"Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников"
статья
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников»
Чучупал Ольги Петровны,
учителя начальных классов,
МКОУ «Большеокинская СОШ»
Братского района
Иркутской области.
Вступление
Мы часто слышим «Я скоро стану большим и пойду в школу!». Ребёнок об этом говорит гордо, он улыбается и счастлив! Откуда счастье на его лице? Всё просто: он думает, что школа даст ему «взрослость», немного самостоятельности и новую таинственную жизнь. Вот наступает первое сентября и радостный малыш с букетом цветов под звуки дорогих нам песен вступает в новую жизнь. А потом он приходит домой и….
Так что же происходит с нашими детьми в первые годы обучения в школе? Почему из таких любознательных и милых детей они превращаются в лентяев ?
К сожалению, такое случается со многими детьми. И дело тут не в том, что они глупые и неспособные, а в отсутствии мотивации к учебе. Недостаточно быть умным, чтобы хорошо учиться в школе.
Успех в учебе = умение + желание.
Основная часть
Что такое мотивация?
Мотивация – это внутренний импульс, побуждение к действию, которое помогает нам доводить начатое до конца. Она находится в основе практически любого действия, продвигает и направляет это действие. Без мотивации нет действия.
Как повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности?
Основа моей педагогической деятельности – развитие и поддержка инициативы учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Для разрешения вопросов мотивации школьников к обучению выступает учебно-исследовательская деятельность
Цель - формирование интереса школьников к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений: выдвигать гипотезу, отбирать материал для её доказательства или опровержения, делать выводы, работать с информацией из разных источников.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Задача учителя научить ребёнка овладеть техникой исследовательского поиска.
Проекты, подготовленные обучающимися:
Класс | Названия проектов |
1класс | «Алфавит» Выставка поделок из природного материала «Природа и фантазия» «Русские народные сказки». «Устное народное творчество» |
2 класс | Азбука животных Праздник «В гостях у Корнея Чуковского» В гостях у Н.Н. Носова |
3 класс | Конкурс плакатов «Я и моё здоровье» Проект «Наши четвероногие друзья» «Мы шагаем по Москве» |
4 класс | «Мисс Кис-Кис и мистер Мяу» «Летающие цветы» Творческая работа «Пингвины» «Моя малая Родина-село Большеокинское» Что в имени моём? |
При работе над проектами
- Обучающиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности
- Обучаются осознанному поиску информации
- Учатся сотрудничать
- Приобретают коммуникативные умения и навыки
- Формируется положительная мотивация учения младших школьников
- Воспитываются нравственные качества
Исследовательская, творческая работа обучающихся, умение анализировать и сопоставлять, совместная деятельность ученика и учителя помогают более полно изучать и развивать личность ребёнка. В свою очередь дети дарят мне минуты фантазии и воображения, вдохновения и творчества.
На уроках русского языка, литературного чтения, применяю методические приёмы технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, развивает его ум, индивидуальность, развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.
Я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях.
Приём «Синквейн»
Так при изучении русской народной сказки «Каша из топора» дети составляют синквейн:
|
утаила.
|
Ученики находят пути выделения главного, осмысливают найденный материал, учатся сравнивать.
Приём «Предположение»
- О чём может быть сказка с таким названием?
- Что может произойти в сказке с таким названием?
- Можно ли по названию определить, будет ли сказка шуточной, серьёзной, поучительной?
Приём «Чтение с остановками»
Познакомимся с содержанием 1 части сказки, 2 части и т.д.
Приём «Тонких и толстых вопросов»
- Зачем солдат постучал в избу?
- Кто там жил?
- Что попросил солдат у старухи?
- Как старуха отреагировала на просьбу солдата?
При изучении рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» ученики заполняют кластер.
При знакомстве с биографией Г. Х. Андерсена ребята составляют таблицу ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал), учатся обобщать, стремятся к поиску.
З Знаю | Х Хочу узнать | У Узнал |
Г.Х Андерсен – великий сказочник Родился в Дании Писал сказки для детей | О детстве Андерсена Где учился? Как учился? Какие сказки написал? | Родился в г. Оденсе. Мать- прачка, а отец – башмачник Учился в церковной школе, затем в университете |
Изучая литературные произведения, часто использую приём – дерево предсказаний.
Ребята записывают объяснения своим версиям, учатся аргументировать. Развивают положительную мотивацию к обучению.
Используя приёмы ТРКМ, я смогла добиться следующих результатов:
- Положительное отношение детей к урокам литературного чтения.
- Создание в классе атмосферы доверия и сотрудничества.
- Положительная мотивация к учебной деятельности.
- Высокие показатели техники чтения
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Можно говорить о том, что практически на всех предметах в той или иной степени при проведении уроков применяю ИКТ: математика, русский язык, литературное чтение, музыка, окружающий мир, изобразительное искусство, технология.
Использую различные формы работы с ИКТ. Наиболее распространенным способом является применение презентаций на уроках:
- Просмотр презентаций, подготовленных учениками при их выступлениях с сообщениями.
- Самостоятельная работа с электронными пособиями, учебниками, обучающими программами на уроке для получения информации.
- Подготовка презентации для собственного выступления.
- Готовые программные учебники также широко использую на уроках.
Внеклассная работа начальной школы многопланова. По всем направлениям деятельности проводится много разнообразных мероприятий. Это классные часы, познавательные игры, экскурсии, прогулки в лес, соревнования, конкурсы, викторины, праздники, познавательные игры, анализ педагогических ситуаций и другие формы проведения мероприятий.
Работа строится на основе интересов и возможностей ребят. В соответствии с этим намечается содержание и пути развития личности.
В целях создания необходимых условий для проявления творчества были организованы различные мероприятия и конкурсы.
Воспитательный план составляю с учётом возрастных особенностей детей и необходимости развития у них качеств, помогающих человеку реализовать себя в обществе как неповторимую индивидуальность. При подготовке к мероприятиям ребята проявляют высокую активность, учат стихи и песни, готовят проекты, выступают в роли актёров в сценках и мини-спектаклях.
Детские праздники – одна из самых распространённых комплексных форм воспитательной работы. Организовывая праздники, реализую следующие задачи: общественно значимое содержание, игровая форма, зрелищность, эмоциональность, гармоничное соотношение между поучением и развлечением, взаимодействие различных видов искусств, коллективное участие и коллективное восприятие, добровольность участия, свобода выбора, демократизм отношений.
Только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом, можно побудить в нём стремление быть активным участником школьной жизни, желание управлять ею.
Заключение
«Ребёнок, это не сосуд,
который нужно наполнить,
а факел,
который нужно зажечь».
Плутарх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста как путь формирования положительной мотивации к обучению
(выступление на методическом объединении учителей)...
Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников.
Как сформировать положительную мотивацию к обучению у первоклассников....
Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников.
Формирование мотивационной сферы – это длительный, сложный процесс, состоящий в том, чтобы способствовать изменению уже имеющихся неустойчивых мотивов младшего школьника на начальных этапах его ...
Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников.
Любой учитель хорошо знает, дети одного и того же возраста значительно отличаются друг от друга не только своими способностями, темпами усвоения знаний, но и работоспособностью при одной ...
Формирование и развитие положительной мотивации к учению у младших школьников
Сообщение о формировании и развитии положительной мотивации в обучении у младших школьников ....
Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования творческих заданий.
Презентация педагогического опыта формирования положительной мотивации к обучению у младших школьником с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....