Диагностика коллектива в помощь учителю начальных классов
методическая разработка

Трубникова Татьяна Николаевна

Методика социометрии (ее основоположником считается Дж.Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе

Методика социометрии (ее основоположником считается Дж.Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.

Опросный лист

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?_________________________________________________________________

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?________________________________________________________________

3.Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?_________________________________________________________________

После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!

Обработка полученных результатов

Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке – имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А (пусть это будет Алексеев Алеша) при ответе на первый вопрос выбрал Б (Борисова Борю), Г (Гришину Галю) и Е (Егорова Егора); при ответе на второй вопрос – Б, Ж и З; при ответе на третий – Б, Г и Е. Все эти выборы Алексеева Алеши вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников. Например:

Пример социометрической таблицы

Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым их школьников и заносите получившееся у вас число в последнюю строку – под каждой фамилией. В нашем случае самого Алексеева Алешу его одноклассники выбрали 11 раз. Эта цифра будет считаться его рейтингом.

Интерпретация полученных результатов

Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем:

лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги (в нашем случае это школьники Б и Г);

рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они имеют средние рейтинги (в нашем случае это школьники А, Е и Ж);

одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги (в нашем случае это школьники В, Д и З);

отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла (как видно из нашей социометрической таблицы, это школьник И).

Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д – они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.



Предварительный просмотр:

Анкета  заполнил _____________________________________________________

Максим 

Сергей

Ксюша

Софья  Д.

Алексей

Мария

Арина

Георгий

Арсений

Таня

София

Кира

Катя

Соня М.

Камила

Даша

Ангелина

Соня П.

Виола

Женя

Рузиля

Даниил

Кристина

Саша

Настя

Аделина

Анкета  заполнил _____________________________________________________

Максим 

Сергей

Ксюша

Софья  Д.

Алексей

Мария

Арина

Георгий

Арсений

Таня

София

Кира

Катя

Соня М.

Камила

Даша

Ангелина

Соня П.

Виола

Женя

Рузиля

Даниил

Кристина

Саша

Настя

Аделина

Анкета  заполнил _____________________________________________________

Максим 

Сергей

Ксюша

Софья  Д.

Алексей

Мария

Арина

Георгий

Арсений

Таня

София

Кира

Катя

Соня М.

Камила

Даша

Ангелина

Соня П.

Виола

Женя

Рузиля

Даниил

Кристина

Саша

Настя

Аделина

Анкета  заполнил _____________________________________________________

Максим 

Сергей

Ксюша

Софья  Д.

Алексей

Мария

Арина

Георгий

Арсений

Таня

София

Кира

Катя

Соня М.

Камила

Даша

Ангелина

Соня П.

Виола

Женя

Рузиля

Даниил

Кристина

Саша

Настя

Аделина



Предварительный просмотр:

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ  ТАБЛИЦА  (ОБРАЗЕЦ)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

1.

1

11

1

11

11

1

2.

11

111

111

1

3.

11

1

1

11

1

11

4.

1

11

1

1

1

11

1

5.

11

1

111

1

11

6.

11

111

111

1

7.

1

1

111

1

111

8.

1

11

111

111

9.

10.

1

1

1

1

11

11

1

11.

1

1

11

1

11

1

1

12.

11

1

1

1

11

1

1

13.

1

1

1

111

11

1

14.

11

11

1

1

1

11

15.

16.

11

111

11

1

11

1

17.

1

11

1

11

1

1

1

18.

19.

1

1

1

1

1

1

1

1

20.

1

1

1

11

1

11

1

21.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

22.

11

11

1

1

1

11

23.

1

11

1

1

111

1

24.

1

1

11

1

1

1

11

25.

1

1

11

1

1

1

1

1

26.

1

1

1

11

1

1

1

1

ОБЩЕЕ ЧИСЛО ВЫБОРОВ

5

19

5

12

19

7

4

7

11

2

7

18

6

36

4

1

1

3

1

0

5

1

2

26

3

3

РЕЙТИНГ

Л

Л

Л

Л

Л

ОТ

Л



Предварительный просмотр:

Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе

Методика социометрии (ее основоположником считается Дж.Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.

Опросный лист

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?_________________________________________________________________

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?________________________________________________________________

3.Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?_________________________________________________________________

После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!

Обработка полученных результатов

Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке – имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А (пусть это будет Алексеев Алеша) при ответе на первый вопрос выбрал Б (Борисова Борю), Г (Гришину Галю) и Е (Егорова Егора); при ответе на второй вопрос – Б, Ж и З; при ответе на третий – Б, Г и Е. Все эти выборы Алексеева Алеши вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников. Например:

Пример социометрической таблицы

Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым их школьников и заносите получившееся у вас число в последнюю строку – под каждой фамилией. В нашем случае самого Алексеева Алешу его одноклассники выбрали 11 раз. Эта цифра будет считаться его рейтингом.

Интерпретация полученных результатов

Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем:

лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги (в нашем случае это школьники Б и Г);

рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они имеют средние рейтинги (в нашем случае это школьники А, Е и Ж);

одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги (в нашем случае это школьники В, Д и З);

отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла (как видно из нашей социометрической таблицы, это школьник И).

Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д – они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.



Предварительный просмотр:

Социометрия

Цель: выявить потенциальных изгоев на промежуточной стадии формирования классного коллектива.

Оборудование: листы с контурным изображением праздничного стола и 4-х стульев вокруг.

Уч.. Пришёл волшебник и сделал так, что у каждого из вас сегодня день рождения. А что необходимо для этого праздника?

Дети: Праздничный стол. Гости.

Уч.: Праздничный стол у вас уже есть. Выберите стул, на котором будете сидеть вы сами и напишите печатными буквами около этого стула  я – Петя Иванов, т.е. своё имя и фамилию.

         Кто догадался, сколько у него будет гостей?

Дети: Трое.

Уч.: В гости вы можете пригласить только ребят из своего класса. Так сказал волшебник. Около каждого свободного стула напишите имя и фамилию того, кого вы пригласите.

        Кто напишет, тот может раскрасить свой праздничный стол.

Заключительный этап.

Уч.: А что ещё обязательно бывает на дне рождения?

Дети: Подарки.

Уч.: Ну что ж, волшебник приготовил каждому необыкновенный подарок. Он сказал, что исполнит самое заветное ваше желание. Переверните лист на другую сторону и напишите одно самое заветное желание. Если желание действительно будет самым заветным, то оно обязательно сбудется.

        Кто напишет, никому не показывайте и не рассказывайте, а тихонечко сдайте мне листочки.



Предварительный просмотр:

Цветовая непроективная методика Детям предлагается таблица со списком детей и пустых клеточек для определения выбора. Варианты интерпретации цвета записываются на доске, отдельной карточке или самом бланке в виде инструкции.

Толкования цветового анализа:

красный — «нравится»;

розовый — «симпатичен»;

оранжевый — «с ним интересно»;

жёлтый — «общаюсь»;

зелёный — «в принципе, я рад за его успехи»;

синий — «безразличен»;

серый — «не нравится»;

чёрный — «я ненавижу этого человека (он мне неприятен)».

Задачей ребёнка является раскрасить клеточку напротив каждой фамилии в зависимости от интерпретации цвета.

взято с http://shkolabuduschego.ru/school/sotsiometriya-na-sluzhbe-emotsionalnogo-blagopoluchiya-mladshih.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь учителю начальных классов: Технология деятельностного метода

Учебная деятельность организована тогда и только тогда, когда все ее элементы существуют. Это одно из необходимых условий для неслучайного развития у детей деятельностных способностей, которые, как уж...

Обзор образовательных Интернет-ресурсов в помощь учителю начальных классов

Статья поможет учителю начальных классов ориентироваться во множестве образовательных Интернет-ресурсов. Здесь Вы также найдете ссылки на сайты виртуальных энциклопедий, библиотек, электорнных периоди...

Сайты в помощь учителю начальных классов

Образовательные, информационные и развлекательные ссылки на сайты для повседневной работы учителя начальных классов....

"В помощь учителю" начальных классов по программе "Школа России". Список проектов для учащихся во 2 классе.

С названиями будущих своих презентаций дети и их родители знакомятся заранее, в конце обучения в предыдущем первом классе....

"В помощь учителю" начальных классов по программе "Школа России". Список проектов для учащихся в 3 классе.

С названиями будущих своих презентаций дети и их родители знакомятся заранее, в конце обучения  в предыдущем втором классе....

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

Статья "В помощь учителю начальных классов или "Что делать? У меня в классе дисграфик!"

Как показывает практика, у многих поступающих в 1 класс детей ограниченный словарный запас, слабо развита мелкая моторика, стойкие речевые нарушения (так называемое ОНР – общее недоразвитие речи...