Психологическая готовность ребёнка к школе
статья (1 класс)
Материалы для выступления психолога на Дне открытых дверей школы для родителей будущих первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_rebyonka_k_shkole.docx | 15.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.
Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках.
• Социальная готовность
Простое наблюдение за ребенком позволит определить, умеет ли ребенок общаться с детьми, проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения, готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свои. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. Этими навыками обычно успевают овладеть дети в детском саду. «Домашние» дети имеют более ограниченный круг общения, у них нет опыта общения в коллективе сверстников, но это не означает, что у них социальные навыки развиты хуже.
• Личностная готовность
Эмоционально-волевое развитие –важная часть общей готовности к школе. Умеет ли ребенок проявлять адекватные эмоции, отличать элементарные из них по картинкам. И, конечно же, волевая зрелости. С дефицитом воли вы наверняка столкнетесь. Это может выглядеть так. Пора садиться за уроки, а он оттягивает часами, то попить, то поесть, то устал. Выматывает вас и себя. Не хватает воли, и это часто встречается у первоклассников, да и у старших школьников тоже. Как тогда быть, ведь уроки сделать надо. Здесь как раз понадобиться ваша помощь.
• Интеллектуальная готовность
На пороге школы высшие психические функции находятся на следующем уровне развития:
• Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.
• Память: для ребенка 6-7 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. Если ребенок 6-7 лет не может запомнить более 3 слов с 4-го предъявления, возможно, ему необходима консультация невропатолога. К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным.
• Мышление: Сейчас у ваших детей начинают активно формироваться предпосылки логического мышления, которое окончательно формируется к 14 годам. Продолжает совершенствоваться восприятие, совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Очень полезно играть с ребёнком-дошкольником в игры типа «Найди клад» и «Лабиринт». Например, вы прячете в комнате какой-то предмет и рисуете карту, по которой его можно найти, а ребёнок, используя карту, ищет клад. Потом роли меняются. И начинают активно формироваться предпосылки логического мышления, которое окончательно формируется к 14 годам. Продолжает совершенствоваться восприятие.
• Воображение: становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.
А социальная, личностная и интеллектуальная готовность представляют собой психологическую готовность к школе.
Заранее:
• Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.
• Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с товарищем, живущим по соседству.
• Если вы знаете, что ребёнку нужны занятия со специалистами (логопедом, психологом, дефектологом), позаботьтесь заранее о прохождении ЦПМПК, чтобы ребёнок смог приступить к дополнительным занятиям с начала учебного года.
• Рассказывайте о школе ребенку! Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях, на возможности завести новых друзей.
• Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения.
В первые дни занятий
Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. И если вы сами чувствуете беспокойство, сомнение, недоверие, наверняка они передадутся и вашему ребенку, и он может начать чувствовать себя в классе, вдали от вас, некомфортно. Ему может казаться, что мир враждебен к нему, и нужно спасаться или наоборот защищаться, а каждый поход в школу – это бой. Если же вы сами открыты миру, спокойны, готовы слышать других, готовы узнавать новое, то с большой долей вероятности и ваш ребёнок воспримет начало обучения как новый интересный этап в своей жизни, который должен принести новых друзей, новые умения и новые приключения.
Источники:
https://text.ru/rd/aHR0cDovLzQwNDE2czAwMS5lZHVzaXRlLnJ1L3A1MWFhMS5odG1s
https://text.ru/rd/aHR0cDovL3BzaWhkb2NzLnJ1L3YtY2hlbS1wcm95YXZseWFldHN5YS1uZXBvZGdvdG92bGVub
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?
Доклад к собранию для родителей будущих первоклассников...
Родительское собрание "Психологическая готовность ребёнка к школе"
В данной разработке уделяется внимание тем аспектам, на которые родители первоклассников должны обратить внимание....
Психологическая готовность ребёнка к школе (рекомендации для родителей)
Психологическая готовность ребёнка к школе (рекомендации для родителей) Цель: помочь родителям и их детям адаптироваться к новым школьным условиям....
Публичное выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Психологическая готовность ребёнка к школе».
Выступление для родителей будующих первоклассников проводится примерно за год до поступления детей в школу....
Психологическая готовность ребёнка к школе.
Материал для родителей будущих первоклассников....
Психологическая готовность ребёнка к школе.Рекомендации родителям будущих первоклассников.
Описание психологических и физических особенностей детей 6- 7 летнего возраста.Описание рекомендаций для родителей по подготовке к школе....
Психологическая готовность ребёнка к школе.Рекомендации родителям будущих первоклассников.
Описание психологических и физических особенностей детей 6- 7 летнего возраста.Описание рекомендаций для родителей по подготовке к школе....