Помощь родителей при подготовке к ГИА
методическая разработка

Мыкало Наталья Михайловна

Сценарий родительского собрания для родителей учащихся 9, 11-х классов. Есть рекомендации родителям о том, как организовать подготовку к экзаменам, на что нужно обращать внимание, как уменьшить тревогу и волнение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания: «Помощь родителей при подготовке ребенка к ГИА. Как помочь снизить излишнюю тревожность у детей»

Сценарий мероприятия педагога-психолога с участием родителей

Цель: дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации, научить способам и приемам снятия излишней тревожности.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование и материалы: листочки для записей, авторучки, компьютер, проектор, видео-презентация.

Длительность: 1 час.

Организация пространства:

  1. Столы расставлены полукругом и ориентированы на стол, за которым сидит психолог.
  2. На столах листочки, ручки.
  3. Родители (законные представители) рассаживаются за столы по своему желанию.

Ход собрания

1.Вводная часть

Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас на родительском собрании, целью которого является оказание помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации, обучение способам и приемам снятия излишней тревожности у детей.

В течение жизни мы часто сдаем экзамены: в школе, университете, при поступлении на работу, при прохождении переаттестации и т.д. Экзамен даже для хорошо подготовленного человека – всегда испытание сил и умений, знаний и находчивости. Экзамен, как и любое испытание, является источником переживаний, стресса и тревожности.

          Каждый человек хоть раз в жизни испытывал чувство тревоги. Оно возникает в ситуации неопределенности и сопровождается ощущениями напряжения, беспокойства, недобрыми предчувствиями. Жизнь современных подростков насыщена стрессами и психологическими перегрузками. Наиболее эмоционально дети реагируют в школе на ситуации, связанные с контролем знаний, сдачей экзаменов. В этом ряду следует особенно выделить государственную аттестацию, когда от полученного результата зависит поступление в профессиональное учебное заведение, овладение избранной профессией.

    В 9 классе было проведено анкетирование с целью изучения уровня тревожности в период подготовки к ГИА. Результаты представлены на слайде.

Кто-то из ребят немного тревожится, а другие так переживают, что от волнения не могут вспомнить самую простую формулу. Сама по себе тревога даже полезна. Полезен определенный уровень тревоги. Именно тревога иногда мобилизует человека на решение поставленных задач. Но если она очень сильная, то лишь мешает добиться хороших результатов. Тревожные дети больше всего страдают перед важными событиями и составляют «группу риска». Некоторые учащиеся перед экзаменами теряют сон и аппетит. Они волнуются по поводу предстоящих событий. Им кажется, что обязательно произойдет что-то плохое. Волнение и неуверенность мешают им достичь успеха.

     Люди с очень низкой тревожностью не испытывают беспокойство, волнение, излишнюю напряженность, но, как ни странно, в экстремальных ситуациях тоже выглядят не лучшим образом. Так как слишком спокойные и самоуверенные, они оказываются неподготовленными, несобранными, расслабленными. Переоценивая свои возможности, они не уделяют должного внимания подготовке к экзаменам.

2. Упражнение «Ассоциации».

Цель: актуализировать восприятие ГИА родителями.

Психолог: предлагаю вам выполнить упражнение «Ассоциации», которое поможет нам увидеть ваше восприятие экзаменов. Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет.

Первое задание: необходимо написать слово «ГИА», а затем любые 10 ассоциаций на это слово. Постарайтесь не задумываться подолгу, пишите первое, что приходит в голову (время 5 минут)

Второе задание: Знаками «+» или «-» обозначьте ваше отношение ко всем ассоциациям, которые вы написали в списке, какие эмоции они у вас вызывают, например, «страх», «боюсь» - это «минус», и т.д.  Подсчитайте количество «+» и «-» (время 5 минут)

Рефлексия упражнения: Зачитайте по очереди свои ассоциации и результаты подсчета (заслушать). У многих из вас слово «ГИА» вызывает отрицательные эмоции, так как «минусов» больше, чем плюсов. Но есть и положительные ассоциации: «испытание», «этап», «рост».

Чаще всего ГИА вызывает негативные эмоции учащихся и их родителей. С ГИА ассоциируется тревога, страх и гнев. Дети говорят о том, что ГИА сдать невозможно, родители – переживают за психологическое состояние детей и результаты. Наличие негативного эмоционального фона осложняет подготовку к экзамену для всех участников образовательного процесса. Это значит, что без вашей помощи, уважаемые родители, не обойтись.

4. Сообщение психолога о роли родителей в подготовке детей к экзаменам.

     Ваша помощь понадобится как на протяжении всего учебного года, так и в период непосредственно перед каждым экзаменом.

Самое главное в ходе подготовки к экзаменам — это снизить напряжение и тревожность ребенка, а также обеспечить подходящие условия для занятий, оказать психологическую поддержку.

 Основные рекомендации (на слайдах):

  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  • Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
  • Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай.
  • Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима полноценная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.
  • Продолжительность сна в период подготовки к экзаменам должна быть не менее 8 часов.
  • Поощряйте и перерывы между повторениями материала, особенно если это будет прогулка на свежем воздухе или смена умственной деятельности на физическую.
  • Не разрешайте подростку долгие часы проводить у телевизора, компьютера, планшета, интернета - это уменьшает работоспособность и нагружает нервную систему.
  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  • Научите ребенка выделять ключевые моменты, понимать логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в кухне и т.д.
  • Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий).
  • Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования (дело в том, что многие родители зачастую сами накаляют обстановку). Помните, ребенку всегда передается волнение родителей.    

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность вашего ребенка в сдаче экзамена. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий (похвала, комплименты, поощрения, прикосновения). Важно также научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать, я в тебя верю».

       Существуют слова, которые психологически поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо», «У тебя все получится». Поддерживать можно посредством прикосновений (объятий, поглаживаний), совместных действий, физического соучастия, доброжелательного взгляда.

5. Упражнение «Поддержка».

Цель: развитие умения говорить слова поддержки.

Психолог: Давайте потренируемся в словесной поддержке. Придумайте и запишите слова, которыми можно поддержать ребенка, повысить его самооценку (время 5 – 7 мин.). (Психолог во время выполнения упражнения оказывает помощь участникам)

Рефлексия упражнения: (Родители зачитывают свои записи)

Сколько добрых, поддерживающих слов вы записали!

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, самооценку, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допустить ошибку.

6. Упражнение «Способности и таланты».

Цель: обратить внимание родителей на сильные стороны своего ребенка.

Психолог: Закройте глаза и представьте своего ребенка. Вам нужно вспомнить какие у него есть лучшие черты характера, какими он обладает способностями и талантами. Те, кто уже может записать обдуманное, запишите информацию в два столбика: в первый - лучшие черты характера, во второй - способности и таланты (время 10 мин)

Рефлексия упражнения: (Родители зачитывают свои записи)

Какое значение для вас имело выполнение этого упражнения? Что вы взяли себе на заметку и будете использовать? (выслушать ответы)

Эту информацию важно сообщить вашему ребенку в минуты плохого настроения, чтобы он смог снова поверить в себя.

А сейчас рассмотрим несколько упражнений на расслабление, снятие тревожности.

7. Дыхательная релаксация.

Психолог: Сядьте поудобнее, расслабьтесь, можете закрыть глаза. Вдохните глубоко на счет 1-2, задержите дыхание на полвдоха и глубокий выдох через нос длительностью на счет 1-2-3-4. То есть выдох должен быть в 2 раза длиннее вдоха. Повторите упражнение 3-4 раза. Успокоить себя с помощью дыхания можно в любой ситуации и при любых обстоятельствах. 2-3 РАЗА МОЖЕТ

8. Мышечная релаксация.

Психолог: Дыхательные упражнения можно сочетать с мышечной релаксацией. Вдохните и сожмите кисти рук в кулак как можно сильнее. На выдохе расслабьте мышцы. Почувствуйте приятные ощущения в кистях, тепло. Повторите упражнение 3 - 5 раз на следующие вдох-выдох. Можно продолжить упражнение с различными группами мышц: лица (лоб, веки, губы), живота, стоп и др. Расслабление достигается за счет смены напряжения и расслабления в отдельных группах мышц.

9. Аутотренинг.

Психолог: Простой и очень эффективный способ снять мышечное напряжение и добиться спокойствия – аутотренинг. Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме, в настоящем времени. Например: «Я совершенно спокоен и готов работать», «Я сосредоточен», «Я спокоен, уравновешен, выдержан», «Я справлюсь» и другие. Попробуйте произнести понравившееся вам утверждение 3 – 5 раз. Понаблюдайте за своим состоянием.

Рефлексия: понравились ли вам упражнения на расслабление? Легко ли было их выполнять? (выслушать желающих)

10. Упражнение «Я верю…»

Цель: позитивный настрой родителей, повышение уверенности в удачном завершении экзаменов.

Материалы: Карточка с написанным незаконченным предложением: «Я верю, что мой сын / моя дочь успешно сдаст экзамены, потому что…»

Психолог: Наша встреча подходит к концу. И чтобы настроиться на позитивный лад в вопросе подготовки к экзаменам, я предлагаю вам по кругу продолжить предложение «Я верю, что мой сын / моя дочь успешно сдаст экзамены, потому что…».

Рефлексия упражнения: как много вариантов у вас получилось! Вы знаете, что результат дела во многом зависит от нашего настроя в начале, от нашей уверенности в победе.  

11. Рефлексия всего занятия (диагностика удовлетворенности родителей):

Психолог: В завершении занятия мне хотелось бы услышать ваше мнение о занятии (выслушать всех желающих)

- Как вы считаете, оказалась ли полезной для вас наша встреча?

- Что показалось вам особенно интересным, нужным?

- Есть ли у вас вопросы, желание уточнить что-то? 

- Какие вопросы вы хотели бы обсудить на следующей встрече?

(Полученная обратная связь поможет психологу оценить эффективность проведенного собрания, учесть все замечания и использовать полученный опыт в последующей работе)

12. Выводы и пожелания:

Психолог: Ваша помощь очень нужна в этот ответственный период жизни вашего ребенка. Самое главное в подготовке к экзаменам —  создать благоприятные условия для занятий и оказать психологическую поддержку. Откажитесь от упреков и негативных оценок, доверяйте ребенку (доверять – это значит верить в его силы, в то, что он обязательно справится), спрашивайте, чем бы вы могли ему помочь.

В помощь вам мы подготовили памятки. В них содержатся краткие рекомендации, которые мы сегодня рассмотрели на собрании (раздать)

Помогайте своим детям пониманием и поддержкой, любовью и верой в их силы.

Желаю удачи! Спасибо за внимание!

Список литературы

1. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006.

2. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009 – 184 с. – (Психолог в школе).

Интернет ресурсы

1. Готовимся к ЕГЭ: программа тренинговых занятий для старшеклассников «Формула успеха» Е.Ю. Шрагина, педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения «Радинец», СВАО, г.Москва [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://rcoi68.ru/files/reg/2012/oido100.pdf.

2. Готовимся к ЕГЭ. Тренинг для старшеклассников. Т.Липская, аспирант, О.Кузьменкова, кандидат психологических наук, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии ОГПУ, Оренбург. Журнал Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября"№9/2008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800911.

3.Официальный Информационный портал Единого государственного Экзамена [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://ege.edu.ru/.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь родителям по подготовке детей к школе

Данный материал поможет родителям подготовить детей к школе, так, чтобы школа не стала врагом....

методические разработки в помощь учителям для подготовки к урокам

Здесь предсталены материалы в помощь учителям в подготовке уроков русского языка и математике....

Психологическая помощь детям при подготовке к жизни в приёмной семье

Данная статья заинтересует педагогов и психологов интернатных учреждений....

Программа психологической помощи детям при подготовке к жизни в приёмной семье

Данная программа направлена на преодоление у детей-сирот трудностей в поведении,общении,возникших в процессе депривации и формировании у них знаний,умений и навыков,необходимых для успешной адаптации ...

Помощь родителей детям при подготовке домашних заданий

Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий...

Помощь ребенку при подготовке к экзаменам (для родителей учащихся 9-х и 11-х классов)

В преддверии сдачи ЕГЭ и ГИА каждый родитель задаётся вопросом: «Могу ли чем то, помочь своему ребёнку?» Ответ один: «Можете!». Ребёнок перед сдачей ЕГЭ переживает, волнуется и для начала необходимо п...