Психологический тренинг "Теперь ты первоклассник"
консультация (1 класс)

Кленина  Надежда Сергеевна

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_trening_teper_ty_pervoklassnik.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   «Быть готовым к школе – не значит уметь читать,        

                                                                                                            писать и считать.  

                                               Быть готовым к школе – значит быть готовым

                                                                                                всему этому научиться» .

                                                                                                       

                                                                                                              Л.А. Венгер

        

       Цель: - создание условий  включения родителей будущих первоклассников в  

                    процесс подготовки ребенка к школе.

       Задачи: -  познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период  

                         адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.        

           - вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.

           - вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке  

             ребенка к школе.

Ход встречи

I   Вступительное слово учителя

Здравствуйте, уважаемые родители будущих первоклассников!

      В вашей жизни наступает ответственный момент – скоро ваши детки станут школьниками. Это важное событие в их жизни. У них появятся новые обязанности, новые друзья, новые общения с взрослыми. Сейчас им как никогда понадобиться ваша помощь.
Осталось полгода. Какая же цель в эти полгода?

II Ознакомление с приёмами подготовки ребёнка к школе
- приучайте ребенка к самостоятельности (сам слаживает вещи, сам собирает игрушки …);
- приучайте вежливо общаться со взрослыми;
- больше внимания уделять речи ребенка (читайте им, просите пересказать, разучивайте скороговорки, загадки, строить полные предложения, а не отвечать одним словом);
- будьте к ним требовательными, но справедливыми;
- не старайтесь сейчас обучать ребенка писать, лучше пусть больше рисует, разукрашивает, работает с пластилином, т.е те занятия, которые развивают моторику руки

    III Правильная мотивация - залог стремления малыша к обучению в школе 

Почему сначала все первоклассники имеют огромное желание учиться? И почему же у многих из них это желание исчезает достаточно быстро?
Чаще всего виноваты в этом взрослые. Что я имею ввиду? Мы иногда слышим такие слова:
- «Вот пойдешь в школу – там тебе покажут»;
- «Только попробуй мне двойки приносить»;
- «Вот попадешь к строгой учительнице – наплачешься».
    Нужно прививать ребенку уважительное отношение к обучающему труду, подчеркивать его значение для всех членов семьи. Обязательно должна быть оптимистическая нотка, которая утверждает уверенность родителей в том, что обучение ребенка будет успешным. Не проявляйте в присутствии детей свои переживания по отношению к будущему обучению. Наоборот, демонстрируйте радость и уверенность, вызывайте позитивные эмоции, не запугивайте неудачами.
    Надо уметь найти привлекательные моменты в нелегкой школьной жизни, рассказать о том важном и новом, что привнесет в его жизнь школа, одноклассники, учитель, те знания и умения, которыми он овладеет:
- «Ты научишься читать и будешь читать книги сестричке или братику»;
- «Когда научишься писать, напишешь письмо бабушке»;
- «Когда ты научишься считать, сможешь делать покупки в магазине, как взрослые».
    Некоторые первоклассники болезненно реагируют на изменения условий жизни: нарушается сон, аппетит, снижается сопротивление организма к болезням. Все это отражается на трудоспособности, теряется интерес к школе, обучению. Поэтому взрослым надо со вниманием отнестись к ребенку на этом новом для него этапе, больше с ним беседовать, присматриваться к нему, объяснять ему новые обязанности.
А мы уже со своей стороны приложим все усилия, чтобы наша школа стала для вашего ребенка школой радости, его вторым домом.
   Дорогие родители! Успех обучения лежит не только на плечах учителя, а и на ваших. Как будет учиться ваш ребенок, будет зависеть не только от меня, а и от того, сумеете ли вы найти 30 – 60 минут в день, и посвятить их ребенку. Причем не только для занятий, а и для решения каких-либо личных проблем и переживаний.

Сейчас я вам раздам небольшие рисунки с цветком. Ваша задача разукрасить свой цветок по своему желанию. (По окончанию работы рисунки собираются. Учитель обращает внимание на то, что цветы родителям раздавались на одинаковых листах бумаги, совершенно одинаковой формы, а разукрашены все цветы по разному).  С вашими детьми происходит та же картина. Все дети одинаково приходят в школу получить новые знания, но каждый по разному относится к процессу воспитания своего ребёнка. Каким в дальнейшем станет ваш ребёнок старательным, внимательным или наоборот зависит от нас с вами.
     Ведь мир шестилетнего ребенка необычайно интересен, он смотрит на все широко открытыми глазами, сам он еще не умеет выбирать, что ему нужно. Задача родителей и учителя – выбрать и дать ему то, что доступно возрасту, дать такие знания, которые, развивая, не превышали бы его возможностей. Есть хороший стих по этому поводу:

Если вы родители — ласкатели, хвалители.

Если вы родители — прощатели, любители.

Если разрешатели, кyпители, дарители.

Тогда вы не родители, а просто восхитители!

А если вы родители — ворчатели,сердители.

А если вы родители — рyгатели, стыдители.

Гyлять не отпyскатели, собакозапретители…

То знаете, родители, Вы просто крокодители!

В первом классе ребенок переходит на новый уклад жизни. Режим дня его несколько изменяется по сравнению с детским садом.

IV Рекомендации родителям будущих первоклассников :

  • Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, потому попробуйте учесть все факторы, которые могут усложнить его учебу.
  • Познакомьте ребенка с его учителем еще к официальному началу занятия.
  • Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
  • Не запугивайте ребенка школой!
  • Чтобы ребенок хотел идти в школу, в его голову должен сложиться позитивный, теплый образ.
  • Расскажите ему о вашем школьном детстве, вспомните несколько веселых историй.
  • Покажите школьные фото и расскажите о вашей школьной жизни и одноклассниках.
  • Рассказывайте как можно больше и конкретнее о школьных обычаях и правилах.
  • Поиграйте в школу(вы - учитель, ребенок и мягкие игрушки - ученики), а в игре задействуйте школьную атрибутику: портфель, тетради, ручки.
  • Хвалите своего ребенка.
  • Оценивайте не ребенка, а его действия. Организуйте ребенку свой личный рабочий уголок.
  • Подарите ему две вещи: будильник и календарь, чтобы он научился правильно планировать свое время.
  • Создайте условия для соблюдения режима дня.
  • Давайте больше самостоятельность(для профилактики неуверенности).
  • Просите ребенка пересказать вам фильм, книгу, что интересного было за день(для развития памяти, языка).
  • Пусть больше лепит, играет в конструктор, мозаику(для развития мелкой моторики).
  • Уделяйте время на развитие памяти, внимания(Это основные процессы, на которых строится учеба).
  • Если ребенок допустимо ошибку, попросите его найти ее самому(это первая форма самоконтроля). 

Если вы будете придерживаться моих советов, воспитывать своего ребёнка правильно вам не составит большого труда.  Да и он сам с удовольствием будет спешить в школу чтобы порадовать вас своими успехами.
   А еще я хочу попробовать ответить на самый главный вопрос, который волнует родителей будущих первоклассников.
Это вопрос: как найти хорошую школу?!
И  Вашему вниманию я предлагаю притчу, которая поможет Вам в этом сложном вопросе.
   
V Притча о лучшей школе                                         
Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
 - Который смешной старик, - засмеялся один мальчик.
- Эй, маленький толстяк, - скорчил личико другой.
Дети кричали и скакали вокруг деда и внука.
Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали.
Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
- Ура, я не пойду в школу, - обрадовался мальчик.
- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. - Я сам найду тебе школу.
Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать лучшего учителя.
Увидев какую-либо школу, дед заходил во двор и ожидал, когда учитель отпустит детей на перерыв.
В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других - дразнили его.
Дед молча поворачивался и шел оттуда.
Наконец, он вошел в крошечный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограждению.
Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
 - Доброго дня, дедушке! Может Вам принести воды? - предложил один мальчик.
- У нас во дворе есть скамейка, хотите сесть и отдохнуть? - услышал он голос девочки.
 - Хотите, я позову учителя? - спросил еще один ребенок.
Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:
 -  Наконец, я нашел наилучшую школу для моего внука.
- Вы ошибаетесь, дедушке, наша школа не лучше. Она маленькая и тесная.
Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и пошел.
Вечером мама мальчика спросили деда:
- Отец, Вы уверены, что не ошиблись с выбором школы? Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?
- По ученикам узнают учителей, - ответил дед.
Обсуждение:
- Как вы думаете, правильно ли дед искал школу?
- Какой должна быть школа, чтобы все дети ходили в нее с радостью?
- Расскажите, какие предметы дети будут изучать там, и как будут проходить уроки.
 - Представьте(нарисуйте) школу радости.

        Начальное обучение – это старт сознательной жизни в мир взрослых.
Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним.
Я надеюсь, что с вами мы еще встретимся в августе и тогда начнется наше тесное сотрудничество.
Спасибо за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические трудности адаптации первоклассников к школе

Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми т...

Психологические рекомендации родителям первоклассников.

Советы родителям, чьи дети пошли в школу....

Родительское собрание «Адаптация и психологические особенности развития первоклассников»

С 1 сентября в жизни первоклассников начался новый период – учебная деятельность. Наиболее сложным и ответственным моментом является начало обучения в школе....

Советы для родителей "Психологический комфорт ребёнка - первоклассника"

Поступление в школу - переломный момент, один из критических периодов в жизни ребенка. От того, как пройдет адаптация в первый год обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость школьник...

Родительское собрание "Психологические особенности адаптации первоклассников"

В выступлении говорится о течении процесса адаптации, критериях её успешности и причинах неуспешности....

Психологическое занятие для первоклассников на развитие внимания как часть работы по формированию регулятивных УУД

В рамках работы по формированию регулятивных УУД, педагог-психолог совместно с учителем начальных классов проводит занятие на развитие внимания.  Чтобы замотивировать детей на активное взаимодейс...