Антистресс для родителей: ваш ребенок идет в школу.
консультация (1 класс)
Материал подготовлен на основе книги Н. Царенко педагогом-психологом МБОУ СОШ № 4 Ляховсой Т.А.
В преддверии начала ученого года, а особенно, при поступлении ребенка в 1 класс, тревога нарастает в совокупности в вопросами без внятных ответов.
В предложеном материале родители будущих первоклассников смогут найти краткие, но при этом четко сформулированные ответы на следующие вопросы:
1. Когда начинать подготовку к обучению в школе?;
2. Возраст первоклассника - 6 или 7 лет?;
3. Вопрос школьного тестирования будущих первоклассников: что это такое и как к нему подготовиться?
4. Что должен уметь будущий первоклассник?
Данный материал может быть использован для выступлений или консультаций классными руководителями и педагогами-психологами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antistress_dlya_roditeley._vash_rebenok_idet_v_shkolu.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Антистресс для родителей: ваш ребенок идет в школу
(материал подготовлен на основе книги Н. Царенко педагогом-психологом МБОУ СОШ № 4 Ляховсой Т.А.)
Обучение чтению: оптимально в среднем между 3 и 6 годами. Спешить, как и откладывать, здесь ни к чему.
Но помните: если вы хотите вырастить своего ребенка читающим, он ежедневно должен видеть вас с книгой, причем не только в те моменты, когда вы «просвещаете» его, а тогда, когда читаете лично для себя. Малыш должен осознать, что чтение в вашей семье – естественный способ проводить свободное время, что обсуждение прочитанного – увлекательное занятие для всех, и – главное – что с читающим человеком очень интересно общаться! Не верит? Пусть расскажет приятелям во дворе недавно прочитанную книгу – всеобщее внимание гарантировано!
Обучение письму: большинство добросовестных специалистов рекомендуют «обычным» родителям (не учителям) до 6–7 лет не учить ребенка писать прописные буквы (именно прописные, а не печатные). Вместо этого необходимо готовить руку к письму, то есть в игровой форме учиться рисовать элементы, которые потом пригодятся для написания букв. Если родители не являются педагогами соответствующего профиля и нет уверенности, что это будет сделано правильно, учить писать лучше не начинать, поскольку переучивать намного сложнее.
Разница в том, что готовить ручку к письму – это одно, а учить писать – совсем другое. И в среднем до 6 лет это делать преждевременно. Мускулатура и строение кисти еще не готовы, но именно к 7 годам полностью формируется физиологическая база: рука ребенка до этого возраста просто не готова к такого рода нагрузке, как не готов сидеть ребенок в 2 месяца или ходить в полгода.
в сложном и ответственном деле обучения не может быть никаких ориентиров на «нормы» и, тем более, – на достижения чужих детей. Ориентируйтесь только на своего ребенка: его желания, его склонности и предпочтения должны вести вас в этом море, а отнюдь не собственные амбиции.
Достаточными основаниями для поступления в школу с 6 лет можно назвать следующие:
– ребенок действительно хорошо читает, считает и, возможно, даже пишет;
– ребенок здоров, он не относится к часто болеющим (более 5 раз в год) детям, то есть у него крепкий иммунитет, нет хронических заболеваний и уж тем более нет таких особенностей развития, как гиперактивность, синдром дефицита внимания (имеются в виду проблемы с концентрацией и восприятием информации), аутизм, задержка психического развития и прочие подобные нарушения;
– ребенок хорошо социально адаптирован, он легко налаживает контакты и (желательно) имеет опыт посещения детских дошкольных учреждений (от детских садов до школ раннего развития – то есть любых детских коллективов);
– ребенок хорошо ориентируется в окружающем мире, знает полные фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий, свой адрес, телефоны родительские и домашний, понимает назначение школы и правила учебы в ней;
– ребенок хорошо владеет речью, не заикается, достаточно четко произносит все звуки, имеет достаточный для своего возраста словарный запас;
– у ребенка адекватная самооценка, низкая тревожность и утомляемость, невысокая эмоциональная возбудимость, развитая самостоятельность;
– класс будет вести очень грамотный, добрый и понимающий педагог;
– дорога в школу не слишком долгая, не более 20–30 минут, иначе ребенок устанет еще до начала учебного дня.
Внимание, родители: только при сочетании ВСЕХ вышеперечисленных факторов поход в школу шестилетки будет оправдан.
важен момент: развитый ребенок и готовый к школе ребенок – это не одно и то же.
Если шестилетний ребенок все же попадает в формализованную систему школьного обучения, в которой недостаточно учитываются его возрастные особенности, в первую очередь ухудшается состояние здоровья: появляются головные боли, утомляемость. Общая слабость (поскольку уменьшается количество гемоглобина в крови), возможно снижение веса и падение остроты зрения. Такой первоклашка начинает часто болеть, понижается его и так невысокая работоспособность, что, конечно, негативно сказывается на учебе
Реально к обучению с 6 лет готовы не более 10 % детишек. Остальным все же лучше идти в школу в традиционное время, какие бы резоны ни приходили на ум родителям, потому что от успешности адаптации к школе зависит очень и очень многое: ощущение успешности своей личности у самого ребенка, его самооценка, причисление себя к «удачливым» или же к «неудачникам»…
Вопрос школьного тестирования будущих первоклассников: что это такое и как к нему подготовиться?
Проведение тестового собеседования перед поступлением в 1 класс проводится преимущественно для ориентации учителей: чтобы понять, какие у малыша сильные и слабые стороны, что придется «подтянуть», каков общий уровень подготовки ребенка и каковы уровни его психологической, интеллектуальной, личностной и социальной готовности к обучению.
Тестирование представляет собой комплекс заданий, которые необходимо выполнить по инструкции педагога-психолога. Некоторые из них выполняются по времени. Также среди заданий могут быть творческие – нарисовать рисунок, раскрасить фрагмент, повторить рисунок по образцу.
Что должен уметь будущий первоклассник?
Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе – это умение читать, считать и писать.
Основные моменты, на которые вам следует обратить внимание при подготовке ребенка:
– развитие общего кругозора (лучшими способами расширить горизонт познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их обсуждение);
– изучение букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятий право/лево, большой/маленький, широкий/узкий и т. д.;
– по возможности – формирование умения читать (хотя бы по слогам) и считать (хотя бы в пределах 10);
– обязательное развитие мелкой моторики, то есть занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать, так и для развития речи (оба эти центра «сцеплены» в структуре детского мозга). То есть необходимо побольше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа бусинок, монеток, спичек, зубочисток – из них можно выкладывать картины и аппликации, нанизывать на нитку – все это развивает также внимание и усидчивость;
– тренировка памяти, то есть заучивание стишков и песен: кроме того, что это поможет блеснуть на утреннике, такая привычка сослужит добрую службу и в школе;
– тренировка умения анализировать, классифицировать: учите ребенка структурировать небольшой рассказ, выявить, что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи), собирать из частей картинки целое, складывать предметы по какому-либо признаку.
помимо запаса знаний, ребенку необходимо также:
– обладать коммуникативными и социальными навыками, то есть уметь общаться, понимать и, главное, применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет;
– не бояться вступать в контакты со взрослыми и сверстниками;
– уметь отстаивать свою позицию цивилизованными методами и не проявлять неуместной агрессии или, напротив, излишней боязливости и робости;
– осознавать смысл процесса обучения в школе, понимать, что дает получение знаний, каков порядок учебы в школе;
– уметь подчиняться установленным правилам, знать, что такое дисциплина и понимать ее необходимость;
– иметь положительную мотивацию, желание учиться;
– уметь целенаправленно и по своей инициативе работать над заданием, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их последствия (к примеру, самостоятельно собирать свой портфель и следить за выполнением домашних заданий: если вы с первого класса возьмете это на свои родительские плечи, то с вероятностью 70 % эта обязанность останется на них до выпускного бала);
– иметь позитивное отношение к самому себе. Важно помнить, что помимо готовности головы не менее важна и готовность тела: нагрузка на иммунитет в первый школьный год будет серьезной, поэтому в последнее лето перед поступлением в 1 класс было бы здорово помимо учебы заняться и физической подготовкой. Ребенку необходимо много движения (в идеале – занятия в спортивной секции, которые дают помимо здоровья также и дисциплинарные навыки), свежий воздух, полноценное питание.
Итак, вооруженные всеми этими знаниями, вы легче осилите дорогу к школе. Однако помните: самое главное для первоклашки не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе.
Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребенок идет в школу: Педагогические рекомендации учителю и родителям будущих первоклассников
В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.Школа дает ученику очень многое, но все исходные жизненные установки ребенок получает в семье. И...
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников по теме: "Ваш ребенок идет в школу".
Презентация содержит материал, касающийся физиологической и психологической готовности будущих первоклассников, также рекомендации для родителей по подготовке детей к школе....
Памятки для родителей "Ваш ребенок идет в школу"
В статье собраны самые главные советы для родителей , чей ребенок идет в школу....
Памятки для родителей "Ваш ребенок идет в школу"
В статье собраны самые главные советы для родителей , чей ребенок идет в школу....
"Ребенок идет в школу" Педагогические рекомендации учителю и родителям будущего первоклассника
Очень важно заранее учителю подготовиться к работе с будущими первоклассниками и их родителями. Для этого постепенно собирая материал по всем важным темам из газет, журналов, брошюр, книг для бесед на...
Презентация. Родительское собрание для родителей будущих первоклассников "Если Ваш ребенок идет в школу..."
В презентации даны советы родителям будущих первоклассников, даны ответы на часто задаваемые вопросы. Описываются критерии готовности ребенка для поступления в первый класс: физические, нравственные, ...
Антистресс для родителей: ваш ребенок идет в школу.
Антистресс для родителей: ваш ребенок идет в школу....
- Мне нравится (1)