Образ семьи
статья
Предварительный просмотр:
- «Образ семьи» как психолого-педагогическое явление
Понятие «образ семьи» впервые было введено Т.М. Мишиной [24]; синонимом данного понятия является термин «мы». Т.М. Мишина трактует данное понятие как семейное самосознание, которое определяет и регулирует поведение всех членов семьи.
Анализ понятия «образ семьи» и различных его аспектов достаточно широко представлен в научной литературе XX – начала ΧΧΙ вв. Изучением «образа семьи» в той или иной форме занимались О.Г. Кулиш, Т.И. Пухова, Н.И. Демидова, Т.М. Мишина, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, А.С. Шубина, А.В. Рыжкова и другие отечественные и зарубежные исследователи.
В настоящее время исследователями разрабатываются такие аспекты понятия «образ семьи», как особенности формирования образа семьи и родителей у детей дошкольного возраста, подростков, имеющих девиантные формы поведения, проблема деструктивного образа семьи [32, 9 – 10].
При этом понятие «образ семьи» – например, согласно мнению Н.И. Демидовой – не имеет четкой научной характеристики [14]. В работе А.В. Рыжковой [32] приводится несколько определений образа семьи: «субъективная картина семьи, включающая самого субъекта и других членов семьи, представление о супружеском союзе и родственных связях», «субъективное эмоционально-когнитивное образование, система ожиданий относительно развития событий в семье, влияющих на поведение в данном социальном образовании». Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис [47, 189 – 190] рассматривают в качестве синонимов данного понятия «верование», «убеждения», «семейное кредо», «ролевые ожидания», «согласованная защита», «наивная семейная психология».
В настоящей работе мы будем пользоваться следующим определением данного понятия: субъективная картина семьи, отражающая самого субъекта и других членов семьи и взаимоотношения между ними.
Н.И. Демидова выделяет следующие категории, составляющие содержание образа семьи:
- денотативная (содержательная): представления ребенка о семье, доме, родителях и т.д.
- коннотативная (оценочная): эмоциональное отношение ребенка к членам семьи, реакция на их личностные качества, действия, психологический климат в целом и т.д.
- ценностная: жизненные ценности и смысловые ориентиры ребенка в семье, цели, на которые направлена его активность, качества личности
- мотивационная: мотивы, ожидания ребенка в отношении своей будущей семьи, ее «программа», принимающая или отвергающая сценарий родительской семьи [14, 12].
Показателями данных критериев, согласно Н.А. Демидовой, являются следующие [14, 15]:
критерии | показатели |
Содержание образа семьи | Представления о доме, семейном укладе, семейных ролях, иерархии семейных отношений, семейных ценностях, традициях; Представления «семья для меня» Представления «я для семьи» |
Эмоциональное переживание ребенком благополучия-неблагополучия в семье | Эмоция удовольствия-неудовольствия Переживание эмоционального комфорта как основа доверительных отношений Переживание оценки членами семьи результатов активности ребенка Эмпатийное отношение к членам семьи |
Ориентация ребенка на будущую семейную жизнь (прогностичность образа семьи) | Намерения ребенка в отношении создания собственной семьи в будущем Содержание проекта, «очертания» будущей семьи ребенка |
А.В. Рыжкова выделяет в образе семьи следующие компоненты: «В содержательном плане «образ семьи» представляет собой субъективную модель семьи как малой (первичной) группы, характеризующейся определенными связями, отношениями ее членов, проявляющимися в круговых паттернах взаимодействий, в распределении ролей и функций. В функциональном плане «образ семьи» выступает как система социальных установок. Когнитивная составляющая «образа семьи» отличается тем, что информация в ней находится на уровне убеждений. Прежде всего это убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения, а также уверенность в приоритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии. Эмоциональная составляющая реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении наблюдаемого явления… Поведенческая составляющая может быть как рациональной, так и иррациональной; главное в ней – направленность на реализацию ценностной ориентации, достижение значимой цели и т.д.» [14, 10].
А.С. Шубина дает несколько иную структурную характеристику образа семьи: «Модель образа семьи включает в себя:
-ресурсный компонент, связанный с исследованием компенсаторных характеристик образа семьи;
- мотивационный компонент, включающий анализ значимости семьи;
- когнитивный компонент – представления об основных характеристиках отношений в семье;
- эмоциональный компонент – переживания, связанные с образом семьи, отношением к настоящему и возможному будущему семейному статусу;
- компонент «Образ Я», включающий представления ребенка о себе через принадлежность к семейной группе, настоящие и будущие семейные роли» [45, 11].
В нашей работе мы будем опираться на модель, предложенную Н.И. Демидовой, как на наиболее простую из перечисленных и подходящую для целей и задач настоящего исследования.
В современных исследованиях понятия «образ семьи» и «представления о семье» синонимичны. Отечественные исследования более раннего времени чаще оперируют понятием «представления о семье» (о семейных ролях, семейной культуре и т.д.).
Образ семьи является одним из элементов образа мира индивида. В отечественной психологической литературе (Н.И. Демидова, А.В. Рыжкова) «образ семьи» обычно характеризуется как видовое понятие по отношению к понятию «образ мира» (что, видимо, можно понимать как «образ мира в миниатюре», «образ наиболее близкой к конкретному человеку части мира»).
Согласно С.Д. Смирнову, в отечественной психологии понятие «образ мира» возникает в трудах А.Н. Леонтьева. Образ мира определяется как «целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности» [35]. Другое определение образа мира – «универсальная форма организации знаний, определяющая возможности познания и управления поведением [36, 62]. Он предстает как «отображение в психике человека предметного мира, опосредованного предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами, и поддающееся при этом сознательной рефлексии» [21, 105] Более современная трактовка понятия «образ мира» с точки зрения когнитивной психологии – «иерархическая структура когнитивных репрезентаций», «структура, в которой закрепляются все когнитивные приобретения индивида» [5, 31]. При этом процесс познания реальности индивидом понимается не как отражение или отображение (что было свойственно советской марксистской психологии), а как репрезентирование и создание моделей. Репрезентация представляет собой иерархическую систему персональных конструктов (конструкт – «элементарная дихотомия, закрепляющая типичный для субъекта способ оценки по принципу «да-нет», т.е. элементарное средство анализа реальности, при помощи которого субъект может оценивать сходства и различия объектов и явлений, составляющих его собственный мир) [5:30-31]. Выделяются следующие основные способы структурирования информации в образе мира: прототип, схема, скрипт. Прототип фиксирует совокупность характеристик, типичных для данной группы когнитивных репрезентаций. Схема (другое название – рамка соотнесения) – менее жесткое образование, понимающееся как некая система координат, в рамках которой исследуется новая репрезентация. Скрипт – более высокий уровень организации информации, описание цепи последовательных когнитивных репрезентаций, уместных в данном представлении мира и организованных вокруг какой-либо цели или причины[5, 51 – 52].
Как отмечает в своей статье В.В. Петухов [28], А. Н. Леонтьев рассматривал закономерности построения перцептивных образов, обращаясь к молодым исследователям восприятия – В. В. Столину, А. Д. Логвиненко, Б. М. Величковскому, Э. Н. Джафарову и другим, работавшим в то время под его руководством. Эта тематика определила выбор основного термина, призванного подчеркнуть, что «в психологии проблема восприятия должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности» [23, 4]. Различение между «миром образов», отдельных чувственных впечатлений, и целостным «образом мира», в котором живет и действует человек, стало ключевым [34].
Принципиальная несводимость целостного образа мира к совокупности отдельных образов раскрывается С.Д. Смирновым, вслед за А.Н. Леонтьевым, в таких психологических характеристиках, как включенность в образ мира не воспринимаемых актуально объектов и сверхчувственных качеств (значений), «амодальность» этого образа и т. п. «Иначе говоря, образ мира является ядерным образованием по отношению к тому, что на поверхности выступает в виде чувственно (модально) оформленной картины мира» [35, 61].
С.Д. Смирнов выделяет ряд свойств, характеризующих понятие «образ мира»:
1) образ мира не складывается из образов отдельных явлений и предметов, а с самого начала развивается и функционирует как некоторое целое. Это значит, что любой образ есть не что иное, как элемент образа мира, и сущность его не в нем самом, а в той функции, которую он выполняет в целостном отражении реальности. Эта характеристика образа мира определяется взаимосвязями и взаимозависимостями между элементами самой объективной реальности;
2) любой образ есть не что иное, как элемент образа мира;
3) образ мира в функциональном плане предшествует актуальной стимуляции и вызываемым ею чувственным впечатлениям;
4) в качестве главной составляющей познавательного образа выступает познавательная гипотеза, формируемая на основе широкого контекста образа мира в целом, то из этого следует, что сама гипотеза на уровне чувственного познания должна формулироваться на языке чувственных впечатлений;
5) деятельностная и социальная природа образа мира обеспечивает ему возможность функционирования в виде активного начала отражательного процесса, причем в плане развития образа мира деятельность всегда выступает как первичное и ведущее начало [36].
Образ мира является продуктом переработки перцептивного, когнитивного и аффективного опыта, функционирует на разных уровнях осознаваемости при обязательном сочетании знания и переживания и лишь в неполной мере поддается вербальному описанию. Выделяются две формы образа мира – ситуативный (фрагментарный) и внеситуативный (глобальный) [34].
Различают инвариант образа мира – абстрактные модели, описывающие общие черты в видении мира носителями одной культуры, и вариант образа мира – индивидуально-личностное видение мира в зависимости от социальных, культурны, профессиональных, этнических, языковых и прочих различий.
На исследуемую нами возрастную группу (старшие дошкольники и младшие школьники) приходится завершающая стадия того этапа когнитивного развития в онтогенезе, который Ж. Пиаже назвал дооперациональным мышлением. В это время (2-7 лет) у ребенка в сознании происходит поворот от ориентации на действие к использованию его мысленного представления, то есть от восприятия к мышлению. Именно на этом этапе ребенок начинает ясно осознавать различие между самим собой и остальным миром; формируется представление об объективной реальности и субъекте как одном из ее элементов. На завершающем этапе данной стадии субъект-объектное разделение реальности приводит к возможности осознания ребенком роли «угла зрения» субъекта; преодолевается эгоцентрическое мышление, оявляется способность встать на чужую точку зрения [5, 43].
Таким образом, понятие «образ семьи», несмотря на достаточно давнюю историю изучения, является относительно аморфным и трудноопределимым. Образ семьи, по мнению ученых, является субъективным ментальным образованием, близким по своему характеру и функциям к социальным мифам, и включает в себя элементы различного характера (когнитивные, мотивационные, оценочные и т.д.). Существенными чертами образа семьи являются его категориальность и прогностичность, т.е. он влияет на формирование у индивида идеальные представления о семье и на его собственные ожидания от семейной жизни.
1.2.Особенности становления и развития «образа семьи» в детстве
«Образ семьи» – это модель мировосприятия, которая включает в себя познавательные, эмоциональные, поведенческие и другие элементы, складывается у ребенка еще в раннем детстве и оказывает существенное влияние на всю его дальнейшую жизнь. На формирование «образа семьи» непосредственное влияние оказывает ближайшее окружение ребенка. «В соответствии с образами родителей у ребенка складывается представление о себе, самооценка; через формирование «образа семьи» дошкольник усваивает жизненные ценности. Все это влияет на определенное отношение к людям, к окружающему миру в целом со стороны ребенка. «Образ семьи» влияет на построение определенных детско-родительских отношений и оказывает влияние на родительскую позицию и поведение в семье уже в будущем взрослого человека» [32:4 –5]. Таким образом, формирование у ребенка адекватного образа семьи закладывает основы для поведения ребенка в будущем, имеет большое значение для его успешной социализации.
Одной из наиболее важных функций образа семьи (применительно прежде всего к взрослым ее членам) является регуляция поведения семьи, согласование позиций ее отдельных членов. Адекватный образ семьи определяет стиль ее жизни, неадекватный – создает так называемые «семейные мифы» (публичный образ, камуфлирующий те конфликты и неудовлетворенные потребности, имеющиеся у каждого из членов семьи), служащие своего рода защитными механизмами [24]. Примеры семейных мифов: «Этот ребенок – такой негодяй, что не стоит нашей заботы», «Наш ребенок слишком болезненный и чувствительный» и т.д.
По мнению некоторых исследователей (В.Н. Дружинин, Э.Г. Эйдемиллер), кризисные явления в современной семье (изменение структуры семьи, функций и жизненных ролей; культ жизненного успеха и материальных ценностей; преобладание карьерных интересов над семейными; дегуманизация семейных отношений и злоупотребление ребенком и т.д.) оказывают негативное влияние на формирование полноценного образа семьи у дошкольников и младших школьников.
«Родительская семья становится источником социального наследования в первые годы жизни ребенка, причем следование образцу отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам импринтинга, подражания, идентификации, экзистенционального нажима. Происходит запечатление образов родителей, прародителей, братьев, сестер, неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми, подражание их действиям, словам, чувствам, отождествление себя с близкими людьми» [14, 3]. Ребенок усваивает поведение родителей в качестве модели, но при этом, как отмечают зарубежные психологи, детьми чаще имитируются отрицательные черты родителей. Поскольку родительская семья является первой моделью социальной среды для ребенка, «логичнее всего было бы рассматривать ее в качестве основного патогенетического фактора в возникновении и развитии пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков» [9, 36 – 37]. Л.И. Вассерман на основании анализа ряда публикаций¸ касающихся влияния отношений в семье на здоровье ребенка, делает вывод, что «семья оказывается непосредственным источником психического здоровья или нездоровья ее членов» [9, 37]. Если ребенок с детства воспитывается в семье, которую можно определить как патогенную, характеризующуюся наличием конфликтов и эмоциональной напряженности, он лишается возможности приобрести адекватные навыки общения. Неблагоприятное окружение ребенка в раннем возрасте нередко ведет к депривации, в условиях которой он не способен приобрести социальный опыт, или этот опыт оказывается неудачным [1].
Образ семьи в сознании ребенка непосредственно связан с его психологическим возрастом и степенью развития самосознания. Так, согласно исследованиям, у современных дошкольников представления о семье отличаются бедностью эмоциональной окраски, фрагментарностью, искажены и деформированы в связи с кризисными явлениями в современной семье.
По мнению О.Г. Кулиш [20, 17 – 18], у детей дошкольного возраста особенности образа семьи состоят в том, что члены их семей выполняют какую-то определенную деятельность (при этом ни сама деятельность, ни занятые в ней члены семьи не связаны никакими отношениями). Образ семьи у детей в этом возрасте – симбиоз своих представлений о нормативной (идеальной) семье и собственного опыта, знаний и ощущений о своей конкретной семье, причем отсутствует понимание «плохого». В младшем школьном возрасте появляется два образа семьи: идеальный или нормативный и отличный от него и мало с ним связанный образ собственной семьи; четкий образ семьи, как и в дошкольном возрасте, в младшем школьном возрасте отсутствует, хотя осознается взаимодействие между членами семьи.
Согласно исследованию Т.И. Пуховой [30, 84-86], во время игры в «семью» дети проецируют на родительских персонажей детские функции (родители в этих играх в основном «спят», «едят» и «играют»; преодоление эгоцентризма в игре и наделение родительских персонажей действиями, отличными от действий персонажей-детей («моет посуду», «ходит на работу»), начинается только с 5 лет. Обслуживающие функции родителей (кормят, одевают, укладывают спать детей и т.д.) в игре, как правило, не отражаются, потому что, по-видимому, эти действия ребенком осознаются как сами собой разумеющиеся и поэтому не выделяются. Также действия, совершаемые взрослыми в реальной жизни, не осознаются детьми потому, что, как правило, происходят без активного участия и сотрудничества детей. Т.И. Пухова связывает это с демократизацией внутрисемейных отношений, с большей по сравнению с прошлым свободой поведения ребенка. «Таковы представления дошкольника о семье, сформированные у него на данном этапе: в семье обязательно должны быть мама и папа, но каковы их взрослые функции, чем родительская деятельность отличается от образа жизни ребенка, дошкольнику 3,5 – 6,5 лет еще не совсем ясно» [30, 93].
На формирование образа семьи в дошкольном возрасте влияют как собственно семья ребенка, так и дошкольные образовательные учреждения (ДОУ, детские сады). По мнению Н.И. Демидовой [14], в современных условиях, в связи с искажениями семейной структуры и детско-родительских взаимоотношений, семья в большей степени влияет на «эмоционально - чувственное оформление» представлений ребенка о семье, т.е. на поверхностный уровень «образа семьи». Многое из семейной жизни оказывается недоступным для детского понимания, адекватной оценки, часто остается на уровне эмоций. Детский сад, согласно Н.И. Демидовой, имеет возможность обогащать, и корректировать представления детей о семье, формировать ценностные ориентации на основе приобщения к традиционному идеалу семьи, организовывать деятельность детей, в которой найдут выражение чувства детей к родителям, другим членам семьи; косвенно воздействовать на содержание детского «образа семьи» через повышение психолого-педагогической культуры родителей; важную роль в этом могут сыграть элементы традиционной и православной педагогики [14, 17]. При этом учитывается необходимость взаимодействия семьи и детского сада.
В младших классах школы «образ семьи» продолжает подвергаться корректировке благодаря работе учителя, кругу литературных произведений, включаемых в школьную программу и т.д.
1.3. Семья как фактор психологического благополучия ребенка
«Образ семьи» и специфика его формирования у ребенка, как уже было рассмотрено нами в предыдущих параграфах, непосредственно связаны с особенностями психологии ребенка на данном возрастном этапе, а также со степенью его осведомленности об окружающем мире. Как правило, образ семьи в сознании ребенка старшего дошкольного – младшего школьного возраста отличается крайней субъективностью, и многие элементы повседневной семейной жизни ребенком не замечаются или не осознаются в силу недостаточности его знаний о мире или особенности его социальной роли (во многом пассивной).
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью [7, 515–516]. С. И. Ожегов определяет семью как группу живущих вместе близких родственников или (в переносном значении) объединение людей, сплоченных общими интересами [26, 700]. В исследованиях, касающихся юридических аспектов семьи, семья может определяться как социальная группа, члены которой объединены юридическими либо фактическими брачными отношениями, отношениями родства или свойства, взаимными правами и обязанностями, вытекающими из семейных правоотношений, общностью быта и эмоционально-психологическими связями [27]. Философский словарь определяет семью как «малую социальную группу общества, важнейшую форму организации быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях» [39, 361]. В социологии семья определяется как социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. Семью в юридическом смысле можно определить как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и признанными способствовать укреплению и развитию семейных отношений на принципах морали. При этом юристы [27] отмечают, что в семейном праве понятие семьи сформулировано недостаточно четко.
Переломным моментом в развитии науки о семье было возникновение представления о ней как о системе, т.е. как о едином целостном организме [47, 181]. Механизмами, регулирующими семью как систему, являются:
- структуры семейных ролей;
- семейные подсистемы;
- внешние и внутренние границы между ними.
К параметрам семейной системы также относятся семейные правила, стандарты взаимодействия, семейные мифы, семейная история, семейные стабилизаторы [46, 21]
Социологи выделяют следующие наиболее частотные типы современной семьи [15, 31-32]:
- нуклеарная (состоит из родителей и детей, объединяет только 2 поколения)
- расширенная нуклеарная (включает в себя родственников – бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и т.д., а также близких людей)
- полная (= нуклеарная, если включает отца, мать и детей)
- неполная (отсутствие одного из родителей; разновидность – функционально неполная, когда родителей двое, но по профессиональным или другим причинам один из них не может заниматься семьей).
Э.Г. Эйдемиллер делит все семьи на нормально функционирующие и дисфункциональные [46, 14]. Нормально функционирующая семья – это семья, ответственно и дифференцированно выполняющая все свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. Дисфункциональная семья – это семья, в которой выполнение функций оказывается нарушенным.
Понятия «нормальная семья» и «дисфункциональная семья» не являются полными синонимами понятий «благополучная семья» и «неблагополучная семья», однако имеют ряд общих черт.
Понятие семейного благополучия и неблагополучия является предметом изучения в психологии и социологии семьи достаточно давно. Наиболее распространенный критерий деления семей на благополучные и неблагополучные – по принципу психологического здоровья [33, 17].
«С точки зрения права, благополучной считается семья, члены которой не нарушают законов. Демографы считают благополучной полную семью, выполняющую репродуктивную функцию и имеющую не менее троих детей. Психиатры называют благополучной семью, которая не имеет психически больных членов, и атмосфера в ней не является психотравмирующей. Для социального работника благополучной является та семья, члены которой соблюдают нормы общества и имеют средства для нормальной жизнедеятельности. Психологи используют этот термин по отношению к семье, которая, с одной стороны, защищает индивида от манипулятивных воздействий общества, с другой – приспосабливает его к жизни в обществе, дает средства для нормального функционирования» [19, 5 – 6].
При этом благополучная семья – не значит не имеющая проблем. Проблемы в благополучной семье возникают вследствие либо излишнего стремления защитить друг друга, помочь другим членам семьи (гиперопека, гиперпротекция), либо неадекватности собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе развития социума [33, 16].
Понятия «благополучная семья» и «нормальная семья» совпадают в том, что оба означают семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членами и создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Нормальной семье противопоставляется понятие «аномальная семья».
Для диагностики аномальных отношений в семье Н.В. Вострокнутов [12, 9 – 10] предлагает следующие критерии:
1. Недостаточность эмоционального тепла в отношениях между родителями и детьми (в связи как со специфической аномалией отношений между родителями и ребенком, так и с дефицитарной недостаточностью чувств у родителей вследствие психического расстройства, алкоголизма, наркомании и т.д.).
2. Конфликтные отношения между взрослыми в семье.
3. Враждебное отношение к ребенку.
4. Физическое насилие в отношении ребенка.
5. Сексуальное насилие в семье.
6. Психическое расстройство или отклонение у родителей (или лиц, осуществляющих первичную поддержку ребенка)
7. Психическое расстройство или физический недостаток у ребенка.
8. Неадекватное или искаженное отношение в семье.
9. Аномальные качества воспитания (гиперопека, неадекватный родительский контроль, неадекватное родительское воздействие, депривация).
10. Аномалии ближайшего окружения и т.д.
Для обозначения и описания нарушений в жизнедеятельности семьи, способствующих возникновению и сохранению трудностей в ее функционировании и выражающихся в появлении индивидуальных дисфункций у одного или нескольких членов семьи, Э.Г. Эйдемиллером был предложен термин «семейный диагноз» [47].
Особый феномен составляют семьи группы риска, не являющиеся неблагополучными в строгом смысле слова, однако могущие в силу обстоятельств трансформироваться в неблагополучные. Семьей социального риска считается семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающих ее возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех его членов.
К семьям группы риска относятся:
— деструктивная – автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт;
— неполная – один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и прежде всего размытые границы между матерью и ребенком;
— ригидная (псевдосолидарная) – наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания;
— распавшаяся – когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежне семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него [41].
Под неблагополучной нередко понимается такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети. Обычно для классификации неблагополучных семей используют терминологию В.С. Торохтия [38]:
- конфликтные семьи: во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния;
- кризисные семьи: противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза;
- проблемные семьи: появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака (отсутствие жилья, тяжелая болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и т.д.).
В.М. Целуйко [41] разделяет все неблагополучные семьи на семьи с явной и скрытой формой неблагополучия, причем каждая из этих групп делится еще на несколько разновидностей.
1. Семьи с явной формой неблагополучия (внешне неблагополучные):
- конфликтные
- проблемные
- асоциальные
- аморально-криминальные
- семьи с недостатком воспитательных ресурсов.
Отличительная особенность семей с явной формой неблагополучия – проявление неблагополучия одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне) или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семье. Наиболее распространенными являются внешне неблагополучные семьи, в которых один или несколько членов употребляют алкоголь и наркотики. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, вследствие чего у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.
2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные)
К семьям со скрытой формой неблагополучия В.М. Целуйко [41: 52 – 65] относит семьи, внешне респектабельные и считающиеся в обществе благополучными, но оказывающие психотравмирующее воздействие и неблагоприятное влияние на формирование личности ребенка. В.В. Юстицкис [47] предлагает выделить 3 типа внутренне неблагополучных семей:
- недоверчивая
- легкомысленная
- хитрая.
Характерная черта недоверчивой семьи – повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе и т.д.). [41, 53]. Подобная позиция родителей формирует у ребенка недоверчиво-враждебное отношение к людям, ребенку становится трудно поддерживать отношения со сверстниками, он конфликтует с учителями и воспитателями и т.д. Дети из подобных семей наиболее уязвимы для влияния антиобщественных групп.
Легкомысленная семья отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить исключительно сегодняшним днем, не заботится об изменениях в окружающей обстановке [41, 55]. Дети в подобных семьях вырастают слабовольными и неорганизованными.
Хитрая семья более всего ценит предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным в такой семье считается умение добиваться успеха при минимальной затрате труда и времени, с возможным нарушением законов и нравственных норм, что оказывает негативное влияние на детскую психику.
Эта классификация отличается некоторой субъективностью и размытостью, объективные критерии для отнесения той или иной семьи к разряду скрыто неблагополучных (так, если рассматривать нерегулярный ремонт в квартире и неумение организовать семейный досуг как признаки легкомысленной семьи, под эту категорию автоматически подпадает практически любая российская семья с уровнями дохода и образования ниже среднего).
В.М. Целуйко [41, 56 – 64] добавляет к этому перечню еще несколько разновидностей (данные модели определяются более четко):
1. Семьи, ориентированные на успех ребенка. Весь диапазон семейных взаимоотношений в таких семьях сводится к возрастным и индивидуальным особенностям детей и родительским ожиданиям от них успехов. У ребенка в такой семье, наряду со стремлением к достижениям, развивается страх неудачи (а также порицания или наказания за совершенную ошибку), ребенок находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения. Стремление родителей делать все во имя достижения успехов ребенком может обернуться тяжелой психологической травмой. При этом такая форма скрытого семейного неблагополучия не замечается не только родителями, но и специалистами и воспринимается как чуть ли не образцовая.
2. «Псевдовзаимные» и «псевдовраждебные» семьи
В обоих случаях члены семей связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных взаимореагирований. В псевдовзаимных (псевдосолидарных) семьях наблюдается поощрение выражения только теплых, поддерживающих чувств (под которым скрывается эгоистически конкурентный характер взаимоотношений), а гнев, враждебность, раздражение тщательно скрываются (что также рассматривается в современности почти как норма и даже идеал). В псевдовраждебных семьях, напротив, приветствуется выражение только негативных чувств.
3. Семьи известных людей. Несмотря на материальный достаток, возможность заниматься любимым делом, раннюю популярность в силу ранней популярности родителей и т.д., дети из таких семей недополучают внимания и родительской любви.
4. Семьи состоятельных людей. Проблемы у детей из состоятельных семей сходны с теми, которые испытывают дети знаменитостей (социальная изоляция, гипоопека, недостаток родительской любви и внимания).
В.М. Целуйко выделяет в особую группу т.н. пограничные семьи – благополучные, которые могут превратиться в неблагополучные; прежде всего это семьи с недееспособными членами (например, семьи инвалидов) и семьи со смещенными социальными ролями [41, 65].
В современных социологических исследованиях также существует понятие «педагогически несостоятельная семья», которое можно рассматривать как синоним понятия «семья со скрытой формой неблагополучия», взятого в наиболее общем виде (без классификации типов семей со скрытой формой неблагополучия). «К педагогически несостоятельным семьям, как правило, относятся те семьи, в которых отмечаются дефекты воспитания в семье, нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации. В основу классификации таких семей положен принцип нарушения внутрисемейных отношений, семейных ценностных ориентаций» [25]. Педагогически несостоятельной семьей может оказаться семья на любом этапе своего развития, с разным количеством детей, разного состава, разной структуры, разного семейного быта, семейного уклада и т.д. Объединяющим в этом многообразии семей, которые потенциально могут быть отнесены к категории педагогически несостоятельной, является недостаточный уровень образования, низкое качество отношений и атмосферы в семье.
Е.Н. Новикова и А.И. Аношкина в своей статье приводят следующие характеристики педагогически несостоятельной семьи: неприятие норм общественной морали и нравственности, низкий уровень общей культуры родителей, неумение передать детям общественно-значимое культурное наследие, культ эгоистичных интересов, деформация семейных ценностей, конфликты и ссоры и т.д. [25]
Итак, семейное благополучие-неблагополучие (степень «нормальности» семейных отношений, внутрисемейных социальных ролей, психологической атмосферы внутри семьи и т.д.) оказывает непосредственное влияние на формирование адекватного или неадекватного образа семьи у детей.
В нашем исследовании мы ограничимся двумя типами внутренне неблагополучных семей: псевдовраждебные семьи и семьи, ориентированные на успех ребенка, так как данные типы семей являются наиболее доступными для выявления.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
1. «Образ семьи» – это часть «образа мира», отражающая наиболее близкий к индивиду фрагмент мира; субъективная картина семьи, отражающая самого субъекта и других членов семьи и взаимоотношения между ними. Образ семьи складывается из когнитивных, эмоциональных, ценностных, поведенческих, мотивационных и других факторов.
2. У ребенка старшего дошкольного – младшего школьного возраста образ семьи зависит от присущих данному возрасту психологических особенностей и запаса знаний об окружающем мире, и поэтому является фрагментарным и искаженным и нуждается в формировании и корректировке со стороны родителей и воспитателей. На формирование «образа семьи» в дошкольном возрасте влияют как собственно семья ребенка, так и дошкольные образовательные учреждения (ДОУ, детские сады). В школьном возрасте на формирование образа семьи оказывает влияние школьная программа и воспитательная работа учителя (классного руководителя).
3. Семейное благополучие-неблагополучие оказывает непосредственное влияние на формирование адекватного или неадекватного «образа семьи» у детей.
4. Скрытые формы семейного неблагополучия оказывают на формирование «образа семьи» у детей особенно неблагоприятное влияние, так как их трудно идентифицировать: семьи со скрытой формой неблагополучия нередко воспринимаются педагогами и социальными работниками как благополучные, поэтому с ними не ведется почти никакой работы и травмирующее влияние семьи на ребенка и на формирующийся у него «образ семьи» не всегда удается вовремя отследить.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей//Семейная психотерапия: Сост. Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В.В. Юстицкис. – СПб.: ПИТЕР, 2000. – С. 287 – 307.
- Александрова Т.В., Алексеева Е.В. и др. Технологии изучения семьи: междисциплинарный подход: Учебное пособие/Под ред. И.А. Хоменко. – СПб.: Книжный Дом, 2008. – 232 с.
- Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников. – М.: Глобус, 2006. – 140 с.
- Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. – СПб.: Речь, 2007. - 203, [1] с. : ил., табл.
- Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Образ мира: Когнитивный подход. – М.: «Альтекс», 2000. – 108 с.
- Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. – М.: Смысл, 2003. – 142, [4] с., ил.
- Большой толковый социологический словарь. – Т.2: П – Я. – М.:Вече: АСТ, 1999. – 528 с.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
- Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. – СПб.: Речь, 2004. –256 с.
- Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. - СПб.:Речь, 2005. – 240 с.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М. : ВЛАДОС-пресс, 2002. – 159, [1] с., ил.
- Вострокнутов Н.В., Пережогин Л.О. Комплексная оценка специфических нарушений развития и коморбидных им психических расстройств у детей в условиях стойкого семейного стресса: Инф. письмо. – М.: ФГУ «ГНЦ ССП Розздрава», 2009. – 24 с.
- Горинова З.В. Социальное воспитание сказкой. – Балашов, 2000. – 120 с.
- Демидова Н.И. Формирование «образа семьи» у старших дошкольников: Автореф. дис... канд. пед. наук – М.,2003. – 26 с.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2000. – 176 с.
- Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.
- Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: Когито-центр, 2007. – 197 с.
- Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе: методические рекомендации. – М.: ЦГЛ, 2006. – 144 с.
- Корчагина Ю.В. Методы диагностики семейного неблагополучия: методическое пособие для специалистов в области профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства. – М.: МГПИ, 2008. – 70 с.
- Кулиш О.Г. Взаимосвязь образа семьи и развития самосознания у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов: Автореф. дис. …канд. пед. наук.- М., 2005. – 29 с.
- Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира//Языковое сознание: Тезисы докладов IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. – М., 1966. – С. 105.
- Леонтьев А.Н. Образ мира//Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.– М. : Педагогика, 1983. – С. 251 - 261.
- Леонтьев А.Н. Психология образа. – Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14 – Психология. – 1979. – № 2. – С. 3 –13.
- Мишина Т.М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи»// Психогигиена и психопрофилактика: Сб. науч. тр. / Под ред. В. К. Мягер, В. П. Козлова, Н. В. Семеновой-Тян-Шанской. – Л., 1983. – С. 21-26.
- Новикова Е.Н., Аношкина А.И. Педагогически несостоятельная семья как объект социальной работы (2010) – Режим доступа: http://sociosphera.ucoz.ru/publ/konferencii_2010/semja_v_kontekste_pedagogicheskikh_psikhologicheskikh_i_sociologicheskikh_issledovanij/pedagogicheski_nesostojatelnaja_semja_kak_obekt_socialnoj_raboty/8-1-0-186
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:АЗЪ, 1995. – 928 с.
- Пащенко А.С. Проблемы определения понятия семьи (2010) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sociosphera.ucoz.ru/publ/konferencii_2010/semja_v_kontekste_pedagogicheskikh_psikhologicheskikh_i_sociologicheskikh_issledovanij/problemy_opredelenija_ponjatija_semi/8-1-0-216
- Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления// Вестник Московского Университета. Серия 14 – Психология. – 1984. – № 4. – С. 13 – 21.
- Проневская И.В. Социологический анализ образа семьи: количественные и качественные методы: учебно-методический комплекс. – М.: МАКС-Пресс, 2011. – 17 с.
- Пухова Т.И. Шесть кукол. Психологический анализ режиссерской игры в «семью» у дошкольников. Москва – Обнинск: «Принтер», 2000. – 179 с.
- Рыжкова А.В. Особенности «образа семьи» у детей дошкольного возраста (2008) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2008/1249.htm
Рыжкова А.В. «Образ семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей.: Автореф. дис… канд. пед. наук. – СПб., 2009. – 24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Здоровый образ жизни семьи ".
Забота о здоровье ребенка в семье ....
Родительское собрание:"Семья-здоровый образ жизни".
Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическо...
«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни муниципального образовательного учреждения МБОУ СОШ №4 на основе взаимодействия семьи и школы в рамках ФГОС»
Понижение уровня здоровья современного школьника приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи, социальных партнёров и общества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это направле...
Материал к разработке уроков «Здоровые дети - в здоровой семье» «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»
В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат...
"Образ жизни семьи - образ жизни ребенка"
презентация к родительскому собранию...
Здоровый образ семьи-пример для ребенка.Родительский лекторий.
Родительское собрание...