Презентация методическая разработка к собранию по теме "Особенности мотивации младших школьников."
методическая разработка (1 класс)
Процесс мотивации - это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей. Это постоянное психологическое включение в жизнь ребенка, в его интересы, его устремления. Рука родителей должна постоянно лежать на пульсе — что подсказать, от чего оградить, где подбодрить.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что узнаем ? Что такое мотивация? Особенности детей с мотивом Достижения Успеха . Какие мотивы характерны для первоклассников? Мотивы детей вашего класса. Результаты анкетирования. Как развивать мотивацию младшего школьника? Что нужно сделать, чтобы ребёнок ходил в школу не за оценками? Высказывания родителей, которые пытаются замотивировать своего ребенка. .Как правильно говорить комплименты детям? Анкета для родителей.
Что такое мотивация? Мотивация учения - это система целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, быть активным в учебной деятельности. Одни из них занимают в структуре мотивации учения более значимое, другие - менее значимое положение.
Что такое Мотив или (потребность)? Мотив – это внутренняя побудительная причина поведения человека. Например: мотив (потребность) достижения успехов – проявляется в стремлении человека добиваться успехов. Люди имеющие развитый МОТИВ Достижения Успеха предпочитают трудные задачи, часто рискуют. Успех зависит от приложенных ими усилий и старания.
Дети с развитой потребностью достижения успехов чаще всего обладают: нормальной самооценкой - нормальная самооценка - это значит быть таким, какой ты есть, с этой внешностью, настроением, характером . Это значит правильно принимать критику, надеется на лучшее, уверенность в себе, в своих силах.
Нормальным уровнем притязаний - т.е. уровень достижений, которые, по мнению ребенка, ему по силам. Это стремление получить от жизни то, что человек считает возможным и достойным своей личности . Уровень притязаний личности формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности.
Низкой тревожностью – Почему? Высокотревожные люди эмоционально острее, чем низкотревожные , реагируют на сообщения о неудаче. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные , работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи. Боязнь неудачи – характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха..
Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе , чем о неудаче. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.
Такое сочетание индивидуальных особенностей создает весьма благоприятные условия для достижения реальных успехов в жизни и дальнейшего психологического развития. Занимаясь какой – либо деятельностью, будь то игровая, учебная или трудовая деятельность, они всегда и везде стараются добиться успехов.
Анкетирование личностная готовность к школе Для того чтобы узнать готовность ребёнка к школе. Необходимо знать с чем пришёл ребёнок в школу, с какими интересами, что для него важно, как он понимает что такое школа? Для этого вместе с психологом провели занятие - анкетирование.
Дети рассматривали картинки, слушали рассказ. Затем индивидуально и самостоятельно выбирали героев рассказа и отмечали: 1. Кто по их мнению прав? 2. С кем из героев они хотели бы учиться? 2. С кем бы они хотели играть? В результате построили систему мотивов 1В класса
Мотивы первоклассников! Учебно – познавательный т.е. интерес, стремление получить знание. Нравиться учиться, делать уроки. Собственно учебный мотив (осознанная потребность в приобретении знаний и развитии своих способностей) формируется в процессе школьного обучения.
«Позиционный» мотив – стремление занять новое новое положение в обществе ( стать взрослее). Иногда такие мотивы строятся на желании доминировать в коллективе, быть лидером, они могут проявляются в разного рода попытках самоутверждения.
Социальные мотивы - учиться нужно, без ученья никакого дела не сделаешь. Младший школьник еще не осознает причин, почему ему нужно учиться, потом поступать в престижный вуз, для него слишком непонятно и отдаленно, чтобы быть реальным стимулом к пониманию и усвоению знаний.
«Внешний»мотив - по отношению к учебё (подчинение требованиям взрослых) (Мама сказала ) Ребенок принимает задачи и цели родителей за свои цели и задачи. Но придет время, и младший школьник начнет формировать и развивать свои цели и задачи.
Игровой – неадекватно перенесённый в новую – учебную сферу (бесконтрольное и не логичное поведение, нежелание прилагать усилие). У первоклассников еще сильна игровая мотивация. Они воспринимают учебу, как интересное занятие. А также возможность общаться со сверстниками, но не как достижение каких-либо целей. В лучшем случае игровая мотивация со временем перерастает и развивается в коллективную, социальную мотивацию сотрудничества.
«Отметка» – мотив получения высокой отметки Мотив для ребенка младшего возраста – это получения поощрения за успехи. Усиливается момент хорошими оценками в школе. Родители должны показать, что любят ребенка не за оценки, а такой, какой он есть, но все — таки хотите гордиться им еще больше.
Учебная деятельность младших школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Для детей одного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу: для одного ведущим мотивом учения может оказаться стремление занять место отличника в классе, для другого - получение отличной оценки, признания и одобрения взрослого, для третьего - интерес к новым знаниям, четвёртый воспринимает обучение в школе как новую игру, пятый ходит в школу потому, что «мама так сказала» и т.д.
Мотивы детей нашего класса
Как развивать мотивацию младшего школьника? Кнут и пряник придется отменить. У ребенка наверняка отпадет рвение к учебе. Это действует только на детей дошкольного возраста. Процесс мотивации - это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей . Это постоянное психологическое включение в жизнь ребенка, в его интересы, его устремления. Рука родителей должна постоянно лежать на пульсе — что подсказать, от чего оградить, где подбодрить.
Ребенок должен быть обеспечен поддержкой при самостоятельности. Выслушав малыша, критиковать корректно, помогать нужно, но не делать за него. Между родителями и детьми создаются доверительные отношения. Следует интересоваться жизнью ребенка, спрашивать какую получил оценку, что проходили в школе, что понравилось большего всего и т.д.
Возьмите себе за правило: ни один вопрос ребенка не должен оставаться без ответа . Никогда не отмахивайтесь от его «почему», независимо от вашей занятости. Подробно и с интересом отвечая на все его вопросы, вы формируете у ребенка установку, что процесс познания нового — это интересно, важно, и вы, как родители, это поощряете.
Нельзя отрицать и скрывать собственные ошибки родителям. Ошибиться может каждый, не только дети, но и взрослые. Малышу не нужно думать, что его родители идеальны.
В учебной мотивации младшего школьника должны участвовать учителя и родители вместе. Родители дома устанавливают и развивают одни мотивации, а педагоги используют свои методы по привлечению учеников к учебной деятельности.
Как мотивируете вашего ребенка? Высказывания родителей, которые пытаются замотивировать своего ребенка: «Посмотри на этого бомжа, не будешь учиться – будешь таким же!» Этот мотив вызывает только, чувство страха, потому что ребенок не может найти связь : «Почему если он будет выводить аккуратно буквы и цифры. Он не станет таким» .
- Денежные поощрения….. такая награда лишь временно действует в качестве стимула. И потом с возрастом нужно будет увеличивать денежные поощрения. С таким мотивом ребенок может стать жадным, расчетливым и рано или поздно также расчетливо он будет относится к вам. Если этого вы хотите добиться, то можете использовать данный стимул . - Выучишь уроки куплю то то …. пойдем туда то … Это стимул побыстрее выполнить задание, а не понять его. А учеба это все таки усвоение знаний.
Напишешь красиво получишь пять! Когда родители увлекаются оценками чрезмерно, у детей появляется “отметочная психология”, девизом которой становится лозунг: «хороший балл любой ценой!” Дети начинают выпрашивать оценки, списывают, зубрят, подгоняют ответ и т. д. и очень огорчаются, когда получают плохие оценки.
Что же нужно сделать, чтобы ребенок ходил в школу не за оценками? Главное — не следует делать трагедии из “двойки”, не надо и слишком радоваться “пятеркам”. Ваш ребенок ходит в школу не за оценками, а за знаниями. Это и есть цель обучения. Отметки же — не плата за работу, они только указывают на то, какой период пройден гладко, а где необходимо еще поработать.
Может быть, ребенок плохо усвоил материал? Тогда стоит дополнительно позаниматься с ним, но делать это надо с осторожностью. Часто родители оказываются плохими педагогами, так как близко принимают к сердцу как успехи, так и непонимание ребенком материала. Когда сын или дочь запутались в предмете, родитель, который нервничает, только ухудшает положение. Поэтому прекратите сразу свои занятия, если они не приносят успеха. Проконсультируйтесь у учителя.
Низкие отметки — явления, знакомые практически всем родителям. Отнеситесь к этому спокойно, разберитесь, в чем дело. Может быть, ребенок что-то забыл сделать или доделать. Тогда надо спросить доброжелательно: “Ты будешь теперь внимательнее следить за тем, что говорит учитель, правда?”. Целиком полагаться на сознательность ребенка не стоит. Последите несколько дней, как у него идут дела, все ли уроки сделаны.
Бывает, что ребенок получает низкие оценки за устные ответы, хотя знает заданный материал. Ответить ему мешает волнение, которое возникает каждый раз, когда его вызывают к доске. Такого ребенка следует ободрить, а за плохие оценки не ругать.
Если же учитель не понял ответ ученика, то лучше всего сказать ребенку, что вы поговорите с преподавателем и узнаете, почему так случилось. В дальнейшем не стоит вспоминать об этом случае. Учитель не должен обсуждаться, так как ребенок может воспользоваться вашим мнением и начнет хитрить, не выполнять требования. Психологи утверждают, что именно сомнения в действиях учителя вызывают у многих детей охлаждение к школе.
• Научите ребенка вознаграждать себя за выполненные задания и любые достижения. Сделал уроки, сказал себе: «Я молодец!» - и пошел играть в Лего , Майнкрафт (или клеить танчики ). Награда – это еще и признание одноклассников, уважение учителя, хорошая репутация, приятное чувство исполненного долга, - научите сына или дочь видеть бонусы во всех этих вещах. Мозг удобно устроен: если за какие-то действия человек получал награду прежде, то потом для этих действий выделяется больше энергии и гормонов удовольствия уже в самом начале работы и даже до ее начала!
Не бойтесь говорить ребенку комплименты и будьте осторожнее с критикой! - Сашенька, ты у меня такой самостоятельный – сам помыл посуду. Умеешь ты брать ответственность на себя и быть действенным. - Игорёк, вчера ты позаботился о своей сестре, погулял с ней на улице. Ты очень добрый и ответственный. - Смотри-ка, Коля, ты за 40 минут выучил все уроки. Умеешь ты начатое дело довести до конца. Какой ты у меня целеустремленный, основательный. - Василёк , ты очень умный, сообразительный мальчик. Ты решил очень трудную задачу.
- Ах, Ириночка , как ты красиво и выразительно рассказываешь стихи. Ты такая творческая одухотворённая личность. - Вовчик , какая у тебя красивая книжка. Новенькая, чистенькая. Значит, ты аккуратный и бережливый мальчик.
Неправильно: - Какую красивую футболочку купила тебе бабушка. Видно любит сильно тебя, да, Антон? Правильно: - Антоша, ты, видимо, очень сильно любишь свою бабушку, раз она купила тебе такую красивую футболку.
Катюша , мне так с тобой спокойно и хорошо, ты всегда готова прийти мне на помощь. - Серёжечка , рядом с тобой у меня появляется столько энергии. Мне кажется, вместе с тобой я могу горы свернуть. - Лизонька, когда ты рядом, я чувствую, что мне все трудности и задачи по плечу. - Стёпушка , ты третий месяц ходишь в секцию баскетбола, не пропуская ни одного занятия. Какой ты действенный, настойчивый. Какой ты целеустремлённый.
- - Кирилл, какой ты основательный, как ты умеешь держать слово. Сказал, что будешь два раза в неделю до летних каникул ездить к бабушке, и ни разу не подвёл нас. Бабушка так растрогалась твоим вниманием и заботой, что решила подарить тебе в благодарность и в честь окончания учебного года велосипед. Ты умеешь доводить начатое дело до конца, ты очень основательный ребёнок.
Комплимент – довольно простой и очень эффективный способ морального поощрения. И все же главная его ценность заключается в том, что при его помощи можно усилить и наработать у ребёнка качества, которые сделают его более целостной гармоничной личностью. В комплименте заключена огромная польза и для взрослого. Мы можем увидеть в человеке лишь те качества, которые присутствуют в нас самих. Помните, у детей есть пословица: «Кто как обзывается, тот так и называется»? Поэтому каждый комплимент – это, прежде всего, работа над собой. Замечая позитивные качества и изменения в другом человеке, мы и сами меняемся в лучшую сторону. Комплимент – это первый шаг для наработки такого качества как любовь к себе, для формирования позитивного мышления.
Анкета для родителей 1. Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный, плаксивый, жизнерадостный, вертлявый, спокойный и т. д. ) 2. Насколько самостоятелен Ваш ребёнок?
3. Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний? 4. Насколько контактен с окружающими Ваш ребёнок? 5. Является ли Ваш ребёнок «кумиром семьи»? 6. Что в Вашем ребёнке вас раздражает; как вы с этим справляетесь? (не самостоятельный, не слушается, не убирает за собой и т. д. )
7. Как ведёте диалог с ребёнком ? Отвечаете ли на вопросы ребёнка? 8. Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это? 9. Даёте ли Вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми? 10. Решаете ли вы с ним его проблемы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Методическая разработка внеурочного занятия учебно-исследовательской деятельности младших школьников»
«Исследовательское обучение»- особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения —...
Методическая разработка по нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников
Занятие-практикум....
Методическая разработка на тему: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ (ТУВИНСКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ . КАЛЛИГРАФИЯ НА УРОКАХ АЗБУКИ.
«Красиво писать — красоту творить» - гласит народная мудрость. Как научить этому ребенка? Этот вопрос волнует не только меня, но и многих наших учителей, так как красивое письмо – это еще и грамотное ...
Научно – методическая разработка по теме: «Формирование речевой деятельности младших школьников»
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатством языка. В раннем детстве у него ...
Методическая разработка на тему "Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе личностно – ориентированного подхода."
Методическая разработка на тему "Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе личностно - ориентированного подхода" содержит рекомендации по составлению опорного конспекта при ...
Презентация к выступлению по теме "Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних заданий"
Представленный материал содержит презентацию, разработанную для сопровождения выступления на заседании ШМО по теме "Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних з...
Презентация к общему родительскому собранию методическая разработка по теме "Развитие нравственных ценностей младших школьников". 4класс
Нравственное формирование человека начинается с рождения. Домашняя обстановка, отношения в семье и школе оказывают большое влияние на развитие нравственных ценностей и мировоззрение ребёнка....