Особенности мышления детей с задержкой психического развития
учебно-методический материал (1 класс)
Анализ литературы показывает противоречие между значительной распространенностью детей с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью методического обеспечения развития мышления у детей данной категории. Это обуславливает актуальность данного исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myshlenie_u_detey_s_zpr.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности мышления детей с задержкой психического развития
Диагноз «задержка психического развития» (далее ЗПР) ставят детям, центральная нервная система которых отличается ограниченной функциональностью или незначительными повреждениями. Анализ состояния здоровья детей с ЗПР подтверждает, что проблема может быть связана с нарушениями как отдельных частей мозга, так и главных функций. Этим можно объяснить особенности мышления таких детей, а также целый ряд проявлений психологического характера. Единого фактора, который способствует развитию задержки психического развития нет.
Отечественные ученые (В.И. Лубовский, К.С. Лебединская, Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова), учитывая многогранные аспекты этой проблемы, выделили особые критерии психического развития этих детей. У большинства детей с ЗПР наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, замедление целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушение работоспособности. Патогенетической базой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение центральной нервной системы и ее резидуально-органическая недостаточность (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская). Другой причиной, может быть функциональная незрелость центральной нервной системы.
В классификации разработанной Г.Е. Сухаревой, М.С. Певзнерым, Т.А. Власовой, Е.С. Ивановой, в качестве первопричины ЗПР выступают:
– церебральная астения;
– аффективная расположенность;
– психопатоподобное расстройство.
В изучение причин задержки психического развития внес вклад Л.О. Бадалян. Он включил в число причин задержки психического развития такие факторы как:
– педагогическая запущенность (недостаточность педагогического воздействия в целом, и особенно в периоды сензитивного развития психических функций организма);
– слабая информационная обеспеченность (ограниченность зрительных и слуховых раздражителей, недоступность ярких эмоциональных и других впечатлений). [13]
Н.Н. Данилова указывает на острый и хронический стресс как на возможную причину ЗПР, так как он способен тормозить и деформировать развитие и протекание когнитивных процессов.
К.С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, ЗПР у детей разделила на четыре основных группы. Речь идет о ЗПР следующих вариантов происхождения:
– психогенного;
– конституционального;
– церебрально-органического;
– соматогенного.
Все эти типы имеют свои особенности и признаки.
ЗПР психогенного происхождения. Развитие отклонений связано с неблагополучными условиями проживания и воспитания, препятствующими нормальному развитию. Регулярное неблагоприятное воздействие на детскую психику становится причиной нарушения эмоционального, а порой и физического развития.
Конституциональное происхождение. У детей с диагнозом «ЗПР конституционального происхождения» фиксируют развитие гармонического инфантилизма. Главная их особенность – незрелая эмоционально-волевая сфера. Такие малыши даже в старшем возрасте склоняются к игровому виду деятельности, они непосредственны, внушаемы, эмоциональны. Наряду с психологическим инфантилизмом, такие дети могут иметь незрелое телосложение.
ЗПР церебрально-органического происхождения. Самый распространенный тип задержки психического развития. Характеризуется слабым развитием эмоционально-волевой сферы. Чаще всего такой диагноз ставят детям, пострадавшим во время родов, появившимся на свет раньше срока, перенесшим инфекции еще в утробе матери.
ЗПР соматогенного происхождения. Развитие болезни происходит в результате перманентной ослабленности организма малыша, страдающего частыми аллергиями, хроническими заболеваниями.
В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.
Таким образом, в основу развития ЗПР заложено взаимодействие биологических (эндогенных) и социальных (экзогенных) причин. Учитывая данный факт, требуется более тщательное и своевременное взаимодействие с ребенком со стороны воспитателей, педагогов, психологов и самое главное семьи.
Особо остро встает проблема ранней диагностики детей с ЗПР и дальнейшей коррекционно-профилактической работы по развитию полноценной личности ребенка в условиях взаимодействия разных социальных институтов. Дети с ЗПР без правильно построенной психолого-педагогической помощи не достигают соответствующего уровня для школьного обучения не только к шести, но и к семи годам.
Главным признаком нарушения познавательного развития у детей с задержкой психического развития являются некоторые особенности их мышления. Все его виды, включая словесно-логическое, нарушены.
В дошкольном возрасте у детей активно развиваются и взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательный процесс реального мира приобретает специфический характер.
Е.И. Голишникова изучала особенности мышления детей с ЗПР и динамику мыслительной деятельности. Согласно полученным данным у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития наблюдалась выраженная динамика в решении наглядно-практических и наглядно-образных задач и значительно меньшая динамика в решении задач, требующих использования мыслительной операции аналогии. Динамичность умственного развития и эффективность использования оказываемой помощи, по мнению Т.В. Егоровой, являются теми специфическими особенностями, на основании которых можно дифференцировать детей с ЗПР от умственно отсталых.
ГЛ. Карпова и Т.П. Артемьева указывают, что отставание в развитии мышления – одна из основных черт, отличающая детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников.
Т.А. Власова, В.И. Jlубовский, H.A. Никашина, отмечают, что одна из психологических особенностей детей с задержкой психического развития состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. После получения помощи дети рассматриваемой группы оказываются в состоянии выполнять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне. Это позволяет говорить об их качественном отличии от умственно отсталых детей. Дети с задержкой психического развития располагают большими потенциальными возможностями в плане способности овладевать предложенным им учебным материалом.
В мыслительной деятельности детей с ЗПР выделяют неравномерное развитие видов мышления. У.В. Ульенкова отмечает, что наблюдается более высокий уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития в сравнении со словесно-логическим. Невербальные тесты по суммарным показателям этим детям оказались более доступными, нежели вербальные.
Исследование Т. В. Егоровой показало, что при сравнении разных видов деятельности, требующих наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, наибольшие затруднения вызывает у младших школьников с ЗПР решение заданий, требующих словесно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление, напротив, оказывается нарушенным в наименьшей степени.
Г.А. Карпова, Т.П. Артемьева указывают, что у детей с ЗПР значительной степени выражено отставание в словесно-логическом мышлении, менее выражено отставание в наглядно-образном мышлении и ближе к уровню нормального развития находится наглядно - действенное мышление. На отставание словесно-логического мышления у детей с ЗПР указывают и другие учёные: Т.А. Власова, В.И. Лубовский, H.A. Никашина, Т.А. Стрекалова.
С.Г. Шевченко отмечает, что на развитие словесно-логического мышления у детей с задержкой психического развития отрицательно влияет малый запас знаний об окружающем мире, отличающихся нечёткостью и бессистемностью.
Т.А. Стрекалова указывает, что большинство детей с ЗПР не могут самостоятельно строить умозаключения путём сопоставления суждений и испытывают выраженные трудности в обосновании истинности и ложности суждений. Т.А. Стрекаловой сопоставлены уровни развития наглядного и словесно-логического мышления и выявлена положительная корреляция между умениями решать наглядные задачи и возможностями построения суждений и умозаключений.
У детей с ЗПР наблюдается дефицит мотивационного компонента, проявляющийся, по мнению М.М. Безруких в том, что познавательные процессы абсолютно не интересуют таких детей. На занятиях они сразу становятся вялыми или, наоборот, излишне беспокойными, совершенно не могут сосредоточиться на задании. У таких детей наблюдается крайне низкая познавательная активность, они избегают умственного напряжения. Как отмечают Т.А. Власова, В.И. Лубовский и Н.А. Никашина, по сравнению с нормальными сверстниками дети с задержкой развития характеризуются сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется прежде всего в их недостаточной любознательности.
Большинство детей младшего школьного возраста задают очень много различных вопросов относительно окружающих предметов и явлений. Вначале эти вопросы поверхностны, но постепенно детей начинают интересовать существенные, скрытые свойства явлений, сложные связи и отношения между ними.
Одни дети с задержкой психического развития вообще не задают вопросов. Эти дети медлительные, пассивные, с замедленной речью. Другие задают вопросы, которые преимущественно касаются лишь внешних свойств окружающих их предметов. Это несколько расторможенные, многословные и даже болтливые дети. Детям неинтересно получать и решать новые задачи, они не знают, как справиться с трудностями, и стараются как можно быстрее переключить внимание на игру. Если настоять на решении задачи, такой ребёнок сможет выполнить лишь самую простую ее часть, не беспокоясь об основном результате.
Детям с ЗПР присуща несформированность регуляционно-целевого компонента. Т.В. Егорова отмечает в своем исследовании, что дети с ЗПР не могли в ходе решения контролировать свои действия. Особенность мышления детей с ЗПР — неспособность построить схему работы. Они действуют спонтанно, быстро. Характерным для них было отсутствие этапа ориентировки в задании. Дети не анализировали исходные условия задачи, не планировали своих действий, а сразу приступали к манипулированию объектами в случае наглядно-практических задач или предлагали в качестве решения неадекватный вариант.
Т.В. Егорова, отмечая низкий уровень сформированности мыслительной деятельности у младших школьников с ЗПР, указывает на своеобразие их мыслительного процесса уже на начальном этапе деятельности, которым является ориентирование. Автор обращает внимание на то, что при выполнении учебного, практического задания для детей с ЗПР характерным является отсутствие или кратковременный характер данного этапа. Это проявляется в излишней поспешности выполнения заданий, часто наугад, без учета условия и без наличия правильного плана работы.
Вследствие низкой познавательной активности дети с задержкой психического развития, по наблюдениям Т.В. Егоровой, не осуществляют поиск рациональных приёмов решения задачи, не стремятся проверить выполненное задание.
Дети с ЗПР обычно не ставят цели, не ищут рационального способа решения. Им трудно словесно объяснить выполненные действия, что свидетельствует о неосознанности мышления.
Детям с ЗПР присуща несформированность мыслительных операций: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов). Мышление детей с задержкой психического развития характеризуется слабостью ориентировочного этапа, несформированностью процессов анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования. Таким детям свойственно недоразвитие основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
З.И. Калмыкова отмечает, что у детей с ЗПР к моменту поступления в школу оказываются сформированными элементарные логические операции, которыми владеют маленькие дошкольники с соответствующим возрасту темпом развития. Такие дети с трудом решают мыслительные задачи, особенно в словесно-логическом плане. Им сложно работать по образцу с выделением его основных частей и установкой взаимосвязи между ними и собственными действиями.
Они беспомощны в осуществлении самых простых логических операции. Эти операции составляют основной фонд интеллектуальной деятельности, и их состояние определяет её содержательную характеристику, пользуясь которой можно описать отличия интеллектуальной деятельности детей с задержкой развития, нормальных и умственно отсталых.
Исследование Д.А. Емелиной показало, что у детей шести лет с задержкой психического развития операции мышления более развиты на чувственном, конкретно-предметном уровне, чем на вербально-абстрактном. У этих детей страдает процесс обобщения. Характеризуя мыслительные особенности детей с ЗПР, нельзя не отметить различия и внутри данной группы детей. Дети с конституциональной, соматогенной и психогенной задержкой психического развития имеют менее нарушенную мыслительную деятельность. Они более восприимчивы к помощи, более критичны к полученным результатам. Дети с церебрально-органической задержкой имеют более глубокое нарушение мыслительной деятельности. Особо сильно это проявляется при решении словесно-логических задач. Они практически не критичны к своим решениям.
Таким образом, несмотря на большую значимость, проблема развития мышления у детей с ЗПР пока изучена недостаточно. Ученые отмечают, что у детей с ЗПР 6-7 лет наблюдается конкретность мышления, слабое развитие мыслительных операций; недоразвитие процессов обобщения и абстрагирования; трудности в установлении причинно-следственных связей; не владение родовыми понятиями; замедленность, инертность, косность мышления, стремление к шаблону (Т.В. Егорова, В.А. Пермякова, З.М. Дунаева, И.А Коробейникова и др.).
У детей с ЗПР обнаруживается отставание в развитии всех форм мышления. В наибольшей степени это проявляется во время решения задач с использованием словесно-логического мышления, а в наименьшей степени отстает наглядно-действенное мышление. К началу школьного обучения наблюдается не сформированности основных мыслительных операций – синтеза, анализа, сравнения и обобщения. Значительное отставание обнаруживается в проявлениях возможности осуществлять суждения и умозаключения.
Как показывают многочисленные исследования, полноценного развития детей с задержкой психического развития можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитывать имеющиеся у них отклонения и особенности развития и в соответствии с этим создавать адекватные условия обучения и воспитания. Ускорить развитие их мышления поможет слаженная педагогическая работа, направленная на развитие основных навыков умственной деятельности и ряда интеллектуальных операций.
Работая с детьми с ЗПР, необходимо соблюдать ряд требований:
− проводить занятия в проветриваемых помещениях с достаточным освещением;
− использовать понятный наглядный материал, размещая его в помещении таким образом, чтобы не привлекать к нему внимание ребёнка раньше времени;
− продумывать смену деятельности во время занятий с включением небольшой физической разминки;
− продумывать индивидуальную схему работы с каждым из детей. [2]
Итак, мыслительная деятельность детей представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, при котором осуществляется постепенный переход внешних действий по решению мыслительной задачи во внутренний план. У детей с ЗПР выраженное отставание и своеобразие в развитии познавательной деятельности обнаруживаются, начиная с ранних форм мышления – наглядно-действенного и наглядно-образного. Развития мышления детей с задержкой психического развития неравномерно, что оказывает отрицательное влияние на формирование разных сторон познавательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения детей с задержкой психического развития.
Эта тема очень важна для нас, так как подавляющее большинство наших детей имеет задержку психического развития в той или иной степени. Как обучать таких деток? Где? И как "нащупать" тот самый, о...
Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Особенности обучения детей с задержкой психического развития»
В современном значении под термином “задержка психического развития” понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речев...
Статья на тему: Особенности обучения детей с задержкой психического развития.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических фор...
Доклад " Особенности обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе"
Доклад Особенности обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе...
Особенности обучения детей с задержкой психического развития
В современном значении под термином “задержка психического развития” понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных,...
Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции
Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции...
Презентация Особенности обучения детей с задержкой психического развития
Особенности обучения детей с задержкой психического развития...