Диспраксия у школьника. Причины, диагностика, коррекция. Методическая разработка
методическая разработка
В методической разработе рассматрикается понятие и нейропсихологические признаки диспраксии развития. Обсуждаются причины ее возникновения, факторы риска. Предлагаются методы диагностики и их анализ. В методическое разрабоке предложены принципы построения коррекционно-развивающего занятия для ребенка с диспраксией и рассмотрены возможные упражнения и игры,, для коррекции нарушений праксиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dispraksiya_u_shkolnika._prichiny_diagnostika_korrektsiya.pptx | 667.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МКБ-10 F82 Специфические расстройства развития моторных функций Диспраксия ( синдром «неуклюжего ребенка» , координационная неловкость, трудности двигательных реакций) - расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса. !Важно, что это нарушение произвольных движений и действий. Статистика. От 6 до 20% детей страдают диспраксией . По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПО Н. А. БЕРНШТЕЙНУ
1 2 3 4
ПИРАМИДНЫЙ ПУТЬ На картинке видно, как движутся сигналы в нейронах от моторной коры больших полушарий вниз, через ствол, вдоль спинного мозга, образуя так называемый пирамидный путь. Это большой пучок нервных клеток, которые делают возможными сознательные произвольные движения.
ПЕРВИЧНАЯ ДИСПРАКСИЯ С точки зрения этиологии выделяют две формы ДП Первичная форма обусловлена несформированностью двигательного анализатора, то есть тех отделов и зон головного мозга, а также нейронных путей, которые формируют программу действия. Далее мотонейроны передают последовательно сигнал мышцам, а подкорковые отделы мозга автоматизируют типовые программы движений, такие, как «завязать шнурки».
ВТОРИЧНАЯ ДИСПРАКСИЯ Вторичные диспраксии . Обусловлены нарушением обработки и интеграции сенсорной информации. Получение полноценных ощущений возможно лишь в динамике, когда ребенок может повернуть глаза, голову, перевернуться, подтянуться, сесть, взять в руки интересующий предмет, полизать, почувствовать запах. Позже – подползти, подойти, подбежать. Мелкие и крупные движения помогают людям прочувствовать мир во всей его полноте. Ощущения от всех органов чувств – вестибулярные, проприоцептивные (мышечные), кинестетические, зрительные, слуховые – дают психике информацию о том, как выстроить схему, программу, последовательность движений, расположить тело в пространстве. Сенсомоторный базис, который постепенно накапливается, позволяет сформировать ребенку картину мира, схему тела. На этой основе формируется семантическое (смысловое) поле, которое опосредуется знаком (словом), то есть развивается речь и далее вербальный интеллект, высшие формы мышления. При различных формах дизонтогенеза развиваются дисфункция сенсорной интеграции и диспраксия . Это две стороны единого процесса познания мира. Вторичная диспраксия встречается чаще, чем первичная, ее клиническая картина более тяжелая.
ВИДЫ ДИСПРАКСИИ Артикуляционная — проявляются нарушения звукопроизношения при сохранности целостности речевого аппарата. Ребенок не способен выстроить слова в правильном порядке в предложении и с трудом выражает свои мысли. Вербальная диспраксия также характеризуется сопутствующими нарушениями процесса чтения. Моторная – отличается ошибками в процессе выполнения повседневных действий: приема пищи, письма, завязывания шнурков и пр. Идеативная – проявляется нарушениями способности к произведению рутинных и повседневных задач. Пациент не способен подобрать правильного алгоритма действия для конкретных ситуаций. Конструктивная – связана со сложностями при ориентировке в пространстве. Офтальмологическая — проявляется в нарушении работы глазодвигательных мышц. Дети испытывают сложности в процессе чтения, так как вынуждены поворачивать голову, при движении по строчкам, они не могут следить взглядом за словами. Деамбулаторная – проявляется в затруднениях при смене характера движения. К примеру, ребенок долгое время не может прекратить писать или остановиться после бега. Кинестетическая – связана с нарушениями мелкой моторики. Выразительная – главные изменения отмечаются в эмоциональной сфере, в неумении выражать эмоции правильно, что усложняет общение с другими людьми. Например, в ответ на улыбку, человек начинает хмуриться и т.д.
ПРИЧИНЫ генетическая предрасположенность недоношенность; негативное влияние со стороны организма матери либо окружающей среды на плод; повреждения центральной нервной системы в процессе родов либо после них. Перечисленные факторы создают предпосылку к развитию неврологических нарушений, включая диспраксию . Однозначная причина развития патологии в детском возрасте не определена. Последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.
ПРОЯВЛЕНИЯ задержки физического развития, неловкость в выполнении любых целенаправленных действий; ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть; ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется стол приборами, неопрятен; повышенная травмоопасность ; избегание выполнения незнакомых моторных действий крупной и мелкой моторики; предпочтение малоподвижных игр активным; предпочтение знакомых ситуаций новым; имеются трудности в письме и рисовании, игре в мяч, других подвижных играх; различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы; нестабильная и вялая осанка.
СВЯЗЬ С ПРИМИТИВНЫМИ РЕФЛЕКСАМИ Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) Симметричный шейный тонический рефлекс (СШТР) Лабиринтный тонический рефлекс Этапы моторного развития – нейроонтогенетические точки перехода примитивных рефлексов к произвольной активности. Они прогностичны для будущего двигательного функционирования.
АССИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС Эффектом сохраненного AШТР может быть: плохое слежение глазами (затруднения при обучении чтению); сложность в пересечении визуальной срединной линии (например контроль руки при письме); трудности в обучении чтению, определении времени; трудности в определении пространственных представлений “лево-право”, латеральных предпочтений; В положении тела можно наблюдать деформации позвоночника, вызванные АШТР.
СИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС Сохраненный СШТР может характеризоваться: плохой осанкой, плохой координацией глаз-рука трудностями фокусировки. У детей с сохраненным СШТР могут возникнуть проблемы с удержанием позы при сидении, стоянии или попытками научиться плавать, и обычно они не чувствуют себя комфортно в играх с мячом.
СИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС Ребенок смотрит на поверхность стола и почти лежит на нем, сгибает руки и выпрямляет ноги. Если откидывает голову назад, выпрямляется, то руки разгибаются, а ноги сгибаются. Дети с сохраненным СШТР часто неаккуратно едят, сложно донести вилку, чашку до рта, не уронив содержимое. СШТР может препятствовать развитию скорости аккомодации. Возникают проблемы при списывании с доски, слежением за приближающимся предметом (поймать мяч). Трудности с выстраиванием столбцов (вертикальное слежение), оценкой высоты.
ЛАБИРИНТНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС Сохраненный ЛТР приводит к: плохому балансу, дезориентации проблемам с восстановлением эмоционального и физического баланса. ЛТР может повлечь за собой бинокулярное зрение, приводящее к плохому ощущению времени и частым ошибкам по неосторожности.
ДИАГНОСТИКА ДИСПРАКСИИ Ж. М. Глозман реципрокная координация праксис позы пальцев оральный праксис динамический праксис (КЛР, забор) пробы Хэда копирование (фигуры, Тэйлора , дом с забором) реакция выбора (палец-кулак) воспроизведение ритмов
ДИАГНОСТИКА + беседа с родителями о навыках самообслуживания, моторных навыках в повседневной жизни анализ рисунков и тетрадей символический праксис прыжки с перекрестом ног броски и ловля мяча копирование с поворотом («Перевертыши»)
ДИАГНОСТИКА ПО С.Г.БЛАЙТ тест Ромберга удержание равновесия на одной ноге ползание на четвереньках пересечение серединной линии тела противопоставление большого пальца остальным Тестирование примитивных рефлексов (должен делать невролог) зрительно-моторные пробы (копирование фигур, рисунок человека)
КОРРЕКЦИЯ Важно!!! работать в команде со специалистами по массажу, ЛФК, кинезиологии , сенсорной интеграции и логопедом. Последовательность шагов коррекции диспраксии Обучение произвольному напряжению-расслаблению мышц Преодоление последствий нередуцированных примитивных рефлексов Развитие координации и общей активности, равновесия и схемы тела Развитие крупной моторики Развитие мелкой моторики Формирование плана и программы действий
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ https://rehabilitolog.com/news/primitivnye-refleksy-ih-sohranenie-i-znachenie/ Блайт С. –Г. Оценка нейромоторной готовности к обучению. М. 2017 Воробьев В.Ф., Браим К.С., Зайкова Н.Д., Леханова О.Л. Упражнения с мячом как средство коррекции мелкокинетической диспраксии у детей с нарушениями речи // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 6. – С. 60-64; Ред. Глозман Ж. М., Соболева А. Е. Комплексная коррекция трудностей в обучении в школе. М, 2019 Садовская Ю. Е., и др. Проблема постановки диагноза « диспраксия развития» в детском возрасте – Лечебное дело - №2, 2011. Шайтор В. М., Емельянов В. Д. Диспрасия у детей. ИД «ГЭОТАР медиа ». М, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
Неуспеваемость младших школьников. Причины, диагностика, пути преодоления.
Неуспеваемость младших школьников. Причины, диагностика, пути преодоления....
Методическая разработка. Дидактический материал по коррекции дислексии у младших школьников
Слоговые таблицы...
Методическая разработка "Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников"
Методическая разработка программы профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников...
Фонематическая дислексия: формы, причины, диагностика и коррекция
Для этого нарушения характерны повторяющиеся ошибки стойкого характера (побуквенное чтение, смешение или замена букв, аграмматизмы, искажение слоговой структуры слова, проблемы с осмыслением прочитанн...