Выступление на родительском собрании по теме "Адаптация обучающихся в 1 классе"
план-конспект

Конспект выступления на родительском собрании по вопросам адаптации обучающихся 1 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_1klassnikov_rod_sobranie.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании  

по теме «Адаптация обучающихся 1 класса»

Цель: информирование родителей об особенностях адаптации первоклассников

Задачи:

  • информирования о критериях успешной адаптации обучающихся 1 классов;
  • повышение психологической компетентности родителей обучающихся по вопросу адаптации;
  • дать рекомендации родителям по возможной помощи в адаптации первоклассников.

Ход работы.

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.

  • В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.
  • В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.
  • Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности. 
  • Дети попадают в более строгую систему требований к ним.
  • Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.

Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

  • индивидуальных особенностей ребенка;
  • уровня готовности к школе;
  • степени развития социальных навыков.

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

Адаптации первоклассников по ФГОС

Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:

  • установлен контакт с учителем;
  • ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
  • налажены отношения с одноклассниками;
  • ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
  • владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе. Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка.

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

  • Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
  • Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

  • Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
  • Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
  • Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.     

При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.  

Условия адаптации.

Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:

  • организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями шестилеток;
  • создание комфортных условий для общения;
  • проведение оздоровительно-профилактической работы;
  • организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  • организация активного досуга во внеурочное время;
  • формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика;
  • проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.

Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов.

Проблемы адаптации первоклассников

В случае удачного сочетания внешних и внутришкольных факторов ребенок без проблем «входит» в школьную жизнь и не испытывает эмоционального дискомфорта при нахождении в классе. Однако иногда могут возникнуть определенные трудности в адаптации первоклассников к школе. Речь идет о таких обстоятельствах:

  • хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;
  • уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя а «погружаются в себя»;
  • негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;
  • вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;
  • проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни.

Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.  

Рекомендации для родителей первоклассников.

1.Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.

2.Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3.Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.

4.Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5.Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6.Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ( «Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7.Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8.С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9.Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании в 1 классе.

Вводное собрание в ГПД, которое знакомит родителей с требованиями педагога...

Выступление на родительском собрании в 1-ых классах "Школьная тревожность первоклашек"

1. Познакомить родителей с понятием "школьная тревожность", признаками и причинами школьной тревожности.2.Дать советы и рекомендации родителям, как помочь тревожному ребенку - первокласснику....

Презентация "Что такое дисграфия?"(выступление на родительском собрании во втором классе)

В презентации содержаться рекомендации родителям по обучению детей  письму без ошибок с использованием игровых приемов. В презентации рассказывается о логопедической помощи детям с нарушением пис...

Выступление на родительском собрании во 2 классе

quot;Дисграфия. Характерные ошибки на письме."...

Выступление на родительском собрании для учеников 3-х классов и их родителей. Изучение модуля «Основы религиозных культур и светской этики».

В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие пра...

Протокол проведения родительского собрания. Конспект выступления на родительском собрании «Влияние бесконтрольного пользования компьютером на становление и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Протокол проведения родительского собрания. Конспект выступления на родительском собрании «Влияние бесконтрольного пользования  компьютером на становление и развитие детей дошкольного и мла...

Выступление на родительском собрании по итогам учебного года на тему: "Трудности в коррекционной работе учителя-логопеда с обучающимися 1 класса".

Выступление на родительском собрании МБОУ НШ-ДС по итогам учебного года, на котором родители обучающихся 1 класса были ознакомлены с трудностями организации коррекционной деятельности учителя-логопеда...