Помощь ребенку при подготовке к экзаменам (для родителей учащихся 9-х и 11-х классов)
методическая разработка на тему
В преддверии сдачи ЕГЭ и ГИА каждый родитель задаётся вопросом: «Могу ли чем то, помочь своему ребёнку?» Ответ один: «Можете!». Ребёнок перед сдачей ЕГЭ переживает, волнуется и для начала необходимо понять, почему?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomoshch_rebenku_pri_podgotovke_k_ekzamenam.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Помощь ребенку при подготовке к экзаменам
(для родителей учащихся 9-х и 11-х классов)
В преддверии сдачи ЕГЭ и ГИА каждый родитель задаётся вопросом: «Могу ли чем то, помочь своему ребёнку?» Ответ один: «Можете!». Ребёнок перед сдачей ЕГЭ переживает, волнуется и для начала необходимо понять, почему?
Слово "экзамен" с латинского языка переводится как "испытание". А в юности опыт серьезных испытаний еще очень невелик, психологической закалки недостаточно. Поэтому экзамены зачастую приносят настоящие страдания. И естественно, дети понимают, что от этого «испытания» многое зависит. Так почему же, дети волнуются?
Физиологических причин экзаменационного стресса несколько: интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, также нарушения режима сна и отдыха.
Но главный фактор, провоцирующий возникновении экзаменационного стресса, – это отрицательные переживания. Экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы и проверка не только знаний выпускника, но и его психологической устойчивости. Экзаменационный стресс – один из самых распространенных видов стресса.
Страх перед экзаменом в жизни испытывал каждых человек, даже тот, который все знает. Есть две причины, которыми может быть вызван данный вид страха.
Первая причина – неуверенность в своих знаниях. Она может быть истинной и ложной. Истинная причина вызвана реальными пробелами в знаниях. Здесь ситуацию может спасти качественная подготовка к экзамену. Ложная же – боязнь неизвестного. Бороться с такой неизвестностью можно, поговорив с людьми, сдавшими этот экзамен, или же с преподавателем на предмет выяснения, какие темы будут затронуты, не будет ли каверзных вопросов.
Вторая причина – переоценка значимости экзамена. Зачастую, в таком отношении человека к экзаменам виновато предание излишней значимости мнению других. В таком случае, необходимо задуматься над собственной самооценкой. Например, человек видит вокруг себя образцы успеха, людей, достойных по всеобщему мнению, уважения. И рождается желание достигнуть того же, а из этого желания вырастает страх, дающий сильнейшее напряжение. Человек нервничает, и в результате не может сдать экзамен, даже если отлично владеет материалом.
Во-первых, они сомневаются в своих знаниях;
во-вторых, они чувствуют ответственность перед родителями и учителями;
в третьих личностные особенности у всех детей разные: кто-то уверенно чувствует себя в незнакомой ситуации, а кто-то при этом испытывает стресс, тревогу.
И конечно, родителям необходимо оказывать помощь своим детям как во время подготовки к экзаменам, так и во время сдачи. Ребенок должен чувствовать, что его поддерживают, понимают.
Главное, в чем нуждаются подростки в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче экзамена.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.
Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать».
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо».
Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации.
Самое страшное для многих во время экзамена состоит в том, что они не могут "взять себя в руки". Чаще всего дети боятся преподавателей, так как не знают их. Здесь важно умение правильно общаться - установить контакт с учителем, пусть и кратковременный. Всё это сделать гораздо легче, если попытаться снизить стресс.
Вы можете предложить своему ребенку представить, что он находиться рядом с приятным и умным человеком и получает от этого удовольствие. Если это не помогает и преподаватель очень страшен, пусть включит элемент юмора. Юмор, как известно, помогает здорово снизить страх. К примеру, ребенок может мысленно пририсовать преподавателю длинные ушки, симпатичные рожки, огромную бородавку на носу. Здесь нет предела воображению!
Но это во время самого процесса сдачи. А что же делать родителям с детьми до того, как этот ответственный момент настанет? Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:
1. Необходимо уделять как можно больше внимания, разговаривать с ребёнком.
2.Помочь организовать правильный режим работы. Обязательно обеспечить условия работы, чтобы во время подготовки никто не мешал.
3.Следить за тем, чтобы через каждые 30 - 40 минут он делал перерывы, желательно переключаться с одного вида деятельности на другой, чтобы избежать переутомления. Важно, чтобы учащийся обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если ребенок хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
4.Не заставляйте ребенка учить предмет так, как это кажется лучшим для Вас. У всех людей свои методики запоминания. Пусть он учит так, как ему нравится, как ему удобнее. Если ему лучше запоминается ночью - пусть занимается хоть всю ночь. Просто, тогда не стоит будить его в восемь утра с криком "Садись немедленно за учебник! ", не переусердствуйте с контролем. Но в тоже время, не стоит говорить ребенку, что экзамен - ерунда, что не надо переживать, мол, у тебя их ещё сколько будет. Эти фразы не снимут стресс и не расслабят ребёнка, т.е., никак ему не помогут. Но он может подумать, что вы просто несерьёзно относитесь к вещам, которые для него очень значимы.
4.Обеспечить полноценное питание, принимать полный комплекс витаминов. Добавить в рацион такие продукты, которые стимулируют работу головного мозга, например: яйца, рыба, творог, орехи, курага, помидоры, морковь и т.д. Можно пить зелёный чай и какао, они способствуют улучшению кровообращения головного мозга.
5.Для хорошего самочувствия ребёнок должен хорошо высыпаться. Полноценный сон поможет повысить концентрацию внимания, тем самым улучшит работоспособность.
Можно поделиться своим опытом сдачи экзамена, настроить, на то, что у него тоже всё получится. Вместе обсудить методику подготовки к экзамену. Объяснить, что нет смысла заучивать материал, а необходимо понять смысл, пробовать объяснять теорию своими словами. Можно выписывать отдельные главные моменты, тем самым развивать зрительную память, например, при подготовки к ЕГЭ по физике, надо выписать главные формулы, и повесить над столом. Периодически заглядывая в листок, формулы постепенно отложатся в голове.
6. Многие родители достаточно сильно переживают за своего ребенка и не всегда могут скрыть свои переживания. Дети чувствуют волнение родителей, а это будет лишь способствовать большему напряжению и ещё больше усилит беспокойство и тревожность. Поэтому родителям необходимо успокоится самим, ребёнок будет чувствовать уверенность родителей, и это придаст уверенность ему самому.
7.Повышайте самооценку ребёнка, подбадривайте, хвалите за малейшие достигнутые результаты, поощряйте за старание и усилия
Помните, что в этот период дети становятся особенно мнительными и тревожными, постарайтесь "подкармливать" их положительными эмоциями. Ни в коем случаи не ругайте, не давите на психику, даже если первый экзамен ребёнок сдаст не так, как Вы рассчитывали. В свободное время вместе с ним вспоминайте прошлое, когда ему было хорошо - какие-то праздники, отдых, путешествие. Стройте планы на будущее, которые вдохновят ребёнка: ты сдашь экзамены - и мы поедим отдыхать, съездим за город, купим тебе новые джинсы, и пр.
Перед экзаменом, не забудьте пожелать "Ни пуха, ни пера".
Организм, при подготовке и сдаче экзамена, испытывает сильное нервно-психическое напряжение. Поэтому хочу порекомендовать вам способы для снятия этого напряжения и познакомить с приемами, которые помогут мобилизовать интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов.
1.Способы снять нервно-психическое напряжение:
спортивные занятия;
контрастный душ
стирка белья;
мытье посуды;
скомкать лист бумаги и выбросить;
слепить из газеты свое настроение;
громко спеть свою любимую песню;
покричать то громко, то тихо;
вдохнуть глубоко 10 раз;
погулять по лесу;
потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и "буйную".
2.Во время экзаменов нужно спать не менее 9 часов. Это обеспечит полноценный отдых и восстанавливает силы.
3.На экзамен нужно прийти в точно назначенное время, т.к. ожидание более утомительно для нервной системы, чем сам экзамен.
Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов
1.Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Её недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды.
В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут или через 30 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода, т.к. она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.
Вторая проблема – это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно их них – правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «Перекрестный шаг» и проводится следующим образом (предложить родителям вместе выполнить данное упражнение):
Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно; можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Обязательное условие выполнения этого упражнения – двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.
Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.
Во время экзамена целесообразно повесить изображение косого креста на стене класса. Цвет не имеет значения, главное, чтобы он был изображен контрастно: темный на светлом фоне и наоборот.
Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «Энергетическое зевание» (выполняется вместе с родителями).
Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3 – 5 зевков.
Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты.
Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше.
Роль родителей в подготовке ребёнка к ЕГЭ велика. Экзамен это всего лишь очередное испытание в его жизни, и только совместными усилиями вы сможете преодолеть этот ответственный период его жизни. Окружите своего ребёнка любовью и взаимопониманием, и тогда у Вас всё получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкеты для родителей учащихся 1-го и 2-го классов.
Анкетирование проводится в начале 1-го и 2-го классов....
Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания? Рекомендации родителям
Домашнее задание выполняет различные функции. Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил ка...
Психологическая подготовка к экзаменам «Уверенность на экзамене».
Цель: оказание помощи учащимся в напряженный период, связанный со сдачей экзаменов через развитие уверенности в себе, формирование веры в собственные силы, в успех....
Консультация для родителей учащихся "Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабо успевающим ученикам"
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей ...
"Если ребенок пишет с ошибками..." (Беседа для родителей учащихся начальных классов)
quot;Если ребенок пишет с ошибками"- отличный материал для родительского собрания в начальной школе. Текст прост и понятен, содержит конкретные методические рекомендации для педагогов и родителе...
Психологическая помощь ребенку при подготовке к ВПР
Проверка - стрессовая ситуацитя для ребенка. Как помочь ребенку в данной ситуации. Советы родителям....
Консультация для родителей учащихся по теме «Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам».
Повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье...