Как обучить детей самоконтролю
план-конспект
Групповое занятие для родителей с элементами тренинга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kak_obuchit_detey_samokontrolyu.docx | 29.2 КБ |
kak_nauchit_detey_samokontrolyu.pptx | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Групповое занятие для родителей с элементами тренинга
«Как обучить детей самоконтролю».
Цель: повышение уровня родительских компетенций родителей, в вопросах формирования «самоконтроля» у детей разного возраста.
Задачи:
- познакомить с понятием «самоконтроль», функцией и видами самоконтроля человека;
- познакомить замещающих родителей с теоретическими аспектами формирования самоконтроля человека на различных этапах возрастного развития;
- приобретение родителями психолого-педагогических знаний в вопросах формирования самоконтроля у детей.
Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, флипчарт, маркеры.
План занятия:
- Приветствие.
- Просмотр и обсуждение видеоролика «Дети и зефир».
- Организация дискуссии по теме: «Что такое самоконтроль?»
- Информационный блок «Самоконтроль»;
- Практическая работа «Как научить ребенка самоконтролю»;
- Подведение итогов. Обратная связь.
Содержание занятия:
Чтобы понимать и прощать, необходимо овладеть характером и выработать самоконтроль. (Дейл Карнеги)
1.Приветствие.
Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады Вас поприветствовать на мероприятии, посвященном сложному, но очень актуальному вопросу формирования у детей самоконтроля.
2. Просмотр и обсуждение видеоролика «Дети и зефир».
В данном видео показан, т.н. «зефирный эксперимент». Исследователь объяснял ребенку, что сейчас он выйдет из комнаты. Если ребенок не съест зефир, пока психолог будет отсутствовать, то в награду он получит вторую конфету. Но если не удержится и съест зефирину, то вторую уже не получит. Простой выбор: одна зефирина сейчас, или две, но потом. Психолог вставал, и выходил из комнаты на 15 минут.
Результаты были опубликованы в 1972 году, и стали известны как Стэнфордский зефирный эксперимент.
Показательным было то, что только 30% детей отказались от зефира и выдержали испытание, остальные 70% малышей не смогли устоять и на разном временном интервале все-таки съели предложенную сладость.
Спустя 15 лет Мишел проследил судьбу своих подопечных и выяснил буквально следующее: те дети, которые стойко выдержали испытание и не съели свой зефир, стали более успешными в жизни, они лучше ладят с окружающими, более эффективно справляются со стрессом, и более легко решают свои проблемы в жизни.
Дети, которые смогли немного потерпеть ради второй зефирины:
- получали более высокие балы на тестах при приеме в университеты;
- среди них был ниже процент употребляющих наркотики;
- меньше вероятность ожирения;
- они лучше реагировали на стресс;
- у них были лучше развиты социальные навыки;
- и вообще были более высокие баллы в самых разных областях.
Как показал данный эксперимент, способность по своей воле откладывать вознаграждение является чертой характера, которая связана с нашими будущими достижениями. Данный навык можно тренировать, он не является врожденной привычкой. Воспитание родителей в семье или самого себя во взрослом возрасте способно изменить наше представление о сиюминутности вознаграждения.
Через несколько лет зефирный эксперимент был проведен учеными других стран и результаты оказались точно такими же.
3. Организация дискуссии по теме: «Что такое самоконтроль?»
Родителям предлагается ответить на вопрос ведущих «Что такое самоконтроль?».
4.Информационный блок «Самоконтроль».
Самоконтроль - сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями. Становление самоконтроля - связано с усвоением и принятием человеком выработанных обществом норм поведения, преобразованием этих норм во внутренние механизмы саморегуляции.
Самовоспитание и самосовершенствование личности, обучение и профессиональная деятельность, поведение в обществе предполагают непременную включенность в них самоконтроля.
Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. В результате самоконтроля осуществляется осознанный выбор допустимых и наиболее приемлемых форм реагирования на обстоятельства окружающей действительности. В том числе происходит отсев тех суждений и действий, которые неадекватны действительности. Таким образом, важным моментом самоконтроля выступает самоограничение, способность отказаться от непродуктивных и неодобряемых обществом реакций. Эта способность не присуща человеку изначально, а формируется постепенно по мере развития личности.
- Самоконтроль – это умение подчинить эмоции собственному разуму.
- Самоконтроль – это осознание собственного несовершенства и стремление действовать так, как если бы человек был совершенен.
- Самоконтроль – это сила характера, помогающая подавлять излишние эмоции, контролировать чувства и изживать комплексы.
- Самоконтроль – это готовность в каждый момент времени действовать наиболее рационально и правильно, вне зависимости от собственного внутреннего состояния.
- Самоконтроль – это волевое качество, необходимое каждому успешному человеку, занимается ли он выращиванием картофеля или командует армией.
Существуют две формы самоконтроля.
1) внешняя (осознаваемая) произвольная;
2) внутренняя (автоматическая) непроизвольная.
Стадии формирования самоконтроля
Ребенок появляется на свет как биологическое существо, для которого не характерны социальные формы регуляции поведения. Первоначально движущим механизмом активности младенца выступают исключительно его собственные элементарные побуждения и потребности. Их удовлетворение находится всецело в руках взрослых, и ребенок лишь способен заявлять о своих побуждениях в форме простейших реакций (плач, крик, двигательная активность).
Развитие ребенка состоит в постепенном освоении им целесообразных практических действий, посредством которых он обретает возможность самостоятельного удовлетворения своих отдельных потребностей. Этот процесс осуществляется в общении со взрослым, под его непосредственным руководством. В рамках совместной деятельности взрослому первоначально принадлежит главная роль; он направляет и регулирует действия ребенка, демонстрирует подлежащие усвоению образцы поведения, осуществляет оценку и контроль. Таким образом, механизмы контроля сначала выступают для ребенка как внешние, существующие независимо от него; их носителем является взрослый.
Родители и воспитатели не только предлагают ребенку определенные способы поведения, но и демонстрируют те последствия, к которым приводит то или иное действие. В результате многократных повторений ребенок осваивает причинно-следственную природу человеческой деятельности, постепенно обретает способность предвидеть результаты того или иного шага. Со временем этот предвосхищаемый результат становится самостоятельным и достаточным регулятором активности.
Ребенок оказывается способен уклониться от определенного действия, влекущего нежелательные последствия, только потому, что мысленно (во внутреннем плане) представляет себе эти последствия и не желает их наступления. Освоение этой способности связано с разрешением определенного внутреннего противоречия. С одной стороны, импульсивные побуждения ребенка толкают его на некоторые шаги; с другой стороны – уже существует опыт торможения подобных побуждений внешним воздействием (неодобрение, наказание и т.п.). Исход такого противоречия может быть различным. Если ребенок имеет достаточную возможность удовлетворения своих основных потребностей, и внешние регуляторы не повергают его в ситуацию депривации, то он оказывается вполне восприимчив к разумным ограничениям и постепенно осваивает их как собственные, внутренне присущие ему самому регуляторы поведения.
Человек учится саморегуляции благодаря тому, что сначала другие регулируют его поведение. Дети развивают навык самоконтроля, когда принимают правила, которые внушают им родители, и начинают выполнять их самостоятельно. Если с самого начала отсутствует внешний контроль, то и внутренний контроль не сформируется.
Факторы, влияющие на формирование самоконтроля:
В обстановке избыточных и излишне строгих ограничений, характерной для авторитарного воспитания, внешние требования воспринимаются как враждебные и чуждые; не происходит их присвоения в качестве собственных, внутренне присущих человеку норм. При этом формирование способности к самоконтролю затруднено; ребенок не только не стремится усвоить социальные нормы, но, демонстрируя следование им из страха наказания, пытается при любой возможности их обойти. Поэтому ситуация тотального внешнего контроля приводит к негативному результату: у ребенка не формируется способность к самостоятельной нравственной оценке.
Другой нежелательный вариант воспитательной стратегии – так называемый попустительский стиль, когда побуждения ребенка недостаточно регулируются старшими.
В этих условиях ребенок просто не имеет возможности освоить механизмы саморегуляции и самоограничения.
Оптимальная воспитательная стратегия состоит в поэтапном разграничении контролирующих и оценивающих функций взрослого и ребенка. На самых ранних этапах развития ребенок не способен к самоконтролю и нуждается во внешней регуляции своего поведения. Роль взрослого при этом ведущая. Постепенно ребенок обретает способность к самостоятельным действиям и суждениям. Задача взрослого – соразмерно с темпом формирования этой способности переложить на ребенка права и обязанности по регуляции собственного поведения. На каждом возрастном этапе соотношение внешней и внутренней регуляции меняется, пока человек не достигает способности полностью самостоятельно оценивать и направлять свое поведение. Достижение этой способности отчасти и знаменует собой наступление психологической и социальной зрелости.
«Как научить ребенка самоконтролю»
Психологам удалось выяснить, как поступают родители, у которых дети отличаются хорошим уровнем саморегуляции и самоконтроля. Оказывается, если родители хотят развить у ребенка эти способности, то им нужно делать всего три вещи: выражать свою любовь, проявлять строгость и оказывать поддержку, чтобы ребёнок поверил в себя.
Рекомендации родителям, как помочь ребенку развить навык самоконтроля.
1.Не скрывайте свою любовь. Не скупитесь на ласку и чутко реагируйте на эмоциональные потребности ребёнка. Любовь родителей придаёт чувство уверенности и спокойствия, а это необходимо для развития саморегуляции. Помните: ребенок должен воспринимать мир как безопасное и приятное место. Любви к ребёнку не бывает слишком много. Ему не повредит, если вы как можно чаще будете напоминать, что он источник вашей бесконечной радости.
- Физические проявления любви. Достаточно быстро поцеловать ребёнка, когда утром он уходит в школу, обнять, когда он вернулся из школы, потрепать по плечу, когда он склонился над столом, выполняя домашнюю работу. Такой контакт, каким бы мимолётным он ни был, укрепляет вашу взаимную эмоциональную привязанность.
- Ребёнку нужно чувствовать, что дом — это то место, где он может укрыться от сложностей повседневной жизни. Создайте такую атмосферу, которая позволит подростку действительно расслабиться и забыть о своих проблемах. Снизьте для него уровень стресса. Постарайтесь сделать так, чтобы в семье не происходило эмоциональных ссор и споров.
- Участвуйте в жизни своего ребёнка. Дети, чьи родители участвуют в школьной жизни ребёнка, лучше учатся. Те дети, с которыми родители просто разговаривают в свободное время, имеют хорошую самооценку, у них реже возникают психологические проблемы. Если родители знают друзей своего ребёнка, меньше шансов, что его втянут в опасные занятия, и он попадёт в неприятности.
2. Проявляйте строгость.
- Чётко формулируйте свои ожидания. То, что взрослому человеку кажется само собой разумеющимся, далеко не так очевидно ребенку. Недостаточно попросить навести порядок в комнате. Нужно подробно объяснить, что должно быть сделано, (пропылесосить, вытереть пыль, прибраться на столе и сложить вещи в шкаф). Если возможно, называйте конкретные цифры, например, во сколько ребенок обязан быть дома после уроков. У ребенка старшего возраста можно поинтересоваться, что он думает по поводу ваших ожиданий. Это покажет ему, что его мнение ценят.
- Объясняйте суть своих решений. Когда дети понимают логику, лежащую в основе установленного правила, им гораздо легче усвоить, как вести себя самостоятельно.
- Будьте последовательны. Если каждый день появляются новые правила или родители требуют определённого поведения лишь время от времени, то в безответственности ребёнка им можно винить только себя.
- Будьте справедливы. Семейные правила должны соответствовать возрасту ребёнка. Меняйте их по мере взросления подростка, если прежние установки теряют свою актуальность.
- Не наказывайте слишком сурово. Иногда без наказания не обойтись, но важно помнить, что ребёнок не научится контролировать свои эмоции и поведение, если родители унижают его, бьют или проявляют чрезмерное раздражение и гнев.
3. Оказывайте поддержку. Чтобы у ребёнка развилась способность управлять собой, контроль с вашей стороны должен постепенно уменьшаться. Предоставляйте подростку чуть больше свободы и автономности действий, чем он привык, — ровно столько, чтобы он ощутил вкус успеха, если все получится, но избежал бы серьёзных последствий, если что-то пойдёт не так. Следующие принципы помогут родителям оказать своим детям нужную поддержку.
- Не ставьте невыполнимых задач. Ваши ожидания должны быть такими, чтобы подросток мог добиться успеха и почувствовать, насколько взрослым он стал. В случае неудачи не позволяйте ребёнку считать, что он провалился. Вместо этого обратите внимание на то, что он сделал правильно, и помогите ему понять, что можно сделать по-другому в следующий раз.
- Хвалите ребёнка за его достижения, но акцентируйте внимание на усилиях, а не на результате. Правильная похвала помогает подростку выучить важный урок, насколько необходимо приложить усилия для достижения цели. Лучше сказать: «Ты отлично справился с подготовкой доклада», чем: «Ты такой умный».
- Не будьте слишком навязчивы. Если пытаться держать под контролем каждую мелочь в жизни ребёнка и не давать ему возможности делать что-то самому, у него никогда не сформируется уверенность в собственных способностях. Правильное воспитание требует баланса между вовлечённостью и предоставлением самостоятельности.
Придерживайтесь всех трёх принципов воспитания, а не какого-то одного. Очевидно, что детям нужна любовь, но для ребёнка лучше, если родители при этом будут держать его в рамках, поддерживая в самостоятельных поступках, чем если они станут все ему позволять или чрезмерно контролировать его жизнь.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самоконтроль – это умение подчинить эмоции собственному разуму. Самоконтроль – это осознание собственного несовершенства и стремление действовать так, как если бы человек был совершенен. Самоконтроль – это сила характера, помогающая подавлять излишние эмоции, контролировать чувства и изживать комплексы. Самоконтроль – это готовность в каждый момент времени действовать наиболее рационально и правильно, вне зависимости от собственного внутреннего состояния. Самоконтроль – это волевое качество, необходимое каждому успешному человеку .
Самоконтроль - сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями. Становление самоконтроля - связано с усвоением и принятием человеком выработанных обществом норм поведения, преобразованием этих норм во внутренние механизмы саморегуляции .
Формы самоконтроля ВНУТРЕННИЙ ( автоматическая) непроизвольная ВНЕШНИЙ ( осознаваемая) произвольная
Как помочь ребенку развить навык самоконтроля Не скрывайте свою любовь : физические проявления любви; «мой дом - моя крепость»; участие в жизни ребенка.
Как помочь ребенку развить навык самоконтроля Проявляйте строгость: чётко формулируйте свои ожидания; объясняйте суть своих решений; будьте последовательны; будьте справедливы; не наказывайте слишком сурово.
Как помочь ребенку развить навык самоконтроля Оказывайте поддержку: не ставьте невыполнимых задач ; похвала; не будьте слишком навязчивы.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Если ты можешь удержать внимание детей-ты можешь их обучать"
Если рассматривать структуру учебного процесса, то можно выделить два его субъекта: это учитель и ученик. Основная задача учителя всегда являлась умение передать знания учащимся, но на сег...
Методическая разработка "Как обучить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста игре на русских народных музыкальных инструментах"
В данной методической разработке представлен материал по обучению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста игре на различных музыкальных русских народн...
Мастер-класс для родителей в рамках общешкольного собрания по теме "Условия, в которых обучаются ваши дети"
Мастер-класс для родителей "Использование конструктора Лего в урочной и внеурочной деятельности"...
электронный вариант .Комплект примерных рабочих программ обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР), получивших рекомендацию обучаться по варианту 7.2
Примерные рабочие программы (ПРП) составлены по 8 учебным предметам, относящимся к 6 предметным областям и 3 курсам коррекционно-развивающей области в строгом соответствии с требованиями ФГОС НОО обуч...
Комментирование - средство развития у детей самоконтроля
Выступление на педагогическом совете. Педагогические технологии, используемые для достижения планируемых результатов...
Комментирование - средство развития у детей самоконтроля
Выступление на педагогическом совете...
"Как обучать леворуких детей?" (особенности левшей, леворуких детей, рекомендации по обучению)
Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов по теме "Как обучать леворуких детей?". Рекомендации для учителей, обучающих леворуких детей с тяжелыми нарушениям...