваемости.   Большинство обучающихся 5-х классов становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении с окружающими людьми. Таким образом, возникает необходимость в создании профилактической программы по созданию благоприятных и здоровьесберегающих условий, позволяющих каждому пятикласснику как можно эффективнее адаптироваться к школьному обучению в средней школе.

Программа состоит из трех блоков:

1 блок – профилактическая работа по адаптации будущих пятиклассников к средней школе начинается  с марта месяца в четвертом классе.

2 блок – профилактическая работа с пятиклассниками.

3 блок - профилактическая работа с пятиклассниками – дезадаптантами.

Цель программы

        Создание условий, позволяющих  обучающимся легче вступить в новый этап школьного обучения.

Задачи

  • Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
  • Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, новыми учителями.

Целевая группа

Занятия рассчитаны для обучающихся четвертых - пятых классов.

Основные принципы реализации программы

Принцип целостности

Принцип преемственности  
Принцип системности 
 

Принцип индивидуализации

Принцип сотрудничества

Формы и методы работы

        Коммуникативные игры и упражнения, дискуссии; арт-терапия; психодиагностические методы; анализ конкретных жизненных ситуаций;  тренинг, социальный ролик.

Ожидаемые результаты

Успешная подготовка и адаптация пятиклассников к условиям основной школы.

Содержание программы

                    Программа представляет собой цикл профилактических  занятий. Занятия по программе психолого-педагогического сопровождения  проводятся одновременно со всем классом: 4 класс – март-май; 5 класс – сентябрь - декабрь. Занятия  проводятся  1 раз в неделю для каждого класса, продолжительность  - 40 минут.

Тематическое планирование для обучающихся 4 класса

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Диагностика познавательных процессов.

2

2.

«Мы – пятиклассники».

1

3.

«Богиня Мнемозина».

1

4.

«Визитка».

1

5.

«Берем агрессию под контроль».

1

6.

Игра «Впереди у нас пятый класс».

1

Диагностический блок:

  • Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
  • Методика изучения объёма памяти.
  • Методика изучения  словесно- логического мышления Замбацявичене.
  • Корректурная проба.
  • Тест «Какой Я?».

Тематическое планирование для обучающихся 5 класса

Тема занятия

Кол-во часов

1

«Путь к взрослению».

1

2

Диагностика личностной сферы обучающихся.

1

3

Мини тренинг на сплочение ученического коллектива.

1

4

«Наши учителя».

1

5

«Мальчики и девочки».

1

6

«Самоуважение».

1

7

Диагностика школьной и учебной мотивации.

1

8

Рисуем проблему. Работа с негативными переживаниями.

1

9

«Конфликт – неизбежность или…».

1

Диагностический блок:

  • Методика «Школа тревожности Кондаша».
  • Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
  • Опросник «Учебная мотивация» М. Лукьянов.
  • Анкета для пятиклассников. Адаптация.
  • Опросник «Чувства в школе» С.В. Левченко.
  • Социометрия (по запросу).

Тематическое планирование с обучающимися - дизадаптантами 5 класса

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Легко ли быть учеником?

1

2

Чего я боюсь?

1

3

Конфликты или взаимодействие?

1

4

Что поможет мне учиться?

1

5

Работа с негативными переживаниями.

2

6

Заключительное занятие. Ставим цели.

1

Диагностический блок:

  • Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Структура  занятия

Начало занятия -  создание  атмосферы  доверия, снижение  эмоционального  напряжения, настройка на продуктивную  деятельность.

Основное содержание занятия - формирование социальных навыков, развитие группового взаимодействия.

Окончание  занятия – подведение итогов.

Контроль за реализацией программы осуществляет администрация образовательного учреждения.

Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации выпускников  Iступени  к школе.

Мероприятия

Сроки

                                      Работа с обучающимися

1.

Диагностика  обучающихся.

март

2.

Групповые  профилактические занятия по  адаптации к обучению в среднем звене.

апрель - май

                                   Работа с педагогами

1.

Индивидуальные консультации по результатам диагностики (прогноз школьных трудностей)

март

2.

Малый педагогический совет.

май

                                  Работа с родителями

1.

Родительское собрание «Готовность  к  переходу в среднее звено».

апрель

2.

Индивидуальные консультации по результатам диагностики (прогноз школьных трудностей)

март - апрель

Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации пятиклассников  к школе.

Мероприятия

Сроки

                                      Работа с обучающимися

1.

Динамическое наблюдение в разных видах деятельности. 

сентябрь

-ноябрь

2.

Групповые занятия по  адаптации.

 сентябрь-декабрь

3.

Диагностика  обучающихся  в адаптационный  период.

сентябрь

-ноябрь

4.

Индивидуально-групповые занятия с дезадаптантами.

декабрь-январь

                                   Работа с педагогами

1.

Индивидуальные консультации по результатам диагностики (прогноз школьных трудностей)

октябрь

2.

Индивидуальные консультации по вопросам  адаптации пятиклассников.

сентябрь-декабрь

3.

 Малый педагогический совет.

ноябрь

                                  Работа с родителями

1.

Родительский всеобуч «Возрастные психологические особенности обучающихся 10-12 лет».

сентябрь

2.

Индивидуальные консультации по вопросам адаптации. 

сентябрь-декабрь

3.

Родительское собрание «Итоги  адаптации пятиклассников».

ноябрь

Список литературы

  • Битянова М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено// Школьный психолог. -2001. - № 33.
  • Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2003.
  • Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1996.
  • Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Вып. 1-4. - М., 1999.
  • Фопель К. Психологические группы. — М., 2000.
  • Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю,  как психологическая проблема// Вопросы психологии. - 2001. - № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематичекое планирование по математике в пятом классе

тематическое планирование уроков математике в пятом классе...

Первый раз в пятый класс.

Рекомендации для родителей будущих пятиклассников....

Предупреждение дезадаптации у учащихся пятых классов

Данная статья освещает проблему адаптации пятиклассников в среднем звене и предлагает программу предупреждения дезадаптации  на основе развития произвольной регуляции младших подростков, испытыва...

Родительское собрание "Как без потерь перейти в пятый класс"

Советы родителям детей, заканчивающих начальную школу....

: Тренинговые занятия для учащихся 4-x классов нацелены на по¬мощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе

Тренинговые занятия для учащихся 4-x классов нацелены на по­мощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе. Тренинговые занятия с учащимися 4-х классов ...

Тренинговые занятия для учащихся 4-x классов в помощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе.

Тренинговые занятия с учащимися 4-х классов может проводить как школьный психолог, так и классный руководитель, работающий с учащимися данного класса. Это своеобразная возможность предупреждения тех п...