ИЗУЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Анализ результатов изучения исследовательских способностей детей младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изучение исследовательских способностей детей младшего школьного возраста | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗУЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Интерес к изучению исследовательских способностей детей младшего школьного возраста обусловлен происходящими в современном обществе социально-экономическими изменениями, которые формируют потребность в инициативных, целеустремленных гражданах, способных к самостоятельному и ответственному поведению и действию.
Традиционная передача знаний и культурного опыта трансформируется внутри современной гуманистической парадигмы образовательного процесса, идеи которой обозначены как приоритетные в Государственном образовательном стандарте, в личностно-ориентированной направленности школьного обучения, в том числе и начального, что способствует активизации субъектной позиции ученика, инициативности в приобретении новых знаний.
Рассмотрение проблемы исследовательских способностей логично начать с таких понятий как «исследовательская деятельность», «исследовательское поведение», «исследовательские способности».
Исследовательское поведение имеет большое значение как фактор развития личности ребенка. Состояние, при котором ребенок стремится познать окружающий мир, является естественным, и носит название – исследовательская активность. Данное стремление ребенка не только порождает исследовательское поведение, но и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка шло как процесс саморазвития ребенка.
Исследовательское поведение является важнейшим источником познания окружающего мира, с помощью него ребенок получает первичные представления об окружающем его мире
Главная цель исследовательского поведения – формирование у личности способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, а главное выполнять это самостоятельно [3].
Исследовательское поведение рассматривают, прежде всего как поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание; как существенную характеристику деятельности человека, в основе которой лежит потребность в поисковой активности, которая и является мотивом, механизмом исследовательского поведения [7].
В деятельности человека исследовательское поведение выступает как универсальная характеристика, пронизывающая все другие виды деятельности. Оно выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности [8].
В фундаменте исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности [7]. Она выступает в качестве мотива, который заставляет работать механизм исследовательского поведения. В основе поисковой активности находиться безусловный рефлекс, получивший наименование «ориентировочно-исследовательский рефлекс [7].
Как отмечают и отечественные, и зарубежные психологи, история изучения исследовательского поведения берет начало с исследований И. П. Павлова по ориентировочно-исследовательским реакциям. Однако затем, до 50-х гг. исследования в основном концентрировались на реактивности животных и человека. Ценность собственной активности, одним из проявлений которой является исследовательское поведение, была осознана позже. С 50-х гг. начались исследования по этой проблеме, в том числе, и на детях [5].
Следующим, рассматриваемым нами, понятием является «исследовательская деятельность».
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности, познания окружающего мира. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, средством формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения [1].
В последнее время внимание ученых было обращено на разработку различных аспектов формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся: развитие познавательной активности школьников (Н. Ф. Талызина, Г. И. Щукина) [6], формирование научного стиля мышления (П. Я. Гальперин) [6], творческой активности (В. И. Андреев, А. М. Матюшкин) [6], разрабатывались идеи проблемного исследовательского обучения (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин) [5], рассматривались вопросы развития исследовательской инициативности в детском возрасте (А. Н. Поддьяков) [6,5], формирование исследовательской культуры учащихся (Г. В. Макотрова) [5].
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения [7].
Исследовательская деятельность в отличие от исследовательского поведения описывает преимущественно не внешний контекст функционирования субъекта в неопределенной ситуации, а саму структуру это функционирования и логически включает в себя мотивирующие факторы исследовательского поведения и механизм его осуществления – мышление [7].
По мнению А. И. Савенкова, исследовательская деятельность включает в себя не только поисковую активность, но и анализ полученных результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование дальнейшего ее развития, моделирование и реализация своих будущих предполагаемых действий [6].
В структуре исследовательской деятельности можно выделить следующие этапы: возникновение идеи или проблемы, решение задачи (сбор и анализ информации, выработка идеи решения, обсуждение их с преподавателем, моделирование), реализация идеи на практике [9].
Исследовательская деятельность осуществляется определёнными методами и приёмами и опирается на исследовательские умения, среди которых выделяют следующие: видеть проблему; вырабатывать гипотезу; наблюдать; проводить эксперимент; делать умозаключения; формулировать выводы и определять новые понятия [6].
Развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста способствует включение их в исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность способствует более легкой адаптации учащихся в среднем звене, так как через исследовательскую деятельность у детей развивается самостоятельность, потребность в получении новых знаний и возможность их применения в нестандартных ситуациях. [2].
Исследовательская деятельность не может успешно осуществляться без специфического личностного образования – исследовательских способностей.
Анализируя исследовательские способности, А. И. Савенков отмечает, что они, как и все способности, имеют в своей основе две составляющие: биологическую (генотипическую) и средовую [8]. Сочетание особых генотипических и средовых факторов рождает внутреннее психическое образование, именуемое «исследовательскими способностями» [8].
Исследовательские способности следует логично квалифицировать, в соответствии с традициями отечественной психологии, как индивидуально - психологические особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности [7].
Младший школьный возраст характеризуется, прежде всего, как период повышенной любознательности и познавательной активности, именно поэтому данный период является сензитивным для развития исследовательских способностей [8].
По мнению А. И. Савенкова, исследовательские способности, следует рассматривать, как комплекс трех относительно автономных составляющих: поисковая активность, дивергентное мышление, конвергентное мышление [7].
Остановимся подробнее на характеристике данных параметров.
1. Поисковая активность выступает в роли первоисточника и главного двигателя исследовательского поведения. Он характеризует мотивационную составляющую исследовательских способностей. Высокая мотивация, интерес, эмоциональная включенность – необходимые составляющие исследовательского поведения, указывающие на наличие поисковой активности [8].
2. Дивергентное мышление является важным качеством на этапе выявления проблем и на этапе поиска возможных вариантов решения. Дивергентное мышление обладает такими характеристиками, как продуктивность, оригинальность, гибкость, способность к разработке идей[ 8].
3. Конвергентное мышление является очень важным на этапах анализа и оценки ситуаций, этапах выработки суждений и умозаключений, выступает важным условием успешной разработки и усовершенствования объекта исследования, оценки найденной информации и рефлексии. [8].
С целью изучения уровня развития исследовательских способностей детей младшего школьного возраста была проведена исследовательская работа на базе МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3» Республики Мордовия. В исследовании принимали участие 16 обучающихся 2 класса, средний возраст испытуемых составил 8-9 лет. Для изучения уровня развития исследовательских способностей у младших школьников были использованы следующие диагностические методики: методика диагностики творческого мышления (Е. Е. Туник), прогрессивные матрицы Дж. Равена, опросник для учителей и родителей на диагностику исследовательского поведения детей младшего школьного возраста (автор П. Д. Червинский), опросник креативности Джонсона (адаптированный Е. Е. Туник).
Рассмотрим полученные эмпирические результаты.
Таблица 1
Изучение уровня развития исследовательских способностей детей младшего школьного возраста.
Уровень сформированности | Количество испытуемых (%) |
1 | 2 |
Методика диагностики творческого мышления Е. Е. Туник. | |
Дивергентное мышление | |
Высокий | 0 |
Средний | 4 (25%) |
Низкий | 12 (75%) |
Прогрессивные матрицы Дж. Р | |
Конвергентное мышление | |
IV уровень | 0 |
III уровень | 6 (37,5%) |
II уровень | 10 (62,5) |
I уровень | 1 (6,25) |
Опросник для учителей и родителей на диагностику исследовательских способностей у испытуемых П. Д. Червинского. | |
Поисковая активность | |
Высокий | 1 (6,25%) |
Средний | 8 (50%) |
Низкий | 7 (43,75%) |
Не проявляется | 0 |
Дивергентность | |
Высокий | 1 (6,25%) |
Средний | 7(43,75%) |
Низкий | 8 (50%) |
Не проявляется | 0 |
Конвергентность | |
Высокий | 1 (6,25%) |
Средний | 6 (37,5%) |
Низкий | 9 (56,25%) |
Не проявляется | 0 |
Опросник креативности Джонсона (адаптированный Е. Е. Туник). | |
Уровень развития креативности по оценки учителей. | |
Очень высокий | 0 |
Высокий | 1 (6,25%) |
Нормальный, средний | 6 (37,5%) |
Низкий | 7(43,75%) |
Очень низкий | 2 (12,5) |
По анализу данных представленных в таблице 1, следует установить, что преобладающим уровнем развития дивергентного мышления среди обучающихся младшего школьного возраста является низкий – выявлен у 12 обучающихся(75%). Также был выявлен средний уровень развития – 4 обучающихся (25%). Следует отметить, что высокий уровень развития дивергентного мышления выявить не удалось.
По результатам диагностики конвергентного мышления было выявлено, что уровень выше среднего выявлен у 37,5% обучающихся (6 человек), средний уровень выявлен у 62,5% (10 обувающихся), низкий уровень был выявлен у 6,25% (1 обучающийся).
По оценке родителей среди испытуемых 1(6,25%) испытуемый имеет высокий уровень развития поисковой активности, у 8 (50%) испытуемых выявлен средний уровень развития поисковой активности, низкий уровень выявлен у одного 7 (73,75%) испытуемого, очень низкий уровень не выявлен.
Среди испытуемых высокий уровень развития дивергентного мышления имеют 1 (6,25%)учащихся, средний уровень 7(43,75%)учащихся, низкий уровень выявлен у 8 (50%)учащихся, очень низкий уровень не выявлен.
По оценке родителей среди испытуемых высокий уровень конвергентного мышления имеют 1 (6,25%) учащихся, средний уровень выявлен у 6 (37,5%) учащихся, низкий уровень выявлен у 9 (56,25%) учащихся, очень низкий уровень выявлен не был.
По результатам оценки учителей очень высокий уровень креативности выявлен не был, высокий у 1 (6,25%), средний уровень выявлен у 6 (37,5%), низкий у 7(43,75%), очень низкий у 2 (12,5%)
Таким образом, сходя из полученных результатов у младших школьников, можно говорить о том, что среди обучающихся младшего школьного возраста преобладает средний и низкий уровень развития исследовательских способностей.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Ведущую роль в формировании исследовательских способностей играет исследовательская деятельность.
2. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития всех сторон психики ребенка, в основе которых лежит повышенный уровень любознательности и познавательной активности
3. В ходе констатирующего эксперимента нами было установлено, что преобладающим уровнем развития основных компонентов исследовательских способностей у обучающихся младшего школьного возраста является средний и низкий уровни.
4. Исходя из анализа результатов констатирующего эксперимента, нами была разработана развивающая программа, направленная на развитие исследовательских способностей младших школьников.
Список литературы
- Леонтович, А. В. Разговор об исследовательской деятельности / А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. – 2006. – № 4. – С. 8–10.
- Методика исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук / ред.-сост. А. С. Обухов. – М. : МИОО, 2006. – 128 с.
- Плигин, А. А. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования / А. А. Плигин // Исследовательская работа школьников. – 2005. – № 4. – С. 47–56.
- Поддьяков, А. Н. Развитие исследовательской
инициативности в детском возрасте: дис. д-ра психол. наук /
Поддъяков Александр Николаевич; МГУ им. М. В. Ломоносова. – М., 2001.
– 350 с. - Регирер, Е. И. Развитие способностей исследователя / Е. И. Регирер. – М. : Наука, 2013. – 223 с.
- Савенков, А. И. Маленький исследователь: как научить дошкольника приобретать знания / А. И. Савенков. – Ярославль : Смысл, 2012. – 252 с.
- Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению : учеб. пособие. – М. : Ось-89, 2016. – 315 с.
- Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М. : Флинта, 2014. – 110 с.
- Теплов, Б. М Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды / Б. М. Теплов. НПО «МОДЕК», 2016. 601 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль школы в развитии интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста"
Перед каждым из педагогов нашей школы стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестанд...
Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"
Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста" О том на что родители должны больще обращать внимание....
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности.
"Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности" - авторская концепция....
Обобщение опыта "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность"
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность...
Статья "Роль исследовательской деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста"
В настоящее время проблема исследовательской деятельности младших школьников является особенно актуальной. Подготовка ребёнка к такому виду деятельности, обучение его умениям и навыкам исследова...
«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность»
Статья о развитии творческих способностях детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время....