Контрольная работа по возрастной психологии
материал

  • Использование родителями физического наказания и агрессия ребенка.
  • Разъяснение родителям норм поведения и социальное поведение ребенка.
  • Физическая привлекательность и популярность.
  • IQ и школьная успеваемость.
  • Представление о себе как об учащемся и школьная успеваемость.
  • Уровень активности и умственная сохранность в старческом возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_rabota_po_vozrastnoy_psihologii_1.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Московский Университет имени С.Ю.Витте

Кейс-стади

Выполнил студент

Группы № (СДО)

Горячева Е.И.

Москва-2016

Задание 1

              Ниже представлено 6 выводов, полученных в реальных исследованиях. Каждый из выводов получен с помощью установления корреляционной связи между двумя результатами. Между двумя полученными переменными в каждом из представленных выводов существует положительная корреляция (чем больше один результат, тем больше и другой; чем меньше один результат, тем меньше и другой…). Подберите методику или предложите корректный исследовательский план (например, наблюдения, если это возможно) для каждой из двух переменных по каждому полученному выводу. Возможно, вам потребуется использование не одной, а нескольких методик, чтобы исследовать одну переменную. Таким образом, 12 переменных предполагает как минимум 12 подобранных методик исследования. Также опишите и прокомментируйте возраст респондентов, которые, на ваш взгляд, могут входить в выборку при проведении перечисленных экспериментов.  

  • Использование родителями физического наказания и агрессия ребенка.
  • Разъяснение родителям норм поведения и социальное поведение ребенка.
  • Физическая привлекательность и популярность.
  • IQ и школьная успеваемость.
  • Представление о себе как об учащемся и школьная успеваемость.
  • Уровень активности и умственная сохранность в старческом возрасте.
  1. Использование родителями физического наказания и агрессия ребенка.

        Методика для переменной «родители»:

  • наблюдение;
  • опросник;
  • интервью по проблеме реагирования на агрессивное поведение ребенка.

Респонденты – родители, дети.

         Методика для переменной «ребенок»:

  • наблюдение общения с мамами и другими детьми в естественных и лабораторных условиях (1-3 года и др. возраста);
  • шкала конфликтов Штрауса (юношеский возраст);
  • опросник по проблеме реагирования родителей на агрессивное поведение (для самих агрессивных детей) и по проблеме агрессии (для их сверстников);
  •  интервью;
  • шкала самооценки (школьный возраст).
  1. Разъяснение родителям норм поведения и социальное поведение ребенка.

    Методика для переменной «родители»:

  • наблюдение;
  • опросник.

Респонденты – другие члены семьи.

Методика для переменной «ребенок»:

  • наблюдение, моделирование взаимодействия (любой возраст); 
  • опросник.

Респонденты – другие члены семьи.

  1. Физическая привлекательность и популярность.

Методика для переменной «привлекательность»:

  • метод экспертных оценок.

Методика для переменной «популярность»:

  • эксперименты:

1 – осознанный выбор или частое возвращение к изображению привлекательных людей среди серии фотографий/портретов людей разных, одного или противоположного пола;

2 – приписывание положительных качеств  привлекательным людям на серии изображений, и наоборот;

3 – телефонный разговор, например, мужчины, ожидающего знакомства по фотографии с красивой или малопривлекательной женщиной и реакции им незнакомых женщин на характер обращения.

  • наблюдения
  • опросники,
  • самоотчеты
  • тесты (для детского коллектива школьного возраста и для взрослого коллектива, прежде всего – мужчин о противоположном поле).

Респонденты – взрослые и дети от 3 лет;

  1. IQ и школьная успеваемость.

Методика для переменной «IQ:

  • тест "Прогрессивные матрицы" Дж. Равена;
  • тест Д. Векслера – психология общего интеллекта;
  • субтесты "Словесное мышление" и "Числовые способности";
  • апперцептивный тест – ДАТ, отношения мать – дитя;
  • тест Р.Амтхауэра  - тест структуры интеллекта(TSI).

Респонденты – дети школьного возраста.

Методика для переменной «школьная успеваемость»:

  • анализ корреляционный и регрессионный тестов общего интеллекта с критериями обучаемости и статистикой школьной;
  • опросник.

Респонденты – дети школьного возраста, учителя.

  1. Представление о себе как об учащемся и школьная успеваемость.

Методика для переменной «представление о себе как об учащемся» (идеального):

  • опросник;
  • тесты;
  • шкала самооценки, например, методика «Лесенка»;
  • проективная методика «Рисунок 3-х Я»;

(реального, социальногонапример, для оценки самоактуализации и др.

  • шкала оценки детей – учителем.

Респонденты – дети школьного возраста, учителя.

Методика для переменной «школьная успеваемость»:

  • линейный корреляционный анализ связи самооценки и школьной успеваемости;
  • опросник.

Респонденты – учителя,  дети школьного возраста.

  1. Уровень активности и умственная сохранность в старческом возрасте.

Методика для переменной «уровень активности»:

  • наблюдение;
  • опрос;
  • тренинги.

Респонденты – пожилые люди, начиная с пенсионного возраста.

Методика для переменной «умственная сохранность»:

  • тесты;
  • экспериментальная манипуляция (контролирующий эксперимент) – изучение времени реакции и др. в группах, изучение одних и тех же пожилых людей до и после стимулирования уровня их активности и др.;
  • экспертные оценки;
  • генетические исследования;
  • анализ тренингов и тестов.

 Респонденты – пожилые люди, начиная с пенсионного возраста.

Задание 2

Из периодических психологических изданий (журналов и газет) выберите 10 исследований из области возрастной психологии и психологии развития. Сделайте копию каждого исследования. К каждому исследованию составьте подробный план исследования, как если бы организатором этого исследования были вы. Обязательно укажите применяемые методики исследования и возраст испытуемых.

Исследование 1.

Цели и задачи психологического обследования детей. Справочник педагога-психолога, 2001, издатель ЗАО МЦФЭР, Москва, стр. 44-48.

План исследования:

Цель: выявление детей группы риска (например, недостаточно готовых к обучению в школе). Целью психологического обследования является определение типа учреждения (детского сада, школы), наиболее соответствующего психологическим особенностям ребенка.

Гипотеза: определение целей и задач исследования, составление конкретного комплекса методик для проведения экспериментально-психологического обследования, обеспечивают эффективность психодиагностического исследования

Формирование выборки исследования на основе суждений основано на использовании мнения компетентного специалиста (исследователя). 

Сбор эмпирических данных: задачи, для решения которых в процессе консультирования используются диагностики:

  • Определение (уточнение) психологической проблемы.
  • Выявление реакции ребенка на имеющуюся ситуацию.
  • Определение тех психологических особенностей ребенка, которые могут влиять на реализацию рекомендаций, связанных с основной проблемой.

Математическая обработка данных: планирование, анализ.

     Формирование выводов и рекомендаций:

  • получение общего представления о том, как родитель (воспитатель) воспринимает ребенка и сложившуюся ситуацию, что именно его беспокоит;
  •   знакомство с типичными поведенческими проявлениями ребенка и выяснение того, как обычно реагируют на них окружающие его люди (взрослые и дети);
  •  сбор анамнестических данных, сведений о семейной ситуации и ситуации в детском саду.

В ряде случаев целью психологического обследования является определение типа учреждения (детского сада, школы), наиболее соответствующего психологическим особенностям ребенка.

       Возраст испытуемых: дети младшего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста.

Методики и исследования: в процессе обследования используются высокостандартизованные методики, позволяющие быстро получить общую оценку тех или иных психологических особенностей воспитанников.

Исследование 2.

Актуальные проблемы развития личности. Зависть. Московская психотерапевтическая академия. Статья журналистки Анны Толстых и семейного психотерапевта Татьяны Залесской, директора Психологического образовательно-консультативного центра "Гештальт - Форум".

План исследования:

Цель: дети страдают от зависти ничуть не меньше взрослых. И неважно, что изначально, она не играет роль всепоглощающей черной силы, что её проявления называют забавным словечком "завидки". С течением времени они вполне могут вырасти до неимоверных размеров и отравить детство, отрочество, юность... К счастью, так происходит далеко не всегда, ведь зависть - одно из редких качеств, которое в равной степени, способно и испортить жизнь, и наоборот, стать мощнейшим стимулом к самосовершенствованию. Главное, научиться с ним управляться.

Гипотеза: по мнению психологов, зависть - неестественна для человека, поскольку не закладывается биологически. Казалось бы, смесь агрессии и печали, в ответ на невозможность получить то, что есть у другого, рождается сама собой, но это не так. Механизм сравнения, анализа, злости на других, недовольства собой запускается в раннем детстве, и не последнюю роль в этом играют родители. Понятно, что происходит это незаметно, само собой, вопреки разговорам о недопустимости зависти. Если же ей уже удалось укорениться в сознании малыша - это надолго. Со временем будет меняться только перечень объектов, механизм реагирования останется приблизительно тем же. К игрушкам и фломастерам прибавятся одежда, "навороченная" техника. Потом социальное положение.

Формирование выборки исследования: если задаться целью нарисовать собирательный психологический портрет маленького завистника, это будет человечек с заниженной (или завышенной) самооценкой и общей эмоциональной неудовлетворенностью - и то, и другое возникает из-за нехватки родительского внимания, заботы, любви. И если вы понимаете, что ребенок пока еще не стал "завистником презренным" в полной мере, но это - вполне реальная перспектива, нужно принимать меры. Ведь известно, что зависть традиционно "окрашивают" в два цвета - черный и белый. Это не совсем верно, но об этом чуть позже. Одно, безусловно - это чувство поддается коррекции, и как оно скажется на жизни ребенка, зависит, опять же, лишь от дальнейшего поведения родителей в неприятной ситуации. 

Сбор эмпирических данных: наблюдение, анализ.

Формирование выводов и рекомендаций: как научить ребенка направлять зависть на благо себе и, следовательно, окружающим? Разумеется, прежде всего, необходимо подкорректировать взаимоотношения в семье и постараться уделять малышу больше душевного тепла и внимания.         Ну, а дальше следовать по мере возникновения проблем. Если требуется что-либо материальное, и родители видят, что для малыша это не пустой каприз, а действительно важно, почему бы и не купить? Мы же все равно без конца посещаем всяческие "детские миры", да и поводов предостаточно. Впрочем, это далеко не единственный выход. Можно, к примеру, спокойно объяснить, что покупка невозможна, приведя веские доводы - только не унижая при этом малыша. Одно, несомненно - не надо делать вид, что проблемы не существует, утешая любимого малыша расхожей фразой "завидовать-то нечему" - уж коль завидки проявились, то надо с ними справляться, причем объединив усилия.

Исследование 3.

План исследования:

Статья публикуется в продолжение дискуссии о создании Федерального реестра одаренных детей (комментарии специалистов):

Гипотеза: ни для кого не секрет, что научная и культурная элита формируется столетиями и является отчасти самовоспроизводящейся системой. Можно сколько угодно негодовать по поводу идей Ф. Гальтона о наследственности таланта, но, как минимум, 50% истины в них есть. Чтобы с водой не выплеснуть и ребёнка, не будем апеллировать к евгенике и её применению в фашистской Германии, остановимся только на одной идее. В частности, о том, что интеллектуальные и психические свойства наследуются, так же как и физические. 

 Цель: в любой популяции потенциально талантливых людей не более 3-5%, а гениальных – мене 1%. Но именно они составляют золотой фонд любой нации. Их нужно находить, и не только с помощью тестов, и создавать особые условия для максимального раскрытия их потенциала и возможностей. В этом заинтересованы все мы – обычные люди.

Сбор эмпирических данных:

  • дети, с ранним умственным подъемом на протяжении всей жизни обгоняют сверстников в развитии и демонстрируют более значимые успехи и в профессии, и в социальных достижениях;
  • ряд проявлений талантливости (математической, художественной, музыкальной и т.д.) имеют свои периоды манифестации, и если эти проявления не были своевременно замечены и развиты, они могут утратиться после периода манифестации – утратиться навсегда;
  • талантливые дети, помещённые в обычную образовательную среду, очень быстро усредняются и как таланты – также утрачиваются навсегда;
  • для реализации задатков ребёнка, превосходящих аналогичные показатели у его сверстников, он должен иметь аналогичное окружение и талантливых учителей.

Формирование выводов и рекомендаций: не менее существенным для реального раскрытия потенциального таланта или гения является свобода от бытовых и материальных проблем, высокая психическая выносливость и способность концентрироваться на определенном направлении в течение продолжительного периода времени. Идея, что из любого ребёнка можно вырастить талант – это типичный педагогический волюнтаризм. У каждого человека есть предел развития, через который никакое образование и никакое воспитание не позволят ему переступить. Поэтому чрезвычайно важным является стартовый уровень задатков и способностей. Если ребёнок в 12 лет без всякой подготовки бегает на уровне третьего взрослого разряда, то его стоит готовить к Олимпийским играм. Если другой ребёнок решает самые трудные контрольные по физике или по математике за 10 минут, в то время как остальные одноклассники потеют все 45 минут, значит, он способен решать или в 4 раза больше аналогичных задач, или задачи намного более сложные.

              Возраст испытуемых: дошкольники и школьники.

               Методики и исследования: тесты, опросники. Да, наши тесты не совершенны. Да, методологически мы не сильно продвинулись в их создании, по сравнению с началом ХХ века, разве что ушли от бланков и предъявляем их в компьютеризированном варианте. Но другого инструментария у нас нет. Да, их прогноз носит вероятностный характер, впрочем, как и все другие прогнозы (и по поводу погоды, и по поводу экономики и т.д.).

Исследование 4.

Психологические основания нравственного воспитания дошкольников. Е.О Смирнова, В.М Холмогорова. Психолог в детском саду.2007. №2 стр.81-92.

План исследования:

Цель: решение этой задачи предполагает изучение психологической природы этического развития. В этой статье авторы попытались осуществить комплексный подход к анализу этой реальности, в котором сознание, поведение и эмоции ребенка изучаются в неразрывном единстве.

Гипотеза: философским основанием исследования стало разделение этических категорий на мораль и нравственность. Состоит в оценке человеческого поведения в предписании или запрещении конкретных действий и поступков.

Формирование выборки исследования: межличностные отношения основаны на двух началах - объект и субъект. Субъектное и объектное присущи каждому человеку. Анализ существующих программ нравственного воспитания показывает, что в современной психологии существует когнитивный и нормативный подходы к нравственному развитию.

Сбор эмпирических данных: исследование характера влияния моральной нормы на поведение детей. Выявление различных типов этического развития дошкольников. Разобрать психолого-педагогическую программу для формирования нравственного отношения. Полученные данные позволили выделить три группы детей, которые отличались общей направленностью личности и вариантами этического развития.

Методы исследования:  использовались методики «Беседа о друге», игровая методика «Мозаика».

Формирование выводов и рекомендаций: главными методами коррекционной программы были игры, в которых дети смогли пережить общность и сопричастность друг с другом. Климат в группе улучшился, дети стали больше играть, перестали требовать от взрослых постоянного внимания к себе. Снизилась агрессивность проблемных детей, замкнутые дети стали чаще играть и участвовать в совместных играх.

Возраст испытуемых: 50 дошкольников 5-летнего возраста, поделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную. Занятия проводились в течение 4-х месяцев-4 раза в неделю.

Исследование 5.

Виноградова Н. В. Рычкова Л. С. Особенности общения детей-сирот в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками //Психология, № 18 / 2011,118 с.,86-88с.

План исследования:

Цель: изучение особенностей межличностного общения детей-сирот с депривационным дизонтогенезом развития.

         Гипотеза: исследование заключается в предположении, что при психолого-педагогическом взаимодействии с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей необходимо учитывать их психологические особенности, проявляющиеся в эмоциональной, мотивационной и интеллектуальной сфере.

Формирование выборки исследования (подбор испытуемых): исследование проводилось в течение 2007-2010 годов. Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетнего Курчатовского района» г. Челябинска;

Сбор эмпирических данных: обследовано 167 детей дошкольного возраста с задержкой психического развития депривационного генеза;

Обработка данных: сравнение выборок.

Интерпретация результатов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

  • Межличностное общение является одним из основных условий развития ребенка.
  • Депривационные условия развития детей-сирот, воздействия психогенного характера приводят к формированию специфических особенностей межличностного общения: отсутствие интереса к деятельности сверстников, безразличие или негативное отношение к оценкам в свой адрес, отсутствием предпочтений в общении с ровесниками, диффузностью структуры группы общения.
  • Специфика межличностного общения детей-сирот с задержкой психического развития депривационного генеза с окружающими имеет большое значение для понимания своеобразия формирования их психики, а также для оказания адекватной помощи.

           Методики исследования:

  • Методика «Формы общения» (по М.И. Лисиной).
  • Метод наблюдения.
  • Методика «Выбор в действии» Я.Л. Коломинского.

Возраст испытуемых: дошкольники.

Исследование 6.

Отношение между детьми в разновозрастных группах детского сада. Е. Смирнова, В.А Бутенко, журнал «Психолог в детском саду» 2007, № 2, стр. 66-80.

План исследования:

Цель статьи заключается: в выявлении специфики отношений детей в разновозрастной группе. И выявить также психолого-педагогические условия, влияющие на становление отношений между детьми.

Гипотеза: разновозрастную группу можно рассматривать как типичную модель интегративной группы, в которой объединяются разные дети - разные по своим физическим и умственным возможностям, интересам, знаниям, умениям и прочее. Можно полагать, что отношения между такими разными детьми существенно отличаются от тех, которые складываются в гомогенной группе. Два противоположных начала являются необходимыми и взаимодополняющими сторонами самосознания, они также присущи любым межличностным отношениям, однако степень их выраженности и содержательное наполнение могут существенно различаться.

Формирование выборки исследования были выделены типы отношений:

- отстраненное отношение характеризовалось низким интересом к другим детям и выраженной ориентацией на взрослого;

- эгоцентрическое отношение характеризовалось ярко выраженным прагматизмом; мотивом поведения было стремление реализовать свои интересы и получить свою выгоду, и другой ребенок воспринимался как препятствие;

- отношение обесценивания выражалось в стремлении старших самоутвердиться за счет младших и проявлялось в негативных оценках действий и поведения других детей;

- отношение сопричастности проявлялось в стремлении к совместной деятельности;

- конкурентное отношение выражалось в том, что другой ребенок выступал как объект для сравнения.

Сбор эмпирических данных: в первой разновозрастной группе 70% детей проявляли высокую двигательную активность, мешали другим детям в их игре. Совместной продуктивной деятельности не наблюдалось. В игре по правилам старшие дети часто нарушали правила в свою пользу, обманывая малышей. Во второй группе у 85% детей преобладали отстраненные отношения. Конфликтов не наблюдалось. Не было оценочных и содержательных суждений или обсуждений. В третье разновозрастной группе у 64% детей наблюдались отношения сопричастности. У большинства детей наблюдалось просоциальное поведение и деловое общение и не наблюдалось, чтобы ребенок мешал игре других. В четвертой разновозрастной группе доминировали отношения обесценивания младших детей со стороны старших(60%). Продуктивной совместной деятельности или сюжетно-ролевой игры не наблюдалось.

Методики и исследования: методика «Рисование на общем листе» и «Игра с правилами», выделены формы поведения, отражающие личностную (ЛС) и предметную (ПС) составляющие. Было проведено лонгитюдное исследование, где в течение 4 – х лет (с 2000-2004гг) по одним и тем же методикам выявлялись показатели межличностных отношений детей в группах одних и тех же воспитателей. Был предпринят психологический анализ характеристик взаимодействия воспитателей с детьми в исследованных РВГ с разными вариантами отношений между старшими и младшими. Исследование заключалось в наблюдении за поведением воспитателей в свободном взаимодействии с детьми.

Формирование выводов и рекомендаций: отношения между детьми в разновозрастной группе определяются, прежде всего, позицией воспитателя и стилем его педагогического общения. И очевидно, что позиция воспитателя и его отношение к детям существенно влияют на становление личности детей во всех группах, но в случае разновозрастной группы это влияние оказывается решающим.

Возраст испытуемых: участвовало восемь групп - четыре одновозрастные (две старшие и две подготовительные группы) и четыре разновозрастные группы из обычных детских садов г. Красноярска. Численный состав варьировался от 18 до 25 человек. Всего в исследовании участвовало 180 дошкольников 3-7 лет.

Исследование 7.

Исследование взаимосвязи детско-родительского взаимодействия и положения дошкольника в группе сверстников. Т.Л Кузьмишина, канд. псих. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии ф-та «Психология образования» ГОУ ВПО МГППУ, А.Е. Новикова дипломантка ф-та «Психология образования ГОУ ВПО МГППУ. Справочник педагога-психолога 02,2011г. Стр.15-25.

План исследования:

Цель: изучение взаимосвязи детско-родительского взаимодействия и положение ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников.

Гипотеза: положение дошкольника в группе сверстников взаимосвязано с особенностями детско-родительского взаимодействия, и дети, испытывающие на себе требовательность, воспитательную последовательность и эмоциональную теплоту со стороны родителей, пользуются популярностью в группе сверстников.

Методики и исследования: в ходе исследования были использованы психодиагностические методики:

  • опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (автор И.М. Марковская);
  • социометрические методики «Секрет» (ав. Т.А. Репина) и «Два дома»    ( ав.И. Вандвик, П. Экблад).

Сбор эмпирических данных: выявление характерных особенностей детско-родительских отношений и взаимодействия.

Формирование выборки исследования: по опроснику «Взаимодействие родитель-ребенок» были подсчитаны средние значения по десяти шкалам. И выяснились наиболее выраженные показатели: «Эмоциональное принятие ребенка родителем (77%)», «Строгость родителей» и «Последовательность родителей» (по 69%). Наименее выраженной оказалась шкала «Тревожность за ребенка» ( 29%). Родители и дети находятся в тесном общении, довольно близки эмоционально, открыто проявляют свои чувства. Сохраняют умеренное спокойствие относительно детского физического и психологического благополучия.

Математическая обработка данных: чтобы определить статус ребенка в группе, необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ) путем суммирования всех положительных выборов в группе и деления полученной суммы на число испытуемых. Средняя сумма положительных выборов является точкой распределения мест в иерархии группы. В исследовании «Секрет» равняется 3, «Два дома»-3,05.

Формирование выводов и рекомендаций: при изучении взаимосвязи взаимодействия ребенка старшего дошкольного возраста с родителями и со сверстниками в группе детского сада были исследованы особенности общения матери с ребенком и место ребенка в социометрической структуре детской группы. И удалось подтвердить выдвинутое в начале исследования предположение о том, что взаимосвязь между детско-родительским взаимодействием и положением дошкольника в группе сверстников существует. Требовательность, последовательность и эмоциональная теплота матери связана с популярностью дошкольника среди сверстников.

Возраст испытуемых: 19 семейных пар   «мать-ребенок». Средний возраст матери-33 года. Дети посещали одну старшую группу детского сада. Средний возраст детей-5,5 лет.

Исследование 8.

Цыбульская Е.А. Использование символических средств при решении познавательных задач старшими дошкольниками (Электронный ресурс) Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т.7. №1. С.39–47.

План исследования:

Цель: выявление особенностей использования современными дошкольниками символических средств  при решении познавательных задач.

Гипотеза: особенности овладения символическими средствами и их использования при решении познавательных задач старшими дошкольниками не изменились со временем под влиянием произошедших в обществе преобразований.

Формирование выборки исследования: в исследовании приняли участие 40 воспитанников московского детского сада в возрасте от 5 до 6 лет. Было показано, что в старшем дошкольном возрасте дети успешнее используют символические средства при выполнении продуктивных задач, а уровень успешности решения старшими дошкольниками познавательных задач с использованием символических средств не изменился за прошедшие 20 лет. Исследование, в котором приняли участие 40 детей в возрасте 5–6 лет из старшей и подготовительной групп, проводилось на базе московского дошкольного учреждения. В констатирующем эксперименте использовались те же методики, что и в исследовании О.М. Дьяченко. Методика «Символизация» (автор О.М. Дьяченко) позволила определить уровень овладения символическими средствами и успешности их применения при решении репродуктивных задач. С помощью другой методики – «Пиктограмма» (модифицированный вариант, авторы модификации О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая) – проводилась диагностика уровня овладения и успешности использования символических средств при решении как репродуктивных, так и продуктивных задач. С помощью задач первой методики («Символизация») выявлялись особенности использования старшими дошкольниками цветовой символики для выражения своего отношения к окружающим предметам, явлениям или людям.

Сбор эмпирических данных: методика «Символизация» О.М. Дьяченко позволила определить уровень овладения символическими средствами и успешности их применения при решении репродуктивных задач. С помощью методики «Пиктограмма» проводилась диагностика уровня овладения и успешности использования символических средств при решении как репродуктивных, так и продуктивных задач.

Формирование выводов и рекомендаций: полученные данные свидетельствуют, что исходное предположение о том, что особенности овладения символическими средствами и их использования при решении познавательных задач старшими дошкольниками не изменились со временем под влиянием произошедших в обществе преобразований, подтвердилось. Сопоставляя полученные в исследовании данные с результатами исследования, выполненного под руководством О.М. Дьяченко, можно говорить, что средний уровень освоения символических средств является возрастной особенностью, и на протяжении 20 лет она не претерпела изменений.

Методики исследования: 

  • Методика «Символизация»,
  • методика «Пиктограмма».

Возраст испытуемых: 40 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Исследование 9.

План исследования:

Психологическое сопровождение ребенка с детским аутизмом: анализ практического опыта. И.Е Валитова, Психолог в детском саду, 2007, №2 стр. 105-114.

Цель: психологу-консультанту приходится часто работать с детьми, имеющие такие отклонения в развитии, которые можно обобщенно обозначить как «нарушение аутистического спектра». И эта работа представляет обобщенный анализ проблем, возникающих при психологическом сопровождении аутичного ребенка. И конечной целью психологического сопровождения считается создание условий для успешного психического и личностного развития ребенка.

Гипотеза: психологическое сопровождение ребенка с детским аутизмом требует его всестороннего изучения в разных условиях дома, в медицинском учреждении, в детском саду, в среде незнакомых ему людей, в среде его сверстников и т.п. Специфика поведения аутичного ребенка такова, что оно может существенно изменяться при изменении условий его окружения.

Формирование выборки исследования: добиться от аутичного ребенка сосредоточения очень трудно или вообще невозможно. И традиционная форма занятий не применима к работе с аутичным ребенком. И наилучшей формой психологической помощи этой категории детей является психологическое сопровождение, психокоррекция. Аутизм легко принять за другие нарушения в развития, такие, как нарушение слуха, зрения, ДЦП и др. Главным в детском аутизме является отсутствие или значимое снижение потребности общения с другими людьми. И перед психологом стоит задача не только установить психологический диагноз, но и примирить родителей с этим диагнозом, а это требует длительной кропотливой работы.

Сбор эмпирических данных: с нормативно-правовой точки диагноз аутизм может поставить только врач-психиатр или психоневролог, а психолог только принимает диагноз и начинает работать с ребенком в соответствии с этим диагнозом. Психологический диагноз включает в себя подробное описание истории развития ребенка, или психологического анамнеза, выявление актуального уровня развития ребенка, определение тех психологических функций, которые нуждаются в коррекции, и тех, которые находятся в зоне актуального развития, а также определение качества нарушения. Определяющего характер отклоняющегося развития.

Методики и исследования: психолог, наблюдая ребенка в разных ситуациях, должен выделить его существенные особенности, которые представляют своего рода « ядерные признаки» детского аутизма у данного ребенка Применение специальных тестов и диагностических шкал допускается только после наблюдения ребенка не менее 6 недель. Применяется оценочная шкала для диагностики аутизма CARS и методику ABC ( Autism behavior checklist).

Формирование выводов и рекомендаций: психологическое сопровождение ребенка с детским аутизмом должно быть основано на психологическом фундаменте - это знание и понимание закономерностей развития ребенка, учет и использование законов его развития. Если не ориентироваться на законы развития аутичного ребенка при организации работы с ним, то специалист не добьется положительного результата, и в состоянии ребенка будет наблюдаться негативная динамика. Основная направление работы и его конечная цель - сделать родителей союзниками психолога. И постепенно складывается триада ребенок-родитель-специалист, которая становится субъектом комплексной медико-психолого-педагогической помощи аутичному ребенку. И специалист помогает родителям принять тот факт, что они являются особыми родителями-родителями особого ребенка.

Возраст испытуемых: дети от года до трех лет.

Исследование 10.

Особенности медлительных детей. М.М. Безруких, д-р биол.наук, проф. Акад. РАО, директор учреждения РАО» Институт возрастной физиологи» Справочник педагога-психолога, 01. 2011 стр.36-40.

Цель: у медлительных детей, особенно если взрослые постоянно выражают свое недовольство, чаще бывает занижена самооценка и отсутствие желания идти в школу. Восстановить желание ребенка учиться новому, узнавать новое возможно только в ситуации удачи, успеха, удовлетворения той деятельностью, которой занимается ребенок. И при адекватном отношении к ребенку и адекватных требованиях эти дети могут быть очень хорошо развиты и хорошо подготовлены к школе.

Гипотеза: если подробно разобрать, как работает медлительный ребенок, и почему он все делает долго, то отмечается следующая особенность. У такого ребенка время ориентировки гораздо продолжительнее( он дольше думает, как и что сделать). Это связано с подвижностью нервных процессов. Так называемый латентный период реакции у медленных детей намного продолжительнее, чем у их сверстников. Многие исследователи считают, что индивидуальный темп деятельности - врожденная характеристика, изменить которую практически невозможно.

Сбор эмпирических данных: новые двигательные навыки у медлительных детей формируются дольше, а выполнение новых, незнакомых движений нередко представляет значительную трудность. Медлительные дети усваивают на треть меньше информации, чем их сверстники, при одинаковой интенсивности их подачи. Если темп подачи материала увеличивается, то медлительные дети воспринимают меньше половины сказанного. Ребенок 5-6 лет практически не дифференцирует быстрый и медленный темп и может работать только в свойственном ему оптимальном темпе. Медлительные дети часто имеют проблемы в социальном и личностном развитии, нерешительны, скованны. Их постоянно торопят взрослые.

Методики и исследования: существует методика, которая позволяет достаточно просто проверить скорость движения ребенка. Надо положить перед ребенком лист бумаги в клетку и попросить в каждую клетку ставить точку и громко считать до десяти. В среднем  обычные дети 6 лет выполняют задание за 10-12 с, дети 7 лет за 6-8 с, а у медлительных это время в 1,5-2 раза больше.

Формирование выводов и рекомендаций: первое - нужно решить в какой группе детей ребенку будет интереснее. Это может быть художественная студия, кружок мягкой игрушки и т.п. Занятия в группе сверстников и с чужими взрослыми, хотя бы, в течение года до школы обязательны. Настраивать ребенка на общение со сверстниками, объяснять и проиграть ситуацию знакомств, просьб. Вселять уверенность, что все будет хорошо. А если возникнут проблемы, их можно будет решить. Восстановить желание учиться новому возможно в случае ситуации удачи, успеха, удовлетворения той деятельностью, которой занимается ребенок. От родителей требуется выдержка и терпение, ведь положительные результаты появятся не сразу. А радость небольших успехов довольно долго будет чередоваться с новыми огорчениями. Не торопить ребенка, не загружать его дополнительными нагрузками, проконтролировать все режимы дня: сон, отдых, питание прогулка. Помнить, что ребенку нужно время на раскачку.

Не конфликтовать вечером перед сном. Можно пошутить над копушей, но                                           по - доброму, без раздражения. Можно подчеркнуть это качество у себя и пусть посмеется ребенок.

Возраст испытуемых: дети 5-6 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастная психология

закономерности и периодизация психического развития...

Контрольная работа по специальной психологии детей с нарушением интеллекта ТЕМА «Внимание умственно отсталых детей»

Контрольная работа была написана на основе опыта работы с детьми с нарушением интеллекта. В этой работе описано,чем отличается внимание у умственно отсталого ребёнка, от внимания ребёнка с сохранным и...

контрольная работа по психологии в вуз 1 курс пед. университета

Работа по психологии на тему  "Восприятие"...

Контрольная работа по дисциплине "Специальная психология"

В метериалах представлена контрольная работа по теме "Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности"...

методические рекомендации по изучению дисциплины "Основы возрастной психологии"

Раскрытие содержания понятия "развитие".Рассматривается его общефилософское понимание, а также конкретизация в рамках психологической науки.Раскрытие понятия "возраст", его виды и ...

Возрастная психология

Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики....