Методическая разработка "Развитие мелкой моторики"
статья (1 класс)

Данная методическая разработка будет полезна как и родителям, так и педагогам.. Представленные упражнения способствуют развитию мелкой мотрики, пространственной ориентации, кооординациии движний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_motoriki.docx39.98 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство родителей с упражнениями на развитие мелкой моторики.

Самомассаж

Сначала познакомлю вас с самомассажем. Это один из видов пассивной гимнастики, его проводят ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие, начинают с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, а затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки.

Самомассаж кисти и пальцев рук:

  • Помоем руки под струей воды
  • Согреем руки
  • Гуси щиплют травку
  • Надеваем перчатки
  • Пила
  • Каток
  • Краб
  • Спиральки
  • Пунктиры
  • Буравчик
  • Утюжок
  • Самомассаж внешней стороны кисти рук.

После чего проводится комплекс упражнений.

1. «Пунктиры». Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.

2. «Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки. Все движения сопровождаем текстом.

“Вверх ладошку подниму
И пилить ее начну.
Не пугайся, ведь пила-
Это правая рука”.

3. «Утюжок». Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

4. «Каток». Исходное положение то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.

5.  «Согреваем ладошки». Сильно потираем руки. 

6. Упражнения с пальцами. Круговыми движениями большого и указательного пальцев разминать каждый пальчик, начиная от их кончиков:

“Раз, два, три, четыре, пять -
Будем пальцы разминать.
Каждый пальчик разминаем
И опять все начинаем”.

“Пальчики мы разминаем
И с большого начинаем
Каждый пальчик разотрем -
На другой руке начнем”.

Вместе с родителями выполняем самомассаж.

Пальчиковые игры

                                                                   

«Дружные пальчики»

Пальцы одной руки,сжатые в кулак медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы снова сжимаюся в кулак, но большой палец кладётся сверху.

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит.

Никогда его не бросит.

Ну, а этот-средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой пальчик хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся.

Вместе дело спорится.

Ужи

На болоте – камыши

Руки поставить локтями на стол, пальцы расслаблены (камыши).

Там семьей живут ужи.

Руки лежат на столе. Пальцы сложить щепоткой (головы ужей).

То назад, то вперед

Быстро каждый уж ползет.

Руки перемещать по столу. изображая ползущих ужей.

«Ш-ш», - ужики шипят,

Большой палец оставить от остальных (ужики открывают рты).

Всюду ищут лягушат

Повертеть кистями рук (ужики осматриваются)

Рыбки

Рыбки в озере живут,

Ладонь выпрямить. пальцы прижать друг к другу (рыбка). В эту игру хорошо играть вдвоем или втроем, изображая целую стайку рыб.

Вверх и вниз они снуют.

Ладони волнообразно перемещать вверх-вниз.

По команде «раз, два, три»

Выпускают пузыри.

Указательный и большой пальцы сложить колечком (пузырь). Обеими руками показывать, как «пузыри» медленно перемещаются снизу вверх.

И кружатся, и шалят,

Ладони поворачивать в разные стороны, перемещать в воздухе.

И хвостиками шевелят.

Пошевелить кончиками пальцев.

“Паучок”

Паучок ходил по ветке,

 (Руки скрещены , пальцы каждой руки “бегут”

А за ним ходили детки.

 По предплечью, а затем по плечу др.руки)

Дождик с неба вдруг полил,

 (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие)

Паучков на землю смыл.

 движения; хлопок ладонями по столу/коленям)

Солнце стало пригревать,

 (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,

Паучок ползет опять,  

 пальцы растопырены, качаем руками.)  

А за ним ползут все детки,  

 (Действия аналогичны первоначальным.)

Чтобы погулять по ветке.

 (“Паучки” ползают по голове.)

 «Гномики»

Жили-были гномики (Указательным и большим пальцем показываем размер)

В расчудесном домике. (Ладони сложены в виде крыши)

Папа-гном дрова рубил, (Ребром кисти ударяем о ладонь)

Гном-сынок их в дом носил, (Хватательные движения руками)

Мама-гномик суп варила, (Кисти округлены, шарообразные движения)

Дочка-гном его солила, (Пальцы сложены в «щепотку»)

Гномик-бабушка вязала, (Имитируем вязание на спицах)

Гномик-тетушка стирала, (Потираем ладошки друг о друга)

Дед – окошко открывал,

Всех знакомых в гости звал!

(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)

Спичечный тренинг

Упражнение  «Спичечные загадки»

Материалы: спички или счетные палочки.

- Взрослые всегда учат детей, что спички детям не игрушка. Я вам предлагаю с помощью данного упражнения найти полезное и безопасное применение спичкам. Если ребенок испытывает затруднения в работе со спичками, спички можно заменить на счетные палочки.

 Используя это упражнение мы развиваем не только мелкую моторику пальцев, но и  формируем умение складывать и преобразовывать фигуры.

- Чтобы повысить интерес ребенка к выполнению упражнения рекомендую во время выполнения задания использовать небольшие стихотворные строчки, которые в последующем можно предложить ребенку выучить наизусть, тем самым способствовать развитию памяти и речи. Вот примеры, но вы можете сами придумать и другие (дом, рыбка, стол и т.д.)

Кроватка: поставили в спальню мы кроватку, и спать на ней мы будем сладко.

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/170/169249/169249_html_m46d1fdca.png

Телевизор: без телевизора скучно, друзья, но долго смотреть телевизор нельзя.

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/170/169249/169249_html_38c2598c.pnghttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/170/169249/169249_html_m1508ceae.png

На комод забрался ежик, 
У него не видно ножек,
У него такого злючки,
Не причесаны колючки.
 
И ни как не разберешь –
Щетка это или еж?

Упражнение  «Чудо-прищепки»

(Возможен вариант замены прищепок на скрепки).

Материалы: прищепки (скрепки), изготовленные из  цветного картона, солнышко и ежик.

- Всем известно, что прищепки применяются в домашнем хозяйстве для фиксирования постиранного белья, а мы сейчас попробуем их использовать для развития мелкой моторики рук ребенка.

Для этого нам необходимо набор прищепок и  изготовленные из  цветного картона, солнышко и ежик.

В занимательной и игровой форме предлагаем ребенку прикрепить солнышку лучики, а ежику иголки. Можно использовать и скрепки.

СолнышкоРазвитие мелкой моторики у детей

Солнышко утром рано встаёт.

Лучики тянет –тепло нам даёт.

Ёжик

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик.

Мы сейчас тебе поможем.

Для развития мелкой моторики используйте игры со шнурками, пластилином, глиной, конструктором, вырезайте.  Практические задания: раскрашивать, обводить по точкам, штриховать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации и упражнения по развитию мелкой моторики ребенка

Мелкая моторика выражается в способности ребёнка выполнять точныедвижения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированныхдействий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.Мелкая мотор...

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП

Рекомендации адресованы педагогам, работающим с детьми с ТМНР...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ПИСЬМА

Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря ре...

Методические рекомендации "Развитие мелкой моторики учащихся первого класса через организацию работы с бумагой в технике оригами на занятиях кружка "Очумелые ручки"

В рекомендациях представлена программа кружка. В календарно - тематическом планировании для учащихся 1 класса поделки в технике огирами распределены  от простой к более сложной по степени выполне...

Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ

Проблема развития мелкой моторики у детей с ОВЗ стоит очень остро.Поэтому начиная с первого занятия необходимо целенаправленно заниматься развитием пальцев рук ребенка....