Роль воображения в развитии творческих способностей младших школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Воображение по Л.С. Выготскому – это присущая только человеку, возможность создания новых образов путём переработки предшествующего опыта. Фантазия является одной из форм воображения. Младший школьный возраст – сензитивный период для формирования фантазии, которая способствует лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и совершенствованию личности. Важно, чтобы фантазия не перерастала в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грёзами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль воображения в развитии творческих способностей младших школьников.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», по Л. С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», (т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью), а также – произвольными и опосредованными. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. В чем же состоят наиболее важные изменения, которые за период младшего школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, речью, воображением и мышлением ребенка?
До семилетнего возраста у детей как свидетельствуют ученые, можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные.
Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей после 7-8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.
Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается и непроизвольное внимание детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к 4-ому классу школы у детей почти такие же, как и взрослого человека.
В школьные годы продолжается развитие памяти. В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года обучения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредствованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.
Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов путём переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Оно является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако, с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – преставление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существовавшего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения, которое является вначале воссоздающим (позволявшим в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем постепенно перерастает в творческое (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период – сензитивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью, психологической основной которой является воображение. Когда в процессе учёбы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребёнку тоже приходит воображение .
Воображение – это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является фокусом, центром творчества. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т.е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т.е. открытием для себя). У большинства детей, как установили ученые, наблюдаются чаще всего продукты творчества второго рода. Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребёнка .
Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность развивает личность ребёнка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них своё понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Через творческую деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребёнка к миру, оценка прекрасного.
Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх детей. Ребёнок который, сидя верхом на палке, воображает, что едет на лошади. Девочка, которая играет с куклой и воображает себя её матерью, ребенок, который в игре превращается в разбойника, – все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества. Игра ребенка – это не простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка. Стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.
Для того, чтобы понять психологический механизм воображения и связанную с ним творческую деятельность, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека. Л.С.Выготский выделяет несколько форм связи воображения с действительностью .
Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Отсюда вытекает важный закон, которому подчиняется деятельность воображения. Этот закон можно формулировать так: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создается построение фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материала, которым располагает его воображение. Вот почему у ребёнка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта.
Второй формой связи фантазии и реальности является связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности.
Третьей формой связи между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Влияние эмоционального фактора на комбинирующую фантазию психологи называют законом общего эмоционального знака. Сущность этого закона сводится к тому, что впечатления или образы, имеющие общий эмоциональный знак, т.е. производящие на нас эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединятся между собою, несмотря на то, что на лицо никакой связи ни по сходству, ни по смежности между этими образами не существует. Получается комбинированное произведение воображения, в основе которого лежит общее чувство, или общий эмоциональный знак, объединяющий разнородные элементы, вступившие в связь.
Четвёртая форма связи фантазии с реальностью заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое; однако, будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи .
Итак, кратко рассмотрев четыре основные формы деятельности воображения с действительностью, можно сделать вывод, что психологический анализ творческой деятельности представляет огромную сложность.
Воображение характеризуется активностью действительности. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений и образов. Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отборов материала в соответствии с замыслом. Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Первый такой способ– агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь, или человек-птица. Второй способ – гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: «Карлик нос» и «Гулливер». Третий способ создания образов фантазии – схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчётливо прорабатываются основные черты сходства. Примером может быть любой схематический рисунок. Четвёртым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных каком-то отношении фактов и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д. Пятый способ – акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатуры.
Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия, по мнению ученых, может быть близкой, непосредственной, отдалённой, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль – отдалённая аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приёмы диагностики воображения и его развития.
Воображение является крайне сложным по своему составу процессом. Именно эта сложность составляет главную трудность в изучении процесса творчества и приводит часто к неверным представлениям относительно самой природы этого процесса. То, что ребёнок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строится его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Диссоциация является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Это умение выделить отдельные черты сложного целого имеет значение для всей творческой работы человека над впечатлениями. За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Этот процесс изменения или искажения основан на динамичности наших внутренних нервных возбуждений и соответствующих им образов. В качестве примера такого внутреннего изменения можно привести имеющий огромное значение для воображения вообще и для воображения ребёнка, в частности, процесс преувеличения и преуменьшения отдельных элементов впечатлений. Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т.е. объединение диссоциированных и изменённых элементов. Ассоциация может происходить на различной основе и принимать различные формы от чисто субъективного объединения образов до объективно научного. Заключительным и последним моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг этой деятельности будет завершен тогда, когда воображение воплощается во внешних образах.
Таким образом, воображение по Л.С. Выготскому – это присущая только человеку, возможность создания новых образов путём переработки предшествующего опыта. Фантазия является одной из форм воображения. Младший школьный возраст – сензитивный период для формирования фантазии, которая способствует лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и совершенствованию личности. Важно, чтобы фантазия не перерастала в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грёзами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей младших школьников
В статье описан опыт работы по развитию литературных творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках и в проектной деятельности....
Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.
Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе
Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....
исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"
Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...
Развитие воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства
Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость ...
Роль сказок в развитии познавательных способностей младшего школьника
Умелое применение сказочных предметов позволяет сделать урок ярче, содержательнее, интереснее....