Как сказать ребенку "нет"
план-конспект
Конспект треннинга для родителей по установлению границ у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biblioteka.docx | 28.78 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 751.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство
Притча «Белый лист»
Слайд 1
«Нет» — слово с особым смыслом
Слово «нет» должно приобрести в вашей семье особый смысл и ценность. Услышав его от родителей, ребёнок должен понимать – это не обсуждается, дальнейшие попытки что-то доказывать, просить или спорить бесполезны. Чтобы родительское «нет» приобрело для ребёнка такое значение, нужно постоянно прилагать усилия. Для начала перестаньте говорить его слишком часто, произносите его в исключительных случаях. Приняв решение отказать детям в чём-то, подумайте, нельзя ли обойтись без запрета? Если вы постоянно запрещаете, говорите «нет» почти во всех ситуациях, то вскоре это слово перестанет действовать. Дети просто не станут воспринимать ваши отказы. Постарайтесь обходиться без них как можно чаще. Ведь вместо запрета иногда достаточно предостеречь ребёнка. Например, если малыш взял в руки ножницы для того чтобы вырезать что-то из бумаги, можно сказать: «Можешь повырезать фигурки, но будь осторожен, ножницы острые, ими легко пораниться». Попробуйте проанализировать самих себя – посчитайте, сколько раз за день вы могли бы обойтись без запретов?
Практикум
3 участника
Инструкция: Продумайте и запишите 3 значимых для вас желания/действия/потребности/приобретения.
Оставшиеся участники
Инструкция:
Первому участнику вы отвечаете «НЕТ»
Второму участнику говорите нет и аргументируете отказ
Третьему участнику отказываете, но не произносите слова нет.
Слайд
Продумайте аргументы и будьте тверды. Чтобы отказ был воспринят детьми серьёзно, вам стоит привести несколько аргументов, почему вы говорите «нет». Вы сами должны быть убеждены в своём решении отказать, иначе, почувствовав нерешительность в вашем голосе, ребёнок усилит давление. Помните, вам нельзя менять свою позицию на противоположную. Если сказано «нет», стойте на своём – говорить «да» вы уже не имеете права. Если вы нарушите это правило однажды, ребёнок в следующий раз не воспримет отказ всерьёз. Ваша непоследовательность только навредит ребенку. Ваше "нет" должно быть окончательным и восприниматься со всей серьезностью. Сообщите и другим членам семьи о наложенном запрете. Оба родителя должны действовать согласованно.
Даже если вы поддались на уговоры ребенка снять запрет, дайте ему понять, почему идете на уступки: потому что доверяете ему, потому что считаете, что любую проблему можно решить спокойно и без скандалов.
Слайд
Подробно объясните ребенку причину запрета
Даже с малышами почти всегда можно найти способ договориться, причём иногда сделать это намного проще, чем отказать. Частые запреты отбивают у ребенка желание пробовать что-то новое. Более того, слишком частое употребление «нельзя» или «нет» приводит к тому, что эти слова теряют свою значимость для ребенка.
Запрет «нельзя есть эти чипсы» обязательно нужно дополнить подробным объяснением: рассказать ребенку, чем это чревато. Предупреждением «Не лезь» мы лишаем его свободы выбора.
Далее должно последовать понятное и спокойное разъяснение: «Эта горкам слишком высокая для тебя, давай найдем более безопасную». Так вы предоставляете ребенку выбор и, поверьте, он примет правильное решение.
Маленького ребенка лучше отвлечь от запрещенной деятельности. Просто укажите ему на что-то более интересное, предложите любимую игрушку и т.д. Старайтесь предугадать и предупредить ситуации, в которых у вас возникнет нужда сказать ребенку «нет». Желательно убрать подальше все важные или опасные вещи и предметы, которые могут привлечь внимание ребенка. С другой стороны создайте условия, в которых ребенок мог бы удовлетворить свой познавательный интерес.
Для этого оставьте в поле зрения ребенка только то, что можно трогать, разбирать, бросать.
Слайд
Не запрещайте детям выражать свои эмоции и чувства.
Под запретом должны быть только действия.
Избегайте слов «Не злись, не плачь, не бойся. Ребенок имеет право выражать свои чувства. Главное - чтобы он делал это правильно. И ваша задача - научить его, как выразить гнев, раздражение и страх приемлемым способом.
Тон, в котором оглашается запрет, должен быть нейтральным.
Любые ваши негативные эмоции ребенок примет на свой счет. Злость и раздражение в вашем голосе дадут ему сигнал, что он плохой, вы его больше не любите, веселые нотки в голосе означают, что вы шутите и прислушиваться к вам не обязательно.
Чем спокойнее и увереннее вы скажете слово «нет» и объясните, почему нельзя, тем спокойнее воспримет их ваш ребенок.
При возможности предложите ребенку альтернативу.
Нельзя рисовать на обоях, но можно рисовать на листе прикрепленном к стене.
Нельзя пинать кота, но можно…
Сформулируйте систему запретов приемлемую для вашей семьи.
В каждой семье есть свои табу- строгие запреты, которые нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах. Например «Открывать дверь незнакомым» «Кричать на маму» Но запомните: таких табу должно быть 2–3, не больше. Иначе их значимость для ребенка сильно снизится.
Даже если вы поддались на уговоры ребенка снять запрет, дайте ему понять, почему идете на уступки: потому что доверяете ему, потому что считаете, что любую проблему можно решить спокойно и без скандалов.
Уступать иногда стоит, когда ребенок соглашается на какое-либо ваше условие, когда вам удается о чем- то договорится.
Флештренинг
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Будем знакомы!
«Нет» — слово с особым смыслом. Слово «нет» должно приобрести в вашей семье особый смысл и ценность. Услышав его от родителей, ребёнок должен понимать – это не обсуждается, дальнейшие попытки что-то доказывать, просить или спорить бесполезны. Чтобы родительское «нет» приобрело для ребёнка такое значение, нужно постоянно прилагать усилия. Для начала перестаньте говорить его слишком часто, произносите его в исключительных случаях .
Продумайте аргументы и будьте тверды. Чтобы отказ был воспринят детьми серьёзно, вам стоит привести несколько аргументов, почему вы говорите «нет». Вы сами должны быть убеждены в своём решении отказать, иначе, почувствовав нерешительность в вашем голосе, ребёнок усилит давление. Помните, вам нельзя менять свою позицию на противоположную. Если сказано «нет», стойте на своём – говорить «да» вы уже не имеете права. Если вы нарушите это правило однажды, ребёнок в следующий раз не воспримет отказ всерьёз.
Договаривайтесь с детьми и избегайте провокаций. Даже с малышами почти всегда можно найти способ договориться, причём иногда сделать это намного проще, чем отказать . Частые запреты отбивают у ребенка желание пробовать что-то новое. Более того, слишком частое употребление «нельзя» или «нет» приводит к тому, что эти слова теряют свою значимость для ребенка. Маленького ребенка лучше отвлечь от запрещенной деятельности. Просто укажите ему на что-то более интересное, предложите любимую игрушку и т.д. Старайтесь предугадать и предупредить ситуации, в которых у вас возникнет нужда сказать ребенку « нет»
Не запрещайте детям выражать свои эмоции и чувства. Под запретом должны быть только действия. Избегайте слов «Не злись, не плачь, не бойся. Ребенок имеет право выражать свои чувства. Главное - чтобы он делал это правильно. И ваша задача - научить его, как выразить гнев, раздражение и страх приемлемым способом.
Тон, в котором оглашается запрет, должен быть нейтральным. Любые ваши негативные эмоции ребенок примет на свой счет. Злость и раздражение в вашем голосе дадут ему сигнал, что он плохой, вы его больше не любите, веселые нотки в голосе означают, что вы шутите и прислушиваться к вам не обязательно. Чем спокойнее и увереннее вы скажете слово «нет» и объясните, почему нельзя, тем спокойнее воспримет их ваш ребенок.
При возможности предложите ребенку альтернативу . Нельзя рисовать на обоях, но можно рисовать на листе прикрепленном к стене. Нельзя пинать кота, но можно…
Сформулируйте систему запретов приемлемую для вашей семьи. В каждой семье есть свои табу- строгие запреты, которые нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах. Например «Открывать дверь незнакомым» «Кричать на маму» Но запомните: таких табу должно быть 2–3, не больше. Иначе их значимость для ребенка сильно снизится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Умей сказать курению"Нет" 4 класс
Родительское собрание в 4 классе на котором дети и родители решают актуальные вопросы по проблеме курения....
Диафильм. Кто сказал "Мяу"?
Диафильм по сказке В.Сутеева предназначен для урока внеклассного чтения в начальных классах....
"Колдун уральский бородатый, Бажов дарил нам чудный сказ"
План-конспект урока внеклассного чтения...
Проектная деятельность в 1 кл . Кто сказал, что осень это грустно?
1 класс…Как собрать из этих ребятишек-бусин разного цвета и размера ожерелье, способное стать украшением класса, школы, семьи, страны? Какими они должны для этого стать? В современном обще...
Фрагмент проекта "Он сказал: "Поехали" к 50-летию полета в космос Юрия Гагарина
В видеоролике содержится иллюстрационный материал о Гагарине и его речь перед стартом ...
Сказало существительное: «Я слово удивительное!»
УМК "Школа России"...
Сказало существительное: «Я слово удивительное!»
Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Имя существительное». Обогащать словарный запас детей, продолжать работу над деформированными предложениями...