Курсовая
методическая разработка
Межличностные отношения подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhlichnostnye_otnosheniya_79.docx | 195.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение………………………………………………………………….…. 3
1.2. Факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте …………………………………………………………………………………...…….10
1.3. Возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений со сверстниками………………………. 15
2.1. Организация и анализ эмпирического исследования……………….. 20
2.2. Рекомендации по развитию межличностных отношений подростков…32
Заключение………………………………………………………………….. 36
Список литературы…………………………………………………………….. 39
Программа оптимизации взаимоотношений подростков…………………. 44
Введение
Один из важнейших этапов жизни - молодость, в это время формируется нравственность, отношение к другим и к себе, стабилизируются черты характера и важнейшие формы межличностного поведения. Эти качества развиваются у подростка в процессе общения с людьми. Общение становится основным занятием подростка. Из дома центр физической и духовной жизни перемещается вовне, в среду сверстников и взрослых. Детский образ «Я» развивается только в том случае, если он интересен окружающим. На этом этапе общение играет очень важную роль в развитии и укреплении уверенности в себе.
Одной из центральных проблем в формировании личности ребенка является проблема взаимоотношений со сверстниками. Межличностное общение является неотъемлемым условием совместного бытия людей. Без него невозможно полноценного формирования психических процессов развивающейся личности, также невозможна полноценная социализация в современном обществе. Поэтому проблемой межличностного общения занимаются такие науки как философия, социальная психология, психология, социология и педагогика. С каждым годом всё больше исследователей посвящают свои работы проблеме межличностных отношений, так как эта проблема является актуальной и ключевой в проблемной социальной психологии.
Положение ребенка в системе межличностных отношений, сложившейся на уроках, определяется несколькими факторами, согласно данным социометрических исследований.
Подростки, занимающие неблагополучное положение в системе личных отношений, имеют схожие характеристики: проблемы в общении со сверстниками, им свойственны самомнение, вспыльчивость, грубость и замкнутость. Общение подростка во многом зависит от изменчивости его настроения.
Общение со сверстниками важно для подростков. По мнению ученых, проблемы с общением могут возникнуть из-за индивидуальных психологических особенностей.
Очень часто подростки копируют чужое поведение, чаще всего это удается значительному взрослому. Такой тест не всегда может дать положительный эффект.
В связи с вышесказанным возрастная задача развития навыков межличностного взаимодействия становится актуальной, поскольку этот возраст наиболее чувствителен к развитию навыков межличностного общения.
На основании вышесказанного была выделена проблема: каковы особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками?
Цель исследования: определить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
Объект исследования: межличностные отношения как психологическая категория.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте.
Гипотеза: изучение особенностей взаимоотношений подростков, поможет организовать и провести работу по развитию межличностных отношений подростков.
Задачи:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме.
2. Провести эмпирическое исследование.
3. Дать рекомендации по развитию межличностных отношений среди молодежи.
База исследования: МБОУ «Школа 33».
Структура исследования: работа состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Глава I Теоретическая основа изучаемой проблемы
Основные подходы к проблеме межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов
Межличностные отношения, это так же как и «взаимоотношения»- система осознанных и эмоционально переживаемых связей в группе. Они определяются ценностными ориентирами и совместной деятельностью. Находясь в процессе развития, они отражаются в общении, поступках, отношении и совместных делах участников группы. [8, с.433]
Межличностные отношения являются эмоциональной структурой группы, но так же в них есть и когнитивный элемент. Они проявляются при обобщении ситуативных эмоциональных реакций участников группы на личностно значимые проявления со стороны сверстников либо же под давлением общественного мнении группы. [2, с.100]
В.Н. Мясищев считал, что «взаимоотношением является и отношение личности к окружающим, люди, которые занимаются совместной деятельностью, не могут безразлично относиться друг к другу, т.е взаимоотношения – это чувства, которые направленны на других людей. Взаимоотношения, проявляются как в общении и поведении, так и переживаниях участников контактной группы. С помощью специальных методов исследования, эти переживания можно отследить. Если рассматривать межличностные отношения с точки зрения человеческих чувств, то можно заметить необходимость самостоятельного существования этой психологической категории. [36, с.128]
Несмотря на то, что межличностные отношения проявляются в общении и поступках людей, на самом же деле реальность их существования в несколько раз шире.
В межличностных отношениях существуют две составные части.
Внешняя часть проявляется в поведении личности, а вторая, внутренняя часть, она намного больше - внутренняя, остается скрытой.
Соотношение двух частей - видимой и глубокой - в конкретном человеке зависит от степени его открытости и искренности. В некоторых случаях весь богатый арсенал коммуникативных средств человека, а также внешнее поведение может быть направлен не на реализацию, а, наоборот, на маскировку истинного отношения к другому человеку.
Многие психологи пытались классифицировать межличностные отношения и выделить основные параметры. В.Н. Мясищев подчеркивал эмоциональные личные отношения (привязанность, враждебность, враждебность и, следовательно, чувства симпатии, любви, ненависти) и отношения более высокого сознательного уровня - идеологические и принципиальные. [36, с.154]
Б.И. Дадонов, пытаясь понять терминологию, относящуюся к психологическим концепциям индивидуальной потребности, отношений и ориентации, указывает, что «в настоящее время нет единого мнения о том, какие психологические явления следует классифицировать как отношения». Исходя из практики отношений, приведенной в толковом словаре, где под влиянием психологических отношений индивидов к другим людям или явлениям понимается, во-первых, «тот или иной характер поведения, чье-то отношение к тому, у кого что-то есть»; во-вторых, «глядя на что-то, воспринимая, понимая», автор выделяет типы отношений: «практическая установка» и «теоретическая установка». [16, с.113]
Я.Л. Коломенский говорит о двух типах отношений - деловых, которые возникают из задач, которые общество возлагает на группу или ответственной зависимости, и личных, основанных в основном на чувстве симпатии или неприязни. [23, с.56]
А.А. Бодалев большое значение придает устойчивым оценочным отношениям, которые «возникают на основе образа человека, а последний создается в процессе многократного взаимодействия и обобщения при восприятии отдельных качеств, свидетельствующие о способностях человека, его взглядах, социально-групповой принадлежности». [5, с.202]
Н.Н. Обозов выделяет деловые, личностные, а так же отношения, которые существуют в группе и тесно связывает их с оценочными отношениями. [38, с.97]
А.В. Петровский, В.В. Шпалинский, выделяют взаимосвязь различных видов отношений, которые возникают в группе между личностями и выделяют эмоциональные отношения, которые опосредованные целями, задачами и ценностями, совместной деятельности. А.В. Петровский отмечает, что «отказ российских психологов понять группу в ее собственных эмоциональных и психологических терминах и ограничиться изучением отношений, рассматриваемых через призму эмоциональных черт симпатий и антипатий, как это делают многие зарубежные исследователи, обязывает нас изучать оценочные отношения». Он видит сущность ценностных отношений в том, что они являются результатом интернализации социальных связей, ориентаций и ценностей. Оценочные отношения, на которых основаны подлинно практические и коммуникативные связи индивида, во многом определяются мнениями и суждениями человека, на которого он ориентируется. На основании этого А.В. Петровский выделяет особую форму отношений - референтные. Референтность в соответствии с концепцией А.В. Петровского, «это форма субъект-объектных отношений, которая выражает зависимость субъекта от другого индивида и выступает как избирательное отношение к нему в контексте ориентировочных задач в личностно значимом объекте». Еще одной формой межличностных отношений А.В. Петровский видит феномен эффективной групповой эмоциональной идентификации как «когда эмоции одного из членов группы определенным образом мотивируют поведение других членов и устраняют фрустрирующие влияния». Разнообразие типов отношений настолько велико, что они часто определяются в зависимости от типа сотрудничества, которое они сопровождают. Этот термин широко используется в отношениях сотрудничества или соперничества, отношениях взаимной поддержки, отношениях господства - подчинения, отношения ответственной зависимости и т. д. [42, с.98]
Проблема взаимоотношений занимает значительное место в психологии, в нашей стране она во многом находится в работах В.Н. Мясищева. Каждый человек формирует отношения, но целые группы также образуют отношения, и каждый человек является субъектом многих и разнообразных отношений. Выделяют два основных типа отношений: социальные отношения и те, что В.Н. Мясищев называет психологические». Рождается целая система межличностных отношений. Тип межличностных отношений существенно отличается от типа социальных отношений: их наиболее важной специфической характеристикой является эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Следовательно, межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и развиваются на основе определенных чувств, которые рождаются в людях по отношению друг к другу. Л.С. Выготский считал, « мысль человека не всегда соответствует словам». Человек – это личность, соответственно, другой человек его воспринимает тоже как личность. «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через других». Представление о себе через представление о другом обязательно формируется при условии, что этот «другой» задан не абстрактно, а в контексте достаточно широкой социальной деятельности, включающей взаимодействие с ним. «Татьяна узнает свою сущность через Ирину только потому, что за спиной Ирины огромное множество людей, связанных в целое сложной системой отношений». В процессе знакомства с другим человеком одновременно выполняются несколько процессов: эмоциональная оценка этого другого и попытка понять структуру его действий и стратегию изменения его поведения на основе его собственного поведения. Психологи и педагоги утверждают, что именно отношения с близкими взрослыми, основанные на любви, доверии и взаимном интересе, определяют климат для семейного воспитания. «Личность не только существует, но и возникает впервые именно как« узел », связанный в сети взаимоотношений...» [36, с.124]
Таким образом, проблема межличностных отношений подростков рассматривается в трудах как отечественных, так и зарубежных авторов, которые под межличностными отношениями понимают не всякое взаимодействие людей, а лишь то, в ходе которого каждый их участник активно выступает как субъект, адресующийся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе.
1.2. Факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте
На этапе подросткового становления личности, общение занимает важнейшее место в жизни человека. В этот период формируются и изменяются нормы поведения в обществе и морали.
По мнению Д.И. Фельдштейна, существуют следующие формы общения подростков:
- интимно-личностная;
- стихийно-групповая;
- социально-ориентированная.
Под интимно-личностным общением понимается взаимодействие, основанное на личных симпатиях – «Я» и «Ты». В указанном участниками общения являются два лица, которые рассказывают друг другу о своих проблемах.
Понятие интимно-личностное характеризуется взаимодействием сторон, которые уважают общие ценности и интересы. Их участие основывается на понимании мыслей друг друга, эмоций, чувств и намерений. Главенствующими формами интимно-личностного общения выступают дружба и любовь.
Спонтанный групповой характер общения молодых людей преобладает, когда их деятельность не направлена на развитие. Создаются различные молодежные ассоциации и неформальные компании. В спонтанном групповом общении подростки проявляют агрессивность, повышенный страх, жестокость и так далее.
Социально ориентированное общение - это форма взаимодействия людей, возникающая при выполнении социально значимых задач - «Я» и «общество». Это общение используется людьми в процессе публичных выступлений и напрямую влияет на развитие форм социальной жизни групп, обществ и других. [59,с.18]
По мнению И.А. Зимней трудностей в коммуникативном процессе между людьми, можно разделить на следующие области:
- этно-семно-культурная;
- статусно-позиционно-ролевая;
- индивидуально-психологическая;
- возрастная;
- область межличностных отношений.
Этно - семно - культурная связанна с установками в сознаний человека, его стереотипами, ценностями, т.е. особенностями этнического сознания;
Статусно-позиционная роль область имеет ряд причин, таких как семейное воспитание, место в обществе, а также роль и статус учреждения в жизни людей, особенно молодежи. Возрастной диапазон влияния формируется в определенных возрастных категориях в процессе общения подростка и взрослого до школы. До полового созревания дети в основном общаются со своими сверстниками, а после окончания учебы молодые люди проявляют интерес к общению со взрослыми.
Под индивидуально-психологическим диапазоном трудностей понимаются индивидуально-психологические особенности сторон общения, которые служат причиной коммуникативных трудностей.
Возрастная – данная трудность возникает тогда, когда педагог обращается к подростку, как к ребенку. В это время подросток думает, что его внутренний мир взрослым непонятен.
Область межличностных отношений – это та область, где индивидуально – психологические особенности партнеров общения выступают в качестве причины коммуникативных затруднений. [20,с.218]
Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина отметили причины коммуникативных трудностей: дисфункциональные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности воспитания. По ее мнению, причинами также могут быть психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Отказ от контактов с людьми, избегание всякого общения, замкнутость в себе, изоляция и пассивность часто являются признаком болезни. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, повышенной склонностью к конфликтам, мстительностью, стремлением причинить боль. [22,с.51]
По мнению В.А. Сухомлинского, главное противоречие во внутренней позиции молодежи, характеризуется следующим образом: с одной стороны, он стремится к независимости, протестует против мелкой опеки, контроля, недоверия, с другой стороны, он испытывает страх и опасение, боязнь не уметь справляться с новыми задачами. Он ждет помощи и поддержки от взрослого, но не хочет открыто признаваться в этом. Взрослому необходимо понять и принять эту сложность и непоследовательность внутренней позиции подростка. И на основе этого понимания вы можете построить с ним свои отношения. Совместные занятия и развлечения помогут подростку по-новому познакомиться со взрослыми, которые работают с ним. В результате возникают более глубокие, эмоциональные и духовные контакты, которые поддерживают подростка в жизни. Из-за низкой уязвимости подростка взрослому очень важно найти способы налаживания и поддержания этих контактов. Подросток чувствует потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему сложно начать такое тесное общение. [55,с.198]
При общении с подростками всем взрослым необходимо уметь правильно и четко аргументировать свои требования, причем данные требования должны быть такими же со стороны всех взрослых. Также в случае, если в семье ребенка один из родителей разрешает, а другой налагает запрет на что-либо, то может возникнуть конфликт, при котором подросток встанет на сторону «разрешающего» родителя. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого.
Простое навязывание требований, как правило, отвергается. В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет множество факторов.
Можно выделить следующие влияющие факторы:
1) экономический фактор (подросток материально зависим от родителей);
2) социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). [1,с.514]
Если игнорировать эти факторы, возникнет бескомпромиссность и конфликт.
Часто подростки берут пример с другого человека, например взрослого, который достиг определенных высот в определенной сфере, при этом изначально обращая внимание на внешние аспекты. Если у подростка недостаточно развито чувство критики и независимость в суждениях, подобный вид имитации может негативно повлиять на поведение ребенка.
Педагоги и психологи считают, что от взрослых зависит, насколько хорошо подросток чувствует себя в развитии и как оно формируется и изменяется в процессе становления личности.
В этом сегменте общение со сверстниками занимает другое место. Дети идут по пути взаимоотношений друг с другом, проходят специальную школу социальных отношений, взаимодействуют друг с другом и учатся оценивать себя и своих сверстников. Общий интерес, совместное изучение окружающего мира и взаимопонимание становятся ценными сами по себе. Общение настолько увлекательное, что ученики забывают о классных и семейных обязанностях. Отношения с родителями теряют смысл. Собственные дела, намерения, тайны раскрываются друзьям, а не родителям. Когда родители осуждают или критикуют своих сверстников, подросток начинает активно защищать права и личность друга и видит в этом попытку реализовать право своего выбора, даже если родитель пытается похвалить. Формируется негатив по отношению к родителям. [56,с.8]
В группах молодых людей устанавливаются кодексы чести в зависимости от уровня их развития, которые берут свое начало в правилах и нормах взрослых.
Подростки жестко оценивают своих сверстников, которые еще не достигли самооценки в своем развитии, не имеют собственного мнения и не умеют отстаивать свои интересы. Ориентация подростков аналогична ориентации взрослого, но насилие выражается в более бурных эмоциональных формах. [56,с.90]
В молодежной группе преобладает конформизм. Они зависят от всех, стремится к своим сверстникам и готовы делать то, к чему их призывает группа. Группа создает ощущение «мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутреннюю позицию. Чтобы усилить это «мы», молодые люди очень часто прибегают к автономному групповому языку, к автономным невербальным знакам; именно в этом возрасте подростки начинают носить одинаковый стиль и тип одежды, чтобы подчеркнуть свою взаимную вовлеченность. [26,с.88]
Самое сложное в подростковом возрасте - чувствовать себя одиноким, ненужным для сверстников. У подростка развиваются комплексы, появляется чувство растерянности и страха. Иначе обстоит дело, когда отношения со сверстниками построены хорошо: подросток доволен ими и может чувствовать себя счастливым.
Для молодежи очень важно найти друга. Друг в юности имеет особое значение. Общение по правилам молодости связано с нежной привязанностью и обожанием. Не только девочки-подростки выражают свои чувства, обнимая и касаясь друг друга, это также распространено среди мальчиков-подростков. Помимо дружеских драк и драк, мальчики и девочки, как и девочки, выражают свои чувства и привязанность к другу с помощью объятий и рукопожатий.
Особое внимание уделяется личной привлекательности - это особенно важно для людей одного возраста. С подростками старшего возраста общение между мальчиками и девочками становится более открытым: подростки одного пола принимаются в круг общения. Связь со сверстниками противоположного пола может быть интенсивной, обычно очень важной. Отсутствие взаимности иногда приводит к сильным отрицательным эмоциям. [33,с.99]
Таким образом, необходимыми условиями и факторами для развития межличностных отношений в подростковом возрасте являются две системы подростковых отношений: первая - со взрослыми, вторая - со сверстниками. Совместно со сверстниками подростки получают образование в молодости, они играют общую социальную роль, но часто они противоречат друг другу, у них разные нормы, правила, это негативно сказывается на отношениях подростка.
1.3. Возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений со сверстниками.
Общение с помощью мобильной связи играет важную роль в общении с людьми своего возраста, особенно с людьми противоположного пола. Родители обращаются к психологам, которые жалуются на то, что дети много времени разговаривают по телефону. В этой ситуации очень важно информировать родителей о том, что общение по телефону помогает избежать множества проблем. Например, беседа обеспечивает некоторую защиту подростку и позволяет ему не думать о взглядах и выражениях лица. Во время разговора он сосредотачивается на типе общения, о чем и как он говорит.
В 13-14 лет субкультуры играют важную роль (особый стиль внешности, общения, интересы, музыка, взгляды). Большинство подростков в этом возрасте присоединяются к определенным группам, иногда это воспринимается как желание повзрослеть. [35,с.76]
Итак, Кле М. в своих трудах отмечал: «Несмотря на некоторое ослабление влияния семьи и повышение роли сверстников в течение отчетного периода, благополучие подростка, нормальное развитие и благоприятный прогноз на будущее зависят от обоих характеристик: от семейного воспитания и от вида общения со сверстниками». За это время молодые люди не заменяют семью, они рассматриваются на равных с ней. Многие исследования показывают, как сверстники склонны принимать родительские ценности, нормы и отношения в тех областях, где эти ценности и нормы хорошо образованы и где они имеют долгосрочные последствия, и полагаются на сверстников для адекватного изменения модели нормы, влияющие на их повседневную жизнь. [21,с.40]
Течение подросткового возраста важно для формирования средств общения. Под средством коммуникации понимаются вербальные и невербальные коммуникативные навыки, и способности, которые позволяют взаимодействовать с партнером или группой людей и определяют процесс и степень понимания другого человека, самораскрытие и удовлетворенность общением. Он проводится в рамках уроков психологии и специально организованных учебных курсов. Важным условием успеха этой работы является то, что она не ограничивается обучением определенным навыкам и способностям, но позволяет школьникам приобретать психологические знания, направленные на понимание другого человека и сочувствие (эмоциональную отзывчивость) на развитие опыта другого человека, способности представиться ему. Место для понимания своих чувств, переживаний, мыслей. Как в индивидуальной, так и в групповой работе психолог должен учитывать важность и силу влияния общения сверстников на все аспекты жизни ребенка, а также на его или ее эмоциональное благополучие. [45,с.91]
Общение между сверстниками в подростковом возрасте и в ранней юности является очень значимым и избирательным. Необходимость в общении особенно сильно проявляется у подростков и старшеклассников. Но порой подростки не имеют навыков общения, они затрудняются при выборе эффективных коммуникативных средств. Это объясняется определенными противоречиями, такими как: сверстники, с одной стороны, хотят быть «как все», следовать нормам и ценностям той компании, в которой они находятся. А с противоположной стороны, они желают отличиться, нацелить внимание на себя, сделать что-то особенное. Данное поведение несет за собой появление трудностей в установлении межличностных отношений. И как результат, возникает ощущение одиночества, дискомфорта, напряженности, страх непонимания. [45,с.11]
Опираясь на это, к числу важных задач в процессе коррекционной работы следует отнести:
- развитие способностей эффективных видов общения;
- формирование способности слушать и понимать партнера;
- изучение рефлексивных способностей.
Изменение отношений проводится на групповых занятиях в рамках коррекционной работы с детьми подросткового возраста. Коррекция основывается на деятельностном подходе и использует совместную игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игровая коррекция применяется и при различных видах нарушения поведения, неврозах, страхах, школьной тревожности, трудностях общения. [11,с.9]
Рассмотрим этапы психокоррекции. Процесс становления групповой деятельности минует ряд стадий либо фаз. Определенная внутренняя динамика характерна и для подростковой группы. Групповой процесс, который возникает в процессе занятий игровой психокоррекции, как считает А.С. Спиваковской (1988), «проходит три отчетливо выявляемых этапа: ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий».
На ориентировочном этапе подросткам предлагается спонтанная игра. Тактика ведущего наименее директивна.
На данном этапе разрешаются задачи:
1. Поиск особенностей эмоционально-поведенческой сферы, которые требуют коррекции;
2. Формирование у подростка положительного эмоционального настроя и создание ощущения безопасности в группе.
Чтобы добиться успеха на этом этапе, можно использовать невербальные средства общения, игры, которые облегчают установление контакта. Со временем скованность и напряжение «стираются», и дети становятся более активными.
На втором этапе поведение лидера носит целенаправленный характер, в котором используются специальные приемы.
Задача ведущего - показать молодому человеку неадекватность и несоответствие тех или иных форм реакции и сформировать в нем необходимость изменения собственной тактики поведения. При этом широко используется эмоциональная реакция внутреннего напряжения, досадных переживаний, ролевых игр, разыгрываются различные проблемные ситуации. На этом этапе корректирующего процесса в психике подростка происходят важные изменения и допускаются различные внутренние инциденты, которые немедленно приводят к насильственному и драматическому настрою. Часто гнев, негатив и непослушание, направленные против учителя, проявляются каждый раз. В конце этой фазы спектр противоречивых впечатлений меняется с чувством глубочайшей симпатии, как, например, к зрелому человеку, так и к партнерам по этой игре.
На третьем этапе участники консолидируют свою способность автономно искать необходимые поведенческие методы. Задача модератора - научить их новым формам сенсорной реакции и поведения, развить способность к общению и обогатить игровую работу. Цель этого времени - дать силы всему, что есть позитивного и свежего, что появилось в личном мире подростка. Необходимо добиться того, чтобы подросток поверил в свои силы и смог воплотить приобретенное убеждение в реальность вне игровой комнаты. [50,с.8]
Межличностные отношения относятся к типу «от человека к человеку». Предмет - взаимодействие, а основное средство коммуникации - общение. Человеческое взаимодействие молодых людей остается жизненно важным для прогресса средней школы.
Коммуникативные навыки подростков - это способность правильно воспринимать других, передавать им информацию и опыт именно с помощью слов, интонации, мимики, пантомимы и поведения. Часто они плохо развиты.
Цель социально-психологического тренинга (Т-группы) — развитие социального интеллекта, навыков межличностного общения. У членов группы расширяются познания о том, как их воспринимают, какие формы их поведения вызывают поощрение, какие - неприятие и порицание у находящихся вокруг. Не считая такого, у членов группы развивается дееспособность воспринимать иных людей, их отношения, они обучаются предсказывать межличностные действия.
Группа формируется из подростков, желающих повысить свой социальный интеллект. Максимальное количество участников в группе - 15 человек (медиа-группа), оптимальное количество - 7-9 человек (микро-группа). Выделяют следующие основные условия проведения занятий в группе социально-психологического тренинга:
1.Люди собраны вместе в замкнутом пространстве.
2.Они не могут уклониться от общения (участники группы расположены по кругу друг к другу лицом).
3.В группе отсутствует заранее заданная иерархическая структура.
4.Если участники группы не знакомы друг с другом, то лучше и не осуществлять знакомства (каждый может придумать себе вымышленное имя).
5.В группе есть человек (ведущий), который имеет групповой опыт, знает «правила игры», в частности, технику облегчения участникам группы выражения их ощущений, переживаний, мнений.
6.Занятия группы должны проводиться в специально оборудованном помещении с достаточной звуковой изоляцией.
Члены Т-группы обязаны соблюдать надлежащие основы поведения в группе: любой член группы имеет возможность говорить о чем хочет; любой участник обязан проговаривать вслух все мысли, которые появляются «здесь и сейчас» по ходу мероприятий. Невозможно разговаривать о группе за пределами занятий. Программа изучения в группе произведена из 3-х частей. 1-ая доля - вводная информация по задаче общения. Члены знакомятся с совместными мнениями и механизмами психологии группы, психологии общения. 2-ая доля - именно тренировочная. Подходящая продолжительность ее в пределах 60 часов (продолжительность 1-го сеанса до 1,5 часа). 3-я доля программы изучения в Т-группе - тест тренировочной части. [34,с.66]
Таким образом, к возможностям психолого-педагогической поддержки школьникам с проблемами межличностных отношений со сверстниками относят корректировку межличностных отношений. В ней внятно ориентируются своеобразные формы, способы и способы коррекционного влияния на межличностные отношения молодых людей. В связи с данными актуальными задачами коррекционной работой считаются: определение способностей действенных методик общения и становление умения слушать и воспринимать собеседника, а также становление рефлексивных возможностей.
Выводы по 1 главе «Межличностные отношения»
Согласно концепции В.Н.Мясищева, теорий Я.Л. Коломинского, А.А.Бодалева, Н.Н.Обозова, А.В.Петровского, В.В.Шпалинского о критериях коллектива, понятии референтности, складывается вывод, что общение становится ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте осваиваются нормы социального поведения, нормы морали. Д.И.Фельдштейн выделяет три формы общения подростов: интимно-личностную, стихийно-групповую, социально-ориентированную.
Общение подростка во многом основано на изменчивости его настроения. Для подросткового возраста важна поддержка взрослого. Поэтому особенно важно учитывать стили и типы взаимодействия родителей с подростком в семье. В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает особый смысл, особенно важность чувства «мы» и принадлежности к группе. В подростковом возрасте у детей складываются две системы взаимоотношений, различающиеся по важности для интеллектуального развития: одна - со взрослыми, другая - со сверстниками. Эти две системы отношений выполняют одну и ту же общую социализирующую роль и часто вступают в конфликт друг с другом с точки зрения содержания и регулирующих их норм. Подростковый период - это чувствительный и уязвимый период, поэтому так важно своевременно увидеть и исправить психологию подростка, чтобы избежать проблем в будущем. Коррекция межличностных отношений - это групповая форма коррекционной работы с детьми подросткового возраста. В нем четко определены конкретные формы, методы и средства корректирующих действий в отношении межличностных отношений подростков.
Глава II Эмпирическое исследование межличностных отношений подростков
2.1. Организация и анализ эмпирического исследования
Данное исследование было проведено на базе МБОУ «Школа 33», в исследовании принимали участие подростки 8А – контрольная группа (18 человек) и 8Б – экспериментальная группа (19 человек). Учащиеся данных классов обладают высокой познавательной активностью, а так же интеллектуальным потенциалом, но так же у них наблюдается неустойчивость эмоциональных данных, встречается слишком бурная радость, либо же, наоборот, гнев, агрессия. Подростки очень ранимы, малейшее замечание вызывает острую эмоциональную реакцию. В ходе эксперимента были использованы следующая методика: «Социометрия» Дж. Морено.
Методика Дж. Морено «Социометрия». Цель методики: изучить эмоционально-психологические взаимоотношения в коллективе и положение в них каждого подростка. Участникам исследования предлагается следующая инструкция: один за другим задаются 4 вопроса, представляющие критерии отбора (два положительных и два отрицательных решения). Каждый, кто на них отвечает, записывает на бланке предложенного вопроса имена трех человек, которым они будут назначать выборы. В этом случае дается первый человек, которому оказываются наибольшие симпатии (антипатии - с отрицательными критериями - вопросы), а имена тех, кому отдано предпочтение, записываются во втором и третьем порядке. При ответах на различные вопросы имена избранных можно повторять (это нужно сказать). После выполнения задания каждый должен проверить: Названы ли имена трех человек после каждого вопроса. Правильное выполнение задачи облегчает обработку результатов. По полученным результатам создается матрица. Матрица состоит из: вертикальной - из списка имён молодых людей, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по полу; по горизонтали - от цифр, под которыми в списке указаны молодые люди. Напротив, фамилии каждого человека указаны данные о проведенных ими выборах. Когда подростки принимают взаимные решения, соответствующие числа обводятся кружком. Внизу матрицы подсчитывается количество полученных каждым подростком (вертикально сверху вниз), включая взаимные решения. Поэтому была составлена матрица отрицательных социометрических решений. Далее вы можете рассчитать социометрический статус каждого подростка. В зависимости от количества положительных социометрических решений молодежь можно разделить на пять статусных групп: «Звезды», «Предпочитаемые», «Отклоненные», «Отклоненные».
Таблица 1
Классификация подростков по итогам социометрического эксперимента
Статусная группа | Количество полученных выборов |
«Звезды» | В 2 раза больше, чем среднее число полученных выборов одним подростком |
«Предпочитаемые» | В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним подростком |
«Непринятые» | В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним подростком |
«Отвергнутые» | Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним подростком |
Среднее число полученных выборов одним подростком (К) вычисляется по формуле:
К = Общее число сделанных положительных образов/ Общее количество подростков
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в подростковой общности.
Коэффициент взаимности (КВ) вычисляется по формуле: Количество взаимных выборов/ общее количество выборов.
В ходе констатирующего эксперимента были получены следующие результаты, в контрольной группе 14% учащихся являются «звездами», 58% «предпочитаемыми», 14% «принятыми», 14% «отверженными», в экспериментальной, приблизительно такие же показатели: 16% учащихся являются «звездами», 53% «предпочитаемыми», 15% «принятыми», 16% «отверженными».
Контрольная группа
Рис. 1 Результаты констатирующего эксперимента методики Дж. Морено «Социометрия»
Экспериментальная группа
Рис. 2 Результаты констатирующего эксперимента методики Дж. Морено «Социометрия»
По результатам полученных данных можно сделать вывод, что результаты примерно одинаковы как в опытной, так и в контрольной группах. В группах нет четкого лидера, есть много учеников, которые интересны и значимы для коллектива, но есть и дети, которых класс не принимает, поэтому необходима работа педагога-психолога, чтобы это править, из группы детей.
В экспериментальной группе мы провели формирующий эксперимент с целью улучшения взаимоотношений в классе, а также работали с «отверженными» учениками.
Мы разработали программу, для стабилизации межличностных отношений подростков и применили её в экспериментальной группе. (Приложение 1).
Цель программы: развитие и стабилизация межличностных отношений подростков.
Задачи:
- Выявить проблемы межличностных отношений в группе;
- Развивать и стабилизировать взаимоотношения в группе;
- Развивать положительное отношение к себе и окружающим;
Время проведения: 2 раза в неделю.
Работа проводится в группой подростков 15-20 человек.
Структура: Занятия разработаны с учетом особенностей отношений в группе.
Этапы освоения программы:
- Понять необходимую информацию.
- Осознавать свои потребности.
- Донести информацию о навыках.
- Формировать межличностные отношения.
- Обработать навыки.
- Перенести эти навыки в повседневную жизнь.
Методы работы:
- групповая форма;
- ролевые игры;
- элементы сказкотерапии;
- элементы телесно-ориентированной терапии.
Рассмотрим тематическое планирование занятий, направленных на оптимизацию межличностных взаимоотношений подростков. Оно представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Примерный тематический план
№ | Тема занятия |
п/п | |
1 | «Знакомство» |
2 | «Мир чувств и эмоций» |
3 | «Удивление» |
4 | «Непонимание» |
5 | «Обида» |
6 | «Грусть» |
7 | «Гнев» |
8 | «Замороженные чувства» |
9 | «Радость» |
10 | «Любовь» |
Занятие состояло из нескольких этапов и включало в себя:
- Подготовку к занятию: ритуал приветствия, упражнение на сплочение группы, выход на новые понятия;
- Введение в тему: обсуждение новых понятий;
- Основную часть: формирование адекватного восприятия приемов работы и умений;
- Завершение занятия: закрепление расширенного состояния самосознания своего «Я»;
- Прощание: рефлексия и ритуал прощания.
С педагогической стороны:
1.Созданы благоприятные условия для развития личности ребенка-изгоя.
2.Мы выявили пробелы в знаниях, навыках и способностях «отвергнутого ребенка». Мы определили систему дополнительных занятий, оказали поддержку и получили консультации. Снимали синдром «неудачника».
3.Мы позаботились об укреплении позиции ребят в коллективе. С этой целью организована поддержка «изгоев» в выполнении общественных задач.
4.Формировали положительную Я – концепцию. Создавали обстановку успеха, доброжелательность. Анализировали каждый этап, результат деятельности ученика, все его достижения. Положительные изменения поощрялись.
5.Родители «отвергнутого» ребенка получили образовательную поддержку. Они научили их понимать своего ребенка, полагаться на его положительные качества и контролировать действия и поведение в свободное время.
С психологической стороны (совместно с психологом):
1. Мы исследовали психологическую уникальность «отчисленных» подростков, особенности их интеллектуального развития, их отношение к обучению, особенности жизни, недостатки эмоционального развития и т. Д. DR.
2. Выявленные проблемы семейного характера: равнодушие родителей к чувствам и переживаниям ребенка, непонимание, непримиримость родителей и т.д.
3. Была организована консультация психолога, чтобы помочь вам разобраться в своих проблемах и дать предложения по их решению.
4. Проведение индивидуальных бесед с «трудными» детьми, чтобы помочь им преодолеть неуверенность и страх в общении с другими, понять их действия и преодолеть переживания.
Так же проводилась работа с классом, где мы использовали метод переубеждения и переключения, развивали навыки межличностного взаимодействия, развивали чувства взаимоуважения, критического отношения к собственным поступкам. Кроме этого проводилась работа по сплочению коллектива, созданию дружеской атмосферы, взаимопомощи, где авторитет «отверженных» детей поднимался.
После проведенной работы нами был проведен контрольный эксперимент в экспериментальной и контрольной группах. В контрольной группе результаты остались прежними - 14% учащихся являются «звездами», 58% «предпочитаемыми», 14% «принятыми», 14% «отверженными».
Таблица 2. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов
Группа детей | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент |
"звезды" | 14% | 14% |
"предпочитаемые" | 58% | 58% |
"принятые" | 14% | 14% |
"отверженные" | 14% | 14% |
Контрольная группа
Рис. 3 Результаты констатирующего и контрольного экспериментов методики Дж. Морено «Социометрия»
Констатирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
В экспериментальной, показатели изменились: 22% учащихся являются «звездами», 56% «предпочитаемыми», 22% «принятыми».
Таблица 3. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов
Группа детей | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент |
"звезды" | 16% | 22% |
"предпочитаемые" | 53% | 56% |
"принятые" | 15% | 22% |
"отверженные" | 16% | 0% |
Экспериментальная группа
Рис. 5 Результаты констатирующего и контрольного экспериментов методики Дж. Морено «Социометрия»
Констатирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
Таблица 4. Сравнительные результаты контрольного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах
Группа детей | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
"звезды" | 14% | 22% |
"предпочитаемые" | 58% | 56% |
"принятые" | 14% | 22% |
"отверженные" | 14% | 0% |
Экспериментальная группа и контрольная группы
Рис. 5 Результаты контрольного эксперимента методики Дж. Морено «Социометрия»
Экспериментальная группа
Контрольная группа
По результатам проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что наша работы была эффективна, в контрольной группе (8А) – работа с учащимися не проводилась, уровень развития межличностных отношений подростков остался прежним, в экспериментальной группе, заметны улучшения взаимоотношений подростков, в классе не осталось «отверженных» детей, эти учащиеся перешли в группу «принятые».
Таким образом, можно констатировать, что психологический уровень в контрольной группе оставался неблагоприятным и подросткам было сложно налаживать отношения, тогда как в тестовой группе результаты улучшились. Особая работа должна быть проделана для развития межличностных отношений в группе молодых людей. Сегодня эта тема актуальна в связи с возрастающей агрессивностью и жестокостью детей. Актуальность нашла отражение в работе, выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась.
2.2. Рекомендации по развитию межличностных отношений подростков
Для того чтобы улучшить взаимоотношения в группе подростков классному руководителю необходимо сотрудничать с психологом и социальным педагогом.
Классный руководитель, должен руководить деятельностью учащихся и поддерживать инициативу детей.
Создать в классе систему традиций и ценностей.
Для этого можно предложить им анкету, где они будут отвечать на такие вопросы как:
- Как вы понимаете, что такое дружба?
- Какие мероприятия нужны в классе?
- Как сделать класс дружным? И др.
Например, вводите систему обратной связи в конце каждого месяца. Дети могут написать вопрос на листе бумаги или выразить чувства и переживания, которые они не могут выразить вслух, и на основе этого спланировать учебную работу. [40,с.63]
Делайте как можно больше внеклассных мероприятий и создайте традицию походов на природе.
С «отвергнутыми детьми» следует проводить особую работу, их следует привлекать к совместной деятельности в классе, давать указания, хвалить, ободрять в присутствии учеников, но делать только одно.
На уроках иногда лучше организовать работу в группах, в которых есть как «звездные», так и «отвергнутые» ученики. И организовать работу таким образом, чтобы присутствовал принцип взаимной поддержки и поддержки. Распределите задания среди учеников: дежурных в классе, в столовой, ответственных за дизайн класса, библиотеки и т. Д.
Классный руководитель должен видеть и поощрять успехи каждого ребенка, а работу психолога можно разделить на группы:
- Индивидуальная работа с учащимися (проведение консультаций, бесед, с целью повышения самооценки, самоутверждения). При проведении работы нужно учитывать следующее:
-диалог возможен продуктивный только при взаимном доверии, если ребенок не будет доверять психологу, он не расскажет о своих проблемах даже в самых трудных ситуациях;
-важное значение имеет чувство юмора взрослого;
-эффективной работа психолога будет, если он обладает достаточной компетентностью и использует различные психолого- педагогические приемы;
- . Работа с семьей (беседа с родителями, выявление проблем между подростками и родителями, при помощи анкетирования, проведение совместных мероприятий и др)
Для продуктивного диалога, психологу важно придерживаться следующих принципов:
- Принцип равноправия: психолог, либо же родитель не должны диктовать друг другу какие либо условия, их цель решить проблемы подростка.
- Принцип безопасного диалога: достижение целей сможет осуществляться только при полном доверии и отсутствии страха друг перед другом.
- Принцип «поле пересечения»: если психологу удастся показать свою доброжелательность и свои добрые намерения, что он не менее обеспокоен успехом учащегося.
- Принцип оптимизма: какой бы поступок не совершил поступок, психолог не должен показывать свое разочарование и сомнения в том, что можно что то изменить. [28,с.89]
Самым важным признаком благоприятного климата в коллективе является доброжелательность, возможность выразить свое мнение при обсуждении вопроса, который касается всего коллектива, отсутствие давления преподавателя на учащихся, возможность признать права и пр.
Таким образом, психологический климат в подростковой группе зависит от уровня группового развития, когда при совместной деятельности у учащихся просматривается положительная связь.
Выводы по второй главе
Констатирующий эксперимент проведенный среди подростков 15-16 лет (8 «А» и 8 «Б» классы) позволил нам выяснить, что среди подростков в каждом классе наблюдается наличие четырех микрогрупп. Внутри каждой микрогруппы наличие отрицательных выборов не наблюдается, так же как и не наблюдается положительных выборов между микрогруппами. Подростки общаются только в ореоле своей микрогруппы, где ярко выражен лидер. Наличие отрицательных выборов между мирокгруппами говорит о неблагополучном и конфликтном отношении в коллективе. Во взаимоотношениях подростков наблюдается равнодушие, игнорирование некоторых детей (3 человека в экспериментальной группе и 4 человека в контрольной группе).
Наличие взаимных отрицательных выборов между группами говорит нам о том, что подростки живут в своих микрогруппах и практически не общаются друг с другом. Наблюдается неприязненное отношение некоторых подростков друг к другу. На первый взгляд можно говорить о благоприятном климате в классе, так как не наблюдается яркого негатива. Нет травли друг друга подростками. Но при более тщательном изучении мы увидели, что не все так благополучно, как хотелось бы. Классы фактически разобщены, о чем свидетельствует наличие изолированных.Дети разобщены, их взаимодействие происходит только в сложившихся микрогруппах, объединенных вокруг определенных лидеров. Но нельзя не отметить, что эти лидеры не всегда имеют адекватные взгляды на жизнь. В каждом классе есть микрогруппа. Лидер которой проявляет высокий уровень доминирования, доходящий до агрессивных взаимоотношений.
Нами проведена работа была с подростками для оптимизации межличностных отношений в условиях образовательной организации.
С подростками необходимо проводить работу по развитию взаимоотношений в условиях образовательной организации. Как показало исследование, наша работа изменила уровень взаимоотношений среди участников экспериментальной группы. Они стали более терпимыми по отношению к одноклассниками, не проявляют враждебности и агрессии, тогда как подростки из контрольной группы остались при тех же формах общения. Также присутствует наличие микрогрупп по интересам, где подростки общаются обобщенные своим лидером. В экспериментальной же группе подростки ищут новые пути взаимодействия с одноклассниками. Как мы видим, нам удалось подтвердить гипотезу исследования, что только целенаправленная и систематическая работа поможет оптимизировать межличностные отношения среди подростков в условиях образовательной организации.
Заключение
Анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования показал, что межличностные отношения являются номинальной формой взаимодействия между людьми, в которой между ними формируется взаимопонимание, и что между ними устанавливаются определенные отношения для общения и совместного решения любых проблем. ...
Межличностные отношения молодежи являются важной темой психологических исследований многих учителей и психологов в нашей стране и за рубежом. Межличностные отношения между подростками имеют сложную структуру и пронизывают разные уровни формирования личности подростка, которые служат основой их жизни.
Есть два типа межличностных отношений между молодыми людьми в образовательной организации. Первый - это дух товарищества, который способствует обмену знаниями, навыками и способностями, а второй - дружба, которая помогает подростку решать многие эмоциональные и личные проблемы. В межличностном общении молодые люди ценят отзывчивость, открытость и умение хранить секреты. Развитие межличностных отношений начинается с предпочтения внешних данных, а затем уже преследуется единство интересов и вопросы общения. [18,с.31]
Существует множество форм и методов оптимизации работы с молодежью с целью развития межличностного общения в образовательной организации. Это может быть, как коллективное, так и творческое, психологическое обучение, работа в микрогруппах и другие. Однако при организации работы с молодежью необходимо учитывать, что каждое мероприятие должно сопровождаться определенными целями этой работы, результат которых необходимо регулярно анализировать путем наблюдения и диагностики межличностных отношений среди молодежи.
Проведение констатирующего этапа исследования среди подростков 15-16 лет (8 «А» и 8 «Б» классы) позволило нам выявить что среди подростков в каждом классе наблюдается наличие четырех микрогрупп. Внутри каждой микрогруппы наличие отрицательных выборов не наблюдается, так же как и не наблюдается положительных выборов между микрогруппами. Подростки общаются только в ореоле своей микрогруппы, где ярко выражен лидер. Наличие отрицательных выборов между мирокгруппами говорит о неблагополучном и конфликтном отношении в коллективе. Во взаимоотношениях подростков наблюдается равнодушие, игнорирование некоторых детей (3 человека в экспериментальной группе и 4 человека в контрольной группе).
Наличие взаимных отрицательных решений между группами показывает, что подростки живут в своих микрогруппах и практически не общаются друг с другом. Некоторые молодые люди относятся друг к другу враждебно. На первый взгляд можно говорить о благоприятном климате в классе, поскольку яркого негатива нет. Подростки не запугивают друг друга. Однако при ближайшем рассмотрении мы обнаружили, что не все так, как нам хотелось бы. Классы фактически фрагментированы, о чем свидетельствует существование изолированных классов. У детей разногласия, их взаимодействие происходит только в установленных микрогруппах, которые объединяются вокруг определенных руководителей. Однако следует отметить, что эти лидеры не всегда имеют адекватный взгляд на жизнь. В каждом классе есть микрогруппа. Лидер демонстрирует высокую степень доминирования и достигает агрессивных отношений. [18,с.18]
На начальном этапе исследования мы разработали обучающую программу с молодыми людьми, чтобы оптимизировать межличностные отношения в контексте образовательной организации.
Необходимо работать с молодыми людьми для оптимизации межличностных отношений в контексте образовательной организации. Исследование показало, что наша работа изменила уровень взаимоотношений между участниками экспериментальной группы. Они стали толерантнее к одноклассникам, не проявляют неприязни и агрессии, тогда как подростки из контрольной группы придерживаются тех же форм общения. Существуют также группы по микро-интересам, в которых молодые люди общаются в обобщенной форме от своего лидера. В экспериментальной группе молодые люди ищут новые способы взаимодействия с одноклассниками. Как видим, нам удалось подтвердить гипотезу исследования о том, что только целенаправленная и систематическая работа помогает оптимизировать межличностные отношения между молодыми людьми в образовательной организации.
Список литературы
- Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2014. – 704 с.
- Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 363 с.
- Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. – М.: ACADEMIA, 2012. – 264 с.
- Аникеев, Н.П. Психологический климат в коллективе: учебное пособие / Н.П. Аникеев. – М.: Просвещение, 2009. – 319 с.
- Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Педагогика, 2013. – 272 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2014. – 400 с.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Изд-во МПСИ, 2015. – 390 с.
- Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. В. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. – 672 с.
- Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике: 3-е изд. / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер. – 2008. – 688 с.
- Вассерман, Л.И. Родители глазами подростка / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. – СПб.: Речь, 2014. – 256 с.
- Верба, И.К. Психология эффективного общения / И.К. Верба. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного университета, 2013. – 115 с.
- Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский.
– М.: Смысл, 2015. – 512 с.
- Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015. – 176 с.
- Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М.: Инфа, 2013. – 272 с.
- Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин.– Мн.: Харвест, 2015. – 800 с.
- Додонов Б. И. В мире эмоций. Киев, 1987. –230с.
- Драгунова, Т.В. Психические особенности подростков / Т.В. Драгунова // Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1999. – № 1. – С. 305-317.
- Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дуб-ровина, А.М. Прихожан, В.С. Зацепин. – М.: Академия, 2014. – 368 с.
- Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении/ Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров: КГУ, 2011. – 142 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1997 – 480с.
- .Кле М. Психология подростка. – М.: Педагогика,1991,. – 115с.
- Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль.- 1997 – 240с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, Изд-во БГУ. 2016. – 284 с.
- Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. / Я.Л. Коломинский. – Минск: Народная асвета, 2014. – 295 с.
- Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2015 – 192 с.
- Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2015. – 336 с.
- Крайг, Г. Психологическое развитие / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2016. – 394 с.
- Кривцова, С.В. Подросток на перекрестке эпох / С.В. Кривцова. - М.: Генезис, 2008. – 288 с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М.: Сфера, 2011.
– 464 с.
- Леонтьев, А.А. Психология общения : 3-е изд / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2015. – 365 с.
- Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 2012. – 384 с.
- Машков В.Г. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. СПб.: Речь, 2015. – 304 с.
- Мелибурда, Е.Л. Ты – мы: психологические возможности улучшения общения / Е.Л. Мелибурда. – М.: Речь, 2006. – 265 с.
- Методика «Q-сортировка» (В.Стефансон) // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: 2011. – Т.2. С. 65-69.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2004. – 456 сЛомов, Б.Ф. Общение: понятие, формы / Б.Ф. Ломов // Психологический журнал. – 2002. –№6. – С. 26–27.
- Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды / В.Н. Мясищев. – Воронеж: Путь, 2012. – 324 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1: Основы общей психологии. – М.: Владос, 2009. – 688 с.
- Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К.: Наукова думка, 2006. – 192 с.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 442 с.
- Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов/ под общей ред. А.Г. Шмелева. – Москва, Ростов-на-Дону: Изд-во«Феникс». – 2016. – 544 с.
- Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. – М.: Просвещение. 2013. – 339 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Академия, 2016. – 512 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 2008. – 384 с.
- Прихожан, А.М. Подросток в учебнике и в жизни / А.М., Прихожан, А.В. Толстых. – М.: Знание, 2007. – 541 с.
- Психология человека от рождения до смерти / под общей ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2016. – 656 с.
- Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2013. – 624 с.
- Рогов, Е.И. Психология общения /Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2014.– 336с.
- Ромек В.Г. Развитие уверенности в межличностных отношениях// Журнал практического психолога. – 2000, № 12. – с. 74-113.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.– СПб.: Питер, 2014. – 680 с.
- Рукавишников, А.А. Диагностика межличностных отношений // Соци-ально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.– М.: Филинъ, 2002. – C.167-171.
- Руссо, Ж.Ж. Подростковый период развития / Ж.Ж. Руссо // Психологиче-ский журнал. 2005. – №9. – С. 34–38.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб. ООО «Речь», 2015. – 350 с.
- Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 158 с.
- Собчик, Л.Н. Диагностика психологической совместимости. Еще раз про любовь/ Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь 2012. – 80 с
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев. – 1974.- 288с.
- Тихонов, А.П. Личность и межличностные отношения: психологическое исследование соционического подхода / А.П. Тихонов // Соционика, ментология и психология личности. – 2000. – № 6. – С.33–42.
- Толстых, А.В. Подросток в неформальной группе / А.В. Толстых.– М.: Знание, 2017. – 294 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 2005. –
№1. – С. 34–36.
- Фельдштейн, Д.И. Психология воспитания подростка / Д.И. Фельдштейн. – М.: Знание, 2016. – 54 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2013. – 1136 с.
- Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер – СПб.: Питер, 2015. – 607 с.
- Эльконин, Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / Д.Б. Эльконин // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. – М.: Роспедагентство, 2011. – С. 313-320.
Приложение 1
Программа оптимизации взаимоотношений подростков
Цель мероприятий: развитие и оптимизация межличностных отношений подростков в условиях образовательной организации.
Задачи:
- развивать умение общаться с окружающими людьми при любых проявлениях настроения;
- помочь выявить проблемы в развитии тех или иных межличностных отношений и найти пути решения;
- развитие положительного отношения к собственному «Я» и уважение к другим.
Место проведения занятий: кабинет релаксации в общеобразовательной организации
Время проведения: суббота, еженедельно.
Работа проводится с группой (10-15 человек). Преимущества групповой работы в том, что общение в коллективе противодействует отчуждению и чувству одиночества, способствует получению обратной положительной связи от участников группы, в коллективе каждый участник может экспериментировать в рамках тренинга с различными стилями взаимоотношений.
Структура: Программа занятий разработана с учетом особенностей развития межличностных отношений подростков в условиях образовательной организации.
Этапы освоения программы:
- Понимание получаемой информации.
- Осознание потребности.
- Донесение информации о содержании того или иного навыка.
- Формирование межличностных отношений.
- Отработка полученных навыков.
- Перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь. Основные компоненты работы:
- Потребностно - мотивационный – обеспечивает у участников потребность в самовоспитании.
- Аксиологический - предполагает осознание участником ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.
- Образовательный — обеспечивает знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах оптимизации межличностных отношений.
Методы работы:
- групповая форма;
- ролевые игры;
- элементы сказкотерапии;
- элементы телесно-ориентированной терапии.
Занятие 1. Знакомство
Назначение:
- обозначить начало занятий, создать особую атмосферу взаимодействия участников;
- включение в работу, снятие накопившегося напряжения;
- сплочение, создание группового доверия и принятия. Структура:
Выработка ритуала приветствия для дальнейшей работы. Разминка
«Поиск сокровищ». Упражнение «Наши ожидания». Основные принципы групповой работы. Упражнение «Календарь настроения». Упражнение
«Метафора проблемы». Игра «На что похоже мое настроение». Ритуал прощания.
Занятие 2. Мир чувств и эмоций
Назначение:
- осознание и принятие своих чувств;
- анализ воздействия на человека позитивных и негативных чувств;
- укрепление уверенности в себе;
- стимулирование готовности к общению;
- формирование опыта присвоения различных ролей, развитие навыка смены эмоций при вхождении в роль.
Структура:
Разминка «Скажи – ка, дядя». Игра К. Фопеля «Радуга». Упражнение
«Разговор со сменой позиций». Упражнение. «Впечатления». Ритуал прощания.
Занятие 3. Удивление
Назначение:
- осознание и принятие своих чувств;
- освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения. Структура:
Разминка «Перекусы». Упражнение «Вербальное и невербальное выражение удивления». Упражнение «Удивительные истории». Упражнение
«Ассоциации». Мозговой штурм «Способы саморегуляции в ситуации стресса». Упражнение «Комплименты». Прощание.
Занятие 4. Непонимание
Назначение:
- прорабатывание путей достижения взаимопонимания;
- обсуждение ситуаций, когда понимания не достигается, путей, которые используются для лучшего понимания друг друга;
- развитие невербальное общение, сплочение группы;
- совершенствование навыка сотрудничества. Структура:
Разминка «Заросли». Упражнение «Зеркало». Упражнение «Когда мы не понимаем». Упражнение «Хочу - не хочу, но делаю... ». Сказка «Талант». Прощание.
Занятие 5. Обида
Назначение:
- умение признавать свою обиду и высказывать ее;
- формирование умения конструктивного способа избавления от обиды;
- умение прислушаться к состоянию другого человека;
- умение выйти на доверительный контакт с собеседником;
- развитие умения распознавать телесные эмоциональные состояния, соответствующие различным чувствам и эмоциям.
Структура:
Разминка «Подуй на свечу». Зачин сказки. Упражнение «Мне обидно, когда...» Обсуждение-игра «На что похожа обида». Упражнение «Сказка сказке рознь». Обсуждение «Этапы конструктивного избавления от обиды». Упражнение «Мусорное ведро». Прощание.
Занятие 6. Грусть
Назначение:
- осознание и принятие своих чувств, работа с негативными чувствами;
- освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.
Структура:
Разминка. Упражнение «Передай движение». Упражнение «Сказка о милостивой судьбе». Обсуждение «Мне бывает грустно, когда...». Упражнение «Рисунок грусти». Упражнение «Танцы-противоположности». Упражнение «Веревка». Прощание.
Занятие 7. Гнев
Назначение:
- осознание и принятие своих чувств, работа с негативными чувствами;
- освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.
Структура:
Разминка. Игра «Выведи из равновесия». Обсуждение. Игра
«Кричалка». Упражнение «Рубка дров». Упражнение «Медитация». Упражнение «Сосредоточение на эмоциях и настроении». Упражнение
«Ха!». Прощание.
Занятие 8. Замороженные чувства
Назначение:
- осознание своих «замороженных» чувств, работа с ними;
- освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.
Структура:
Разминка. Упражнение «Броуновское движение». Упражнение «Огонь
– лед». Игра «Замороженный и реаниматор». Упражнение «Звуковая гимнастика». Танец «Пять движений». Рефлексия. Прощание.
Занятие 9. Радость
Назначение:
- развить умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной невербальной коммуникации, осознание и передача переживаемых эмоций;
- способствовать созданию атмосферы доброжелательности и концентрации внимания на радостных эмоциях
Структура:
Упражнение «Мудрец из храма». Упражнение «Лабиринт». Упражнение «Слепой — поводырь». Упражнение «Групповое рисование по кругу». Упражнение «Джаз тела». Игра «Послание самому себе». Упражнение «Пожелание». Рефлексия «Мне сегодня». Прощание.
Занятие 10. Любовь
Назначение:
- научиться пользоваться всем арсеналом невербального общения для того, чтобы подкрепить и усилить значение выражения эмоции любви;
- выявить и продемонстрировать участникам остроту противоречивых подходов к стремлению человека принимать любовь и дарить ее другим;
- способствовать преодолению психологических барьеров, препятствующих проявлению любви к себе, любви к другим людям, путем развития спонтанности участников тренинга.
Структура:
Разминка. Игра «Импульс». Упражнение «Картина па спине». Упражнение «Спинка». Обсуждение «Как на языке мимики и жестов проявляется любовь». Упражнение «Улыбка». Упражнение «Сочини сказку». Упражнение «Рисунок будущего». Рефлексия. «Мне сегодня...» Прощание. Упражнение. «Чемодан пожеланий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок для учителей в рамках курсовой подготовки
"Природа в опасности!" Открытый урок...
Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"
Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...
Курсовая работа "Самоонализ профессиональной деятельности учителя начальных классов с точки зрения требований ФГОС в начальной школе"
Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в ...
Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»
Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...
Курсовая работа по теме:"Портфолио ученика начальных классов".
В курсовой работе содержится теоретическое обоснование темы, предложен один из вариантов ученического портфолио, разработаны разделы портфолио с подробным описанием материалов, которые могут туда поме...
Курсовая работа по теме:"Портфолио ученика начальных классов".
В курсовой работе содержится теоретическое обоснование темы, предложен один из вариантов ученического портфолио, разработаны разделы портфолио с подробным описанием материалов, которые могут туда поме...
Курсовая работа
Курсовая работа: «Сравнительный анализ метапредметных технологий при изучении курса «Окружающий мир» во 2 классе». Задачи:1.Рассмотреть структуру урока в различных технологиях.2.Сравнить освоени...