Стили педагогического общения
статья

Педагогическое общение - это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми функциональными позициями субъектов этого общения. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет свои функциональные обязанности по руководству процессом воспитания и обучения.

Актуальность и значимость данной статьи заключается в том, что современная эпоха научно-технической революции в значительной мере изменила и усложнила роль педагога в школе. Он теперь является не только источником информации, а человеком который организует и направляет учебно-воспитательный процесс, ведёт развивающее обучение детей.

Цель данной статьи: познакомить читателей с различными стилями педагогического общения.

Эффективность педегогического общения в немалой степени определяется личными качествами учителя и стилем педагогического общения. Учителю важно владеть всеми стилями педагогического общения и уметь их применять в зависимости от сложившейся ситуации. При этом, в ходе осуществления педагогической деятельности каждый педагог должен находить свой индивидуальный стиль общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stili_pedagogicheskogo_obshcheniya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Автор: Ларионова Мария, учитель начальных классов, воспитатель ГПД

Ключевые слова: деловое общение, общение, педагогика, педагогическое общение, стили педагогического общения.

Успешность делового человека сегодня зависит не только от

профессиональных умений и навыков, но и от умения устанавливать

деловые контакты, поддерживать доброжелательные и эффективные

отношения, общаться с людьми, разными в культурном,

национальном, психологическом аспектах. [3]

Социальная значимость для общества профессии педагога делает

необходимым ее всестороннее изучение с целью дальнейшего

совершенствования процессов обучения и воспитания,

профессионального становления будущего педагога как

высококомпетентного профессионала, обладающего

специфическими педагогическими способностями, оптимальными

возможностями обучать и воспитывать учащихся не только в

обычных, но и в экстремальных условиях жизнедеятельности. [1]

Общение – один из важнейших инструментов социализации

человека, способ его существования, удовлетворения и регуляции

основных потребностей, главный канал взаимодействия людей. [8]

Большинство людей считают, что общение — это исключительно

передача и получение информации. Однако для того чтобы передать

информацию, необходимо сначала вступить во взаимодействие.

Следовательно, общение связано прежде всего с

взаимоотношениями. Кроме того, общение — это непрерывная

деятельность: любая передача информации предполагает

взаимодействие и потребность убедить других в тех или иных идеях,

мнениях, решениях. Общение необходимо также для

взаимопонимания. Это важно учитывать, чтобы добиваться

практических результатов. [7]

Уже давно педагогами и психологами признан тот факт, что

педагогика – это не только наука, но и искусство. Это искусство

складывается из множества компонентов, среди которых

существенное место занимает педагогическое общение. [6]

Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой

большой роскошью на свете. Но в одном случае это — «роскошь», в

другом — профессиональная необходимость. Ведь есть такие виды

человеческого труда, которые просто невозможны вне общения.

Именно таким видом трудовой деятельности является работа

педагога. [2]

Педагогическое общение — это общение педагогов и учащихся,

проводимое с педагогической целью и определяемое задачами

учебно-воспитательной работы. [1]

Учитывая, что педагогическое общение – это основа педагогической

деятельности, необходимо выделить особенности

профессионального педагогического общения:

– педагогическое общение всегда обучающее, развивающее,

воспитывающее;

– педагогическое общение всегда ориентировано на развитие

личности общающихся, на развитие их взаимоотношений;

– педагогическое общение – это динамичный процесс, так как,

учитывая возраст детей, определяются не только позиция педагога и

детей в общении, но и методы и средства общения;

– педагогическое общение – это важное средство решения учебно-

воспитательных задач;

– в процессе педагогического общения происходит процесс

взаимного познания педагога и учащихся;

– педагогическое общение регулирует совместную деятельность не

только педагога и учащихся, но и педагога и родителей, а также

совместную деятельность педагогов. [8]

Культура общения, базируется на четырех основных правилах,

принятых в среде хорошо воспитанных людей во всех странах:

вежливость, тактичность, естественность и достоинство, которые, в

свою очередь, конкретизируются в ряде требований к манерам и

формам общения деловых людей в различных ситуациях. [3]. В

процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между

участниками этого процесса. Восприятие другого человека означает

восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личными

характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на

этой основе его поступков. [1]

Деловое общение — особая форма общения, направленная на

организацию и оптимизацию сотрудничества людей в трудовом

процессе. [4]

Стиль – это индивидуально-своеобразная манера действования. [8]

Под стилем общения в психологии понимаются индивидуально-

психологические особенности социально-психологического

взаимодействия педагога и учащихся. [1]

Стиль общения в совместной деятельности является выражением в

профессиональном преломлении, с учетом профессиональных

навыков и умений, индивидуального стиля деятельности данного

человека. Стиль общения в профессиональной деятельности может

рассматриваться как подвижная, ситуативно меняющаяся система

используемых средств и способов общения. Стиль общения в

деятельности, предполагающей интенсивное взаимодействие и

контакты людей, связан с продуктивностью этой деятельности,

психологическим климатом в коллективе, удовлетворенностью

взаимоотношениями, индивидуальной психической выносливостью.[5]

Стилевые особенности педагогического общения зависят:

1) от индивидуальности педагога: от его компетентности,

коммуникативной культуры, эмоционально-нравственного

отношения к воспитанникам, творческого подхода к

профессиональной деятельности;

2) от индивидуальных особенностей воспитанников: от их

возрастных особенностей, половой принадлежности, уровня

обученности и воспитанности, от особенностей ученического

коллектива. [8]

В психолого-педагогической литературе выделяют стили общения в

следующей классификации: перспективные – общение на основе

увлеченности совместной деятельностью, общение на основе

дружеского расположения; нейтральные – общение-дистанция;

неперспективные – общение-устрашение, общение-заигрывание,

общение-превосходство. [8]

Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

Данный стиль общения предполагает содружество, совместную

деятельность, сотворчество. Главное для этого стиля – единство

высокого уровня компетентности педагога и его нравственных

установок. [2]

Общение на основе дружеского расположения проявляется в

искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу в целом,

в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в

открытости контактов. Данный стиль общения взаимосвязан с

предыдущим стилем общения, так как он стимулирует увлеченность

совместной деятельностью, плодотворные взаимоотношения

педагога с воспитанниками. С другой стороны, увлеченность

совместной деятельностью способствует созданию дружеского

расположения. Но при данном стиле общения важна мера,

«целесообразность дружественности». [2]

В выделенных стилях общения взаимодействие «учитель – ученик»

рассматривается как двусторонне субъект-субъектное

взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон. В

учебно-воспитательном процессе эти гуманистически направленные

стили создают ситуацию комфорта, способствуют развитию и

проявлению индивидуальности. [8]

Общение-дистанция. Данный стиль в системе взаимоотношений

педагогов и учащихся распространен. Дистанция в общении должна

существовать, она необходима, так как педагог и воспитанники

занимают различные социальные позиции. Чем естественнее для

учащихся ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для

него дистанция в отношениях с педагогом. Для педагога очень важно

владеть искусством установить дистанцию. Но дистанция в общении

ни в коей мере не должна настолько четко подчеркивать социальные

позиции педагогов и учеников, так как это будет способствовать

возникновению отчужденности, закрытости. Данный стиль общения

часто используют молодые педагоги для самоутверждения в

коллективе учеников. [8]

К неперспективным стилям общения относится общение-

устрашение, которое строится на жесткой регламентации

деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате,

ориентации детей на то, что делать нельзя; при этом стиле не может

быть совместной увлеченности деятельностью, дружеского

расположения и сотворчества.

Общение-заигрывание, основанное на желании нравиться

воспитанникам, завоевать авторитет, который будет ложным,

дешевым. Молодые педагоги избирают данный стиль в силу

отсутствия опыта профессиональной деятельности, опыта

коммуникативной культуры и желания как можно быстрее наладить

контакт с детьми.

Общение-превосходство характеризуется желанием педагога

возвыситься над детьми, он поглощен собой или своими знаниями,

не чувствует учащихся, мало интересуется своими отношениями с

ними, отстранен от детей.

Неперспективные стили общения ориентированы на субъект-

объектные отношения, то есть в них преобладает позиция педагога,

рассматривающего воспитанников как объект воздействия. [8]

Важную роль в работе учителя играет выбор им оптимального стиля

в общении с учащимися. Существует следующая классификация

стилей общения: авторитарный, демократический и либерально-

попустительский. [1]

Авторитарный стиль общения

Педагог с авторитарным стилем руководства и общения чаще всего

работает один на один с учеником, исходит из усредненного

представления о последнем, из абстрактных требований к нему, не

учитывает индивидуальных особенностей детей. У такого педагога

резко выражены негативные установки. Он стереотипен в оценке

поведения детей. У него общение с учащимися сопровождается

волевым нажимом, что создает видимость бурной жизни. Это может

активизировать учащихся, но только на время, и то при ведущей

роли педагога в деятельности. [1]

Демократический стиль общения

Педагог с демократическим стилем общения стремится работать со

всем классом в целом, учесть индивидуальные особенности и

личный опыт детей, их активность и потребности. Он не имеет или

не проявляет негативных оценок поступков детей, не стереотипен в

оценке их поведения. Педагог-«демократ» при непосредственном

взаимодействии с учеником пользуется не прямыми, а косвенными

формами побуждения к действию (просьба, совет). Он

прислушивается к критическим замечаниям учащихся. [1]

Либерально-попустительский стиль общения

Педагог-«либерал» терпим ко всем перипетиям школьной жизни, не

проявляет инициативы в организации дел. Ему свойственны

нерешительность, принятие решений под давлением. Он

остерегается проявления инициативы ребят. [1]

Для успешного взаимодействия педагог выбирает различные стили

общения. Наиболее предпочтителен для организации эффективного

профессионально-педагогического общения – демократический

стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и

элементы авторитарного стиля руководства, например, для

организации сложного вида деятельности, при установлении

порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства

допустимы при организации творческой деятельности, когда

допустима и необходима позиция невмешательства, представляющая

воспитаннику проявление большей самостоятельности.

Таким образом, стиль педагогического общения характеризуется

гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того,

с кем он имеет дело – с младшими школьниками или со

старшеклассниками, а может, со студентами, каковы их

индивидуальные особенности, каков характер деятельности.

Педагогическое общение — процесс сложный, многослойный. Оно

представляет собой процесс непрерывно развивающихся и

изменяющихся форм общения, которые образуют динамическую

коммуникативную систему.

В педагогическом процессе особо значима роль учителя.

Воздействовать на личность ребенка он сможет только в том случае,

если будет умело организовывать общение с детьми, станет

составной частью детского коллектива, если в отношениях педагога

и детей главным регулятором будет великое чувство общности

воспитателя и ребенка — чувство «Мы». [2]

Общение, как часть педагогического творчества, проникновение

творчества в общение учителя с детьми — вот непременные условия

продуктивного педагогического труда. Творчество в процессе

педагогического общения необходимо: во-первых, в ходе познания

учителем учащихся в системе взаимодействия с ними; во-вторых,

при организации непосредственного воздействия на ребенка,

регуляции его поведения, реализации различных форм

взаимодействия и т. д.; в-третьих, творчество в общении необходимо

при управлении собственным поведением (саморегуляция в

общении); в-четвертых, творческий характер носит сам процесс

организации взаимоотношений. Творческому процессу профессионально-педагогического общения надо учиться, ибо мастерство воспитателя не приходит само собой. Коммуникативные способности, которыми мы обладаем, нуждаются в целенаправленном развитии. [2]

Стиль общения существенно определяет поведение человека при его

взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор того или

иного стиля общения определяется целым рядом факторов, среди

которых важными являются следующие: цель общения, ситуация, в

которой оно осуществляется, статус и личностные особенности

собеседника, его мировоззрение и положение в обществе,

характеристика самой формы взаимодействия. [7]

Итак, овладение теорией профессионально-педагогического

общения, познание его структуры, нравственных принципов,

вхождение в «технологию» этого процесса, приобретение в

результате этого профессиональных коммуникативных приемов и

навыков, формирование собственного опыта коммуникативной

деятельности — вот основные направления работы, которые будут

способствовать становлению коммуникативных способностей и

коммуникативной культуры педагога. [2]

Овладение основами профессионально-педагогического общения

должно происходить на индивидуально-творческом уровне, так как

выделяемые компоненты профессионально-педагогического

общения своеобразно и неповторимо проявляются в деятельности

каждого педагога. Вот почему важнейшей задачей начинающего

учителя является поиск индивидуального стиля общения,

педагогического управления и модели поведения. [8]

Список литературных источников

1. Волков, Б. С. Психология педагогического общения : учебник

для бакалавров / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, Е. А. Орлова ;

под общ. ред. Б. С. Волкова. — М. : Издательство Юрайт, 2015.

— 333 с.

2. Кан-Калик, В. А. К J9 Учителю о педагогическом общении:

Кн. для учителя / Кан-Калик, В. А. — М.: Просвещение, 1987.

— 190 с.

3. Капкан, М. В. Деловой этикет : учеб. пособие / М. В. Капкан,

Л. С. Лихачева ; М-во образования и науки Рос. Федерации,

Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. –

168 с.

4. Кузнецова, М.А. Психология общения: Учебное пособие для

СПО / Кузнецова М.А. — М.: РГУП, 2019. — 167 с.

5. Куницына, В. Н. Межличностное общение. Учебник для вузов

/ Куницына, В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. – СПб.:

Питер, 2001. – 544 с.: ил.

6. Максимова, А. А. Основы педагогической коммуникации :

учебно-методическое пособие / А. А. Максимова. – Орск :

Издательство Орского гуманитарно-технологического

института (филиала) ОГУ, 2012. – 170 с.

7. Панфилова, А. П. Психология общения : учебник для студ.

учреждений сред. проф. образования / А. П. Панфилова. —

М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 368 с.

8. Фалей, М. В. Педагогическое общение : учебное пособие / М.

В. Фалей. – Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2014. – 116 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стили педагогического общения

В статье отражена общепринятая классификация стилей общения учителя и учащихся в образовательном процессе и пути повышения коммуникационных умений педагога. Статья предназначена для педагогов и студен...

Диагностика стилей педагогического общения.

Диагностика стилей педагогического общения. В помощь педагогу-психологу....

Презентация на тему: "Стили педагогического общения"

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, прояв...

Исследование влияния стиля педагогического общения учителя на мотивацию деятельности школьника

Исследование влияния стиля педагогического общения учителя на мотивацию деятельности школьника...

Стиль педагогического общения и его виды

Реферат по педагогической конфликтологии на тему "Стиль педагогического общения и его виды"...

Стиль педагогического общения

Выступление на ШМО воспитателей...