Диспраксия у школьника. Причины, диагностика, коррекция. Методическая разработка
методическая разработка

Надежда Александровна Муханова

В методической разработе рассматрикается понятие и нейропсихологические признаки диспраксии развития. Обсуждаются причины ее возникновения, факторы риска. Предлагаются методы диагностики и их анализ. В методическое разрабоке предложены принципы построения коррекционно-развивающего занятия для ребенка с диспраксией и рассмотрены возможные упражнения и игры,, для коррекции нарушений праксиса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dispraksiya_u_shkolnika._prichiny_diagnostika_korrektsiya.pptx667.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДИСПРАКСИЯ. ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ. ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ методист, канд. психол. наук Муханова Н. А.

Слайд 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МКБ-10 F82 Специфические расстройства развития моторных функций Диспраксия ( синдром «неуклюжего ребенка» , координационная неловкость, трудности двигательных реакций) - расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса. !Важно, что это нарушение произвольных движений и действий. Статистика. От 6 до 20% детей страдают диспраксией . По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.

Слайд 3

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПО Н. А. БЕРНШТЕЙНУ

Слайд 4

1 2 3 4

Слайд 5

ПИРАМИДНЫЙ ПУТЬ На картинке видно, как движутся сигналы в нейронах от моторной коры больших полушарий вниз, через ствол, вдоль спинного мозга, образуя так называемый пирамидный путь. Это большой пучок нервных клеток, которые делают возможными сознательные произвольные движения.

Слайд 6

ПЕРВИЧНАЯ ДИСПРАКСИЯ С точки зрения этиологии выделяют две формы ДП Первичная форма обусловлена несформированностью двигательного анализатора, то есть тех отделов и зон головного мозга, а также нейронных путей, которые формируют программу действия. Далее мотонейроны передают последовательно сигнал мышцам, а подкорковые отделы мозга автоматизируют типовые программы движений, такие, как «завязать шнурки».

Слайд 7

ВТОРИЧНАЯ ДИСПРАКСИЯ Вторичные диспраксии . Обусловлены нарушением обработки и интеграции сенсорной информации. Получение полноценных ощущений возможно лишь в динамике, когда ребенок может повернуть глаза, голову, перевернуться, подтянуться, сесть, взять в руки интересующий предмет, полизать, почувствовать запах. Позже – подползти, подойти, подбежать. Мелкие и крупные движения помогают людям прочувствовать мир во всей его полноте. Ощущения от всех органов чувств – вестибулярные, проприоцептивные (мышечные), кинестетические, зрительные, слуховые – дают психике информацию о том, как выстроить схему, программу, последовательность движений, расположить тело в пространстве. Сенсомоторный базис, который постепенно накапливается, позволяет сформировать ребенку картину мира, схему тела. На этой основе формируется семантическое (смысловое) поле, которое опосредуется знаком (словом), то есть развивается речь и далее вербальный интеллект, высшие формы мышления. При различных формах дизонтогенеза развиваются дисфункция сенсорной интеграции и диспраксия . Это две стороны единого процесса познания мира. Вторичная диспраксия встречается чаще, чем первичная, ее клиническая картина более тяжелая.

Слайд 8

ВИДЫ ДИСПРАКСИИ Артикуляционная — проявляются нарушения звукопроизношения при сохранности целостности речевого аппарата. Ребенок не способен выстроить слова в правильном порядке в предложении и с трудом выражает свои мысли. Вербальная диспраксия также характеризуется сопутствующими нарушениями процесса чтения. Моторная – отличается ошибками в процессе выполнения повседневных действий: приема пищи, письма, завязывания шнурков и пр. Идеативная – проявляется нарушениями способности к произведению рутинных и повседневных задач. Пациент не способен подобрать правильного алгоритма действия для конкретных ситуаций. Конструктивная – связана со сложностями при ориентировке в пространстве. Офтальмологическая — проявляется в нарушении работы глазодвигательных мышц. Дети испытывают сложности в процессе чтения, так как вынуждены поворачивать голову, при движении по строчкам, они не могут следить взглядом за словами. Деамбулаторная – проявляется в затруднениях при смене характера движения. К примеру, ребенок долгое время не может прекратить писать или остановиться после бега. Кинестетическая – связана с нарушениями мелкой моторики. Выразительная – главные изменения отмечаются в эмоциональной сфере, в неумении выражать эмоции правильно, что усложняет общение с другими людьми. Например, в ответ на улыбку, человек начинает хмуриться и т.д.

Слайд 9

ПРИЧИНЫ генетическая предрасположенность недоношенность; негативное влияние со стороны организма матери либо окружающей среды на плод; повреждения центральной нервной системы в процессе родов либо после них. Перечисленные факторы создают предпосылку к развитию неврологических нарушений, включая диспраксию . Однозначная причина развития патологии в детском возрасте не определена. Последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.

Слайд 10

ПРОЯВЛЕНИЯ задержки физического развития, неловкость в выполнении любых целенаправленных действий; ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть; ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется стол приборами, неопрятен; повышенная травмоопасность ; избегание выполнения незнакомых моторных действий крупной и мелкой моторики; предпочтение малоподвижных игр активным; предпочтение знакомых ситуаций новым; имеются трудности в письме и рисовании, игре в мяч, других подвижных играх; различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы; нестабильная и вялая осанка.

Слайд 11

СВЯЗЬ С ПРИМИТИВНЫМИ РЕФЛЕКСАМИ Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) Симметричный шейный тонический рефлекс (СШТР) Лабиринтный тонический рефлекс Этапы моторного развития – нейроонтогенетические точки перехода примитивных рефлексов к произвольной активности. Они прогностичны для будущего двигательного функционирования.

Слайд 12

АССИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС Эффектом сохраненного AШТР может быть: плохое слежение глазами (затруднения при обучении чтению); сложность в пересечении визуальной срединной линии (например контроль руки при письме); трудности в обучении чтению, определении времени; трудности в определении пространственных представлений “лево-право”, латеральных предпочтений; В положении тела можно наблюдать деформации позвоночника, вызванные АШТР.

Слайд 13

СИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС Сохраненный СШТР может характеризоваться: плохой осанкой, плохой координацией глаз-рука трудностями фокусировки. У детей с сохраненным СШТР могут возникнуть проблемы с удержанием позы при сидении, стоянии или попытками научиться плавать, и обычно они не чувствуют себя комфортно в играх с мячом.

Слайд 14

СИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС Ребенок смотрит на поверхность стола и почти лежит на нем, сгибает руки и выпрямляет ноги. Если откидывает голову назад, выпрямляется, то руки разгибаются, а ноги сгибаются. Дети с сохраненным СШТР часто неаккуратно едят, сложно донести вилку, чашку до рта, не уронив содержимое. СШТР может препятствовать развитию скорости аккомодации. Возникают проблемы при списывании с доски, слежением за приближающимся предметом (поймать мяч). Трудности с выстраиванием столбцов (вертикальное слежение), оценкой высоты.

Слайд 15

ЛАБИРИНТНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС Сохраненный ЛТР приводит к: плохому балансу, дезориентации проблемам с восстановлением эмоционального и физического баланса. ЛТР может повлечь за собой бинокулярное зрение, приводящее к плохому ощущению времени и частым ошибкам по неосторожности.

Слайд 16

ДИАГНОСТИКА ДИСПРАКСИИ Ж. М. Глозман реципрокная координация праксис позы пальцев оральный праксис динамический праксис (КЛР, забор) пробы Хэда копирование (фигуры, Тэйлора , дом с забором) реакция выбора (палец-кулак) воспроизведение ритмов

Слайд 17

ДИАГНОСТИКА + беседа с родителями о навыках самообслуживания, моторных навыках в повседневной жизни анализ рисунков и тетрадей символический праксис прыжки с перекрестом ног броски и ловля мяча копирование с поворотом («Перевертыши»)

Слайд 18

ДИАГНОСТИКА ПО С.Г.БЛАЙТ тест Ромберга удержание равновесия на одной ноге ползание на четвереньках пересечение серединной линии тела противопоставление большого пальца остальным Тестирование примитивных рефлексов (должен делать невролог) зрительно-моторные пробы (копирование фигур, рисунок человека)

Слайд 19

КОРРЕКЦИЯ Важно!!! работать в команде со специалистами по массажу, ЛФК, кинезиологии , сенсорной интеграции и логопедом. Последовательность шагов коррекции диспраксии Обучение произвольному напряжению-расслаблению мышц Преодоление последствий нередуцированных примитивных рефлексов Развитие координации и общей активности, равновесия и схемы тела Развитие крупной моторики Развитие мелкой моторики Формирование плана и программы действий

Слайд 20

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ https://rehabilitolog.com/news/primitivnye-refleksy-ih-sohranenie-i-znachenie/ Блайт С. –Г. Оценка нейромоторной готовности к обучению. М. 2017 Воробьев В.Ф., Браим К.С., Зайкова Н.Д., Леханова О.Л. Упражнения с мячом как средство коррекции мелкокинетической диспраксии у детей с нарушениями речи // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 6. – С. 60-64; Ред. Глозман Ж. М., Соболева А. Е. Комплексная коррекция трудностей в обучении в школе. М, 2019 Садовская Ю. Е., и др. Проблема постановки диагноза « диспраксия развития» в детском возрасте – Лечебное дело - №2, 2011. Шайтор В. М., Емельянов В. Д. Диспрасия у детей. ИД «ГЭОТАР медиа ». М, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Неуспеваемость младших школьников. Причины, диагностика, пути преодоления.

Неуспеваемость младших школьников. Причины, диагностика, пути преодоления....

Методическая разработка "Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников"

Методическая разработка программы профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников...

Фонематическая дислексия: формы, причины, диагностика и коррекция

Для этого нарушения характерны повторяющиеся ошибки стойкого характера (побуквенное чтение, смешение или замена букв, аграмматизмы, искажение слоговой структуры слова, проблемы с осмыслением прочитанн...