Проект по профилактике и сохранению психологического здоровья педагогов Детского сада «Солнышко»
проект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский Детский сад «Солнышко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект по профилактике и сохранению психологического здоровья   педагогов

Детского сада «Солнышко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы проекта: Карманова О.С., Злыгостева О.А.

                           специалисты психологической службы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Яр-Сале, 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Стр.

1. Актуальность, цели, задачи и практическая значимость проекта

3

2. Направление работы и ожидаемый результат

4

3. Этапы реализации проекта

5

4. Перечень учебно-методического и программного обеспечения

6

5. Приложение 1. Перспективный план работы

7

6. Приложение 2. Результаты опросника «Психологический портрет педагога»

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность

Эмоциональное выгорание – это защитный механизм, защита от тяжелой реальности. Это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Основная причина эмоционального выгорания – это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к педагогу, и его реальными возможностями. Часто оно вызывается несоответствием между стремлением иметь огромную степень ответственности и самостоятельности, определять способы их достижения, и, взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождениях во мнениях, оценке ситуации, перегруженность ответственными делами, объем педагогической нагрузки, усиление контроля за выполняемой деятельностью и непродуманные требования, и новации.

Понаблюдав за педагогами в рабочих ситуациях, беседах, проведя диагностику, посредством опросника Г.В. Резапкиной «Психологический портрет педагога» (приложение 2), психологическая служба детского сада пришла к выводу, что в нашем детском саду существуют проблемы эмоционального выгорания, препятствующие оптимальной реализации педагога в профессии, и получение удовлетворения от профессиональной деятельности. Чтобы помочь педагогам сформировать здоровый образ профессиональной и в целом социокультурной жизни, повысить качество и эффективность взаимодействия всех участников процесса, сохранения ими себя в профессии, было принято решение создать проект по профилактике и сохранению психического здоровья сотрудников детского сада «Солнышко». Цель, которого, это разработка системы мероприятий, способствующих укреплению психического здоровья педагогов и профилактике эмоционального выгорания.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с приемами саморегуляции, научить техникам и приемам снятия стрессов и эмоционального негативизма
  2.  Разработать комплекс мероприятий по профилактике «эмоционального выгорания», коррекционно-профилактической направленности, способствующих творческой самореализации педагогов и их профессиональному росту.
  3. Создать условия: для развития эмоциональной устойчивости педагогов, профилактики возникновения негативных состояний психики педагога, для развития коммуникативной компетентности педагогов.
  4. Снять психоэмоциональное напряжения и создать позитивные установки.

 

Тип проекта: долгосрочный (рассчитан на 2 года).

Участники проекта: педагоги детского сада

 

Практическая значимость проекта заключается в составлении и подборе занятий с элементами тренинга, семинаров, упражнений, разработке памяток, составление консультаций по вопросам сохранения психического здоровья, профилактике эмоционального выгорания составлении картотеки по дыхательным и релаксационным техникам.

Направления работы педагога-психолога:

  • психопросвещение (консультации, семинары, наглядная информация);
  • психопрофилактика (групповая и индивидуальная работа с педагогами – занятия с элементами тренинга, психологические игры, психологические зарядки, креативная деятельность, релаксация);
  • психоконсультирование (индивидуальные и подгрупповые консультации по запросам педагогов – личностные проблемы, проблемы взаимоотношений и др.).

Психотерапевтические техники: 

  • Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой».
  • Кинотерапия – одно из направлений арт-терапии, которое заключается в просмотре и обсуждении фильмов совместно с психологом. Фильм является средством многоуровневого воздействия на психику и организм в целом – через аудиовизуальную систему.
  • Цветоэнерготерапия (Аура-Сома) – это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Аура-Сома – это живая свето-цвето-арома-кристаллотерапия.
  • Аутотренинг – это техника саморегуляции психического состояния, в основе которой лежат разные формы самовнушения, один из способов самостоятельно избавиться от стрессов и психологических проблем.
  • Релаксация –это методика, которая применяется для расслабления организма и общего благоприятного воздействия на него.
  • Медитация(от лат. meditatio — размышление) — тип упражнений по тренировке концентрации внимания.
  • Аффирмация – это позитивное утверждение, которое улучшает настроение, делает нас счастливее и уверенным в себе.

Ожидаемый результат:

  1. Улучшение психологического здоровья педагогов.
  2. Улучшение психологического климата в коллективе;
  3. Улучшение психологического климата в группах ДОУ и тем самым повышение психологической защищенности каждого ребенка, укрепление его психического здоровья;
  4. Рост творческого потенциала педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы реализации проекта

 

 

Этап

Содержание деятельности

Сроки

Организационно-подготовительный

Провести теоретико-методологический анализ содержания синдрома «эмоционального выгорания» в литературе, определить тему проекта, обосновать ее актуальность. Наметить план работы.

сентябрь – декабрь 2019 г

 

 

Информационно-диагностический.

Ознакомить педагогов с понятием психологическое здоровье, «синдром эмоционального выгорания».

Провести анкетирование на наличие синдрома эмоционального выгорания у педагогов, психологического климата в коллективе.

обобщить полученные результаты, сформулировать выводы. По итогам проделанной работы разработать мероприятия способствующих укреплению психического здоровья педагогов.

январь – февраль 2020г

Практический

Реализовать и провести разработанные мероприятия по профилактике эмоционального выгорания педагогов в виде тренинговых занятий.

в течение

2019-2021г

Обобщающий

Провести повторную диагностику. Оформить результаты о проделанной работе, разработать методические рекомендации. Составление каталога по дыхательным и релаксационным техникам. Завершить проект.

май 2021г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического и программного обеспечения.

 

  1. Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. — М., 2002.
  2. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить коммуникационные и организационные качества. — М., 1999.
  3. Битянова В. Н. Психология личностного роста. — М., 1996.
  4.  Социальное качество профессиональной группы. — Новосибирск, 1993.
  5. Васильева О. С. Психология здоровья человека. Эталоны. Представления. — М., 2001.
  6. Виллюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976.
  7. Гримак Л. П. Общение с собой. — М., 1991.
  8. Дерябин B. C. Чувства, влечения, эмоции. — Л., 1974.
  9. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л., 1985.
  10.  Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. — Л., 1990.
  11.  Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М., 2000.
  12.  Лук А. Н. Эмоции и личность. — М.: Знание, 1982.
  13.  Макшанов С. И. Психология тренинга. — СПб., 1997.
  14.  Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. — М., 1998.
  15.  Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических заведений. Книга 1. — М., 1994.
  16. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. — М., 2002. Прохоров психических состояний личности в обучении // Психологический журнал. — Т. 12, 1991, № 1, с. 47–55.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Интерпретация анкетирования

«Психологический портрет педагога»

 

Май 2019г.

Диаграмма 1

Примечание:

Приоритетные ценности                                        Психоэмоциональное состояние       

  1. Отношение с детьми                                                1. Неблагополучное
  2. Отношение в коллективе                                         2. Нестабильное
  3. Собственные переживания                                      3. Благополучное

 Самооценка                                                                  Стиль воспитания

  1. Позитивная                                                                 1. Демократический
  2.  Неустойчива                                                              2. Либеральный
  3. Негативная                                                                  3. Авторитарный        

 

Уровень   субъективного контроля    

  1. Высокий
  2. Не сформированный
  3. Низкий                       

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ

Профессионально важные качества педагога - любовь к детям, стремление понять и помочь.

Диаграмма 2.

 

У 45% педагогов преобладает такая ценность, как отношение с детьми. Это говорит о гуманистической направленности педагога. Такому педагогу близки интересы и проблемы дошкольников. В основе отношений лежит безусловное принятие ребенка. Дети безошибочно чувствуют педагога, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. Рядом с ним они чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как педагога, так и ребенка.

  1. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.

Диаграмма 3.


 

 

 

 

 

 

Как мы видим из диаграммы у  педагогов детского сада «Солнышко»  преобладает нестабильное  психоэмоциональное состояние (45%). Как правило, нестабильное психоэмоциональное состояние определяется тремя факторами в различных их сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств, личностные особенности, определяющие неадекватную реакцию на них.
       Несмотря на это, у 39% педагогов отмечено благоприятное психоэмоциональное состояние, которое определяет эффективность работы, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность воспитателя благотворно влияют на психологический климат в группе.

3. САМООЦЕНКА

Самооценка, или самовосприятие - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления педагога о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой.

Диаграмма 4

 

По результату анкетирования у педагогов преобладает позитивная самооценка (45%), это говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Педагогам, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать положительную атмосферу живого общения, вступая с детьми в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности. Детей всегда воспринимают как личность, заслуживающую уважения.

 Несмотря на это, у 30% педагогов отмечена неустойчивая самооценка. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты педагог преображается: он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в "полосе неудач" негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

4. СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ

На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы педагога или осложнять выполнение своих профессиональных обязанностей.

                                                                                                                    Диаграмма 5

 

По результату анкетирования у педагогов преобладает демократический стиль воспитания (60%). Педагог привлекает дошкольников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. Удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.

5.УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия педагога требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.

                                                                                                     

 

 

 

 

 

Диаграмма 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У педагогов Детского сада «Солнышко» отмечается высокий уровень субъективного контроля (48%). Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощь или препятствия со стороны других людей и обстоятельств). Такие люди не склонны подчиняться давлению других людей, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе. 

Несмотря на это, у 35% педагогов отмечено не достаточная сформированность ответственности за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни. 

Конечно, каждый человек неповторим, и поведение его невозможно до конца «просчитать». Такая цель и не ставилась. Задача данной методики - дать педагогу «информацию к размышлениям»- информацию не всегда приятную, порой не соответствующую собственным представлениям о себе и потому вызывающую раздражение. Человеку, способному быть объективным и критичным не только к своим воспитанникам, но и к себе самому, она поможет осознать свои сильные и слабые стороны и полностью реализовать свой творческий потенциал.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.profilaktika_sev.docx128.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский Детский сад «Солнышко»

Проект по профилактике и сохранению психологического здоровья   педагогов

Детского сада «Солнышко»

Авторы проекта: Карманова О.С., Злыгостева О.А.

                           специалисты психологической службы

с. Яр-Сале, 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Актуальность, цели, задачи и практическая значимость проекта

3

2. Направление работы и ожидаемый результат

4

3. Этапы реализации проекта

5

4. Перечень учебно-методического и программного обеспечения

6

5. Приложение 1. Перспективный план работы

7

6. Приложение 2. Результаты опросника «Психологический портрет педагога»

8

Актуальность

Эмоциональное выгорание – это защитный механизм, защита от тяжелой реальности. Это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Основная причина эмоционального выгорания – это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к педагогу, и его реальными возможностями. Часто оно вызывается несоответствием между стремлением иметь огромную степень ответственности и самостоятельности, определять способы их достижения, и, взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождениях во мнениях, оценке ситуации, перегруженность ответственными делами, объем педагогической нагрузки, усиление контроля за выполняемой деятельностью и непродуманные требования, и новации.

Понаблюдав за педагогами в рабочих ситуациях, беседах, проведя диагностику, посредством опросника Г.В. Резапкиной «Психологический портрет педагога» (приложение 2), психологическая служба детского сада пришла к выводу, что в нашем детском саду существуют проблемы эмоционального выгорания, препятствующие оптимальной реализации педагога в профессии, и получение удовлетворения от профессиональной деятельности. Чтобы помочь педагогам сформировать здоровый образ профессиональной и в целом социокультурной жизни, повысить качество и эффективность взаимодействия всех участников процесса, сохранения ими себя в профессии, было принято решение создать проект по профилактике и сохранению психического здоровья сотрудников детского сада «Солнышко». Цель, которого, это разработка системы мероприятий, способствующих укреплению психического здоровья педагогов и профилактике эмоционального выгорания.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с приемами саморегуляции, научить техникам и приемам снятия стрессов и эмоционального негативизма
  2.  Разработать комплекс мероприятий по профилактике «эмоционального выгорания», коррекционно-профилактической направленности, способствующих творческой самореализации педагогов и их профессиональному росту.
  3. Создать условия: для развития эмоциональной устойчивости педагогов, профилактики возникновения негативных состояний психики педагога, для развития коммуникативной компетентности педагогов.
  4. Снять психоэмоциональное напряжения и создать позитивные установки.

Тип проекта: долгосрочный (рассчитан на 2 года).

Участники проекта: педагоги детского сада

Практическая значимость проекта заключается в составлении и подборе занятий с элементами тренинга, семинаров, упражнений, разработке памяток, составление консультаций по вопросам сохранения психического здоровья, профилактике эмоционального выгорания составлении картотеки по дыхательным и релаксационным техникам.

Направления работы педагога-психолога:

  • психопросвещение (консультации, семинары, наглядная информация);
  • психопрофилактика (групповая и индивидуальная работа с педагогами – занятия с элементами тренинга, психологические игры, психологические зарядки, креативная деятельность, релаксация);
  • психоконсультирование (индивидуальные и подгрупповые консультации по запросам педагогов – личностные проблемы, проблемы взаимоотношений и др.).

Психотерапевтические техники:  

  • Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой».
  • Кинотерапия – одно из направлений арт-терапии, которое заключается в просмотре и обсуждении фильмов совместно с психологом. Фильм является средством многоуровневого воздействия на психику и организм в целом – через аудиовизуальную систему.
  • Цветоэнерготерапия (Аура-Сома) – это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Аура-Сома – это живая свето-цвето-арома-кристаллотерапия.
  • Аутотренинг – это техника саморегуляции психического состояния, в основе которой лежат разные формы самовнушения, один из способов самостоятельно избавиться от стрессов и психологических проблем.
  • Релаксация –это методика, которая применяется для расслабления организма и общего благоприятного воздействия на него.
  • Медитация(от лат. meditatio — размышление) — тип упражнений по тренировке концентрации внимания.
  • Аффирмация – это позитивное утверждение, которое улучшает настроение, делает нас счастливее и уверенным в себе.

Ожидаемый результат:

  1. Улучшение психологического здоровья педагогов.
  2. Улучшение психологического климата в коллективе;
  3. Улучшение психологического климата в группах ДОУ и тем самым повышение психологической защищенности каждого ребенка, укрепление его психического здоровья;
  4. Рост творческого потенциала педагогов.

Этапы реализации проекта

Этап

Содержание деятельности

Сроки

Организационно-подготовительный

Провести теоретико-методологический анализ содержания синдрома «эмоционального выгорания» в литературе, определить тему проекта, обосновать ее актуальность. Наметить план работы.

сентябрь – декабрь 2019 г

Информационно-диагностический.

Ознакомить педагогов с понятием психологическое здоровье, «синдром эмоционального выгорания».

Провести анкетирование на наличие синдрома эмоционального выгорания у педагогов, психологического климата в коллективе.

обобщить полученные результаты, сформулировать выводы. По итогам проделанной работы разработать мероприятия способствующих укреплению психического здоровья педагогов.

январь – февраль 2020г

Практический

Реализовать и провести разработанные мероприятия по профилактике эмоционального выгорания педагогов в виде тренинговых занятий.

в течение

2019-2021г

Обобщающий

Провести повторную диагностику. Оформить результаты о проделанной работе, разработать методические рекомендации. Составление каталога по дыхательным и релаксационным техникам. Завершить проект.

май 2021г

Перечень учебно-методического и программного обеспечения.

  1. Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. — М., 2002.
  2. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить коммуникационные и организационные качества. — М., 1999.
  3. Битянова В. Н. Психология личностного роста. — М., 1996.
  4.  Социальное качество профессиональной группы. — Новосибирск, 1993.
  5. Васильева О. С. Психология здоровья человека. Эталоны. Представления. — М., 2001.
  6. Виллюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976.
  7. Гримак Л. П. Общение с собой. — М., 1991.
  8. Дерябин B. C. Чувства, влечения, эмоции. — Л., 1974.
  9. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л., 1985.
  10.  Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. — Л., 1990.
  11.  Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М., 2000.
  12.  Лук А. Н. Эмоции и личность. — М.: Знание, 1982.
  13.  Макшанов С. И. Психология тренинга. — СПб., 1997.
  14.  Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. — М., 1998.
  15.  Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических заведений. Книга 1. — М., 1994.
  16. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. — М., 2002. Прохоров психических состояний личности в обучении // Психологический журнал. — Т. 12, 1991, № 1, с. 47–55.

Приложение 1

Интерпретация анкетирования

«Психологический портрет педагога»

Май 2019г.

Диаграмма 1

Примечание:

Приоритетные ценности                                        Психоэмоциональное состояние      

  1. Отношение с детьми                                                1. Неблагополучное
  2. Отношение в коллективе                                         2. Нестабильное
  3. Собственные переживания                                      3. Благополучное

 Самооценка                                                                  Стиль воспитания

  1. Позитивная                                                                 1. Демократический
  2.  Неустойчива                                                              2. Либеральный
  3. Негативная                                                                  3. Авторитарный        

Уровень   субъективного контроля    

  1. Высокий
  2. Не сформированный
  3. Низкий                        

  1. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ

Профессионально важные качества педагога - любовь к детям, стремление понять и помочь.

Диаграмма 2.

У 45% педагогов преобладает такая ценность, как отношение с детьми. Это говорит о гуманистической направленности педагога. Такому педагогу близки интересы и проблемы дошкольников. В основе отношений лежит безусловное принятие ребенка. Дети безошибочно чувствуют педагога, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. Рядом с ним они чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как педагога, так и ребенка.

  1. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.

Диаграмма 3.


Как мы видим из диаграммы у  педагогов детского сада «Солнышко»  преобладает нестабильное  психоэмоциональное состояние (45%). Как правило, нестабильное психоэмоциональное состояние определяется тремя факторами в различных их сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств, личностные особенности, определяющие неадекватную реакцию на них.
       Несмотря на это, у 39% педагогов отмечено благоприятное психоэмоциональное состояние, которое определяет эффективность работы, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность воспитателя благотворно влияют на психологический климат в группе.

3. САМООЦЕНКА

Самооценка, или самовосприятие - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления педагога о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой.

Диаграмма 4

По результату анкетирования у педагогов преобладает позитивная самооценка (45%), это говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Педагогам, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать положительную атмосферу живого общения, вступая с детьми в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности. Детей всегда воспринимают как личность, заслуживающую уважения.

 Несмотря на это, у 30% педагогов отмечена неустойчивая самооценка. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты педагог преображается: он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в "полосе неудач" негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

4. СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ

На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы педагога или осложнять выполнение своих профессиональных обязанностей.

        Диаграмма 5

По результату анкетирования у педагогов преобладает демократический стиль воспитания (60%). Педагог привлекает дошкольников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. Удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.

5.УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия педагога требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.

        

Диаграмма 6

У педагогов Детского сада «Солнышко» отмечается высокий уровень субъективного контроля (48%). Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощь или препятствия со стороны других людей и обстоятельств). Такие люди не склонны подчиняться давлению других людей, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе. 

Несмотря на это, у 35% педагогов отмечено не достаточная сформированность ответственности за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни. 

Конечно, каждый человек неповторим, и поведение его невозможно до конца «просчитать». Такая цель и не ставилась. Задача данной методики - дать педагогу «информацию к размышлениям»- информацию не всегда приятную, порой не соответствующую собственным представлениям о себе и потому вызывающую раздражение. Человеку, способному быть объективным и критичным не только к своим воспитанникам, но и к себе самому, она поможет осознать свои сильные и слабые стороны и полностью реализовать свой творческий потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сохранение психологического здоровья ребенка

Родителям полезно более внимательно и психологически грамотно взглянуть на себя и своего ребенка, утвердиться в правильности сложившегося тона взаимоотношений или серьезно задуматься об этом. Пар...

сохранение психологического здоровья ребенка

Родителям полезно более внимательно и психологически грамотно взглянуть на себя и своего ребенка, утвердиться в правильности сложившегося тона взаимоотношений или серьезно задуматься об этом. Пар...

"Сохранение психологического здоровья - условие качественного образования".

Сохранение психологического здоровья - условие качественного образования....

Психолого-педагогическая технология "Сохранение психологического здоровья первоклассников в процессе адаптации к обучению в школе"

    В связи с введением новых Федеральных Государственных образовательных стандартов,  проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, так как стандарт...