СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
статья

Смирнова Марина Григорьевна

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чтение сказок - это необходимое условие для полноценного развития личности ребенка. В процессе формирования у учеников эмоционального интеллекта средствами сказки у детей происходит расширение и обогащение их эмоционального опыта, изменение прежних ценностных установок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Смирнова Марина Григорьевна

учитель начальных классов, педагог-психолог

МОУ «Мамасевская средняя общеобразовательная школа»

Волжского муниципального района Республики Марий Эл

Аннотация: Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чтение сказок - это необходимое условие для полноценного развития личности ребенка. В процессе формирования у учеников эмоционального интеллекта средствами сказки у детей происходит расширение и обогащение их эмоционального опыта, изменение прежних ценностных установок.

Ключевые слова: всеобщая цифровизация; развитие эмоций; метод сказкотерапии; младшие школьники; развитие личности.

«У кого в детстве не бывает сказки,

тот вырастает сухим, колючим человеком,

и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,

и укалываются как о лист осота»

И. Токмакова

XXI век – век новшеств. Современный мир — это мир всеобщей цифровизации, которая выражается в использовании современных цифровых технологий повсеместно для повышения качества жизни. В этом мире формируется личность ребёнка. Дети с самого рождения погружаются в цифровое пространство. Параллельно со всеобщей цифровизацией идёт развитие детей.

В настоящее время, когда живое общение со сверстниками и взрослыми, чтение, обсуждение прочитанного, эмпатия героям театрализованных постановок во многом заменили компьютер и телевизор, вопросы нравственного воспитания и коммуникативного развития детей вызывают серьезную тревогу в обществе.

Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит вежливости, доброты, дружелюбие, культуры общения между людьми. Дети стали меньше общаться с взрослыми, друг с другом. А ведь именно общение обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, так как взаимосвязь и взаимодействие с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном, школьном возрасте, в процессе познания окружающего мира, развития различных видов деятельности, культурных традиций. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития и обогащения личности ребенка во многом определяет особенности его самосознания, отношения, поведения, развитие коммуникативных навыков.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия для того, чтобы избежать опасности. Когда ребенок грустен или разгневан, это означает, что у него что-то не в порядке. Когда ребенок радуется, когда он выглядит счастливым, это значит, что все хорошо в его мире. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим взрослым о его состоянии.

Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта. При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их в зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности.

К первой группе относятся настроения – более или менее длительные эмоциональные состояния, образующие исходный фон жизнедеятельности.

Ко второй — чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету.

К третьей – собственно эмоции, реализующие психическое отражение значимости жизненных ситуаций для человека.

Так, ребенок, приходя в школу, ощущает потребность в положительной оценке окружающих: учителей, одноклассников, родителей. Он стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей и, получая признание окружающих, радуется, гордится. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха.  Это говорит о том, что его потребность не удовлетворена. В последнем случае можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие. Эмоциональное неблагополучие может возникать в разных ситуациях, например, при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, неудовлетворительная отметка за контрольную, проигрыши в спортивных и других соревнованиях.

Сказка - это приключениями, персонажами и превращениями. Учеными доказано, что чтение сказок - это необходимое условие для полноценного развития личности ребенка (язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами, сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями).

Именно сказкотерапию я использую в своей деятельности. Этот метод использую не только на уроках литературного чтения, но и во внеурочных занятиях «Тропинка к своему Я». Программа разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (1-4). Хухлаева О.В.

Говоря об эффективных методах развития эмоционального интеллекта, приоритетное значение мы отдаем сказке как традиционному средству, позволяющему в привлекательной для ребенка форме познать себя, окружающий мир, приобщиться к реалиям общества, в котором он развивается. Огромным преимуществом этого жанра является то, что благодаря лирическим моментам, образности языка, красочности, эмоциональной окрашенности и доли вымысла сказка позволяет научить ребенка очень многому, без прямого намека на указание к действию. Сказка является действенным средством в развитии нравственного воспитания детей школьного возраста, формирования у них навыков коммуникации, становления образа-Я, а также развития эмоциональной сферы личности.

Сказка может быть адаптирована к любой сложной ситуации, в игровой форме можно научить ребенка нормам поведения, преодолевать барьеры общения с другими детьми, преодолевать страхи, неуверенность в себе. После курса занятий по сказкотерапии ученики становится более спокойным, уверенным в себе, хорошо формируют и выражают свои мысли.

Сказки, составленные автором в увлекательной форме и доступными для понимания словами показывают окружающую жизнь, героев, их поступки и судьбы; в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок; дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно - образовательной работы с детьми. Это безусловно влияет на развитие сферы чувств учеников.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения

Возможности работы со сказкой:

1. Использование сказки как метафорыТекст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.

3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо - плохо.

4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, сочинение своей сказки).

В свою очередь, в процессе работы со сказкой эмоциональный интеллект получает свое развитие весьма продуктивно. За счет образности языка, эмоциональной окрашенности событий, происходящих в сказке, происходит полное погружение ребенка в сюжет. За счет захватывающих образов персонажей, благодаря сопереживанию героям и умению поставить себя на их место, у детей происходит развитие чувства эмпатии, идет естественная вербализация эмоций посредством обозначения их словом в монологах и диалогах персонажей. Также развивается способность к эмоциональному воображению, то есть представлению конкретных эмоций того или иного героя в образах, понятных ребенку. Ребенок как бы мысленно встает на место персонажа и пытается понять его чувства, мысли, эмоции, а в соответствии с этим происходит восприятие сказки с опорой на свой эмоциональный опыт.

Итак, в процессе формирования у учеников эмоционального интеллекта средствами сказки у детей происходит расширение и обогащение их эмоционального опыта, изменение прежних ценностных установок. Роль педагога в данном случае заключается в обучении детей умению переносить эти чувства и эмоции в реальные ситуации: видеть эмоциональное состояние другого человека, помогать, защищать, сопереживать, подражать в жизненных ситуациях выбранному персонажу, обнаруживать в жизни ситуации аналогичные сказочным по своей сути и т.п. Использование сказки в развитии эмоционального интеллекта детей будет эффективно и результативно при соблюдении целостности, непрерывности, системности педагогического процесса.

Литература

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2007. – 144 с.
  2. Жигалик М. А., Дзюба И. Д. Сказка как средство развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников // Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2020г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020.  С. 127-133.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – Спб: Речь, 2008. – 240 с.
  4. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособине. М.: СФЕРА, 2002 - 510 с.
  5. Сертакова Н.М.Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2013 – 150 с.
  6. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. Спб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 118 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».

В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ.Незнайка и другие фантазёры. Рассказы и сказки Н. Н. Носова. 2 класс

Конспект урока внек его лассного чтения для учащихся 2 классов c презентацией. Презентация  знакомит учащихся с  биографией и творчеством Н. Н. Носова, содержит занимательные задания для про...

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Сказки Г.Х. Андерсена. 2 класс

Презентация к уроку внеклассного чтения для учащихся 2 класса знакомит с биографией Г. Х. Андерсена,  содержит занимательные задания для проверки знания произведений автора....

Статья "Сказка в работе учителя начальных классов."

В статье рассматривается сказка как средство воспитания и развития ребенка. Авторы делают вывод о необходимости использования сказок в работе с учащимися начальной школы....

Викторина по сказкам для учащихся начальных классов " В гостях у сказки".

Викторина по сказкам для учащихся начальных классов " В гостях у сказки"....

Экологическая сказка для учащихся начальных классов. "На лесной полянке".(Инсценировка сказки о грибах)

Увлекательная сказка унесет ребят в царство грибов. Много  интересных заданий предстоит выполнить ребятам - зрителям. Они будут вместе с героями решать определенного рода задачи, которые приведут...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...