Социальный проект «В доме равных возможностей"
проект
Вашему вниманию представляется социальный проект «В доме равных возможностей», который апробируется в МОДО «Дом детского творчества г. Козьмодемьянска» с 2018 года и направлен на создание инклюзивно-образовательного пространства для взаимодействия, равноправного общения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-волонтеров, развитие и формирование учебно–познавательного творческого потенциала обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shapovalova_t.m.docx | 464.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная организация дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Козьмодемьянска»
Возраст детей: 7 – 17 лет
Срок реализации: 2 года
Автор:
Шаповалова Татьяна Михайловна,
педагог-психолог
МОДО «Дом детского творчества
г. Козьмодемьянска»
Козьмодемьянск
2018 г.
Описание проекта
- Наименование образовательной организации: Муниципальная организация дополнительного образования «Дом детского творчества г. Козьмодемьянска».
- Направление реализации проекта: социально-образовательное.
- Название проекта: «В доме равных возможностей».
- Актуальность проекта для обучающихся и значение для образовательной практики:
В современном обществе проблема социализации детей с ОВЗ является актуальной и часто обсуждаемой на разных уровнях. У детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь; от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг.
Проект «В доме равных возможностей» направлен на развитие коммуникативных навыков, повышение социально-психологической компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию социальной адаптации в условиях инклюзивной среды дополнительного образования. Это дает возможность детям с ОВЗ общаться, не замыкаться, а здоровым детям понимание и правильное отношение к ним.
- Тип проекта: социальный.
- Цели, задачи проекта:
Цель проекта: создание инклюзивно-образовательного пространства для взаимодействия, равноправного общения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие и формирование учебно-познавательного, творческого потенциала обучающихся.
Задачи проекта:
- Способствовать повышению социальной адаптации детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образовательного пространства.
- Повышать социальную активность и жизненную позицию волонтеров объединения «Инсайт.
- Развивать мотивацию к познавательной деятельности, расширять интересы и творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Создать комфортные условия для реализации основных направлений в контексте проекта «В доме равных возможностей».
- Разработать и внедрить систему мониторинга отслеживания социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательную практику Дома детского творчества.
- Внедрить систему портфолио в качестве показателя творческого развития детей с ОВЗ.
- Ожидаемые результаты
- Повысится социальная адаптация.
- Повысится социальная активность волонтеров.
- Будут созданы условия для формирования мотивации к познавательной деятельности, расширятся интересы и творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Будут созданы комфортные условия для реализации основных направлений в контексте проекта «В доме равных возможностей»
- Будет разработана и внедрена система мониторинга показателей социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательную практику Дома детского творчества.
- Будет внедрена система портфолио как показателя творческого развития детей с ОВЗ.
- Исполнители: педагог-психолог Дома детского творчества Козьмодемьянска.
- Сроки: 2 года (2018 - 2020 г.г.)
- Место реализации: МОДО «Дом детского творчества г. Козьмодемьянска»
- Целевая группа: дети с ОВЗ младшего школьного возраста (10), их родители, обучающиеся психологического кружка «Инсайт» (10).
- Партнеры проекта: педагоги ДДТ, родители обучающихся с ОВЗ.
- Нормативная база для разработки проекта
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г №273 «Закон об образовании в РФ» утверждает право детей с ОВЗ на образование, которое должно быть направлено на развитие личности и физических способностей, социализацию и адаптацию в обществе.
• Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
• Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 419 - ФЗ. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
- Основные этапы реализации проекта
Этап | Содержание | Срок |
I этап - организационный | Организация мероприятий для подготовки к реализации проекта. | сентябрь – октябрь 2018 г. |
II этап – деятельностный | Практический, направленный реализацию основных направлений работы. | ноябрь – июль 2018-2020 г.г |
III этап - аналитический | Оценка результативности работы | сентябрь-октябрь 2020 г.г. |
- План реализации проекта
Этапы | Содержание деятельности | Сроки реализации | Ожидаемые результаты |
I Организационный | - формирование группы - участников проекта; - определение направлений совместной деятельности; - разработка сценариев мероприятий; - разработка мониторинга показателей социальной адаптации. | Сентябрь-октябрь 2018 г. | Сбор и обработка целевой информации; создание нормативной и методической базы для реализации проекта. |
II Деятельностный | - комплексная работа всех участников - реализация направления работы: «Познаем мир вместе»:
| Ноябрь 2018 -июль 2020 г.г. | Снижение коммуникативных барьеров, повышение социальной активности детей с ограниченными возможностями здоровья. Повышение уровня толерантности по отношению к детям с ОВЗ. |
- реализация направления работы: «Творим вместе»: - организация мастер-классов творческой направленности. | Ноябрь 2018 - июль 2020 г.г. | Творческое развитие, расширение круга познавательных интересов детей с ограниченными возможностями здоровья. | |
- участие в конкурсах, выставках и фестивалях разного уровня. | Ноябрь 2018 -июль 2020 г.г. | Творческое развитие, расширение круга познавательных интересов детей с ограниченными возможностями здоровья. | |
- реализация и апробация мониторинга показателей социальной адаптации. | Ноябрь 2018 -июль 2020 г.г. | Определение динамики показателей социальной адаптации (самооценки, уровня тревожности, эмоционального состояния, мотивации) | |
III Аналитический | - определение результативности работы; - оценка удовлетворенности участием в проекте; - оценка полноты реализации проекта; - анализ и обобщение проектной деятельности; - выпуск методической продукции по трансляции опыта. | Сентябрь-октябрь 2020 г. | Обобщение и анализ полученных результатов и материалов, разработка методических рекомендаций. Обеспечение открытости и публичности вопросов реализации проекта. |
- Материально – техническое обеспечение проекта
№ п/п | Наименование имеющегося оборудования для реализации проекта | Количество (ед.) |
1 | учебные помещения для групповых и индивидуальных занятий | 5 |
2 | актовый зал | 1 |
3 | компьютер | 1 |
4 | принтер | 1 |
5 | сканер | 1 |
6 | мультимедийный проектор | 1 |
7 | световой стол для рисования песком | 2 |
8 | фотокамера | 1 |
9 | мольберт для рисования | 10 |
10 | столы, стулья | 25 |
11 | канцелярские товары | - |
- Ожидаемые результаты
- Повысится социальная адаптация детей с ОВЗ.
- Повысится социальная активность волонтеров.
- Будут созданы условия для формирования мотивации к познавательной деятельности, расширятся интересы и творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Будет выпущена методическая продукция по трансляции опыта.
- Механизм оценки результатов проекта
В качестве оценки результатов проекта используются следующие критерии и показатели:
№ | Критерий | Показатели | |
Качественные | Количественные | ||
1 | Положительная динамика социальной адаптации в рамках реализации проекта | Реализация диагностической программы исследования социальной адаптации детей с ОВЗ (приложение 1) | БА — благоприятная адаптация (60%); УБ – условно благоприятная (40%); НА – неблагоприятная адаптация (0%) |
2 | Удовлетворенность участием в проекте | Самооценка участников проекта. Анкетирование участников проекта по данному критерию. | 100% удовлетворенность |
- Предложения по распространению результатов проекта.
№ п/п | Предложения | Механизмы реализации |
1. | Перенос методического материала в систему работы всего учреждения, как Муниципальной базовой организации по работе с детьми с ОВЗ. Опыт в рамках собственного объединения в общую систему с приложениями, методическими рекомендациями. | Распространение опыта по проекту. |
2. | Организация сотрудничества с другими волонтерскими объединениями города г. Козьмодемьянска, РМЭ с целью передачи инновационного опыта. | Представление результатов реализации проекта, разработка совместных планов работы. |
3 | Информационное продвижение проекта на всех этапах реализации. | Публикации в СМИ, на сайте ДДТ, ведение персональных страниц волонтерской организации в социальных сетях, распространение опыта. |
- Список использованных источников
Нормативно-правовые документы
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 «Закон об образовании в РФ» утверждает право детей с ОВЗ на образование, которое должно быть направлено на развитие личности и физических способностей, социализацию и адаптацию в обществе.
• Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
• Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 419 - ФЗ. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.
Литература
1. Ахметгалеев, Э.Д. Студенческое волонтерское движение как фактор социального сопровождения подготовки конкурентоспособного специалиста в едином образовательном пространстве / Э.Д. Ахметгалеев // Мониторинг качества образования и творческого саморазвития личности: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: ИПП ПО РАО, 2007.
2. Барашнев Ю.И. Наследственность и здоровье. – М.: Знание,1976.5.
3. Бархаев, А.Б. Имидж общественной организации как фактор вовлечений студенческой молодёжи в волонтёрскую деятельность/ А.Б. Бархаев // ЛЕФ. -2005. - №25
4. Батова, А.В. Социально-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в социальную среду/ А.В. Батова. — М., 2001.
5. Богоявленская Н.М. Восстановительное лечение детей, страдающих минимальной мозговой дисфункцией / Н.М. Богоявленская, И.В. Башкирова, И.Я. Руденко // Актуальные вопросы реабилитации: сб. докл. городской науч. практ. конф. - СПб., 2006. - С. 40-42.
6. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция// Социс. 1991
7. . Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Методический семинар-тренинг «Теория и практика
волонтѐрского движения».
8. Малеванов Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья : дис. . канд. пед. наук. М.,2009.
9. Мудрик А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005.
10. Подготовка волонтѐров (программы, рекомендации, модели опыта) / сост. И. И. Фришман, М. Р.Мирошкина. - М.: ГОУ ЦРСДОД 2004.
11. Полатайко С. Волонтѐр в нашей организации //От поддержки к партнерству,
благотворительное общество «Невский ангел». – СПб. – Новгород, 1998.
12. Прияткина, Н.Ю. Подготовка волонтёров к деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Современные проблемы науки и образования/ Н.Ю. Прияткина — М., 2016.
13. Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М. : ВЛАДОС,2009.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
15.Солодянкина, О.В. Социальная работа с детьми – инвалидами: теория и практика./ О.В. Солодянкина// Удмуртский университет, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Равные права. Равные возможности"
Департамент образования г. БратскаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 41» РАЗРАБОТКАклассног...
Социальный проект "Равные права - равные возможности"
Данный социальный проект составлен учащимися 3 класса под руководством учителя. Он показывает социализацию учащихся, их толлерантность и желание не оставаться равнодушными. Несёт информацию о ме...
Социальный проект "Гармония в доме"
Я выбрала данную тему, потому что на сегодняшний день приятно получать подарки, сделанные своими руками. Одно дело «покупная», а другое - домашняя свеча собственного производства. Ты можешь сама...
Социальный проект "Все мы - разные, все мы - равные! И мы вместе!"
Социальный проект....
Социальный проект «Новогодние игрушки на ёлку возле Дома культуры»
Социальный проект «Новогодние игрушки на ёлку возле Дома культуры»...
Социальный проект "НАМ НЕ ВСЁ РАВНО"
Проект о том, как можно организовать и провести мероприятия по благоустройству территории вокруг «Мемориала памяти воинам, павшим во время Великой Отечественной войны» ...
Исследовательский проект на тему «Изучение возможности использования ветрогенератора в загородном доме»
Исследовательский проект выполнил ученик 3 класса. Цель проекта: сделать макет использования ветрогенератора и оценить возможность эффективной работы ветрогенератора в загородном доме....