Контрольная работа по дисциплине "Специальная психология"
материал
В метериалах представлена контрольная работа по теме "Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
13_kotsenko_temperament.docx | 81.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки
Факультет дополнительного профессионального образования
Контрольная работа
по дисциплине: «Специальная психология»
на тему:
«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности»
Выполнил:
Слушатель факультета ДПО
Коценко Елена Александровна
г. Москва, 2017 г.
Оглавление
Индивидуальные особенности личности. 5
Меланхолический темперамент. 7
Флегматический темперамент. 10
Сангвинический темперамент. 11
Введение
Успешность обучения ребенка в школе зависит от многих факторов. И немалую роль в этом играет такая природная особенность, как темперамент. Он закладывается генетически, и именно на его основе формируются многие привычки, особенности поведения, стиль деятельности и прочее.
Темперамент (лат. temperamentum -- надлежащее соотношение черт от tempero -- смешиваю в надлежащем соотношении) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.
К динамике психических процессов относятся:
- сила психических переживаний, их глубина или поверхностность,
- скорость протекания психических процессов,
- степень эмоциональной возбудимости, придающая поведению человека своеобразную эмоциональную окраску.
Все дети отличаются друг от друга типами темперамента, а значит темпами работы, реакцией на раздражители, характером интеллектуальной деятельности и т. д.. Следовательно , сам процесс обучения и усвоение учебного материала данными детьми так же будет отличаться. Поэтому можно предположить, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же наоборот. Вот почему важно учитывать особенности темперамента школьников при организации учебной работы.
Идеи и учение о темпераментах в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные виды темпераментов, дал им характеристики, однако связал темперамент не со свойствами нервной системы, а соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи.
Утверждение о столь прямой зависимости темперамента от жидкостей в нашем организме с современных научных позиций выглядит, конечно, довольно наивно. Однако древние греки очень точно подметили характерные типы людей по их реакциям на происходящее вокруг. Поэтому отмеченные ими четыре типа темперамента до сих пор используются при описании психологических различий между людьми.
Индивидуальные особенности личности.
Идеи и учение о темпераментах возникли еще в древности и в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные виды темпераментов, дал им характеристики. Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимости от телесных. Все более расширялась психологическая характеристика темперамента. Римский врач Гален (II в.), в отличие от Гиппократа, характеризует типы темперамента наряду с физиологическими, психологическими и даже нравственными свойствами. Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял русский ученый-физиолог И.П. Павлов, открывший свойства высшей нервной деятельности. В лабораториях Павлова, где на собаках изучали условные рефлексы, обнаружили, что у разных животных условные рефлексы образуются по-разному. Например: у одних они образуются быстро и долго сохраняются, у других же, напротив, медленно и угасают быстро; одни животные могут переносить большие нагрузки при сильных раздражителях, а другие при тех же условиях впадают в тормозное состояние. На основе полученных результатов исследований Павлов показал, что в основе каждого из четырех темпераментов лежит то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности
И. П. Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:
1) сильный, уравновешенный, но живой тип высшей нервной деятельности характеризуется балансом процессов возбуждения и торможения, а также живостью нервных процессов (соответствует сангвиническому темпераменту)
2) сильный, уравновешенный, но инертный тип высшей нервной деятельности характеризуется балансом процессов возбуждения и торможения на фоне низкой живости нервных процессов (соответствует флегматическому темпераменту)
3) сильный неуравновешенный тип высшей нервной деятельности характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможением (соответствует холерическому темпераменту)
4) слабый тип высшей нервной деятельности характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, а также инертностью нервных процессов (соответствует меланхолическому темпераменту).
Сангвинический темперамент характеризуют довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.
Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться, при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.
Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительной эмоциональной реактивностью, глубиной и устойчивостью чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Следует отметить, что нет деления темпераментов на «плохие» и «хорошие». Каждый из типов темперамента обладает определенными достоинствами, а некоторые из негативных характерологических свойств того или иного типа темперамента при соответствующих условиях и психологическом состоянии индивида могут сыграть положительную роль.
При этом надо иметь в виду, что в чистом и полном виде описанные типы темперамента встречаются редко. И это хорошо, так как человеку для жизни важно сочетание черт различных темпераментов. В разных жизненных ситуациях ему необходим энтузиазм и бодрость сангвиника, настойчивость холерика, суховатая сдержанность и осторожность меланхолика, хладнокровие и спокойствие флегматика. Наиболее ярко темпераментные особенности проявляются у маленьких детей. Но чем старше становится человек, тем более сглаженным становится его темперамент. Это объясняется адаптацией к окружающей среде и различными компенсаторными механизмами. Однако предрасположенность действовать определенным образом в большинстве ситуаций сохраняется, и на основе этого можно сделать вывод, черт какого темперамента в человеке больше. Эта предрасположенность может быть как полезной, так и мешающей в процессе обучения. Поэтому очень важно учитывать темпераментные особенности детей при организации его учебной деятельности.
Объективно учебный процесс организован так, что отдельные учебные задания, ситуации являются неодинаково трудными для школьников, различающихся по своим типологическим особенностям, и для учащихся с сильной и подвижной нервной системой изначально существуют преимущества перед учениками со слабой и инертной нервной системой. На уроке чаще возникают ситуации, более благоприятные для сильных и подвижных по своим нейродинамическим особенностям учащихся. По этой причине ученики со слабой и инертной нервной системой чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих. Изменение школьного расписания, замена одного урока другим, требование быстрого переключения во время урока с одного задания на другое также по-разному воздействуют на учеников с разным темпераментом, при этом большие затруднения испытывают дети, характеризующиеся инертностью нервных процессов. Наоборот, у детей с высокой подвижностью нервных процессов именно частые смены деятельности поддерживают рабочее состояние на уроках.
То, что школьникам с инертными нервными процессами, то есть флегматикам, труднее приходится в школе, замечено давно. «Ни одному разряду учеников не приходится в наших школах так плохо, как тем вялым тугопонимающим мальчикам которых учителя часто называют бездарными и бестолковыми. В отношении к ним всего более погрешает современное воспитание. А между тем они-то и заслуживают самого тщательного внимания и попечения со стороны воспитателя. Большею частью в них скрываются такие духовные силы, которые далеко превосходят так называемых талантливых, бойких учеников... Весьма многие из знаменитых людей, впоследствии отличившихся в науке, часто в школе играли роль таких непонятливых голов и нередко заставляли потом бывших учителей своих восклицать: кто бы мог в них это предполагать!»
Меланхолический темперамент.
Людей с меланхоличным темпераментом можно охарактеризовать как спокойных, медлительных и сдержанных. Они глубоко переживают происходящие события, но очень редко показывают это. По их речи и мимике часто невозможно понять, что же именно они испытывают в данный момент. Движения меланхоликов лишены порывистости, отличаются некоторой замедленностью. Как правило, эмоции меланхоликов носят отрицательный характер. Человек с таким темпераментом с опаской относится ко всему новому. В некоторых случаях люди-меланхолики могут казаться замкнутыми и отчужденными, у них также может сформироваться боязнь всего нового и необычного (иногда даже боязнь новых людей). Неудачи они переживают довольно тяжело, но не всегда показывают это. Критика, особенно необоснованная и высказанная в грубой форме, может глубоко ранить меланхолика, привести к эмоциональному срыву.
У учеников - меланхоликов быстро возникает умственное утомление, поэтому желательно предоставлять по возможности больше времени для отдыха. Это особенно важно при переходе из начального звена в среднее, когда дети впервые сталкиваются с много предметностью и кабинетной системой, что резко повышает нагрузку на нервную систему. Слабость нервных процессов у учеников - меланхоликов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач. Они производят на таких детей тормозящее, дезорганизующее влияние. Наоборот, систематическое ободрение, внушение веры в собственные силы, раскрытие еще не использованных резервов и т. п. дает ученику – меланхолику возможность проявлять в учебной работе преимущества своего темперамента (повышенную аккуратность, старательность, тщательность), что позволяет добиваться хороших успехов в учебе.
Особенности обучения детей с таким темпераментом.
Помешать успешному обучению меланхоликов может их медлительность и утомляемость, сложность переключения между различными видами деятельности, негативная реакция на неудачи и критику. Сделать обучение таких детей более успешным позволит: постепенное, а не быстрое включение их в работу – не надо требовать от ребенка немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания. Формирование уверенности в себе и собственных силах. Частая похвала – необходимо найти в деятельности ребенка плюс, обратить на это его внимание и похвалить. Создание доброжелательной атмосферы. Разговор с учителем и просьба излишне не критиковать ребенка, а в случае крайней необходимости делать это мягко и в индивидуальном порядке (то же касается и критики со стороны родителей)
Разбиение работы на блоки, возможность взять паузу и передохнуть, если нужно выполнить слишком много обеспечение ребенку достаточного количества времени на обдумывание, выполнение и проверку задания.
Снижение влияния различных отвлекающих факторов при выполнении школьником домашнего задания (разговоры, телевизор, музыка и прочее). Таких детей необходимо привлекать к открытым воспитательным мероприятиям, чтобы ребенок привыкал к вниманию и не боялся взглядов со стороны.
Холерический темперамент.
Люди, обладающие данным типом темперамента очень энергичные и подвижные, страстные и увлеченные. Они способны полностью отдаваться любимому делу, тратя на него все свои силы и энергию. Действия холериков можно охарактеризовать как резкие, порывистые и чересчур энергичные. Такой человек очень эмоционален, способен испытывать совершенно различные по знаку эмоции, которые отличаются большой силой, склонен к резким, иногда немотивированным переменам настроения. Такие люди могут быть слишком агрессивны по отношению к другим, «вспыхивают» из-за любой мелочи. Неудачи холерики переживают очень эмоционально и «тяжело», негативно реагируют на критику.
Учеников - холериков характеризует вспыльчивость, резкость, несдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое самомнение. Важная задача в работе с ними — предупредить появление аффектов. Для этого нужно переключить внимание с объекта, вызвавшего негативные эмоции, на какой-либо«нейтральный» объект, чтобы про изошел спад возбуждения, и лишь затем делать замечание. Нужна спокойная, уравновешенная атмосфера социального окружения. Следует избегать конфликтных ситуаций, но это не значит, что нужно для этого потворствовать капризам, грубости, неправильным поступкам.
Высокая скорость нервных процессов может являться причиной различных учебных трудностей и ошибок школьников. Быстрый темп письма, отрицательно сказывающийся на его качестве (плохой почерк, пропуск букв); торопливость при чтении, приводящая к недочитыванию слов или к неправильному их прочитыванию и, как следствие, к плохому пониманию прочитанного; ошибки при выполнении вычислительных операций при недостаточной степени их автоматизированности — вот те трудности
В учебной работе, причиной которых может являться природная высокая скорость нервных процессов учеников. В каждом из этих случаев следует использовать специальные приемы, «нейтрализующие» расположенность школьника к слишком высокому темпу выполнения заданий.
Особенности обучения детей с таким темпераментом.
У детей-холериков в школе порой возникать проблемы с поведением из-за излишней активности и неусидчивости, бурного реагирования на неудачи и критику. Чтобы их обучение было максимально эффективным необходимо:
увлечь ребенка, вызвать интерес к предмету, что порой бывает трудно. Нужно придумать для этого ребенка разнообразную работу, т. е свой маршрут урока. На этом уроке он может руководить группой, придумать свой алгоритм действия решения определенной задачи, может возглавить проведения физкультминутки на уроке. Учителю предстоит научить ребенка с таким темпераментом адекватно оценивать свои возможности, чтобы неудачи не приводили к бурным негативным реакциям. Этих детей не стоит публично критиковать, а если в этом есть необходимость, попробовать предложить ребенку оценить сложившуюся ситуацию с точки зрения руководителя группы или класса. Так же попробовать показать все стороны сложившейся ситуации и дать им оценку. Так же нужно переговорить с родителями по поводу критики с их стороны. Она должна быть умеренная. В ходе урока учителю не нужно проявлять бурных положительных или отрицательных эмоций в общении со школьником, так как холерики легко «заражаются» ими. Переключить внимание ребенка нужно на что-то другое, если вы чувствуете, что возникло эмоциональное напряжение, которое может привести к «взрыву».
Флегматический темперамент.
Флегматики отличаются завидным спокойствием в любых ситуациях, медлительностью характерной как для движений, так и для речи, тусклостью и невыразительностью мимики. Такие люди не склонны к переживанию сильных эмоций, остаются невозмутимыми практически всегда, их настроение отличается ровностью. Человек с данным типом темперамента привержен постоянству во всем, поэтому ему очень нелегко переключаться с одного типа деятельности на другой и приспосабливаться к изменившимся условиям среды, он будет длительное время включаться в новую ситуацию. Иногда у таких людей может формироваться бедность эмоционального реагирования, вялость и отстраненность, склонность выполнять стереотипные действия. На неудачи и критику флегматики реагируют спокойно, и порой кажется, что это совсем их не трогает, что не так уж далеко от истины.
Сухомлинский В. А. писал про учеников-флегматиков: «А ведь такие молчаливые тугодумы ой как страдают на уроках. Учителю хочется, чтобы ученик побыстрее ответил на вопрос, ему мало дела до того, как мыслит ребенок, ему вынь да положь ответ и получай отметку. Ему и невдомек, что невозможно ускорить течение медленной, но могучей реки. Пусть она течет в соответствии со своей природой, ее воды обязательно достигнут немеченого рубежа, но не спешите, пожалуйста, не нервничайте, не хлещите могучую реку березовой лозинкой отметки — ничего не поможет».
Детям с флегматическим темпераментом требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. У них часто встречается ошибочная установка на избежание быстрых действий, как якобы обрекающих его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее других детей, и уже не делает никаких попыток действовать в более быстром темпе.
Но и самая инертная нервная система не лишена некоторой пластичности, поэтому эта медлительность может быть до некоторой степени преодолена, и лучше всего — путем активизации двигательной сферы ребенка, тесно связанной с умственной сферой, а именно: организацией подвижных игр. Кроме того, необходимо вырабатывать такие личностные качества, как собранность, организованность, умение не тратить лишнего времени на «раскачку». Полезно посадить такого ученика за одну парту с одноклассником с более подвижными нервными процессами.
Особенности обучения детей с таким темпераментом.
Дети-флегматики могут испытывать трудности в обучении из-за сложностей в приспособлении к новым ситуациям, излишней медлительности и приверженности стереотипным действиям. А поможет им следующее: постепенное, а не быстрое включение их в работу – не надо требовать от школьника немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания. Обеспечение ребенку достаточного количества времени на адаптацию к новым условиям, а также на обдумывание, выполнение и проверку задания объяснение, что от него требуется в процессе выполнения деятельности. Формирование уверенности в себе и умения общаться и взаимодействовать с другими людьми. Частая похвала – необходимо найти в деятельности ребенка плюс, обратить на это его внимание и похвалить. Для таких детей необходимы дифференцированные задания на уроках.
Своевременная подготовка к урокам и заданиям под контролем родителей или других домочадцев. Можно таким детям давать задания на опережения. Приготовить материал для следующего урока, где он окажется в выигрышном положении. Можно, что бы родители заранее просмотрели с ребенком материал, который он будет проходить на следующем уроке, ответить на возможные вопросы и выполнить задания. Заинтересованность в деятельности. Снижение влияния различных отвлекающих факторов при выполнении школьником домашнего задания (разговоры, телевизор, музыка и прочее).
Сангвинический темперамент.
Люди-сангвиники очень энергичны, подвижны, обладают повышенной работоспособностью. Как правило, они находятся в приподнятом настроении и склонны реагировать смехом на различные жизненные ситуации. Их движения очень живы и стремительны, речь быстра, а мимика очень подвижна и разнообразна. Для человека с таким типом темперамента очень важны новые впечатления, и он будет стремиться постоянно получать их любым доступным способом. Такие люди очень общительны, коммуникабельны. В некоторых случаях данный темперамент приводит к поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на каком-то предмете, чересчур поспешным действиям. Сангвиники легко переживают неудачи, на критику реагируют спокойно и с юмором.
В качестве положительных сторон этих учеников отмечаются энергичность, быстрая реакция, сметливость, быстрота перехода от одного вида деятельности к другому. Они жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами.
К числу недостатков учеников с сангвиническим темпераментом относятся поверхностность в работе с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, отсутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, «разбросанность» и многообразие увлечений.
Это о таких учениках А. Л. Барто написала стихотворение «Болтунья».
Учеников-сангвиников следует убеждать в необходимости доводить начатое дело до конца, для более глубокого усвоения учебного материала обращать их внимание на интересные аспекты задания, которые ученик не заметил. Их надо подбадривать, рассказывать о перспективах работы, развивать чувство ответственности, требовательности к себе, настойчивости в труде.
Особенности обучения детей с таким темпераментом.
Проблемы в обучение у детей-сангвиников могут возникать из-за неусидчивости, поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на предмете и жажды новых впечатлений. Избежать этого позволит: заинтересованность ребенка в предмете: лучше всего разбавлять материал интересными примерами, шутками и прочее. Можно такому ребенку предложить совместный проект исследовательской работы, на каком - либо этапе урока или попытаться завлечь этого ребенка в научное общество, где он сможет блеснуть всеми своими гранями индивидуальности. Разнообразие задач и отсутствие монотонности деятельности, адекватные похвала и критика. Обеспечение ребенка-сангвиника постоянной активной деятельностью (например, в перерыве между выполнением домашнего задания сделать физкультминутку).
Разбиение большого задания на ряд маленьких (необходимо для более полного сосредоточения на каждой части и более успешного выполнения).
Проверка выполненного домашнего задания родителями, так как сангвиники могут часто допускать ошибки из-за невнимательности и спешки.
Совместное выполнение домашних, просмотр обучающих телепередач, чтение интересной книги и прочее.
Заключение.
В заключении следует отметить, что в полном и чистом виде описанные типы темперамента встречаются редко. И это хорошо, так как человеку для жизни важно сочетание черт различных темпераментов. Школа, с ее жизнью и обучением, — самая благоприятная среда для образования смешанных темпераментов. Она содержит благоприятные влияния для смягчения резких, угловатых и нежелательных проявлений того или другого темперамента. Ведь она сама представляет общество людей, собранных для общей для всех цели, по необходимости подчиненных одним и тем же порядкам, тоже общим для всех. Ребенок в школе постепенно начинает осознавать, что нельзя всякому делать все, что нравится, и всегда поступать так, как хочется. Он замечает, что некоторые его качества неудобны для жизни в среде других людей. Постепенно у детей формируются качества, удобные и для себя самого и для товарищей, резкие черты темперамента стушевываются. И это происходит без насилия, а само собой. Школа учит очень важной науке — жить с людьми, подчинять свои интересы общим.
Необходимым условием для достижения нового, современного качества образования является личностная ориентированность, индивидуализация и дифференциация. Каждый ребенок индивидуален и уникален. Учитывая индивидуальные особенности темперамента учащихся, не следует приспосабливать меры педагогического воздействия к его слабым сторонам. Если холерику прощать его вспыльчивость и часто хвалить его за успехи в учении, то у такого школьника помимо желания воспитателей укрепится аффективность, разовьются честолюбие и зазнайство. Бурную энергию холерика надо направлять на труд, учение, общественно полезные дела и неуклонно воспитывать у него сдержанность, самообладание, самоконтроль, организаторские умения. Если ученика-меланхолика освобождать от преодоления трудностей, то это, значит, способствовать более глубокому укоренению слабых сторон его темперамента. Нельзя также оправдывать импульсивность, излишнюю подвижность, нетерпеливость сангвиника и неповоротливость флегматика. Меры воспитательного воздействия следует выбирать таким образом, чтобы они противодействовали недостаткам темперамента и развивали сильные его стороны. В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях "тепличного" воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и само регуляцию и самовоспитание. Темпераменты нельзя оценивать как плохие или хорошие, каждый из них по отношению к данному виду деятельности имеет как благоприятные, так и неблагоприятные стороны.
Именно поэтому проблема индивидуализации становится одной из наиболее важных. От ее решения зависит судьба, успешное поступательное развитие каждого ученика, самочувствие взрослых из ближайшего окружения ребенка. Основная задача педагога заключается в том, чтобы раскрыть индивидуальность учащихся, помочь ей развиться, устояться, проявиться. Обучение и воспитание, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям, наиболее ценно.
Список литературы.
- Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. «МОДЭК» 1998 г.
- Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. «Питер Пресс» 2009 г.
- Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М: 1964 г. Психология. Учебное пособие. «ИНКОС» 2005 г.
- Леонтьев Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили - взгляд из 90-х. «Смысл» 1998 г.
- Небылицын В.Д. Психология индивидуальных различий. МГУ: 1982 г.
- В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. Издание четвертое. Издательство «Радянська школа» Киев 1973.
- Акимова М. К., Козлова В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция. — М.: Академия, 2002
- Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя. Книга 1.- М.: ВЛАДОС, 2000. - 300
- Крутецкий В.А. Психология. Уч. для учащихся педучилищ. - 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Провещение,1986. – 336 с.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 234 с.
- Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека// Вопросы психологи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематические контрольные работы по математике № 3, № 4, № 5, № 6 ( программа Л.Г. Петерсон, 2 класс). Итоговая контрольная работа по математике за II четверть.
Данные контрольные работы составлены по программе Л.Г. Петерсон 2 класс и соответствует требованиям ФГОС, т. к. имеет 4 уровня сложности (А, В, С, D).Для удобства учителей и родителей (они имеют возмо...
Итоговая контрольная работа по математике за 2 класс Программа «Школа России» Учебник М.И. Морро Итоговая контрольная работа по математике за 2 класс Программа «Школа России» Учебник М.И. Морро
Итоговая контрольная работа по математикеза 2 классПрограмма «Школа России»Учебник М.И. Морро...
Контрольная работа по возрастной психологии "Психологическая характеристика младшего школьного возраста"
Крнтрольная работа для студентов педагогических ВУЗ-ов...
Контрольная работа по специальной психологии детей с нарушением интеллекта ТЕМА «Внимание умственно отсталых детей»
Контрольная работа была написана на основе опыта работы с детьми с нарушением интеллекта. В этой работе описано,чем отличается внимание у умственно отсталого ребёнка, от внимания ребёнка с сохранным и...
Итоговая контрольная работа за 4 класс Итоговая контрольная работа по математике за 4 класс
Итоговая контрольная работа по математике за 4 класс...
контрольная работа по психологии в вуз 1 курс пед. университета
Работа по психологии на тему "Восприятие"...
Контрольная работа по возрастной психологии
Использование родителями физического наказания и агрессия ребенка.Разъяснение родителям норм поведения и социальное поведение ребенка.Физическая привлекательность и популярность.IQ и школьная успеваем...