Адаптация первоклассников в гимназии
статья

Солодкова Анжелика Захаровна

Используемые методики, таблицы для ввода данных, выводы, рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2014_spravka_adaptatsiya_1_kl.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Справка об адаптации учащихся 1-х классов к школе.

Дата и место проведения: 25 сентября 2014 г. Уроки 1,2,3. Начальная школа.

Цели и задачи :

  • выявить детей, испытывающих трудности адаптации;
  • выявить детей с низким уровнем мотивации;
  • выявить детей с негативным отношением к себе.

Форма: фронтальное обследование.

Методы:

1. Анкета (10 вопросов) Лускановой Н.Г. (см.приложение)

2. Лесенка Дембо-Рубинштейн.

3.  Рисунок на тему: «Я в школе».

4. Наблюдение и беседа.

  1. Класс 1 «А». Д. Светлана Дмитриевна (из 28 человек отсутствовали 3 чел. ,  П. Артем, С. Георгий, Ш. Ольга)

По анкете Лускановой выявлены учащиеся со следующими уровнями школьной мотивации:

Низкий – (10 баллов и менее) –– негативное отношение к школе, школьная дезадаптация – 0 чел.

ниже среднего – (10-14 баллов) -  низкая школьная мотивация –  3 чел. Михаил, Олеся, Евгения

 средний – (15-19 баллов) – положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами -   4 чел.

Выше среднего (20-24 балла) – хорошая школьная мотивация -  5 чел.

Высокий (25-30 баллов) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности - 13 чел.

  • По Лесенке Дембо-Рубинштейн выявлены учащиеся:

-  с недостаточно позитивным отношением к себе –Светлана – (2 балла из 5).

- с недостаточно позитивным отношением одноклассников – 1 чел. Александра ( 1 балл из 5).

с недостаточно позитивным отношением учителя -  Виктор – 1 чел. (1 балл из 5)

- с недостаточно позитивным отношением родителей – 0   чел

Рассогласование оценок (более или равно 2 балла) -  не наблюдается.

  • По рисунку «Я в школе» учащиеся успешно адаптировались и приняли позицию школьника: на рисунках изображены учебные ситуации, действие которых происходит внутри школы (12 чел.);  изображены ситуации, где действие происходит в школьном дворе (13 чел.).

Наблюдение показало, что учащиеся усвоили правила поведения в школе. Дети умеют здороваться, слушать учителя, взрослого,  друг друга, поднимать руку и т.д. По словам учителя с учащимися сложились ровные деловые отношения.

 

 1 А класс

 

Лесенка:

«Я», «Одноклассники»,

«Учитель», «Родители»

 

Фамилия, имя

Анкета

Я

О

У

Р

Рисунок

1

2

3

4

5

Выводы:

  1. Низкий уровень и уровень ниже среднего (максимальная оценка 30 баллов)  адаптации и школьной мотивации выявлен у следующих учащихся:

Михаил – 12 баллов

 Олеся – 13 баллов

 Евгения – 14 баллов

2. Недостаточно позитивное отношение к себе (положение на нижней ступеньке говорит об отрицательном отношении к себе и неуверенности в собственных силах) у следующих учащихся (максимальная оценка 5 баллов):

Светлана – 2 балла

Недостаточно позитивное отношение одноклассников (возможно, имеет место напряженность во взаимоотношениях) (максимальная оценка 5 баллов):

Александра – 1 балл

  1.  Недостаточно позитивное отношение учителя (возможно, имеет место напряженность во взаимоотношениях)  (максимальная оценка 5 баллов)

Виктор – 1 балл

  1.  Недостаточно позитивное отношение родителей (возможно, имеет место напряженность во взаимоотношениях) у следующих учащихся:

нет

Владимир – 2 балла

нет

  1. Качественный анализ согласования/рассогласования оценок (я, одноклассники, учитель, родители):

Благоприятный вариант – если дети считают, что взрослые поставят их на одну из верхних ступенек лестницы, а сами себя ставят на одну ступеньку ниже.

Неблагоприятный вариант – дети ставят себя на ступеньках выше, чем их поставили бы взрослые. Такой выбор свидетельствует об осознании ребенком неприятия со стороны взрослого и негативном противопоставлении оценке взрослого собственной оценки. В случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и получает замечания, это может служить свидетельством адекватной самооценки.

Положение на любой из нижних ступенек говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

Если ребенок ставит себя на ту же ступеньку, на которую его поставили бы взрослые, то это может свидетельствовать либо об инфантилизме, либо о «компенсирующей самооценке», когда желаемое выдается за действительное.

Предложения:

1. Обсудить с классными руководителями полученные данные о школьной адаптации.

2. Провести индивидуальные беседы  с детьми с низким уровнем школьной адаптации и низкой самооценкой.

3. Рекомендовать учителю проведение коллективных игр на сплочение классного коллектива.


Приложение

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

  1. Тебе нравится в школе?
  • не очень
  • нравится
  • не нравится
  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
  • чаще хочется остаться дома
  • бывает по-разному
  • иду с радостью
  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
  • не знаю
  • остался бы дома
  • пошел бы в школу
  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  • не нравится
  • бывает по-разному
  • нравится
  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
  • хотел бы
  • не хотел бы
  • не знаю
  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  • не знаю
  • не хотел бы
  • хотел бы
  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  • часто
  • редко
  • не рассказываю
  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  • точно не знаю
  • хотел бы
  • не хотел бы
  1. У тебя в классе много друзей?
  • мало
  • много
  • нет друзей
  1. Тебе нравятся твои одноклассники?
  • нравятся
  • не очень
  • не нравятся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников в гимназии

Проблемы адаптации волнуют всех участников педагогического процесса - и учителей, и учащихся, и , конечно же, родителей. Вопросу о том, как этот вопрос решается в нашем образовательном учреждении, пос...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...