Картотека игр на песке. Песочная терапия
картотека

Сазонова Светлана Анатольевна

Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_temu_pesochnaya_terapiya._1_-_kopiya.docx602.11 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное учреждение «Таврическая школа»

Таврического района Омской области

C:\Users\Алексей\Desktop\index.jpg

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ-КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

(Картотека игр с песком)

Подготовила:

педагог-психолог

Светлана Анатольевна Сазонова

ПРАВИЛА ИГРЫ С ПЕСКОМ:

  1. Нельзя брать песок в рот!

  1. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые руки

  1.  Нельзя   бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!

  1. Нельзя высыпать песок за борта песочницы.

  1.  Нельзя  вдыхать песок -   можешь задохнуться!

  1. Нельзя разрушать  постройки других.

  1. После игры с песком – помой руки!

        Упражнение «Дождь»

Цель: Устранение напряжения, стресса, агрессии

Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведерко. Важно, чтобы ребенок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным.

            Игра «Победитель злости»

(Кинетический песок или влажный песок)

Цель: снятие психоэмоционального напряжение, знакомство с эмоциями.

Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься?

(Ответы ребенка)

Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)

Ученик по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Ученик может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.

Затем ученик любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Ученик дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ученик руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

          Игра-упражнение «Секретики»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, воображения.

Педагог показывает способы построения создания в песочнице «секретиков» из кусочков оргстекла (прозрачной пластмассы) и фантиков, камушков, цветов, листьев и так далее в песочнице. Ученик должен осторожно откопать «секретик», так, чтобы получилось «окошечко» в песке. Затем дети самостоятельно изготавливают и ищут «секретики» друг друга.

Похожее изображение

Упражнение «Узоры на песке двумя руками»

Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук.

Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя руками (кисточками) одновременно на песке разные узоры — дождик, солнце, тучу и т.д.

Игра-упражнение «Волшебное превращение»

Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие воображения

        

Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, колесо, лицо и др. (аналогично выполняются задания с квадратом, треугольником, овалом).

 

   Игра-упражнения «Вслепую»

Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие мелкой моторики и координации движений.

Завяжите ребенку глаза платком и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Можно устроить соревнования между детьми.

    Упражнение «Отпечатки»

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Педагог и ученик по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

         «Занимательная геометрия»

Цель: изучение геометрических фигур, восприятие формы, величины, повторение счета.

Нарисовать на песке геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник вразброс.

Задания: 1)посчитать все треугольники, все квадраты, все круги.

2)Назови какие фигуры маленькие, а какие большие.

 Похожее изображение

«Подсказка»

Цель:  Развитие внимания, повторение счета

Для обучения ребенка порядковому счету можно организовать следующую игру.

Сделайте из песка 5 горок. В одной из них спрячьте какой-либо предмет, а затем предложите ребенку найти его по вашей подсказке. Подсказка будет такой: «ищи во 2й горке слева». В другой раз пусть ребенок сам спрячет предмет и подскажет вам, где эго искать.

Игра-упражнение «Песочные строители»

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Песочная фея: «Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток».

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

Игра

«Паровозик из Ромашкова»

Цель: Учить создавать изображение паровоза из геометрических фигур с помощью формочек для песка.

Содержание:

Показать картину с изображением паровозика.

Предложить сделать паровозик и вагончики из кинетического песка, используя формочки в виде геометрических фигур. При затруднении показать, как из двух квадратов получить прямоугольник, из двух треугольников – квадрат и т. Д

C:\Users\Алексей\Desktop\47.png

Упражнения с кинетическим      песком для детей с ОВЗ

Упражнение «Отгадай загадку»

       Цель: развитие мышления, моторики.

Содержание:

Несмотря на простоту, данная игра помогает в развитии мелкой моторики и мышления. Для игры вам понадобится песочница с живым или кинетическим песком и маленькие игрушечки. Правила очень просты – ученик отворачивается, а вы прячете в песке игрушку-ответ к загадке. Далее ребенок поворачивается, вы загадываете загадку, а он должен отгадать ее и проверить правильность ответа, найдя отгадку в песке.

           

Живет в норке, грызет корки.

             Короткие ножки; боится кошки.

(мышка)

 Вместо хвостика — крючок,

 Вместо носа — пятачок.

 Пятачок  дырявый,

 А крючок вертлявый.

(Свинья)

Игра «Песочный праздник»

Цель: развитие мышления, моторики.

Устройте с детьми праздник для песочных человечков. Теперь все ваши умения вы можете применить для того, чтобы сделать «торт». Слепите из песка основу (круглую или квадратную), вокруг выложите камешки, листики, нарисуйте на ней узоры, воткните палочки («свечки»). Саму песочницу можно украсить цветами и веточками.

          «Нож»

Цель: Научить пользоваться ножом

Простой способ научить ребёнка пользоваться ножом. Представьте, что песок — это сливочное масло или хлеб, и приступайте. К слову, режется этот волшебный песок просто замечательно! Лучше использовать пластиковый нож, но если вы выбрали настоящий — возьмите столовый (он менее травмоопасен) и ни в коем случае не оставляйте ребёнка без присмотра.

«Разрежь пирог»

Цель: Научить распознавать доли: половина, четверть.

Содержание:

Сделайте вместе с ребенком торт из песка и скажите ученику, что этот торт для гостей Мухи-Цокотухи. Ребенок должен разделить торт на количество гостей. Первый раз помогите ребенку провести линии и назовите части: половинка, четвертинка. Затем попросите ребенка сделать это самостоятельно.

  Игра «Мы скатаем колобок»

Цель: Закреплять представление о свойстве песка слипаться, скатываться в комок. Показать возможность собрать маленькие кусочки присоединяя их друг к другу. Способствовать закреплению навыка скатывания в шар.

Содержание:

Разделить заранее песок на маленькие комочки (мука, масло.) Напомнить сказку «Колобок». Предложить, скатать колобок соединив, скатав комочки (муку, масло, сметану). Обыграть готовый персонаж.

Литература:

  1. Штейнхард. Песочная терапия. М. -2001
  2. Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук В гостях у Песочной Феи СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011 (адаптированная для детей с ОВЗ)
  3. Новиковская Ольга Андреевна  «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников» Детство-Пресс, 2010 г.
  4. Понимание детской игры в песочнице: техника мира Ловенфельда. Доктор Маргарет Лоуэнфельд Траст. 1993.

Использованные интернет источники

  1. https://www.labirint.ru/books/72179/ (Новиковская Ольга Андреевна  «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников» Детство-Пресс, 2010 г)
  2. https://infourok.ru/kartoteka-igr-na-temu-pesochnaya-terapiya-5057536.html(Картотека игр на тему :''Песочная терапия'')
  3. Песочная терапия с детьми и подростками http://studme.org/43135/psihologiya/pesochnaya_terapiya_detmi_podrostkami


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.Эти методы терапии принадлежат к числу...

Использование песочной терапии на логопедических занятиях.

В статье раскрывается суть терапевтического эффекта игры с песком на логопедических занятиях. Предлагаются упражнения по темам: "Деление на слоги", "Ударение", "Развитие речевого дыхания" и др....

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда

Слайдовая презентация песочная терапия в работе учителя логопеда...

Курс занятий коррекционно-развивающего обучения с использованием элементов песочной терапии

     Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира в...

Картотека игр с песком (песочная терапия)

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ-КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ...