Адаптация первоклассников в гимназии
статья
Проблемы адаптации волнуют всех участников педагогического процесса - и учителей, и учащихся, и , конечно же, родителей. Вопросу о том, как этот вопрос решается в нашем образовательном учреждении, посвящена данная статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pervoklassnikov_v_gimnazii.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация первоклассников в гимназии
Место проведения: 25 сентября 2018 г. Уроки 1,2,3. Начальная школа.
Цели и задачи :
- выявить детей, испытывающих трудности адаптации;
- выявить детей с низким уровнем мотивации;
- выявить детей с негативным отношением к себе.
Форма: фронтальное обследование.
Методы:
1. Анкета (10 вопросов) Лускановой Н.Г. (см.приложение)
2. Лесенка Дембо-Рубинштейн.
3. Рисунок на тему: «Я в школе».
4. Наблюдение и беседа.
- Класс 1 «А». Д. Светлана Дмитриевна (из 28 человек отсутствовали 3 чел. , П. Артем, С. Георгий, Ш. Ольга)
По анкете Лускановой выявлены учащиеся со следующими уровнями школьной мотивации:
Низкий – (10 баллов и менее) –– негативное отношение к школе, школьная дезадаптация – 0 чел.
ниже среднего – (10-14 баллов) - низкая школьная мотивация – 3 чел. Михаил, Олеся, Евгения
средний – (15-19 баллов) – положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами - 4 чел.
Выше среднего (20-24 балла) – хорошая школьная мотивация - 5 чел.
Высокий (25-30 баллов) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности - 13 чел.
- По Лесенке Дембо-Рубинштейн выявлены учащиеся:
- с недостаточно позитивным отношением к себе –Светлана – (2 балла из 5).
- с недостаточно позитивным отношением одноклассников – 1 чел. Александра ( 1 балл из 5).
с недостаточно позитивным отношением учителя - Виктор – 1 чел. (1 балл из 5)
- с недостаточно позитивным отношением родителей – 0 чел
Рассогласование оценок (более или равно 2 балла) - не наблюдается.
- По рисунку «Я в школе» учащиеся успешно адаптировались и приняли позицию школьника: на рисунках изображены учебные ситуации, действие которых происходит внутри школы (12 чел.); изображены ситуации, где действие происходит в школьном дворе (13 чел.).
Наблюдение показало, что учащиеся усвоили правила поведения в школе. Дети умеют здороваться, слушать учителя, взрослого, друг друга, поднимать руку и т.д. По словам учителя с учащимися сложились ровные деловые отношения.
| 1 А класс |
| Лесенка: «Я», «Одноклассники», «Учитель», «Родители» |
| |||
№ | Фамилия, имя | Анкета | Я | О | У | Р | Рисунок |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 |
Выводы:
- Низкий уровень и уровень ниже среднего (максимальная оценка 30 баллов) адаптации и школьной мотивации выявлен у следующих учащихся:
1А | 1Б | 1В |
Михаил – 12 баллов Олеся – 13 баллов Евгения – 14 баллов |
2. Недостаточно позитивное отношение к себе (положение на нижней ступеньке говорит об отрицательном отношении к себе и неуверенности в собственных силах) у следующих учащихся (максимальная оценка 5 баллов):
1А | 1Б | 1В |
Светлана – 2 балла |
Недостаточно позитивное отношение одноклассников (возможно, имеет место напряженность во взаимоотношениях) (максимальная оценка 5 баллов):
1А | 1Б | 1В |
Александра – 1 балл |
- Недостаточно позитивное отношение учителя (возможно, имеет место напряженность во взаимоотношениях) (максимальная оценка 5 баллов)
1А | 1Б | 1В |
Виктор – 1 балл |
- Недостаточно позитивное отношение родителей (возможно, имеет место напряженность во взаимоотношениях) у следующих учащихся:
1А | 1Б | 1В |
нет | Владимир – 2 балла | нет |
- Качественный анализ согласования/рассогласования оценок (я, одноклассники, учитель, родители):
Благоприятный вариант – если дети считают, что взрослые поставят их на одну из верхних ступенек лестницы, а сами себя ставят на одну ступеньку ниже.
Неблагоприятный вариант – дети ставят себя на ступеньках выше, чем их поставили бы взрослые. Такой выбор свидетельствует об осознании ребенком неприятия со стороны взрослого и негативном противопоставлении оценке взрослого собственной оценки. В случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и получает замечания, это может служить свидетельством адекватной самооценки.
Положение на любой из нижних ступенек говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
Если ребенок ставит себя на ту же ступеньку, на которую его поставили бы взрослые, то это может свидетельствовать либо об инфантилизме, либо о «компенсирующей самооценке», когда желаемое выдается за действительное.
Предложения:
1. Обсудить с классными руководителями полученные данные о школьной адаптации.
2. Провести индивидуальные беседы с детьми с низким уровнем школьной адаптации и низкой самооценкой.
3. Рекомендовать учителю проведение коллективных игр на сплочение классного коллектива.
Приложение
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
- Тебе нравится в школе?
- не очень
- нравится
- не нравится
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
- Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
- Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
- У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
- Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не очень
- не нравятся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация первоклассников в гимназии
Используемые методики, таблицы для ввода данных, выводы, рекомендации...
Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»
В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников и их родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.
1 Виды адаптации.2Признаки плохой адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...
Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...
2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников
2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...
3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...
4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...