Методы и формы работы с детьми девиантного поведения
методическая разработка
В докладе представлены основные формы и методы работы с детьми и подростками девиантного поведения. Приведены советы психолога при работе с разными категориями детей девиантного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_formy_raboty_s_deviantnogo_povedeniya.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему:
«Формы и методы работы с детьми девиантного поведения»
Для того чтобы определить направления, формы и методы профилактики, а также начать коррекционно-реабилитационную работу сначала нам нужно определить, что значит девиантное поведение и какие факторы влияют на становление девиантного поведения детей и подростков.
Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) (лат. deviatio отклонение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. В социальной педагогике выделяют следующие факторы, обуславливающие девиантное поведение детей:
Биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т.д.)
Психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные реакции подростка.
Социально – психологические факторы выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации.
Для успешной деятельности ребенка при обучении в школе необходимо оптимальное состояние познавательных функций—внимания, памяти, мышления. По данным разных авторов, от 6 до 24 % детей, пришедших в школу, не готовы согласовывать свои действия с общепринятыми требованиями и нормами. Для таких ребят характерны недостаточная концентрация внимания, неустойчивая память, повышенная отвлекаемость, слабость самоуправления, неуверенность, тревожность, агрессивность. Поэтому они не в состоянии обучаться наравне с другими детьми.
Хроническое проявление данных нарушений в поведении детей вызывает у них достаточно стойкое отвращение к учебе, несмотря на стандартный уровень интеллекта, специфическая особенность которого – цикличность. Чередование небольших периодов (5-15 минут) работы и «отдыха—непроизвольного отключения» не позволяет выдерживать школьный режим—40-минутные уроки, в течение которых требуется постоянное внимание и продуктивная работа без отвлечений с соблюдением дисциплинарных требований. Именно такие ученики составляют группу повышенного риска развития девиантного поведения и вызывают отчаяние, как у учителей, так и у родителей учеников.
Признаки проявления девиантного поведения:
- социальная апатия;
- агрессивность;
- раздражительность;
- отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству;
- чрезмерная эмоциональность и раздражительность;
- конфликтность;
- отсутствие интереса к творчеству и обучению.
Приступая к работе с «девиантами», учитель зачастую вступает в своеобразное конфликтное пространство, так как его подопечные находятся в затяжном, а то и перманентном конфликте со школой, и любой учитель, в их понимании, — это представитель противоположной стороны, противник в этом конфликте. Дети, привыкшие к крикам, упрекам, нравоучениям, вобрали в себя уже на уровне рефлекса, автоматически педагогические изыски типа «дай дневник», «выйди из класса». Они остаются глухими к вашим громким замечаниям.
Я выделяю основные причины развития девиантного поведения детей и подростков:
- дефекты семейного воспитании (недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);
- ситуации, травмирующие психику ребенка (развод родителей, их длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и т.д.);
- акцентуация характера, темперамент;
- проблемы в межличностных отношениях (изгой, помыкаемый, отчужденный);
- педагогические ошибки (поверхностное знание индивидуальных особенностей ребенка, конфликтные ситуации между учителями и родителями ученика, унижение личности и т.д.);
Как им помочь?
С этой целью целесообразно каждому педагогу овладеть системой индивидуальной работы с учащимися девиантного поведения, которая условно включает несколько этапов:
- 1-й этап - контактный, в ходе которого снимается смысловой и эмоциональный барьер между учащимся и педагогом. В процессе беседы с учащимся педагог сначала задает ситуативные по содержанию вопросы, предполагающие ответ «да» (Ты любишь маму? Ты хотел бы в каникулы отдохнуть в лагере?). Это снижает порог сопротивления. Затем можно поговорить об интересах, увлечениях, при этом подчеркнуть индивидуальность, оригинальность личности учащегося. И только потом можно обсудить отклоняющееся поведение (Непонятно, как человек с такими качествами, интересами, возможностями мог поступить так-то, заниматься этим и т.д.) и предложить выработать общий план действий по изменению ситуации.
- 2-й этап - диагностический, возможен только при доверительных отношениях. Изучение системы нравственных представлений, мотивов, особенностей развития и т.д. данного учащегося может проводиться со всем классом, чтобы он не чувствовал себя объектом особого внимания. На основе диагностики разрабатывается и составляется программа индивидуальной помощи, рекомендации педагогам, родителям.
- 3-й этап - коррекционный, на котором педагогическая помощь заключается в создании ситуации успеха, условий для участия в полезной общественно и личностно значимой деятельности, осуществляется контроль и помощь в установлении отношений с окружающими, положительное подкрепление, стимулирование.
- 4-й этап – самостоятельности, готовности учащегося работать над собой: самоанализ, самокритика, самодисциплина, самоограничение и т.д.
Главное условие успеха – это высокая культура общения и педагогический такт педагога, долготерпение и вера в силы учащегося, постоянная поддержка, стимулирование позитивного поведения и сведение к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения.
При взаимодействии учителя на уроке с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям:
- сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребенком личностного смысла изучаемого предмета;
- помнить, что ребенок имеет право на ошибку;
- ребенок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно ее оспорит;
- использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физминуток;
- учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;
- необходимо делать акцент на позитивное в анализе работы и поведения девиантного ребенка;
- учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребенка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;
- не требовать от ребенка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства; оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;
- не вести борьбу с ребенком по разным незначительным поводам и пустякам;
- нельзя использовать агрессивные методы воздействия воспитания и наказания, так как агрессивность — это следствие враждебности, а урок — не поле битвы.
Главное в работе с детьми девиантного поведения — это толерантное отношение к особенностям их личности.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
- Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
- Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
- Наказания не должны унижать ребенка.
- Обучать приемлемым способам выражения гнева.
- Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
- Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
- Развивать способность к эмпатии.
- Расширять поведенческий репертуар ребенка.
10.Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Учить брать ответственность на себя.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми
- Работать с ребенком в начале дня, а не вечером
- Уменьшить рабочую нагрузку с ребенком
- Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физминутки.
- Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не6 откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми
- Избегайте состязаний и каких - либо видов работ, учитывающих скорость.
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
- Будьте последовательны в воспитании ребенка.
- Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях.
- Не унижайте ребенка, наказывая его.
В настоящее время резко возросло число детей в дошкольных и школьных учреждениях с отклоняющимися формами поведения, т.е. склонных к девиантным формам поведения.
Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их, подчасподчас вызывают большие затруднения.
Заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. Для всех специалистов уже давно очевидно, что в нынешней детской популяции актуализируются дизонтогенетические (то есть нарушающие или искажающие процессы развития) механизмы, формирующие качественно новые варианты индивидуальных различий и нормы реакции.
Проблема девиантного поведения младших школьников и подростков – это одна из важнейших проблем современных образовательных учреждений.
Чтобы предупредить разрастание девиаций в учебных учреждениях, особенно важно помочь учащимся в первые полгода после поступления в учебное заведение, то есть не упустить момент адаптации учащегося к новым условиям(помочь, заинтересовать, увлечь, направить в нужное русло). Если девиантное поведение уже имело место, то в этом случае главная задача - переориентировать школьника на социально приемлемое поведение своего досуга. Именно «сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению ассоциального поведения». Девиантное поведение многие специалисты и исследователи в области психологии, отмечают, что его можно рассматривать как псевдоадаптационный стереотип, направленный на поддержание внутреннего психоэмоционального равновесия и приспособление к внешним условиям, со стремлением к легкому и быстрому достижению удовольствия, невысокой стрессоустойчивостью.
К объективным факторам возникновения девиантного поведения, относятся условия микросоциальной среды, прежде всего три основные сферы жизнедеятельности:
-семья - (20% семей страдают алкоголизмом, 60% детей воспитываются в неполных семьях.,во многих семьях царит низкий уровень культуры, многие родители заняты работой, дети находятся без разумного контроля);
школа – школьные затруднения (неуспеваемость), статусное отношение в классе,. взаимоотношения с педагогами, также может выступать фактором риска возникновения девиантного поведения;
референтная группа -(контакт со сверстниками в структуре группы, дворовая компания), она часто становится «ведущим механизмом социализации» и именно она дает возможность удовлетворить характерную потребность школьников в общении и, главное, позволяет самоутвердиться;
К субъективным факторам:
- нарушение адаптационного потенциала: несформированность коммуникативных навыков.непринятие моральных норм и правил, принятых в обществе, неумение регулировать свое поведение;
- несфрмированность самооценки( заниженная или завышенная), высокий уровень тревожности;
- акцентуация характера;
Для своевременного выявления девиаций в учебных заведениях важно определить основные направления и формы работы по оказанию помощи учащимся склонным к девиантным формам поведения. Прежде всего это:
-диагностическое обследование;
-коррекционное развитие;
-профилактика;
-консультирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с детьми девиантного поведения
Для педагогов-организаторов подросткового клуба...
Как работать с детьми девиантного поведения
В статье даётся понятие "девиантный",описаны причины девиантного поведения детей,даны этапы индивидуальной работы, рекомендации учителю для работы с детьми девиантного поведения....
Методы работы с детьми девиантного поведения в школе.
В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, уве...
Особенности коррекционной работы с детьми девиантного поведения в условиях развивающего обучения
Выступление на семинаре-практикуме "Организация обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной школы" для учителей города Владимира....
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В современном обществе увеличивается число молодежи с отклоняющимся поведением, что является одной из самых важнейших социально – педагогических проблем. Данная проблема приобретает еще большую значим...
работа с детьми девиантного поведения
освещает работу девиантного поведения школьников...
Методы и формы работы с детьми девиантного поведения
Презентация к докладу "Методы и формы работы с детьми девиантного поведения"...