Диагностика коллектива в помощь учителю начальных классов
методическая разработка
Методика социометрии (ее основоположником считается Дж.Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsiometriya_kollektiv.docx | 26.89 КБ |
anketa_zapolnil.docx | 12.73 КБ |
obrazets_1.docx | 16.71 КБ |
sotsiometriya_kollektiv.docx | 26.89 КБ |
sotsiometriya.doc | 29 КБ |
tsvetovaya_neproektivnaya_metodika_detyam_predlagaetsya_tablitsa_so_spiskom_detey_i_pustyh_kletochek_dlya_opredeleniya_vybora.docx | 11.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе
Методика социометрии (ее основоположником считается Дж.Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.
Опросный лист
Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.
1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?_________________________________________________________________
2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?________________________________________________________________
3.Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?_________________________________________________________________
После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!
Обработка полученных результатов
Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке – имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А (пусть это будет Алексеев Алеша) при ответе на первый вопрос выбрал Б (Борисова Борю), Г (Гришину Галю) и Е (Егорова Егора); при ответе на второй вопрос – Б, Ж и З; при ответе на третий – Б, Г и Е. Все эти выборы Алексеева Алеши вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников. Например:
Пример социометрической таблицы
Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым их школьников и заносите получившееся у вас число в последнюю строку – под каждой фамилией. В нашем случае самого Алексеева Алешу его одноклассники выбрали 11 раз. Эта цифра будет считаться его рейтингом.
Интерпретация полученных результатов
Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем:
лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги (в нашем случае это школьники Б и Г);
рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они имеют средние рейтинги (в нашем случае это школьники А, Е и Ж);
одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги (в нашем случае это школьники В, Д и З);
отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла (как видно из нашей социометрической таблицы, это школьник И).
Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д – они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.
Предварительный просмотр:
Анкета заполнил _____________________________________________________
Максим | Сергей | Ксюша | Софья Д. | Алексей | Мария | Арина | Георгий | Арсений | Таня | София | Кира | Катя | Соня М. | Камила | Даша | Ангелина | Соня П. | Виола | Женя | Рузиля | Даниил | Кристина | Саша | Настя | Аделина |
Анкета заполнил _____________________________________________________
Максим | Сергей | Ксюша | Софья Д. | Алексей | Мария | Арина | Георгий | Арсений | Таня | София | Кира | Катя | Соня М. | Камила | Даша | Ангелина | Соня П. | Виола | Женя | Рузиля | Даниил | Кристина | Саша | Настя | Аделина |
Анкета заполнил _____________________________________________________
Максим | Сергей | Ксюша | Софья Д. | Алексей | Мария | Арина | Георгий | Арсений | Таня | София | Кира | Катя | Соня М. | Камила | Даша | Ангелина | Соня П. | Виола | Женя | Рузиля | Даниил | Кристина | Саша | Настя | Аделина |
Анкета заполнил _____________________________________________________
Максим | Сергей | Ксюша | Софья Д. | Алексей | Мария | Арина | Георгий | Арсений | Таня | София | Кира | Катя | Соня М. | Камила | Даша | Ангелина | Соня П. | Виола | Женя | Рузиля | Даниил | Кристина | Саша | Настя | Аделина |
Предварительный просмотр:
СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА (ОБРАЗЕЦ)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |
1. | 1 | 11 | 1 | 11 | 11 | 1 | ||||||||||||||||||||
2. | 11 | 111 | 111 | 1 | ||||||||||||||||||||||
3. | 11 | 1 | 1 | 11 | 1 | 11 | ||||||||||||||||||||
4. | 1 | 11 | 1 | 1 | 1 | 11 | 1 | |||||||||||||||||||
5. | 11 | 1 | 111 | 1 | 11 | |||||||||||||||||||||
6. | 11 | 111 | 111 | 1 | ||||||||||||||||||||||
7. | 1 | 1 | 111 | 1 | 111 | |||||||||||||||||||||
8. | 1 | 11 | 111 | 111 | ||||||||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||||||||||||
10. | 1 | 1 | 1 | 1 | 11 | 11 | 1 | |||||||||||||||||||
11. | 1 | 1 | 11 | 1 | 11 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||
12. | 11 | 1 | 1 | 1 | 11 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||
13. | 1 | 1 | 1 | 111 | 11 | 1 | ||||||||||||||||||||
14. | 11 | 11 | 1 | 1 | 1 | 11 | ||||||||||||||||||||
15. | ||||||||||||||||||||||||||
16. | 11 | 111 | 11 | 1 | 11 | 1 | ||||||||||||||||||||
17. | 1 | 11 | 1 | 11 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||
18. | ||||||||||||||||||||||||||
19. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||||||||
20. | 1 | 1 | 1 | 11 | 1 | 11 | 1 | |||||||||||||||||||
21. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||||||
22. | 11 | 11 | 1 | 1 | 1 | 11 | ||||||||||||||||||||
23. | 1 | 11 | 1 | 1 | 111 | 1 | ||||||||||||||||||||
24. | 1 | 1 | 11 | 1 | 1 | 1 | 11 | |||||||||||||||||||
25. | 1 | 1 | 11 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||||||||
26. | 1 | 1 | 1 | 11 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||||||||
ОБЩЕЕ ЧИСЛО ВЫБОРОВ | 5 | 19 | 5 | 12 | 19 | 7 | 4 | 7 | 11 | 2 | 7 | 18 | 6 | 36 | 4 | 1 | 1 | 3 | 1 | 0 | 5 | 1 | 2 | 26 | 3 | 3 |
РЕЙТИНГ | Л | Л | Л | Л | Л | ОТ | Л |
Предварительный просмотр:
Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе
Методика социометрии (ее основоположником считается Дж.Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.
Опросный лист
Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.
1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?_________________________________________________________________
2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?________________________________________________________________
3.Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?_________________________________________________________________
После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!
Обработка полученных результатов
Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке – имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А (пусть это будет Алексеев Алеша) при ответе на первый вопрос выбрал Б (Борисова Борю), Г (Гришину Галю) и Е (Егорова Егора); при ответе на второй вопрос – Б, Ж и З; при ответе на третий – Б, Г и Е. Все эти выборы Алексеева Алеши вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников. Например:
Пример социометрической таблицы
Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым их школьников и заносите получившееся у вас число в последнюю строку – под каждой фамилией. В нашем случае самого Алексеева Алешу его одноклассники выбрали 11 раз. Эта цифра будет считаться его рейтингом.
Интерпретация полученных результатов
Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем:
лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги (в нашем случае это школьники Б и Г);
рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они имеют средние рейтинги (в нашем случае это школьники А, Е и Ж);
одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги (в нашем случае это школьники В, Д и З);
отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла (как видно из нашей социометрической таблицы, это школьник И).
Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д – они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.
Предварительный просмотр:
Социометрия
Цель: выявить потенциальных изгоев на промежуточной стадии формирования классного коллектива.
Оборудование: листы с контурным изображением праздничного стола и 4-х стульев вокруг.
Уч.. Пришёл волшебник и сделал так, что у каждого из вас сегодня день рождения. А что необходимо для этого праздника?
Дети: Праздничный стол. Гости.
Уч.: Праздничный стол у вас уже есть. Выберите стул, на котором будете сидеть вы сами и напишите печатными буквами около этого стула я – Петя Иванов, т.е. своё имя и фамилию.
Кто догадался, сколько у него будет гостей?
Дети: Трое.
Уч.: В гости вы можете пригласить только ребят из своего класса. Так сказал волшебник. Около каждого свободного стула напишите имя и фамилию того, кого вы пригласите.
Кто напишет, тот может раскрасить свой праздничный стол.
Заключительный этап.
Уч.: А что ещё обязательно бывает на дне рождения?
Дети: Подарки.
Уч.: Ну что ж, волшебник приготовил каждому необыкновенный подарок. Он сказал, что исполнит самое заветное ваше желание. Переверните лист на другую сторону и напишите одно самое заветное желание. Если желание действительно будет самым заветным, то оно обязательно сбудется.
Кто напишет, никому не показывайте и не рассказывайте, а тихонечко сдайте мне листочки.
Предварительный просмотр:
Цветовая непроективная методика Детям предлагается таблица со списком детей и пустых клеточек для определения выбора. Варианты интерпретации цвета записываются на доске, отдельной карточке или самом бланке в виде инструкции.
Толкования цветового анализа:
красный — «нравится»;
розовый — «симпатичен»;
оранжевый — «с ним интересно»;
жёлтый — «общаюсь»;
зелёный — «в принципе, я рад за его успехи»;
синий — «безразличен»;
серый — «не нравится»;
чёрный — «я ненавижу этого человека (он мне неприятен)».
Задачей ребёнка является раскрасить клеточку напротив каждой фамилии в зависимости от интерпретации цвета.
взято с http://shkolabuduschego.ru/school/sotsiometriya-na-sluzhbe-emotsionalnogo-blagopoluchiya-mladshih.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь учителю начальных классов: Технология деятельностного метода
Учебная деятельность организована тогда и только тогда, когда все ее элементы существуют. Это одно из необходимых условий для неслучайного развития у детей деятельностных способностей, которые, как уж...
Обзор образовательных Интернет-ресурсов в помощь учителю начальных классов
Статья поможет учителю начальных классов ориентироваться во множестве образовательных Интернет-ресурсов. Здесь Вы также найдете ссылки на сайты виртуальных энциклопедий, библиотек, электорнных периоди...
Сайты в помощь учителю начальных классов
Образовательные, информационные и развлекательные ссылки на сайты для повседневной работы учителя начальных классов....
"В помощь учителю" начальных классов по программе "Школа России". Список проектов для учащихся во 2 классе.
С названиями будущих своих презентаций дети и их родители знакомятся заранее, в конце обучения в предыдущем первом классе....
"В помощь учителю" начальных классов по программе "Школа России". Список проектов для учащихся в 3 классе.
С названиями будущих своих презентаций дети и их родители знакомятся заранее, в конце обучения в предыдущем втором классе....
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....
Статья "В помощь учителю начальных классов или "Что делать? У меня в классе дисграфик!"
Как показывает практика, у многих поступающих в 1 класс детей ограниченный словарный запас, слабо развита мелкая моторика, стойкие речевые нарушения (так называемое ОНР – общее недоразвитие речи...