Формы работы с семьей с детьми ОВЗ
консультация (1, 2, 3, 4 класс)
Помимо образовательной среды, другими субъектами инклюзивного образовательного пространства являются родители, включаемого ребенка, и других детей класса.
Совершенно очевидно, что в данном случае родителей нельзя рассматривать как однородный субъект сопровождения, для каждой категории родителей должны быть разработаны отдельные технологии оценки и сопровождения специалистами школьного консилиума, педагогом психологом и социальным педагогом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_rebenka_s_ovz_i_formy_raboty_s_ney.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья ребенка с ОВЗ и формы работы с ней
Помимо образовательной среды, другими субъектами инклюзивного образовательного пространства являются родители, включаемого ребенка, и других детей класса.
Совершенно очевидно, что в данном случае родителей нельзя рассматривать как однородный субъект сопровождения, для каждой категории родителей должны быть разработаны отдельные технологии оценки и сопровождения специалистами школьного консилиума, педагогом психологом и социальным педагогом.
Развитие ребенка с в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, разнообразии воспитательных воздействий. В нормальных условиях ребенок является источником большого числа стимулов, благодаря своей
подвижности, забавности и т. п. Ребенок с ОВЗ - тоже неиссякаемый источник стимулов, только качество их совершенно иное, чем в первом случае. Ребенок с ОВЗ требует больше механической работы, монотонного ухода и присмотра, а отклика со стороны ребенка, радостной удовлетворенности бывает гораздо меньше, это приводит к одностороннему утомлению, даже изнурению. Надо стараться разделить обязанности в семье, и общество должно внести свой вклад.
Семьи выбирают инклюзивные школы для того, чтобы их дети могли расширить свое общение с типично развивающимися сверстниками, а также получить возможность общаться с другими родителями и учителями.
Высокая положительная оценка со стороны педагогов школ усилий семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями служит разработке механизмов эффективного сотрудничества семьи и школы. Для этого, прежде всего, необходим эмоциональный контакт, доверие, уважение и принятие, поддержка родителей и учет их мнения.
Консультативная, профилактическая и просветительская работа с семьей строится на идее сотрудничества, увеличения ее воспитательных возможностей, установления гармоничных детско-родительских отношений. Задачами этой работы являются изменение психологических установок
родителей на роль семьи в образовательном процессе; изменение стиля взаимоотношений с ребенком; более широкое использование педагогических возможностей семьи. Кроме этого, социальная работа предполагает знакомство учащихся и родителей с их правами и обязанностями,
законодательными документами, а также – информирование об общественных и государственных организациях, имеющих отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья, как в России, так и за рубежом.
Педагоги оказывают конкретную практическую помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Иначе говоря, педагог служит связующим звеном между детьми и взрослыми, обеспечивает атмосферу социально-психологического благополучия в образовательном учреждении, привлекает родителей и общественность к организации и проведению социально значимых мероприятий.
Основной целью работы с семьёй является создание благоприятных условий для личностного развития всех членов семьи (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка и его окружения от негативного воздействия различных факторов на
личностное развитие.
Деятельность специалистов с семьей протекает по трем направлениям:
образовательное, психологическое и посредническое.
- Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.
- Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию. Такая поддержка с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным.
- Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки.
Формы и содержание работы с семьей в ОУ
Сочетание разнообразных форм деятельности:
- консультации;
- лектории;
- беседы за круглым столом;
- творческие встречи;
- индивидуальная работа позволяют заинтересовать родителей и создать целостную систему взаимодействия участников образовательного процесса.
Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.
Социальная поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ в соответствии с федеральным законодательством отнесена к ведению и полномочиям Российской Федерации. Социальная поддержка - это «система мероприятий субъектов социальной работы, направленная на решение проблем лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, путем предоставления им помощи и необходимых видов социальных услуг».
Выделяют следующие наиболее распространенные виды социальной поддержки:
- материальную,
- психологическую,
- педагогическую,
- правовую (юридическую) и др.
Материальная поддержка предоставляется путем выплат пенсий, компенсаций, помощи на лечение и оздоровление; обеспечения продуктами питания, одеждой, медикаментами, средствами для передвижения и т.д.
Психологическая поддержка направлена на мобилизацию внутренних ресурсов клиента и имеет следующие цели:
- изменение представлений о безысходности его положения;
- восстановление защитных сил организм;
- формирование уверенности в себе, мотивации, направленной на преодоление чувства тревоги, страха или вины, психологических комплексов, неуверенности в своих силах;
- укрепление активной, деятельной личностной позиции.
Такая поддержка предоставляется в ходе консультаций, психотерапевтических бесед, психологических тренингов, встреч групп самопомощи.
Педагогическая поддержка ориентирована на превентивную и оперативную помощь детям, молодежи, семьям путем предоставления им необходимой социально-педагогической информации, проведения просветительских мероприятий, консультаций, бесед и т.п.
В настоящее время государственная политика в отношении детей с ОВЗ и их семей направлена в основном на оказание различных видов социальной помощи. Между тем, назрела необходимость изменить общественное сознание и принципы деятельности государственных учреждений всех уровней в отношении этой части населения, создать условия для интеграции детей с ОВЗ в социум.
Заключение
Таким образом, оказание эффективной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями сложный процесс. Но целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционной и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка на протяжении всего учебного времени.
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома» |
2 | «Игра – это серьезно» | Консультация: «Почему ребенку нужна игра?» |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей» (знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики) |
4 | «Родительский университет» | Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей». МК можно сделать небольшой. |
6 | Наглядность | «Уголок для родителей»: – оформление папки «Здоровый образ жизни младшего школьника»; – оформление папки «Артикуляционная гимнастика»; – оформление папки «Мелкая моторика» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме « Формы работы классного руководителя с детьми группы риска»
В настаящей статье поднимается проблема работы с детьми группы риска....
формы работы с родителями и детьми
Современные технологии работы с родителями и детьми...
Формы работы с педагогически запущенными детьми
Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных проблем развития детей, связанных с особенностями социальной ситуации их развития....
«Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»
laquo;Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»...
Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»
В настоящее время категория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предме...
Современные формы работы педагога психолога с детьми ОВЗ
Современные формы работы педагога психолога с детьми ОВЗ...
Активные методы и формы работы на уроках с детьми с ОВЗ
Цель выступления:Познакомить с активными методами обучения и рассмотреть их применении в работе с детьми с ОВЗ...