Структура деятельности и ее особенности у детей с интеллектуальным дефектом
статья (1 класс)

Мандрикова Екатерина Михайловна

Деятельность — это активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект удовлетворяет свои потребности, достигает цели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура деятельности и ее особенности у детей с интеллектуальным дефектом

Деятельность — это активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект удовлетворяет свои потребности, достигает цели.

Для умственно отсталых детей характерно позднее и неполноценное формирование всех видов деятельности. Особенно страдает произвольная деятельность.

  1. низкая активность
  2. незрелость мотивов и целей деятельности
  3. Узость мотивации, неустойчивость, скудность, ситуативность, одномоментность мотивов
  4. нарушение целенаправленности
  5. плохая ориентировка в условии задачи
  6. недостаточное понимание словесной инструкции, низкая произвольность внимания, неспособность осознать содержание всей инструкции в целом и неспособность ей следовать.
  7. неумением преодолевать встречающиеся трудности
  8. неумение подобрать необходимые средства реализации для решения поставленной задачи,
  9. трудность переноса прошлого опыта в новые условия.
  10. неумение планировать свою деятельность и предвидеть ее результаты.
  11. некритичное отношение к полученным результатам, непониманием  значимости  результатов  деятельности

Особенности формирования навыков:

- слабая дифференцировка уже выработанных условнорефлекторных связей из-за слабости замыкательной функции коры головного мозга

- требуется большое количество повторений

- уже сформированные связи без длительного подкрепления имеют тенденцию быстро утрачиваться          - формирование любого навыка требует специально организованной длительной работы

Изобразительная деятельность умственно отсталых детей формируется замедленно и своеобразно:

  • долго остаются на уровне простых каракуль
  • рисуют с грубыми ошибками и неточностями
  • рисуют людей-головоногов, птиц, имеющих по четыре лапки, «прозрачные» дома и выполняют все это нечеткими, кривыми линиями.
  •  Однако они относятся к результатам своей деятельности весьма эмоционально, высоко их оценивают и с удовольствием демонстрируют

Особенности игровой деятельности:

  1. самостоятельно игра не формируется (наиболее сложной является сюжетно-ролевая игра)
  2. по своей инициативе редко участвуют в игре
  3. не понимают назначения игрушек
  4. действия с игрушками носят неосмысленный манипулятивный характер
  5. не используют в игре предметы-заменители
  6. не могут быть организатором или активным участником сюжетной игры, так как не понимают ее содержания в целом.
  7. низкая речевая активность:  не участвуют в игровых диалогах, не оречевляют действий, не поясняют хода игры и т. д.
  8. не проявляют к играм соответствующего интереса
  9. игры шаблонны

 В процессе игры: мало активны, безынициативны и часто, не понимая содержания игры, отказываются вообще в ней участвовать. Обычно у умственно отсталых дошкольников можно наблюдать отдельные игровые действия, они не имеют смыслового наполнения. Ребенок лишь весьма относительно воспроизводит ситуацию, которая не входит ни в какой сюжет, но представляет собой хорошо знакомое действие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью. Методы его коррекции».

Данная статья рассказывает об особенностях мышления детей с интеллектуальной недостаточностью. Статья содержит не только теоретический материал, но и практическое его применение при обучении таких дет...

Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"

В статье рассказывается об обучении детей с ОВЗ в условиях инклюзии. Описывается организация работы на уроке, методы и приемы....

Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"

В статье рассказывается о методах, формах и приемах работы в коррекционной школе в условиях реализации ФГОС...

Особенности памяти детей с интеллектуальным дефектом

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения....

Особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью

Дети с интеллектуальной недостаточностью – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познава...

Особенности речи детей с интеллектуальными нарушениями

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речево...