Программа "Развитие познавательной деятельности младших школьников"
методическая разработка (2 класс)
Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образования и профессиональной школы. Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств. Поэтому в настоящее время перед школьным психологом возникла необходимость практического решения актуальнейшей проблемы – предупреждения и преодоления школьной неуспешности.
Данная программа состоит из 17 занятий, по полугодиям с определенной группой детей, имеющих трудности в обучении. На занятиях есть возможность комплексно развивать у детей общую координацию, координацию тонких движений, различные виды восприятия, внимание, память и логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_2_klass.docx | 63.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 64 Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА решением педагогического совета Протокол № 1 от « 29 » августа 2019 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора от « 29 » августа 2019 г. № 149-Д Директор лицея ________ Т.М.Прокофьева. |
ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Развитие познавательной деятельности младших школьников»
(17часов)
направление «Духовно-нравственное»
возраст детей: (для обучающихся 2-х классов)
Составлена педагогом-психологом Саркисян Л.Э.
2019/2020 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе программы С.В.Коваленко. развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. –М.: «Издательство Гном и Д», 2000 – 64с.
ISBN 5-296-00012-9 и рабочей программы педагога-психолога Саркисян Л.Э. «Развитие учебной деятельности у детей от 6 до 9 лет»
Актуальность
Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образования и профессиональной школы. Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств. Поэтому в настоящее время перед школьным психологом возникла необходимость практического решения актуальнейшей проблемы – предупреждения и преодоления школьной неуспешности. Основными принципами программы:
- Доступность (для детей любого уровня готовности к школе)
- Универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников)
- Комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость).
- Направленность (не занимается комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты психологической готовности, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой).
- Добровольность (в группы попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку.
- Актуальность (Использование современных достижений науки. Своевременное реагирование на изменение социального заказа, стандартов образования)
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок "иногда путает похожие по написавию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R ). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства – в основном, цвет, форма и величина. К концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Возрастные стадии восприятия: 6-9 лет - описание картины; после 9 лет - интерпретация увиденного. Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не слишком интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обычно обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что чаще всего приводит к значительным трудностям в средней школе, когда материал становится сложнее и больше по объему, а для решения учебных задач требуется не только умение воспроизвести материал. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана и др.). Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности. Рекомендуемый стиль общения и взаимодействия участников. Важно создать доброжелательную обстановку в группе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку. Взрослые, которые занимаются этими проблемами, должны понимать о том, что наиболее эффективной является эмоционально принятая деятельность ребенка. Занятия должны проводиться в доброжелательной обстановке. Кроме того, результативность зависит от кропотливой систематической повседневной работы. С координационно-воспитательной целью может быть использован соревновательный компонент. При этом всегда необходимо создавать для детей ситуации успеха. Не следует забывать однако о том, что не должно быть пермаментного лидерства в группе, как, соответственно, не может быть и аутсайдеров.
Данная программа состоит из 17 занятий, по полугодиям с определенной группой детей, имеющих трудности в обучении. На занятиях есть возможность комплексно развивать у детей общую координацию, координацию тонких движений, различные виды восприятия, внимание, память и логическое мышление.
Содержание занятий представлено в Приложении 2 и пособии (С.В.Коваленко. развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. –М.: «Издательство Гном и Д», 2000 – 64с.:)
Цель программы
Создание условий для расширения зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, т.е. в зону актуального развития.
Задачи:
- Содействовать формированию психологического потенциала, обеспечивающего успешное продвижение ребенка в учебной деятельности: произвольность, овладение новой социальной ролью ученика, элементы внутреннего плана действия, адекватную самооценку, навыки регуляции поведения и самоконтроля;
- Развивать мелкую моторику;
- Содействовать овладению социальной ролью ученика через организацию комплементарной деятельности (учебно-игровой);
- Осуществлять на занятиях индивидуальный личностноориентированный подход к ребенку с целью создания благоприятных условий адаптации;
- Развивать у детей коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами
Планируемый результат:
Прямые результаты: по результатам занятий дети должны преодолеть трудности в умении принимать учебную задачу, поставленную взрослым, и действовать согласно заданному алгоритму, выполнять действия по образцу. Опосредованные результаты: возможно будет наблюдаться динамика психических процессов: внимания, памяти, мышления, будут преодолены трудности в общении, дети овладеют новой социальной ролью ученика.
Ведущие идеи.
Основная идея реализации программы состоит в том, что в течение учебного года психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы в виде урока – игры, которые проводятся психологом после основных занятий учителя и в группах второклассников, имеющих трудности в обучении, 1 раз в неделю.
- Групповые занятия с детьми; время проведения - 45 минут. Один раз в неделю.
- Индивидуальная работа
Игра и тренинги могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Для работы с группой учащихся начальных классов предлагается система тренировочных упражнений.
С каждым занятием задания несколько усложняются. Увеличивается объем материала, предлагаемого для запоминания, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки (по мере улучшения координации тонких движений).
Тем самым достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, т.е. в зону актуального развития.
Результативность
Критерии сформированности способностей младших школьников:
О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:
- возрастающий интерес к выполнению коррекционно - развивающих заданий для ребенка;
- увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей;
- повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества;
- повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.
- У детей появляется желание обучаться в школе, способность выполнять такие виды деятельности, к которым раньше не проявляли интерес.
- Также проводится сравнительный анализ результатов диагностического обследования перед началом работы по программе и в конце учебного года.
Учебно - тематичекое планирование
№ п/п | Тема (раздел) | Кол-во часов | Формы проведения | |
теория | практика | |||
Входная диагностика | 1ч. | групповая | ||
Входная диагностика | 1ч. | групповая | ||
Развитие слуховой памяти, координации движений, графических навыков. | 1ч. | групповая урок – игра | ||
Развитие ассоциативной памяти, сенсомоторики. | 1ч. | групповая урока – игры | ||
Развитие зрительной памяти, пространственной ориентации, координации тонких движений. | 1ч. | групповая урока – игры | ||
Обобщение и исключение, осложненное заданием на запоминание, развитие сенсомоторики. | 1ч. | групповая урока – игры | ||
Развитие логического мышления, осложненное заданием на запоминание, развитие сенсомоторики. | 1ч. | групповая урока – игры | ||
Развитие слуховой памяти с увеличение объема произвольного слухового внимания, координации тонкой моторики. | 1ч. | групповая урока – игры | ||
Расслабление и концентрация. Развитие логического мышления, осложненное заданием на запоминание, координации тонкой моторики. | 1ч. | групповая урока – игры | ||
Развитие логического мышления, развитие сенсомоторики. | 1ч. | групповая урока – игры | ||
Развитие логического мышления, координации тонкой моторики, объяснение смысла пословиц. | 0,5ч. | 0,5ч. | групповая урока – игры | |
Развитие долгосрочной памяти, мышления, пространственной ориентации, координации движений, тонкой моторики. | 1ч. | групповая урока – игры | ||
Развитие логического мышления и смысловой памяти, развитие сенсомоторики. | 1ч. | групповая урока – игры | ||
Развитие долгосрочной смысловой памяти, зрительной памяти, пространственной ориентации, графических навыков. | 1ч. | групповая урока – игры | ||
Развитие слуховой памяти, координации движений, графических навыков. | 1ч. | групповая урока – игры | ||
Итоговая диагностика | 1ч. | Групповая | ||
Итоговая диагностика | 1ч. | групповая | ||
Итого | 17 занятий |
Содержание занятий
№ п/п | Тема (раздел) |
Входная диагностика
| |
Входная диагностика
| |
Развитие слуховой памяти, координации движений, графических навыков. Упражнение на развитие слуховой памяти. Дыхательное упражнение. Упражнение на развитие координации движений, графических навыков. Припоминание. Упражнение для профилактики нарушений зрения. | |
Развитие ассоциативной памяти, сенсомоторики. Дыхательное упражнение. Припоминание. Упражнение на развитие ассоциативной памяти Упражнение на развитие , сенсомоторики. Упражнение для профилактики нарушений зрения. | |
Развитие зрительной памяти, пространственной ориентации, координации тонких движений. Припоминание картинок по ассоциации. Упражнение для профилактики нарушений зрения. Упражнение на развитие зрительной памяти и пространственной ориентации. Упражнение на развитие пространственной ориентации, координации тонких движений. Припоминание слов. | |
Обобщение и исключение, осложненное заданием на запоминание, развитие сенсомоторики. Упражнение на обобщение и исключение, осложненное заданием на запоминание. Дыхательное упражнение. Упражнение на развитие , сенсомоторики. Припоминание слов. Упражнение для профилактики нарушений зрения. | |
Развитие логического мышления, осложненное заданием на запоминание, развитие сенсомоторики. Упражнение для профилактики нарушений зрения. Упражнение на развитие мышления, осложненное заданием на запоминание, Дыхательное упражнение. Упражнение на развитие , сенсомоторики. Припоминание слов. Припоминание слов, расшифрованных в задании 2. | |
Развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания, развитие сенсомоторики. Дыхательное упражнение. Упражнение развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания игра «Собираем букет». Упражнение развитие сенсомоторики. Упражнение для профилактики нарушений зрения. Припоминание цветов из букета. | |
Расслабление и концентрация. Развитие логического мышления, осложненное заданием на запоминание, координации тонкой моторики. Упражнение на расслабление и концентрацию Упражнение на развитие логического мышления, осложненное заданием на запоминание Упражнение на развитие координации и тонкой моторики. Припоминание примеров Упражнение для профилактики нарушений зрения. | |
Развитие логического мышления, развитие сенсомоторики. Упражнение развитие логического мышления Упражнение «Сова» Упражнение для профилактики нарушений зрения. Припоминание составленных пословиц. Упражнение развитие сенсомоторики. | |
Развитие логического мышления, координации тонкой моторики, объяснение смысла пословиц. Дыхательное упражнение «шапка для размышлений». Упражнение «соберем урожай овощей» Припоминание пословиц и загадок об овощах. Упражнение развитие сенсомоторики. Припоминание названных во время игры овощей. | |
Развитие долгосрочной памяти, мышления, пространственной ориентации, координации движений, тонкой моторики. Дыхательное упражнение. Упражнение на развитие долгосрочной памяти Упражнение на развитие мышления. Упражнение для профилактики нарушений зрения. Упражнение на развитие пространственной ориентации, координации движений, тонкой моторики. | |
Развитие логического мышления и смысловой памяти, развитие сенсомоторики. Дыхательное упражнение «Певец» Припоминание 3 групп слов, с которыми работали на занятии 23. Упражнение развитие логического мышления и развитие смысловой памяти. Упражнение для профилактики нарушений зрения. Упражнение развитие сенсомоторики. | |
Развитие долгосрочной смысловой памяти, зрительной памяти, пространственной ориентации, графических навыков. Дыхательное упражнение «шапка для размышлений». Упражнение развитие долгосрочной смысловой памяти Упражнение развитие зрительной памяти Упражнение на развитие пространственной ориентации и графических навыков. | |
Развитие слуховой памяти, координации движений, графических навыков. Дыхательное упражнение Упражнение на развитие слуховой памяти и внимания Упражнение для профилактики нарушений зрения Припоминание чисел, предложенных в упр.2 Упражнение на развитие координации движений и графических навыков. | |
Итоговая диагностика
| |
Итоговая диагностика.
|
Содержание диагностического блока
- методика Л.А Ясюковой часть 1«Диагностика готовности к школьному обучению. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе»;
- тест Тулуз-Пьерона – диагностика внимательности и скорости перерабртки информации.
- Гештальт – тест Бендер – диагностика уровня развития зрительно- моторной координации.
- «десять слов» - диагностика уровня развития кратковременной речевой памяти.
- Тест диагностики кратковременной зрительной памяти.
- «речевые антонимы», «речевые классификации», «произвольное владение речью (исправление, восстановление, завершение предложений) - диагностика уровня речевого развития.
- Тест Прогрессивные матрицы Равена - диагностика уровня развития визуального мышления
- Интуитивный речевой анализ и синтез - диагностика уровня развития понятийного интуититвного мышления.
- «речевые аналогии» - диагностика уровня развития понятийного логического мышления
- «Интуитивный речевой анализ и синтез», «речевые классификации», «речевые аналогии» - диагностика уровня развития понятийного речевого мышления.
- «Интуитивный визуальный анализ и синтез», «визуальные классификации», «визуальные аналогии» - диагностика уровня развития понятийного образного мышления.
- диагностика уровня развития понятийного абстрактного мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шар...
Развитие познавательной деятельности младших школьников. Дидактическая игра - приём активизации обучающихся.
В помощь учителю начальных классов....
Концепция педагогической деятельности. "Активизация познавательной деятельности младших школьников"
В концепции излагаются принципы работы, методы обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников...
Протокол №3 заседания МО "Использование различных технологий, методов и приемов на уроках и во внеурочной деятельности для развития познавательной деятельности младших школьников". Декабрь 2015 г.
Выступление по теме самообразования "Устный счет на уроках математики как средство развития мыслительных операций младших школьников"....
Протокол №6 заседания МО "Использование различных технологий, методов и приемов на уроках и во внеурочной деятельности для развития познавательной деятельности младших школьников". 23.03.2016
Дополнение к выступлению заместителя директора по вопросу определения проблемы городского семинара "Проблемы и перспективы когнитивного развития младших школьников в условиях современной шк...
"ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.РОЛЬ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Проблема развития познавательной активности младших школьников, ...
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника
Актуальность данной темы состоит, в том, что перед школой стоит задача научить учиться. Главным фактором работы в современной школе является поворот к личности. ФГОС нового поколения требует исп...