Программа профилактики агрессивного поведения
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Горюшкина Ольга Михайловна

 Проблема агрессивного поведения актуальна в наши дни. Исследования показывают, что такое поведение стало моложе. Агрессивное поведение начинает проявляться в начальной школе и даже в дошкольном возрасте. Коррекционная работа должна направляться нетолько на устранение внешних, но и внутренних причин.Цель программы: создание условий для устранения причин проявления агрессии в поведении ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_profilaktiki_agressivnosti.docx133.4 КБ

Предварительный просмотр:

Программа профилактики агрессивного поведения учащихся начальной школы.

Составила: педагог-психолог Горюшкина О.М.

         Проблема агрессивного поведения весьма актуальна в наши дни. Проблема, связанная с воспитанием детей с проявлениями агрессии в их поведении – одна из основных психолого-педагогических проблем, проявления которой встречаются все чаще. Каждый год повышается количество детей с агрессивными проявлениями, работать с ними сложно, а окружающие с трудом справляются с их поведением.

Исследования выявляют, что агрессивные проявления стали моложе. Что раньше агрессивное поведение начинало проявляться у подростков, сейчас же такое поведение проявляется у детей начальной школы и даже в дошкольном возрасте.

 Коррекционная работа должна направляться не только на устранение внешних, но внутренних причин, по которым ребенок проявляет себя именно так.

     Дети черпают знания о моделях поведения из разных источников. Из семьи, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение, и обучаются при взаимодействии со сверстниками, узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр (Я сильный – и мне все можно). Дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. Не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

      Научно - методологическая основа программы: данной теме посвящено много фундаментальных  теоретических исследований о причинах возникновения агрессивного поведения, как в отечественной (Левитов Н.Д., Румянцева Т.Г., Иванова Л.Ю., С.А.Беличева, Семенюк Л.М., Петров В.Г., Павлова Н.Н., и др), так и в зарубежной литературе ( Р.Бэрон, Д.Ричардсон, А.Бандура, Г.Бреслав, А. Басс ,Э. Фром, В. Оклендер и др.) Проблемы профилактики агрессивного поведения подростков представлены в исследованиях (З. Фрейда, К. Лоренца, Л. Берковица, С Розенцвейга, А. Бандуры, А.В. Петровского, Я.Л. Коломинского, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, С. Фешбек и др).

Агрессия – это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев – это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые в свою очередь, возникают от неудовлетворения базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку. Агрессивное поведение детей –это своеобразный крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.

           Нормативно-правовые документы:

  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Конституция РФ;
  • Закон РФ "Об образовании 273-ФЗ»;
  • Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка" от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
  • Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 года № 223-ФЗ (изменения 02.01.2000 г.)
  • Закон РФ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.01.1999 г. № 120-ФЗ.
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2012 г.)
  • Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению учащихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
  • Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва)
  • Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015г. №ВК – 268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).

Цель программы:

Создание условий для устранения причин проявления агрессии в поведении ребенка.

Задачи программы:

  1. Научить ребенка разным способам проявления агрессии;
  2. Научить ребенка основным приемам самоконтроля;
  3. Способствовать формированию положительных качеств ребенка.

     Занятия рассчитаны на работу с детьми 1-4 классов по заявке или результатам тестирования. Состав группы 7-9 человек.

Программа рассчитана на 12 занятий. Проводятся 1 раз в неделю, продолжительность 30-40 минут. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога, сенсорной комнате.

 Программа работы включает в себя несколько этапов. 

      На подготовительном этапе выявляются дети с признаками агрессивного поведения. С родителями и классным руководителем проводятся предварительные консультации. На ПМПк обсуждается вопрос о необходимости оказания поддержки данным обучающимся. Принимается решение о сопровождении педагогом-психологом данной группы через проведение коррекционно-развивающих занятий.

     Основной этап предполагает групповую работу. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Целью его проведения является настрой на работу, создание доверия. Работа по теме занятия состоит из нескольких упражнений: коррекционного, развивающего и релаксационного характера.            

         На завершающем этапе работы по программе проводится итоговая диагностика агрессивности, позволяющая оценить эффективность работы. Кроме того, на этом этапе проводятся консультации с педагогами и родителями по результатам работы.

Необходимое оборудование: карточки, плакат «Эмоции», видео и аудио сопровождение, бумага, наборы канцелярии, оборудование сенсорной комнаты: пузырьковая колонна, кресло-мешки, «звездное небо», «аквариум».

Диагностические методики: наблюдение по карте, шкала агрессивности, проективная методика «Несуществующее животное», графическая методика «Кактус», шкала прямой и косвенной агрессии, анкета для учителя «Признаки агрессивности». (приложение)

Тематический план:

Тема занятия

Кол-во часов

1

Первичная диагностика

1

2

Здравствуй, группа!

1

3

«Здравствуйте, это Я»

1

4

«Настроение»

1

5

«Добро и зло живут в одной душе»

1

6

«Правила саморегуляции»

1

7

«Копилка добрых дел»

1

8

«Доброжелательность»

1

9

«Недовольство»

1

10

«Что посеешь, то и пожнешь»

1

11

«Я и мои друзья»

1

12

Итоговая диагностика

1

Структура занятия:

Этап занятия

Комментарий

1

Ритуал приветствия

Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой

2

Разминка — воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, цветотерапия, телесная терапия, пальчиковые игры.)

Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения

3

Основное содержание занятия — совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Ролевые игры, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия.)

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений 2—4

4

Рефлексия занятия — оценка занятия. Арт-терапия, беседы

Две оценки: эмоциональная (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали)

5

Ритуал прощания

По аналогии с ритуалом приветствия

Занятие1

Тема: Первичная диагностика

Цель: Первичная диагностика агрессивного поведения.

Методы: групповая диагностика: Графическая методика «Кактус»

Оборудование: клубок ниток, набор карточек «Смайлики», листы бумаги, цветные карандаши, мяч.

Ход занятия:

  1. Приветствие: упражнение «Клубок» (дети по очереди раскручивают и передают клубок ниток, рассказывая о себе. Начинает психолог, как образец.)
  2. Разминка: игра «Снежный ком» (психолог-ведущий называет тему, на которую дети придумывают и называют слова, повторяя слова предыдущих.)
  3. Основная часть: выполнение графической методики «Кактус»
  4. Рефлексия: упражнение «Смайлик» (дети выбирают карточку со смайликом и дают объяснение)
  5. Ритуал прощания: передавая мяч, дети говорят, что понравилось больше всего и благодарят друг друга за работу.

Занятие 2

Тема: «Здравствуй, группа!»

Цель: развитие умений работы в группе.

Методы: игра, беседа.

Оборудование: клубок ниток, набор карточек для упражнения «Давайте поздороваемся», ватман, цветные карандаши, «Мишень настроения», мяч.

Ход занятия:

  1. Приветствие: упражнение «Клубок» (дети по очереди раскручивают и передают клубок ниток, рассказывая о своем соседе. Начинает психолог, как образец.)
  2. Разминка: игра «Снежный ком» (психолог-ведущий называет тему, на которую дети придумывают и называют слова, повторяя слова предыдущих.), игра «Хлопните в ладоши, кто…?» (психолог-ведущий задает вопрос, если это про ребенка, он хлопает в ладоши.)
  3. Основная часть: упр. «Давайте поздороваемся» (дети выбирают карточку, с названием эмоции, нужно соблюдая ее поздороваться с группой). Упр. «Правила нашей группы» (на ватмане совместно разрабатывают правила для группы, психолог помогает в оформлении, эти правила висят на видном месте до окончания программы).
  4. Рефлексия: упражнение «Мишень настроения» (дети выбирают яблоко, выбирают своё настроение из фаз мишени и приклеивают на нее яблоко, дают свое объяснение)
  5. Ритуал прощания: передавая мяч, дети говорят, что понравилось больше всего и благодарят друг друга за работу.

Занятие 3

Тема: «Здравствуйте, это Я»

Цель: развитие коммуникативных навыков, развитие умений работы в группе.

Методы: игра, беседа.

Оборудование: литы бумаги, цветные карандаши, «Мишень настроения», мяч.

Ход занятия:

  1. Приветствие: Упражнение "Ласковое имя” (Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты (ласкательные) имени участника, стоящего в центре круга, и как бы "дарят” их. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить за "подарок").
  2. Разминка: игра «Хлопните в ладоши, кто…?» (психолог-ведущий задает вопрос, если это про ребенка, он хлопает в ладоши.)
  3. Основная часть: упр. «Угадай по голосу» (ведущий закрывает глаза, участники группы говорят фразу, ведущий должен отгадать кто сказал). Упр. «Бейджик» (на листочке каждый записывает свое имя, украшает его, чтобы были увлечения и любимые вещи. Презентует себя).
  4. Рефлексия: упражнение «Мишень настроения» (дети выбирают яблоко, выбирают своё настроение из фаз мишени и приклеивают на нее яблоко, дают свое объяснение)
  5. Ритуал прощания: передавая мяч, дети говорят, что понравилось больше всего и благодарят друг друга за работу.

Занятие 4

Тема: «Настроение»

Цель: научиться определять свои чувства, практиковаться в их выражении словами и мимикой;

Методы: игра, рисование, беседа.

Оборудование: карточки, плакат «Эмоции», литы бумаги, цветные карандаши, оборудование сенсорной комнаты, «Мишень настроения», мяч.

Ход занятия:

  1. Приветствие: «Сегодня я похож на …..(дерево). Потому что….» (дети по очереди продолжают фразу)
  2. Разминка: игра «Ассоциации» (психолог-ведущий задает тему, дети называю слова, которые приходя на ум по данной теме.)
  3. Основная часть: работа по карточкам и плакату «Эмоции» (обсуждение, беседа, изображение мимикой), рисование своего настроения. Релаксация в сенсорной комнате.
  4. Рефлексия: упражнение «Мишень настроения» (дети выбирают яблоко, выбирают своё настроение из фаз мишени и приклеивают на нее яблоко, дают свое объяснение)
  5. Ритуал прощания: передавая мяч, дети говорят, что понравилось больше всего и благодарят друг друга за работу.

Занятие 5

Тема: «Добро и зло живут в одной душе»

Цель: подвести детей к осознанию своих переживаний и чувств, своего внутреннего мира.

Методы: игра, беседа.

Оборудование: карточки «Эмоции», «Мишень настроения», мяч.

Ход занятия:

  1. Приветствие: «Сегодня я похож на …..(дерево). Потому что….» (дети по очереди продолжают фразу)
  2. Разминка: игра «Эмоции» (ребенок выбирает карточку с эмоцией, показывает данную эмоцию, дети угадывают.)
  3. Основная часть: Беседа. (Раскрываются понятия –добро, зло. На своих поступках приводят примеры. Делают вывод о том, что человек может контролировать свои поступки. Нужно знать, как это делать.)
  4. Рефлексия: упражнение «Мишень настроения» (дети выбирают яблоко, выбирают своё настроение из фаз мишени и приклеивают на нее яблоко, дают свое объяснение)
  5. Ритуал прощания: передавая мяч, дети говорят, что понравилось больше всего и благодарят друг друга за работу.

Занятие 6

Тема: «Правила саморегуляции»

Цель: формировать навыки саморегуляции

Методы: игра, беседа.

Оборудование: «Ведро гнева», «коврик злости», оборудование сенсорной комнаты, «паровозик настроения», нитки разного цвета.

Ход занятия:

  1. Приветствие: «Приветствие без слов.» (дети по очереди приветствуют друг друга с помощью мимики, действий, без слов.)
  2. Разминка: игра «Хлопните в ладоши, кто…?» (психолог-ведущий задает вопрос, если это про ребенка, он хлопает в ладоши.)
  3. Основная часть: Беседа. (Зачем нужно контролировать свои эмоции. Какие способы вы уже знаете?) упражнение «Саморегуляция» (выполнение различных способов: Ведро гнева, коврик злости, мятая бумага, счет, дыхательная гимнастика, релаксация)
  4. Рефлексия: упражнение «Паровозик настроения» (дети выбирают смайлик, со своим настроением и помещают его в вагончик, дают свое объяснение)
  5. Ритуал прощания: упражнение «Ниточка» (дети выбирают кусочек нитки любого цвета, наматывая ее на палец говорят, что понравилось, что нет, пока не закончилась нитка.)

Занятие 7

Тема: «Копилка добрых дел»

Цель: формировать установку на сопереживание и сочувствие; уважительно относиться к людям.

Методы: игра, беседа.

Оборудование: коробочки-копилки, цветные карандаши, бумага, «паровозик настроения», нитки разного цвета.

Ход занятия:

  1. Приветствие: «Приветствие без слов.» (дети по очереди приветствуют друг друга с помощью мимики, действий, без слов.)
  2. Разминка: игра «Запретное движение» (психолог-ведущий говорит о запретном движении, выполняют различные упражнения, если ребенок выполняет запретное движение, выходит из игры.)
  3. Основная часть: Беседа. (как вы понимаете выражение «Копилка добрых дел») Создание своей копилки добрых дел (каждому ребенку дается маленькая коробочка-копилка, дети оформляют ее, и пишут на листочке первое доброе дело, листок отправляют в копилку. Эта копилка хранится у психолога до окончания курса, дети заполняют ее ежедневно, затем отдается для продолжения этой работы дома.)
  4. Рефлексия: упражнение «Паровозик настроения» (дети выбирают смайлик, со своим настроением и помещают его в вагончик, дают свое объяснение)
  5. Ритуал прощания: упражнение «Ниточка» (дети выбирают кусочек нитки любого цвета, наматывая ее на палец говорят, что понравилось, что нет, пока не закончилась нитка.)

Занятие 8

Тема: «Доброжелательность»

Цель: развивать чувство эмпатии; воспитывать внимание и терпимость друг к другу;

Методы: игра, беседа, рисование.

Оборудование: цветные карандаши, бумага, ватман, «паровозик настроения», нитки разного цвета.

Ход занятия:

  1. Приветствие: «Ласковое слово.» (дети по очереди приветствуют друг друга, называя ласковые слова.)
  2. Разминка: игра «Запретное движение» (психолог-ведущий говорит о запретном движении, выполняют различные упражнения, если ребенок выполняет запретное движение, выходит из игры.)
  3. Основная часть: Беседа. (как вы понимаете слово доброжелательность? Как выглядит доброжелательный человек, поступки доброжелательного человека.) Рисование доброжелательного человека, упражнение «Доброжелательность» (на плакате записываются слова, которые подходят к доброжелательности, объясняется их значение.)
  4. Рефлексия: упражнение «Паровозик настроения» (дети выбирают смайлик, со своим настроением и помещают его в вагончик, дают свое объяснение)
  5. Ритуал прощания: упражнение «Ниточка» (дети выбирают кусочек нитки любого цвета, наматывая ее на палец говорят, что понравилось, что нет, пока не закончилась нитка.)

Занятие 9

Тема: «Недовольство»

Цель: развивать чувство эмпатии; воспитывать внимание и терпимость друг к другу;

Методы: игра, беседа, рисование.

Оборудование: цветные карандаши, бумага, ватман, «паровозик настроения», нитки разного цвета.

Ход занятия:

  1. Приветствие: «Ласковое слово.» (дети по очереди приветствуют друг друга, называя ласковые слова.)
  2. Разминка: игра «Запретное движение» (психолог-ведущий говорит о запретном движении, выполняют различные упражнения, если ребенок выполняет запретное движение, выходит из игры.)
  3. Основная часть: Беседа. (как вы понимаете слово недовольство? Как выглядит недовольный человек, поступки недовольного человека.) Изображение мимикой недовольного человека, упражнение «Недовольство» (на плакате записываются слова, которые подходят к слову недовольство, объясняется их значение.)
  4. Рефлексия: упражнение «Паровозик настроения» (дети выбирают смайлик, со своим настроением и помещают его в вагончик, дают свое объяснение)
  5. Ритуал прощания: упражнение «Ниточка» (дети выбирают кусочек нитки любого цвета, наматывая ее на палец говорят, что понравилось, что нет, делают выводы для себя, пока не закончилась нитка.)

Занятие 10

Тема: «Что посеешь, то и пожнешь»

Цель: усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом.

Методы: игра, беседа.

Оборудование: картинки «Чувства. Эмоции», оборудование сенсорной комнаты, «паровозик настроения», нитки разного цвета.

Ход занятия:

  1. Приветствие: передавая массажный мяч друг другу дети говорят слова приветствия, глядя в глаза.
  2. Разминка: игра «Рисунки на спине» (дети разбиваются на пары, по желанию, ведущий задает тему рисунка, по очереди рисуют предметы и отгадывают.)
  3. Основная часть: Беседа. (как вы понимаете пословицу «Что посеешь, то и пожнешь»? В беседе подвести детей к чувствам.) Разбор ситуаций по картинкам «Чувства. Эмоции». Релаксация в сенсорной комнате.
  4. Рефлексия: упражнение «Паровозик настроения» (дети выбирают смайлик, со своим настроением и помещают его в вагончик, дают свое объяснение)
  5. Ритуал прощания: упражнение «Ниточка» (дети выбирают кусочек нитки любого цвета, наматывая ее на палец говорят, что понравилось, что нет, делают выводы для себя, пока не закончилась нитка.)

Занятие 11

Тема: «Я и мои друзья»

Цель: развитие коммуникативных умений и эмоционально-выразительных движений; развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу.

Методы: игра, беседа.

Оборудование: картинки «Чувства. Эмоции», детские песни о дружбе, цветные карандаши, бумага, оборудование сенсорной комнаты, «паровозик настроения», нитки разного цвета.

Ход занятия:

  1. Приветствие: «Рукопожатие» передавая рукопожатие друг другу дети говорят слова приветствия, глядя в глаза.
  2. Разминка: игра «Рисунки на спине» (дети разбиваются на пары, по желанию, ведущий задает тему рисунка, по очереди рисуют предметы и отгадывают.) «Пальчиковая гимнастика»
  3. Основная часть: Беседа. (как вы понимаете слово друг? Каким должен быть друг?) Разбор ситуаций по картинкам «Чувства. Эмоции». «Подарок другу» (рисунок) Релаксация в сенсорной комнате.
  4. Рефлексия: упражнение «Паровозик настроения» (дети выбирают смайлик, со своим настроением и помещают его в вагончик, дают свое объяснение)
  5. Ритуал прощания: упражнение «Ниточка» (дети выбирают кусочек нитки любого цвета, наматывая ее на палец говорят, что понравилось, что нет, делают выводы для себя, пока не закончилась нитка.)

Занятие 12

Тема: Итоговая диагностика

Цель: итоговая диагностика агрессивного поведения

Методы: проективная методика «Несуществующее животное»

Оборудование: бумага, простые карандаши.

Ход занятия:

  1. Приветствие: «Ласковое слово.» (дети по очереди приветствуют друг друга, называя ласковые слова.)
  2. Разминка: игра «Ассоциации» (психолог-ведущий задает тему, дети называю слова, которые приходя на ум по данной теме.)
  3. Основная часть: выполнение диагностики.
  4. Рефлексия: упражнение «Паровозик настроения» (дети выбирают смайлик, со своим настроением и помещают его в вагончик, дают свое объяснение)
  5. Ритуал прощания: упражнение «Свеча» (дети по очереди передают свечу, высказывая своё отношение к занятиям.)

В заключении курса можно подарить детям подарки-сувениры.

Приложение

Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе

(составлена на основе материалов, представленных в источнике: Долгова у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009)

Дата проведения наблюдения ________________ Класс ________________

Условия проведения наблюдения (на уроке, на перемене, на прогулке и т. п.)_________________________________________________________

Характер

нарушения поведения

В чем именно проявляется

Ф. И. учащихся, возраст

Агрессия

Физическая

Ломает предметы

Рвет книги, тетради

Толкает сверстников

Бьет руками/ногами сверстников

Кусается, щипается

Другое (отметить)

Вербальная

Произносит нецензурные слова

Называет обидным словом (кличкой, прозвищем и т. п.)

Кричит

Другое (отметить)

Аутоагрессия

Кусает, щипает себя

Выдергивает волосы

Другое (отметить)

Вспыльчивость

В физических действиях

Неожиданно для всех бросает предметы

Неожиданно для всех может разорвать книгу, тетрадь

Неожиданно для всех может выбежать из класса

Другое (отметить)

В речи

Неожиданно для всех может нагрубить

Неожиданно для всех может накричать

Другое (отметить)

Негативизм

В физических действиях

Все делает наоборот

С трудом включается в коллективную работу

В речи

Говорит «Не хочу», «Не буду», «Нет»

Отказы

Отказывается от интересной для всех деятельности

Конфликтность

Сам провоцирует конфликт

Отвечает конфликтно на конфликтные действия других

Не учитывает желаний и интересов других сверстников

Критерии оценки: 0 – проявления отсутствуют; 1 – проявления слабо выражены; 2 – проявления умеренно выражены, наблюдаются периодически; 3 – проявления сильно выражены, наблюдаются постоянно

Карта динамического наблюдения за детьми на коррекционно-развивающих занятиях

(Источник: Долгова у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009)

Дата проведения наблюдения ________________ Класс/группа ________________

Оцениваемый

показатель

Варианты проявления

Ф. И. учащихся, возраст

Степень участия ребенка в заданиях

Не принимает участия

Принимает участие больше в роли наблюдателя

Принимает активное участие

Эмоциональный фон

Пониженный

Повышенный

Норма

Взаимодействие с другими детьми

Избегает взаимодействия

Стремится к взаимодействию, но взаимодействие не получается

Взаимодействует с другими ребятами без трудностей

Восприятие ребенка группой

Изгой

Частично отвергаемый

Принимаемый

Лидер

Наличие агрессивных проявлений

Часто

Иногда

Отсутствуют

Виды агрессивных проявлений

Вербальная агрессия

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Негативизм

Наличие изменений

Негативные

Отсутствуют

Положительные

незначительные

значительные

Анкета для учителя «Признаки агрессивности»

(Источник: Монина эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.)

Утверждение о ребенке

Да

Нет

1

Временами в него вселяется «злой дух»

2

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

3

Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же

4

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

5

Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги

6

Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение

7

Он не прочь подразнить животных

8

Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним

9

Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих

10

В ответ на обычные просьбы стремится все сделать наоборот

11

Часто бывает ворчлив

12

Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека

13

Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других

14

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых

15

Легко ссорится, часто вступает в драки

16

Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми

17

У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности

18

Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится

19

Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других

Оценка результатов:

Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, может быть отнесено к вашему ребенку.

15 – 19 баллов – высокий уровень агрессивности.

7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности.

1 – 6 баллов – низкий уровень агрессивности.

Шкала прямой и косвенной агрессии

(Источник: Фурманов и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., Речь, 2007)

Данная шкала была разработана К. Бьерквистом и его коллегами для измерения у младших школьников трех типов агрессии: физической, вербальной и косвенной.

Ребят просят указать, как ведет себя каждый из одноклассников, если он поссорился со школьным товарищем или просто сердится на него.

Методика используется для определения уровня того или иного типа агрессии у каждого ученика в классе. Поэтому в ней указываются имя и фамилия одноклассника, поведение которого оценивается.

Имя, фамилия одноклассника ____________________________________________________

Обведи кружком цифру, которая соответствует твоему мнению.

0 – никогда

1 – редко

2 – иногда

3 – довольно часто

4 – очень редко

1

Бьет одноклассников

0

1

2

3

4

2

Не принимает в свою компанию

0

1

2

3

4

3

Кричит на товарища или спорит с ним

0

1

2

3

4

4

Из мести заводит дружбу с другими детьми

0

1

2

3

4

5

Пинает (бьет ногой) другого человека

0

1

2

3

4

6

Не обращает на товарища внимание

0

1

2

3

4

7

Оскорбляет других

0

1

2

3

4

8

Сплетничает о том, на кого сердится

0

1

2

3

4

9

Ставит подножки

0

1

2

3

4

10

Наговаривает на других, рассказывает о них гадости

0

1

2

3

4

11

Говорит, что собирается кого-то обидеть

0

1

2

3

4

12

Замышляет потихоньку кому-то навредить

0

1

2

3

4

13

Пихается

0

1

2

3

4

14

Говорит плохо о товарище за его спиной

0

1

2

3

4

15

Обзывается

0

1

2

3

4

16

Предлагает другим: «Давайте не будем с ним дружить»

0

1

2

3

4

17

Отбирает что-нибудь у одноклассников

0

1

2

3

4

18

Выдает чужие секреты

0

1

2

3

4

19

Дразнится

0

1

2

3

4

20

Пишет оскорбительные записки

0

1

2

3

4

21

Валит других на пол

0

1

2

3

4

22

Ругает прическу или одежду товарищей

0

1

2

3

4

23

Дергает за волосы или одежду

0

1

2

3

4

24

Подговаривает одноклассников против того, на кого сердится

0

1

2

3

4

Ключ:

Физическая агрессия – пункты 1, 5, 9, 13. 17, 21, 23

Вербальная агрессия – пункты 3. 7, 11, 15, 19

Косвенная агрессия – пункты 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14. 16, 18, 20, 22, 24

https://pandia.ru/text/78/010/images/image001_322.gifГрафическая методика «Кактус»

(М. Памфилова)

(Источник: Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч.

2000. №5. С.

ЦЕЛЬ: изучение состояния эмоциональной сферы ребенка (старше 3-х лет),
выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

При проведении диагностики испытуемому выдают лист белой бумаги стандартного

размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей

восьми «люшеровских» цветов (фиолетовый, красный, серый, черный, коричневый, желтый, синий, зеленый), в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

ИНСТРУКЦИЯ: «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. После завершения работы ребенку можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию рисунков:

1.  Этот кактус домашний или дикий?

2.  Этот кактус сильно колется?

3.  Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4.  Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Какое это растение?

5.  Когда кактус подрастет, то как он измениться (что станет с иголками, размером, отростками)?

При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, сила нажима карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для этой методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и т. д.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

В рисунке могут проявляться следующие качества учащихся:

Ø  Агрессивность – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки отражают высокую степень агрессивности.

Ø  Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.

Ø  Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Ø  Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный в низу листа.

Ø  Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Ø  Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Ø  Оптимизм – использование ярких цветов (вариант с цветными карандашами), изображение «радостных» кактусов.

Ø  Тревожность – использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Ø  Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Ø  Экстравертность – наличие на рисунке других кактусов и цветов.

Ø  Интровертность – на рисунке изображен один кактус.

Ø  Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Ø  Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – дикорастущие, пустынные кактусы.

Ниже приводятся примеры того, какие образы кактусов существуют:

https://pandia.ru/text/78/010/images/image002_196.jpg

https://pandia.ru/text/78/010/images/image003_163.jpg

Мальчик 7 лет. Агрессивно-тревожный кактус. Наличие агрессии, импульсивности, тревоги, интроверсии, стремления к лидерству и домашней защите.

Мальчик 8 лет. Агрессивно-одинокий кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, интроверсии, чувства одиночества; Отсутствие стремления к домашней защите.

https://pandia.ru/text/78/010/images/image004_130.jpg

https://pandia.ru/text/78/010/images/image005_111.jpg

Мальчик 7 лет. Агрессивно – испуганный кактус. Наличие агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе, зависимости, скрытности, осторожности, тревожности, интроверсии, стремления к домашней защите.

Девочка 8 лет. Добрый экстравертированный кактус. Наличие женственности, экстраверсии, стремления к домашней защите, чувства семейной общности; отсутствие агрессивности.

https://pandia.ru/text/78/010/images/image006_100.jpg

https://pandia.ru/text/78/010/images/image007_86.jpg

Мальчик 7 лет. Агрессивно-экстравертированный кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, открытости, оптимизма, экстраверсии, стремления к лидерству и к домашней защите.

Девочка 9 лет. Добрый интровертированный кактус. Наличие чувства семейной общности, стремления к домашней защите, женственности, интроверсии; отсутствие агрессии.

Проективная методика «Несуществующее животное»

(Источник: Венгер рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М., ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005.)

Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет).

Проведение тестирования.

Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т. п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.

Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.

Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осёл и т. п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.

Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого человека можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно.

Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:

• Чем оно питается?

• Где живет?

• Чем обычно занимается?

• Что любит делать больше всего?

• А чего больше всего не любит?

• Оно живет одно или с кем-нибудь?

• Есть у него друзья? Кто они?

• А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?

• Чего оно боится, или оно ничего не боится?

• Какого оно размера?

Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.

Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов – не обязательный, а ориентировочный.

Дополнительные задания к тесту «Несуществующее животное»

Задание «Злое животное» позволяет выявить: скрытые агрессивные, реакцию на угрозу.

Проведение тестирования.

Для дополнительного задания дают отдельный чистый лист бумаги, который кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция к заданию «Злое животное»: «Теперь придумайте и нарисуйте еще одно несуществующее животное. На этот раз не любое, а самое злое и страшное, которое вам удастся придумать». По окончании рисования задают вопрос: «В чем проявляется то, что это животное – самое злое и страшное?». Могут быть заданы и еще какие-либо вопросы о его образе жизни.

Интерпретация рисунка.

ПОКАЗАТЕЛИ, указывающие на повышенную агрессию,

имеющиеся трудности в коммуникативной сфере:

Нажим на карандаш

Сильный нажим, карандаш глубоко продавливает бумагу – эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность (с четырехлетнего возраст).

Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу – конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность; острое возбуждение, пограничное или психотическое состояние.

Колебания нажима особо сильны – эмоциональная неустойчивость; иногда острое состояние.

Тип животного

Человекообразное – высокая неудовлетворенная потребность в общении; типично для подросткового возраста.

С конечностями, направленными вовне – экстравертность.

Замкнутое, без конечностей или с конечностями, направленными к телу – интровертность.

Детали

Избыток органов чувств – тревожность.

Уши, подчеркнутые нажимом или особо большие - тревожность; иногда подозрительность, настороженность.

Зубы - вербальная агрессия.

Голова

• отсутствует – импульсивность; иногда психическое заболевание;

Чешуя, панцирь – потребность в защите, боязнь агрессии.

Иглы, шипы и т. п. – защитная агрессия.

Острые рога, когти, клыки (вылезающие изо рта), острые наросты – агрессивность.

Оружие, режущее, колющее или рубящее орудие – агрессивность.

Описание образа жизни

Место жизни

•  изолированное (пещера, скалы, другая планета, космос) – недостаток общения, чувство одиночества;

•  упоминание о трудной достижимости (непроходимая чаща, горы, в которых нет дороги) – боязнь агрессии, потребность в защите;

· эмоционально неприятное (болото, грязь) – невротическое состояние; низкая социализированность; иногда психическое заболевание.

Питание

· явно несъедобные вещи (камни, стекло, металл) – низкая социализированность, нарушения общения;

· особо крупные объекты (горы, деревья, дома) или утверждение о том, что животное ест все, – импульсивность; низкая социализированность;

· люди – негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность;

· подробное описание поедания жертв – агрессивность;

· кровь, отдельные части и органы живых существ (сердце, мозг) – невротическая агрессия.

Любимое или наиболее обычное занятие

· ломает деревья, топчет дома – негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность; иногда психическое заболевание.

Друзья

· отсутствуют – чувство одиночества;

· все окружающие, без конкретизации – высокая неудовлетворенная потребность в общении;

· злые, агрессивные персонажи (акулы, крокодилы, драконы) – негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность.

Враги

· большое число или полное отсутствие – боязнь агрессии;

· все окружающие – негативизм; асоциальность или антисоциальность.

Описание способов защиты от опасности; указание на гигантский ее размер – тревожность, боязнь агрессии.

Желания

• иметь друзей – недостаток общения;

• не иметь врагов – боязнь агрессии; иногда настороженность подозрительность;

• чтобы его не боялись – боязнь агрессии;

• стать обычным животным, стать человеком – эмоциональный дискомфорт, связанный с ощущением своего отличия от окружающих;

• стать больше по размеру – ощущение своей малой значимости; боязнь агрессии, потребность в защите.

ЗЛОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнении с обычным

Лишено признаков агрессивности – стремление скрыть свои агрессивные тенденции, иногда полное отсутствие агрессивности.

Из признаков агрессивности присутствуют только зубы – склонность к вербальной агрессии: грубости, крику, угрозам.

Особо выраженная агрессивная символика: острые рога, оружие – высокая агрессивность;

• то же, в сочетании с признаками высокой тревожности: штриховкой рисунка, многочисленными исправлениями, штриховой линией – невротическая агрессия как реакция на ощущение эмоционального дискомфорта.

Иглы, шипы и другие оборонительные средства – боязнь нападения и склонность к защитной агрессии.

Большие глаза с зачерненной радужкой – боязнь агрессии.

Распад формы, появление невротических признаков: изображение внутренних органов, кровеносных сосудов – низкая устойчивость к стрессу, невротическая реакция на стресс; иногда психическое заболевание.

Асоциальная символика: сигарета, рюмка, животное в виде черта или бабы - яги – негативистические, иногда психопатические или психопатоподобные реакции на конфликтную ситуацию, угрозу агрессии, стрессовую ситуацию.

Четкая уверенная линия – высокая сопротивляемость стрессу, способность эффективно действовать в стрессовых ситуациях.

Шкала агрессивности

(Источник: Фурманов и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., Речь, 2007)

Данная шкала измеряет степень агрессивности и предполагает получение информации о частоте прямых форм физической (толчки, пинки, удары) и вербальной (подтрунивание, оскорбление, угрозы, подстрекательство) агрессии, а также гнева (легкость возникновения и продолжительность вспышек гнева в течение дня).

Чтобы избежать временных искажений, респондентов просят давать ответы, рассматривая свое поведение в течение последних 7 дней. Ребята ранжируют свои ответы по шкале от «0 раз» до «6 и более раз». Полученные результаты суммируются, общий индекс агрессивности располагается в пределах от 0 до 66.

Инструкция школьникам: «Ответьте, пожалуйста, как часто вы совершали перечисленные ниже действия в отношении одноклассников или других учащихся вашей школы. Свои ответы обведите кружочком».

В течение последних 7 дней

0 раз

1 раз

2 раза

3 раза

4 раза

5 раз

6 и > раз

1

Я дразнил других учеников, чтобы рассердить их

0

1

2

3

4

5

6

2

Я бывал сердитым большую часть дня

0

1

2

3

4

5

6

3

Я давал сдачи ученикам, которые пытались ударить меня первыми

0

1

2

3

4

5

6

4

Я говорил о других учениках такое. Что мои слова вызывали смех у окружающих

0

1

2

3

4

5

6

5

Я подбивал других учеников к драке

0

1

2

3

4

5

6

6

Я сильно толкал других учеников

0

1

2

3

4

5

6

7

Я легко сердился на кого-то из одноклассников

0

1

2

3

4

5

6

8

Я затевал драку, потому что был сердит

0

1

2

3

4

5

6

9

Я бил кулаком или пинал ногой кого-то

0

1

2

3

4

5

6

10

Я обзывал других учеников

0

1

2

3

4

5

6

11

Я угрожал кому-то

0

1

2

3

4

5

6

Список литературы:

  1. В.С. Мухина Психология детства и отрочества, Москва 1998.
  2. А.А. Карелин Психологические тесты, «Владос» 2005.
  3. Л.М. Новикова Настольная книга школьного психолога, Эксмо, 2009.
  4. В.И. Екимова Все идет нормально? Комплект диагностических методик для комплексного обследования младших школьников, АРКТИ, 2007.
  5. О.Н. Рудякова Психологическая поддержка младших школьников, Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Е.Д.Шваб Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения, Волгоград: Учитель 2008.
  7. В.В. Сорокина Психологическое неблагополучие детей в начальной школе, Генезис, 2005.
  8. Н. Козлов Лучшие психологические игры и упражнения, Екатеринбург: АРД ЛТД 1998.
  9. С.И. Семенака Учимся сочувствовать, сопереживать, АРКТИ 2004.
  10. С.И. Семенака Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе, АРКТИ 2004.
  11. О.И. Крупенчук Пальчиковые игры, Санкт-Петербург, 2008.
  12. Л.В. Свешникова Рефлексивные техники эмоционального состояния детей, Волгоград: Учитель 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические средства профилактики агрессивного поведения младших подростков

1.Анализ работ отечественных исследователей, занятых проблемой детской агрессивности 2. Факторы детской агрессивности3.Причины подростковой агрессивности4.Алгоритм действий по профилактике агресс...

Памятка для родителей по профилактике агрессивного поведения ребёнка.

Самое важное — создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Восп...

Занятие по профилактике агрессивного поведения

Данное занятие направленно на снижение уровня агрессивности младших школьников  путем снятия эмоционального напряжения. Устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, п...

Профилактика агрессивного поведения среди младших школьников (материалы для родительского собрания)

 Данная презентация была подготовлена для проведения родительского собрания в начальной школе. В ней использовались результаты нашего  исследования взаимодействия детей и их родителей...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ...