Мастер-класс "Волшебное движение"
методическая разработка

Андрияничева Аэлита Ивановна

Выступление на методической копилке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodkopilka.docx35.98 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебное движение

А.И. Андрияничева

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Южная средняя общеобразовательная школа»

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

Актуальность

В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями адаптации. Установлено, что около 16% первоклассников не готовы к школьному обучению, у 30—50% детей выявляется функциональная незрелость без признаков умственной отсталости. Ребенок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу. Процесс психического развития младшего школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Таким образом, упущенное в этом возрасте время, трудно будет восполнить впоследствии. Для преодоления имеющихся у детей нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.

Отличительная особенность разрабатываемых коррекционно-развивающих занятий заключается в инновационном подходе использования кинезиологических, графомоторных приемов с приемами оригами.

Содержание тематических разделов занятий:

1. Развитие эмоционально-волевой сферы.

Умственному развитию ребенка сопутствуют изменения в эмоциональной сфере. Поэтому, воздействуя на чувства ребенка, мы способствуем развитию умственной активности и работоспособности, учим детей сознательно контролировать свои чувства и эмоции. Чувства детей также сильны, как и у взрослых. Дети тоже переживают гнев, унижение, страх, досаду, печаль, подавленность, волнение, желание дать отпор. В связи с этим детей необходимо научить их умению правильно выражать свои эмоции и определять чувства, выражаемые другими людьми.

Практика.  Раздел предусматривает упражнения, направленные на обучение детей приемам саморасслабления, психомышечной тренировки, снятия психоэмоционального напряжения, создания положительного настроения, формирования адекватного поведения и приемлемых черт характера.

Форма проведения разнообразная: психогимнастика, игры с элементами изотерапиии, пластические этюды, элементы телесной терапии, игры перевоплощения, психомышечная тренировка, беседы о чувствах, и др. Упражнения этого цикла можно проводить либо в начале занятия (после кинезиологических упражнений), либо в конце занятия перед ритуалом прощания.

 

2. Развитие мелкой моторики

У детей слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, недостаточно развиты механизмы программирования сложно-координированных двигательных действий, низка выносливость к 7 статистическим нагрузкам (эти нагрузки - непременная составляющая письма, т. к. значительное статистическое напряжение испытывают не только мышцы туловища, поддерживающие относительно-неподвижную позу при письме.

Подавляющее большинство детей при исследовании показывают низкие и очень низкие результаты по развитию тонкой моторики руки. Поэтому в программу включены специальные упражнения, предназначенные для укрепления тонких мышц руки. Используются следующие упражнения и методы: метод оригами, упражнения «Графический диктант», пальчиковые игры и т.д.

 

3. Развитие координации движений

Одним из самых сложных физических качеств человека является ловкость. Однако в связи с тем, что ее природа еще основательно не изучена, специалисты вместо термина "ловкость" стали употреблять более корректное понятие "координационные способности". Координационные способности - это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях.

В основе координационных способностей лежит широкий комплекс факторов, выходящих за пределы чисто двигательных качеств:

1. Пластичность центральной нервной системы (подвижность процессов возбуждения и торможения).

2. Уровень развития физических качеств, прежде всего скоростные способности, динамическая сила и гибкость.

3. Двигательный опыт, т.е. запас разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков.

4. Способность быстро расслабляться при выполнении двигательных действий, особенно скоростно-силовой направленности.

Используются следующие упражнения: работа двумя руками одновременно, графический диктант, геометрические фигуры, упражнения на расслабление и координацию.

4. Развитие восприятия

Развитию восприятия в школьном возрасте особенно содействует наглядность обучения. Систематические практические занятия, широкое использование наглядных пособий, это дает огромный материал для развития восприятий и наблюдательности учащихся. Развитие восприятий у школьников требует значительного внимания.

Практика. Задача педагог-психолога заключается в том, чтобы тщательно подготовить учащихся к восприятию изучаемых объектов, сообщить необходимые сведения о них, которые облегчили бы и направили восприятие учащихся в сторону выделения наиболее важных особенностей предметов. Демонстрация наглядных пособий (рисунков, схем, диаграмм н т. п.), только тогда достигают цели, когда учащиеся ясно сознают задачу наблюдений. Без этого они могут смотреть на предметы и тем не менее не видеть самого главного.

С учетом выявленных нарушений в познавательной и эмоционально-волевой сферах, а также индивидуальных особенностей детей каждой конкретной группы продолжительность, структура, объем и содержание занятий могут и должны изменяться в соответствии с возможностями и способностями детей.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Так, исследования, проведенные В.И. Бельтюковым (1977), М.М. Кольцовой (1973) и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции.

Специалисты (Е.И. Аркин, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев) утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь мелкой моторики с развитием мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются, по мнению М.М.Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Разработка  тонких, точных движений необходима ребенку  не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом; деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Мария Монтессори говорила:  «Каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий».

По мнению М. Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитием моторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного, что очень важно для формирования личности человека в целом.

Методы и приемы развития мелкой моторики рук и координации движений:

  • кинезиология
  • массаж кистей рук
  • пальчиковая гимнастика
  • графические диктанты
  • оригами

Кинезиология 

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Метод кинезиологической коррекции направлен на механизмы возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов.

Программа занятий основана на двигательных методах и включает в себя: дыхательные (они улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность), глазодвигательные (они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие), перекрестные телесные упражнения (при их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются мышечные зажимы), так же упражнения для языка и мышц челюсти, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

Массаж и самомассаж кистей рук и пальцев.

Игровой самомассаж является несложным, но весьма эффективным средством для развития внимания, памяти, а также развитие речевой сферы.

Я предлагаю выполнить массаж ладоней и пальцев, для этого мы используем стихотворный текст интересный для детей.

Графический диктант

Графический диктант - это схематичное изображение предмета (рисование по клеточкам). Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребёнок мог всегда исправить линию.

Графический диктант - он учит слушать и слышать, сосредоточиться на том, что говорит учитель, а это практически самое важное для школы умение. Регулярные занятия с данными графическими диктантами так же развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Это очень увлекательное и полезное занятие для детей, игровой способ развития у ребенка пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, учится ориентироваться в тетради, знакомится с разными способами изображения предметов

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 15-20 минут.

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1.Ребёнку предлагают образец рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок.

2.Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребёнок выполняет работу на слух, а затем сравнивает изображение с образцом.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Очень важно каждое занятие начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений.

В ходе пальчиковых игр ребенок, действуя в соответствии с текстом или повторяя движения взрослого, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Оригами

 «Расскажи мне – я услышу.

Покажи мне – я запомню.

Дай мне сделать самому,

Я – пойму!»

Японская пословица

Овладевая техникой «оригами» у школьников развивается умение различать формы; определять пространственное расположение; умение находить часть от целого; умение соблюдать порядок следования в практической деятельности:

1. Оригами используется для концентрации внимания.

2. Для развития терпения и эмоциональной устойчивость при разочаровании.

3. Для повышения самооценки.

4. Для релаксации и самоуспокоения.

5. Для тренировки мелкой моторики.

6. Искусство оригами способствует развитию нестандартного мышления.

7.Складывание фигурок из бумаги также способствует развитию математических способностей.

8. Оригами может стать отличным подарком для друзей или родителей.

 Оригами развивает мелкую моторику рук. Развитие мелкая моторика рук очень важна, так как тренировка пальцев ускоряет процесс функционального созревания мозга. В процессе складывания поделок из бумаги формируются кинетическая (удержание позы) и кинестетическая поза (переключение с одного движения на другое) пальцев рук. Выполняя различные поделки из бумаги, у ребёнка расширяется и развивается активный словарь. В речи у детей появляются математические понятия: название геометрических фигур, понятия – лево, право, нижний правый или левый угол, улучшается количественный счёт, сенсорные эталоны (цвет, форма, размер). Улучшается грамматический строй речи – словоизменение и словообразование. Оригами развивает речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находящихся рядом в головном мозге человека, взаимно влияя друг на друга).

Изготовляя игрушки способом оригами, развивается диалогическая речь. Во время работы ведётся беседа с детьми. Задаются вопросы: что мы делаем? Какой угол надо загнуть? Как ты будешь играть с этой игрушкой? и т.д. Развивается монологическая речь. Дети придумывают рассказ или сказку о своей игрушке, показывают знакомую сказку, тем самым обучаем детей пересказывать текст, учим описывать свою игрушку. Можно поиграть со своей игрушкой: с какого звука начинается название игрушки, сколько слогов в названии, какой первый слог, второй и т.д. Работа строится поэтапно. Первоначально надо заинтересовать детей. Для этого лучше всего подходит сказка, которую показывает взрослый с помощью игрушек, сделанных способом оригами. Эту сказку дети учатся пересказывать. На этом этапе дети учатся выполнять простейшие игрушки, изучая математические понятия: диагональ, пополам, к середине загнуть уголки фигуры и т.д. На втором этапе идёт скрупулёзная работа по обучению детей складывания квадратного листа бумаги. В целом все дети уже хорошо освоили действия с простейшими моделями. И новой задачей становится освоение операционных карт. Постепенно шаг за шагом осваиваются новые приёмы работы с бумагой. Важно, чтобы все этапы складывания игрушек дети проговаривали. Если дети затрудняются, желательно привлекать к помощи других детей. Третий этап работы – продуктивный, самый интересный, но не менее сложный. Этот этап интересен тем, что у детей наработана определённая база знаний умений, а это позволяет от изготовления отдельных фигурок перейти к выполнению сюжетно-тематических композиций. При этом у каждого ребёнка появляется возможность активно использовать свой опыт по изготовлению поделок, применяя его для отображения конкретной лексической темы. Дети могут изменять величину заготовок, сочетать фигуры по окраске, устанавливать их взаимоотношения. На этом этапе дети придумывают сказки и рассказы о своих игрушках.

Целенаправленная и систематическая работа по оригами увеличивает объём знаний и представлений об окружающем их мире, что приводит к обогащению и активизации словаря детей. Речь у детей становится более связанной, появляются сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Дети свободно вступают в диалоги со взрослыми и сверстниками.

Цель разработки занятий со стороны педагога-психолога: совершенствование зрительно-моторной координации младших школьников через использование разнообразных форм, методов и приёмов.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • Систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.
  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев и развития общей моторики с речевой деятельностью детей.
  • Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и речь.
  • Формировать и совершенствовать пространственные представления.

Предполагаемый результат:

  • Кисти рук детей приобретут хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки.
  • Дети научатся работать в тетрадях, ориентироваться в пространстве, рисовать по клеткам и срисовывать по образцу.
  • Повысится уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, память. Улучшится речь.
  • Создание картотеки разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.

Цели занятий для обучающихся:

  • Развитие мелкой моторики руки ребенка.
  • Развитие слухового внимания.
  • Развитие графического воспроизведения.
  • Развитие зрительно-пространственного восприятия

Задачи для обучающихся:

  • Развитие тонкокоординированных движений рук.
  • Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.
  • формирование глазомера
  • формирование слухового восприятия и памяти;
  • Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.
  • Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.

Предполагаемый результат занятия для обучающихся

  • Знать гигиенические правила письма     
  • Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.
  • Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.          
  • уметь правильно держать ручку, карандаш.
  • Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.
  • Знать правила работы с тетрадью.
  • Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.
  • Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.
  • Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.

Конспект-шаблон коррекционно-развивающего занятия

Цели: Формирование глазомера, укрепление зрительной памяти; развитие мелкой моторики; развитие устойчивого, сосредоточенного внимания, развитие зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений; развитие зрительно-пространственного восприятия: анализ, синтез; формирование слухового восприятия и памяти; воспитание трудолюбия, усидчивости; развитие умений ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Оборудование:

листок в клетку (тетрадь), карандаш, ластик, бумага А4

Целевая аудитория: обучающиеся 1-4 класса

Продолжительность занятия: 30-45 минут.

Ход занятия

Организационный момент.

Педагог-психолог (П-П): предлагается выполнить кинезиологическое упражнение или массаж ладоней и пальцев, для этого используем стихотворный текст интересный для детей, проговариваем с детьми.

Основная часть.

П-П: Ребята, к нам в группу сегодня пришло письмо, давайте прочитаем его?

Дети (Д): «Здравствуйте дети и взрослые. Я очень спешил к вам, но опоздал на поезд. Теперь жду следующего. А пока чтоб вам не было скучно ждать меня, даю вам задание, узнать, кто я. Для этого я вам написал ориентиры, следуя которым вы сами узнаете меня».

П-П: У кого какие предположения, кто нам написал это письмо? (ответы детей)

Ну что ж будем узнавать кто это?

Какое время года за окном сейчас? А какой месяц? А в чем особенность этого месяца? А что можно сказать про погоду?

Поскольку на улице наступила весна, давайте вспомним, какие изменения в природе происходят и кто просыпается от спячки?

И прежде чем начать выполнение задания, давайте поиграем с нашими пальчиками.

      Педагог-психолог: Актуализация пространственных понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Выполняются движения по тексту.

Графический диктант (во время диктанта следить за правильной посадкой детей)

Определение исходной точки рисования.

Диктант. Указание направления движения линии и количества клеток в изображаемом отрезке.

Загадка, связанная с темой графического диктанта

Дорисовывание недостающих деталей фигуры по инструкции или образцу.

Пальчиковая гимнастика по теме графического диктанта.

Педагог-психолог: Пока мы выполняли задание, наш друг приехал к нам.

Оригами по теме графического диктанта.

Заключительная часть

Кинезиологическое упражнение. Пальчиковая гимнастика. Массаж ладоней

Рефлексия.

Список литературы:

  1. Афонькин С.Ю. Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. СПб.: Химия, 2014
  2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М.. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. Питер, 2017.
  3. Деннисон П., Деннисон Г., Программа «Гимнастика мозга». Часть 1и 2. М., 2017.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.
  5. Семенович А.В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М., 2018
  6. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  7. Сиротюк А.Л. Нейропсихологичесое и психофизиологническое сопровождение обучения. М, 2003.
  8. Ткачева М.В. Рисуем обеими руками. Послушный карандаш. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2015
  9. Словарь психолога-практика /Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Скорость движения. Знаки дорожного движения ( 3 класс

Интегрированный урок по математике и окружающему миру.На уроке дети идут спасать дорожные знаки. Во время путешествия они выполняют задания злой Помехи- Неумехи, которая похитила дорожные знаки....

Формула одновременного движения. Задачи на встречное движение.

Презентация к уроку математики в 4 классе по  УМК "Школа 2000"....

Праздник по правилам дорожного движения "Знай правила движения, как таблицу умножения!".

На празднике по правилам дорожного движения ребята  ведут разговор о том, кто помогает  пешеходам и водителям на дороге. Учащиеся поют песню о светофоре, читают стихи  про дорожные знак...

Урок математики по теме "Задачи на движение. Движение - жизнь".

Урок интегрированный, интересный, нестандартный, увлекательный. Детям показано, что не только двигается человек и транспорт, но и растения. Присутствует здоровьесберегающий аспект, всё-таки: движение ...

Темы: «Задачи на встречное движение и движение в противоположном направлении», «Пригороды Петербурга. Петергоф, Стрельна, Ломоносов»)

Темы: «Задачи на встречное движение и движение в противоположном направлении», «Пригороды Петербурга. Петергоф, Стрельна, Ломоносов»Закрепление изученного материала(Урок с использованием ИКТ)Цели: ...