Методика определения способностей у ребёнка
консультация (1 класс)
Предварительный просмотр:
Определение способностей у ребенка
У каждого ребенка есть сильные стороны, которые необходимо поддерживать и развивать. Один силен физически, другой хорошо рисует, третий - сочиняет стихи… Учитывая индивидуальность ребенка, мы повышаем его самооценку, уверенность в себе, организуем досуг, корректируем поведение.
Анкета для определения способностей ребенка
(Г. Е. Акимова, "Как помочь своему ребенку" У-Фактория, 2003 г.)
Как пользоваться анкетой:
внимательно прочитайте утверждение;
дайте оценку каждому качеству (5 баллов - такое качество сильно выражено у ребенка; 4 балла - выражено выше среднего; 3 балла - выражено средне; 2 балла - слабо выражено; 1 балл - совсем не выражено);
суммируйте баллы внутри каждой из областей, общее количество набранных баллов в каждой области разделите на число вопросов в ней;
попробуйте составить графическое изображение способностей ребенка, для этого на горизонтальной оси обозначьте 8 областей способностей, на вертикальной - полученный на каждой средний балл; получится ломанная линия - профиль способностей ребенка.
Способности к занятию научной деятельностью
| 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
1. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно). |
|
|
|
|
|
2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением возраста на 1-2 года. |
|
|
|
|
|
3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений. |
|
|
|
|
|
4. Обладает хорошей сенсомоторной координацией (отлично фиксирует то, что видит и записывает то, что слышит). |
|
|
|
|
|
5. После уроков любит читать научно-популярные книги и журналы. |
|
|
|
|
|
6. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями или если его эксперимент не удался. |
|
|
|
|
|
7. Пытается выяснить причины и смысл событий. |
|
|
|
|
|
8. Проводит много времени над созданием собственных проектов (конструирование, построение, собирание). |
|
|
|
|
|
9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим. |
|
|
|
|
|
10. Пластичен и открыт новому, не зацикливается на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться. |
|
|
|
|
|
Итого: __________
Музыкальные способности
| 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
1. Быстро и хорошо отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них. |
|
|
|
|
|
2. Хорошо поет. |
|
|
|
|
|
3. В игру на инструменте, в песню, танец вкладывает много энергии и чувств. |
|
|
|
|
|
4. Стремится как можно больше слушать музыку. |
|
|
|
|
|
5. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние. |
|
|
|
|
|
6. Сочиняет оригинальные, свои собственный мелодии, песни. |
|
|
|
|
|
7. Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте. |
|
|
|
|
|
Итого: __________
Литературные способности
| 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
1. Может легко построить рассказ (начало, завязка, окончание). |
|
|
|
|
|
2. Привносит что-то новое, необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем. |
|
|
|
|
|
3. Несущественные детали в рассказах, событиях отбрасывает, оставляя главное, наиболее характерное. |
|
|
|
|
|
4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться сюжета, не теряя основной мысли и не сбиваясь. |
|
|
|
|
|
5. Хорошо описывает эмоции и чувства героев, умеет подобрать нужные слова. |
|
|
|
|
|
6. Передает детали, важные для понимания события, в тоже время не упускает основную линию повествования. |
|
|
|
|
|
7. Любит сочинять и писать рассказы, стихи. |
|
|
|
|
|
8. Героев в рассказах изображает живыми, легко передает их характер, эмоции, чувства. |
|
|
|
|
|
Итого: __________
Артистические способности
| 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д. |
|
|
|
|
|
2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-то драматическую ситуацию. |
|
|
|
|
|
3. Передает чувства через мимику, жесты, движения. |
|
|
|
|
|
4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то рассказывает. |
|
|
|
|
|
5. С легкостью передает эмоциональные переживания, чувства. |
|
|
|
|
|
6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека, животное. |
|
|
|
|
|
7. Интересуется профессией актера. |
|
|
|
|
|
8. Любит “играть” на публику. |
|
|
|
|
|
Итого: __________
Интеллектуальные способности
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
1. На занятиях все легко и быстро схватывает. |
|
|
|
|
|
2. Использует знания в практике. |
|
|
|
|
|
3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях. |
|
|
|
|
|
4. Улавливает связь между событиями, между причиной и следствием. |
|
|
|
|
|
5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что не проговаривается взрослым, но имеется в виду. |
|
|
|
|
|
6. Понимает причины поступков других людей, мотивы их поведения. |
|
|
|
|
|
7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания. |
|
|
|
|
|
8. Знает много такой информации, которой не владеет большинство его сверстников. |
|
|
|
|
|
9. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, точно выражает свои мысли. |
|
|
|
|
|
10. Любит книги, которые предназначены обычно для более старшего возраста. |
|
|
|
|
|
11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия. |
|
|
|
|
|
12. Обгоняет своих сверстников в учебе на год-два, часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал уже знаком. |
|
|
|
|
|
13. Задает много вопросов, внимательно выслушивает ответ, делает свои выводы. |
|
|
|
|
|
14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения. |
|
|
|
|
|
15. Очень восприимчив, наблюдателен, моментально реагирует на новое, неожиданное. |
|
|
|
|
|
Итого: __________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика определения комфортности в школе
В помощь учителям и родителям....
Методики определения и оценки познавательных интересов и предметной направленности младших школьников
Для определения учителем направления своей деятельности по развитию интереса к обучению у учащихся необходимо сначала определить отношение детей к изучаемым предметам, найти причин...
Методика определения одарённости ребёнка
Данная методика поможет родителям распознать способности ребёнка...
Методики определения комфортности и затруднений ребёнка в школе.
Предлагаю материалы, которые помогут родителям ответить на вопрос, комфортно или нет ребёнку в школе....
Метотидики. Методика определения умственных способностей.
Методика определения умственных способностей. Программа развития мышления....
Сборник методик по определению способностей детей.
мне очень нравится этот сборник, может кому-нибудь пригодится в работе...
Методика определения творческих способностей учащихся
Одна из главных задач в построении образовательного процесса является оптимальное развитие творческих способностей каждого обучающегося. Достичь этого можно опираясь на технологию личностного ориентир...