Сохранение психологического здоровья учащихся и профилактика его нарушений
консультация

Галина Владимировна Новикова

Общешкольное родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshcheshk.rodsob_12.12.18g.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Сохранение психологического здоровья учащихся и профилактика его нарушений»

Выступание подготовила

педагог-психолог «ОГБОУ «Центр образования и развития

 «Особый ребенок» г. Смоленска» Новикова Г.В.

Психологическое здоровье является интегральной характеристикой человека в целом, отражает неразделимость телесного и психического в человеке и характеризует личность в целом.

Основной целью психолог-педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями в нашем Центре и является сохранение и укрепление психологического здоровья детей.

На формирование и состояние психологического здоровья детей влияют две группы факторов: объективные и субъективные. К субъективным факторам относят личностные особенности ребенка (в частности, самооценку) и индивидуально-типологические характеристики (темперамент, характер). Мы сегодня подробнее поговорим об объективных факторах или средовых. Это психотравмирующие факторы, с которыми ребенок сталкивается прежде всего в семье, а затем в саду или школе. В школе психотравмирующими факторами являются повышенные требования учителей и воспитателей к ребенку, конфликтные ситуации со взрослыми и сверстниками. В нашем Центре к основным задачам по сохранению и укреплению психологического здоровья детей относятся:

  • Создание благоприятного эмоционального климата в каждом классе за счет исключения из практики работы педагогов авторитарных методов воздействия;
  • Максимальное удовлетворение (исходя из возможностей нашей материально-технической базы)  важных потребностей детей в игре, двигательной активности, самостоятельном познании окружающего мира;
  • Соблюдение единых требований к ребенку со стороны всего педагогического состава Центра;
  • Организация непосредственной образовательной деятельности с учетом психологических и физиологических возможностей детей;
  • Целенаправленная и систематическая психологическая работа с детьми, родителями и педагогами;
  • Обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия детей путем активного использования оборудования сенсорной комнаты: «Мягкие уголки», «Фонтан», песчаный столик, цветотерапия и т.д.

Психотравмирующие факторы в семье – это прежде всего отклонения в психологическом здоровье самих родителей, их неуверенность, повышенная тревожность или эмоциональная холодность в отношениях с ребёнком, неэффективный стиль воспитания, в частности, гиперопека или сверхконтроль, семейные конфликты, неполная или функционально неполная семья. Семейная ситуация в целом будет негативно влиять на психологическое здоровье ребенка, если она воспринимается им как негативная, провоцирует развитие повышенной тревожности, формирование страхов, ревности.

Как сохранить психическое здоровье ребенка

(памятка для родителей)

  • Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их.
  • Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение.
  • Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
  • Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания "психологические пощечины".
  • Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, "лечите" добром.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми. Этим вы снижаете его самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
  • Следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо - "психологическая пощечина" ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сохранение психологического здоровья ребенка

Родителям полезно более внимательно и психологически грамотно взглянуть на себя и своего ребенка, утвердиться в правильности сложившегося тона взаимоотношений или серьезно задуматься об этом. Пар...

Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения психологического здоровья учащихся (1 класс)

Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своём месте в мире и в отношениях с другими людьми....

Формирование рефлексивной морально-нравственной самооценки как условие сохранения психологического здоровья учащихся (2 класс)

Более подробно остановлюсь на  своей работе по формированию рефлексивной самооценки. Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью так...

Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся (3 класс)

Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью такого личностного УУД как самоопределение.  Самооценка является важнейшим психологическ...

Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся (4 класс)

Вся моя работа была посвящена одной теме – развитию рефлексивной самооценки.  Но каждый год у нас появлялся особый аспект рефлексивной самооценки, на котором и делался акцент в работе. В пер...

Проект по профилактике и сохранению психологического здоровья педагогов Детского сада «Солнышко»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский Детский сад «Солнышко»...