Коррекция агрессивности у школьников
методическая разработка
Если у ребенка в течение шести месяцев устойчиво проявляются 4 и более указанных ниже признаков, то можно говорить об агрессивности данного ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекция агрессивности у школьников | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Зуссе Юлия Сергеевна
Педагог-психолог
ГБОУ школа № 380
Санкт-Петербурга
Коррекция агрессивности у школьников.
Диагностические критерии агрессивности:
Если у ребенка в течение шести месяцев устойчиво проявляются 4 и более указанных ниже признаков, то можно говорить об агрессивности данного ребенка.
Младший школьный возраст | Средний школьный и подростковый возраст |
|
|
Характерные особенности агрессивных детей:
- Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним;
- Сверхчувствительность к негативному отношению к себе;
- Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих;
- Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение;
- Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении;
- В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.д.) склонны не брать на себя ответственность за свои поступки;
- Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию;
- В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии;
- Слабо развит контроль над своими эмоциями;
- Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева;
- Боятся непредсказуемости в поведении родителей;
- Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабую оперативную память, неустойчивое запоминание;
- Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации);
- Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
Методы и приемы снятия агрессии у школьников:
- Снятие состояния эмоционального дискомфорта, создание ситуации успеха. Упражнения на снятие эмоциональной тревожности через релаксацию и рисунки:
-дорисуй;
-доделай;
- придумай.
- Гармонизация противоречивости личности: тренинг на узнавание различных эмоций, релаксационные техники на снятие эмоционального напряжения, формирование нравственных представлений через беседы. Чтение книг, реальные рассказы, проигрывание ситуаций и рисунки;
- Коррекция зависимости от окружающих и снятие враждебности: обучение способам эффективного общения, эмоциональное осознание своих поступков и обучение самоконтролю через игровой тренинг, инсценировки, рисунки, фантазирование.
Методика (В. Оклендер) «Стадии отреагирования гнева»:
- Предоставить детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане;
- Помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев прямо «здесь и теперь»;
- Дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: «пусть скажут все, что нужно сказать тому, кому следует»;
- Обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаше всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время.
Приемы.
Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, отреагирования негативной ситуации:
- Пластическое изображения гнева:
- Рисование, лепка;
- «Письма гнева»;
- Осознание гнева через сенсорные каналы (вкус, запах, цвет, и т.д.);
- Упражнение «Как сделать ребенка агрессивным» (рецепт).
- Обучение навыкам саморегуляции;
- Установление определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом.
«Ввод правил»
- Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе: «Стоп!»;
- Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10;
- Прежде чем перейдешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их (до 10 раз);
- Прежде чем перейдешь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.
Закрепление этих правил в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации).
Обучение релаксационным техникам с применением глубокого дыхания:
- Сесть поудобнее или лечь;
- Сделать глубокий вдох (глубокий вдох – задержка дыхания – плавный выдох, дышать животом);
- На задержке дыхания сильно напрячь заданную группу мышц (руки, шея, живот, ноги, голова (лицо) и представить человека, на которого разозлился (или ситуацию);
- Выдохнуть свой гнев (злость) в виде облачка;
- Сделать упражнение несколько раз (для каждой группы мышц).
Обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации:
- Обучение умению видеть различные способы поведения в проблемной ситуации;
- Формирование навыков конструктивного поведения.
«Ролевая игра»:
Составить вместе с ребенком список ситуаций, в которых ему трудно сдержать свой гнев. Выбрать из перечня наименее конфликтную ситуацию. Обсудить с ребенком возможные варианты поведения в этой ситуации. Записать эти варианты в перечне напротив данной ситуации. Проанализировать и обсудить с ребенком последствия каждого выбранного варианта поведения. Записать напротив каждого варианта возможные последствия (дальнейшее развитие ситуации). Выбрать позитивный вариант поведения в проблемной ситуации (выбирает сам ребенок). Закрепить позитивный вариант в ролевой игре. Применить этот вариант в реальной жизни (для этого предусмотреть поощрения, подключить педагогов и родителей). После отработки одной ситуации следует переходить к другой.
Ситуация | Варианты поведения | Последствия |
|
|
|
«Ведение блокнотика самонаблюдения»
Ведется в целях контроля над своим поведением и закрепления позитивных поведенческих навыков.
Реальная ситуация, которая произошла с тобой (в школе, во дворе…) | Что ты чувствовал при этом? | Что тебе хотелось сделать? | Знак (символ), если удалось проявить позитивный навык (избежать деструктивного поведения) |
|
|
|
|
«Карта поведения» (является средством, отражающим успехи детей по наработке навыков конструктивного поведения):
Психолог вместе с ребенком обсуждает определенные правила поведения, которые формулируются как личные цели ребенка в зависимости от особенностей проявления его поведенческих реакций в конфликтной ситуации. Для начала формулируются 1-2 цели, по ходу наработки навыка и успешного выполнения поставленной цели, правила усложняются.
Оговариваются конкретные реальные привилегии, которые хотел бы получить ребенок за определенное количество дней успеха, предусматриваются также призы и награды.
«Карта поведения» заполняется по следующей схеме:
Личные цели поведения | Уроки | ||||
1)…………. | Математика | Русский язык | Физкультура |
|
|
2)…………. | Число, роспись учителя ( в случае выполнения учеником правила поведения) |
|
|
|
|
В конце каждой недели ребенок вместе с психологом обсуждает результаты (что получилось, а что – нет, что было трудным и почему).
Формирование осознания собственного эмоционального мира и чувств других людей:
- Работа с фотографиями;
- Символическое изображение эмоций;
- Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов от лица этих явлений.
Развитие позитивной самооценки:
«Копилка хороших поступков»
Цель: научить детей фиксировать в своем сознании положительные поступки и достижения.
Проводится в конце каждой недели. Детям предлагается мысленно вспомнить о всех хороших поступках за прошедшую неделю, затем на листе бумаги записать три наиболее значимых для них поступка, ниже похвалить себя за все три поступка (в одном предложении).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессивное поведение школьников, его профилактика и коррекция
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию п...
Программа коррекции агрессивного поведения младших школьников «Играя, победишь вражду»
Цель программы: научить детей контролировать свои агрессивные устремления и выражать их в формах, приемлемых в обществе. Задачи: • учитывать возрастные особенности ребенка • прививать ему новые фо...
Занятие по коррекцию агрессивного поведения у младших школьников.
Цель: снижение уровня агрессивности у младших школьниковЗадачи: обучение навыкам релаксации, снятия эмоционального напряжения и тревожности, обучение самоконтролю (вырабатывание у ребенка навыко...
Коррекция агрессивного поведения младших школьников
Коррекция агрессивного поведения у младших школьников...
Рабочая программа "По профилактике и коррекции агрессивного поведения младших школьников"
Программа составлена на основе "Программы по профилактике и коррекции агрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"Фомченковой Н.А.Программа адаптирован...
ПРОЕКТ "КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...
Памятка "Коррекция агрессивного поведения школьника"
Агрессивное поведение – это не прирожденная биологическая реакция (за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными...