Адаптация первоклассников к школьной жизни как педагогическая проблема.
статья (1 класс)
Данная статья "Адаптация первоклассников к школьной жизни как педпгогическая проблема" является актуальной для учителей начальных классов, родителей первоклассников, педагогов дополнительного образования. Адаптация первоклассников к школе - это особо важная и серьёзная тема, так как перед школой ребёнок испытывает чрезвычайное волнение. Школа с первых же дней ставит перед ребёнком ряд задач: освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Для многих детей адаптация к школьному обучению является сложной. В данной статье раскрываются причины школьной дезадаптации и пути к успешному преодалению трудностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pervoklassnikov.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация первоклассников к школьной жизни как педагогическая проблема.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что адаптация к школе — это особо важная и серьезная тема, так как перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение. Он вступает в новые, по сравнению с детским садом, условия. Может случиться и так, что ребенок в младших классах будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию. Поэтому надо помочь ребенку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его самому отвечать за свои поступки. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
Возрастные особенности первоклассников. С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность.
Главная особенность возрастных изменений - первичное осознание позиции школьника, прежде всего, через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, а для ребенка это означает то же, что быть хорошим и любимым. Содержание родительских жалоб в это время обычно сводится к тому, что ребенок неряшливо пишет, не старается, либо старается, но, тем не менее, у него многое не получается. Ему трудно жить в атмосфере постоянной требовательности и контроля, он нуждается в помощи родителей при выполнении домашних заданий, во всяком случае, в присутствии взрослых. Переход ребенка в школу часто превращается в настоящее испытание для любящих родителей.
Для начального этапа школьной жизни характерно то, что первоклассник подчиняется новым требованиям учителя и родителей, регулирующих его поведение в классе и дома, а также начинает интересоваться содержанием самих предметов. Безболезненное прохождение ребенком этого этапа свидетельствует о хорошей готовности к школьным занятиям. Но далеко не все дети семилетнего возраста обладают ею. Многие из них первоначально испытывают те или иные трудности и не сразу включаются в школьную жизнь. В целом за время обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: анатомо-физиологические изменения; произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу; у него должны быть сформированы основные компоненты деятельности; должен появиться качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Особенности адаптации первоклассников. Адаптация - это процесс приспособления человека к содержанию и условиям деятельности и непосредственной социальной среды, совершенствование его деловых и личных качеств.
Адаптировать ребенка к школе - значит подвести его к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Вполне естественно, что такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определенные установки. Личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником - послушным, старательным, неконфликтным.
Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную; изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок; наконец, изменяется уклад его жизни. У шести-семилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек. Признаками того, что ребенок прошел успешную адаптацию к школе, являются:
1. Удовлетворенность процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он уверен в себе и не испытывает чувство страха.
2. Ребенок справляется с учебной программой.
3. Ребенок способен самостоятельно выполнять учебные задания, а при возникновении трудностей прибегать к помощи взрослых только после попыток справиться с задачей самому.
4. Удовлетворенность ребенка межличностными отношениями с одноклассниками и учителями.
Понятие «школьной дезадаптации» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности – затруднение в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, а также распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Причины школьной дезадаптации могут быть различными:
1. Недостаточная дошкольная подготовка: ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. К примеру, он пишет существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с заданиями.
2. Не развит навык по контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д.
3. Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей либо у детей по природе медлительных (вследствие физиологических особенностей).
4. Социальная дезадаптация. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.
Среди факторов, влияющих на адаптацию детей к обучению в школе, следует отметить состояние здоровья. У детей с хронической интоксикацией, уровень работоспособности значительно ниже по сравнению со здоровыми, а функциональные сдвиги со стороны центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, а также мышечной работоспособности более существенны. Тщательный медицинский осмотр детей за год до поступления в школу позволяет выделить группу риска неготовности к школьному обучению по состоянию здоровья.
Педагогические проблемы адаптационного периода первоклассников и пути их преодоления. Существует ряд причин, затрудняющих адаптацию детей к школе. Одной из таких причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым в учебных занятиях и всем режимом школы, или, иначе говоря, недостаточный уровень функциональной готовности детского организма к школьному обучению, отсутствие так называемой школьной зрелости.
Педагоги выделяют несколько проблем, которые могут возникнуть у ребенка в период адаптации. Одна из них, коммуникативная, особенно актуальна для «домашних» детей. Выпускники детсада умеют работать сообща и понимают, что учительница – это та же воспитательница: она требует дисциплины и может наказать за непослушание. Ребенку, который встречался с ровесниками лишь изредка, бывает сложно найти общий язык с незнакомцами.
Отсутствие мотивации к учебе — это следующая серьезная проблема «домашних» детей. Детсадовцы готовились к школе на протяжении последних двух-трех лет. Они знают, что идут туда учиться. «Домашние» малыши в первую очередь стремятся в школе к общению. Попав в большой детский коллектив, они пытаются подружиться чуть ли не со всеми сразу. Получается, что все эмоции, мысли и силы малыша направлены на приобретение новых друзей, а не на учебу. В итоге – замечания учителя, выговор от родителей. Выдержать такой эмоциональный накал малышу невероятно сложно.
Вставать строго по расписанию, сидеть за партой 35 минут, каждый день делать уроки, вовремя ложиться спать. Режим, это распространенная проблема среди малышей, воспитывающихся исключительно дома.
И существует такая проблема, это боязнь учительницы. Выпускники детсада поначалу относятся к учительнице с легкой настороженностью: пока они не выяснили степень ее строгости, они просто ждут. Но в любом случае каждый выпускник детского садика понимает, что учитель – тот же воспитатель, и слушаться его необходимо. Для «домашнего» ребенка долгое время авторитетны будут только родители.
Учителю необходимо помочь ребенку вжиться в позицию школьника, сформировать «внутреннюю позицию». В период первого года обучения учителю важно:
- воспитывать интерес к учебной деятельности.
- составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности.
- ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь.
- прививать навыки активной деятельности;
- развивать способность управлять своими эмоциями, поведением.
Адаптация ребенка к школе проходит значительно лучше, если родители активно участвуют в процессе. Можно помогать собирать ребенку вещи с вечера, тогда утром ему не нужно будет торопиться. Если есть возможность, лучше отводить ребенка в школу, а не отпускать его самого. Ребенку будет приятно, если мама или папа проведут его до класса. Многие первоклассники берут с собой в школу игрушки. Родителям не стоит запрещать им это. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. Беря с собой в школу любимую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важно чувство защищенности для робких, тревожных и застенчивых детей.
Главное условие — это любовь и помощь родителей. Через это появляются успехи в новой учебной деятельности, которые формируют потребность в знаниях. Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Список литературы
- Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М., 2001. – 176 с.
- Подласый, И.П. Педагогика начальной школы И.П. Подласый – М., 2002. – 464 с.
- 2.4.3. 11186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования» URL: www. http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/41/41461/index.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Адаптация первоклассников к школьной жизни- как педагогическая проблема".
Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, но...
Родительское собрание по теме "Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни"
Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников....
Проектирование системы педагогической поддержки в период адаптации первоклассников к школьной жизни
дипломная работа по адаптации первоклассников...
программа Адаптации первоклассника к школьной жизни
Адаптации первоклассника к школьной жизни...
Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Адаптация первоклассников к школьной жизни".
Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Программа адаптации первоклассников к школьной жизни"....
Влияние предшкольной подготовки на адаптацию первоклассников к школьной жизни
Данные материалы предназначены для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических учреждений, родителей будущих...
План урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Как живут животные" , проведенного в рамках городского семинара " Адаптация первоклассников к школьной жизни"
План урока по окружающему миру , проведенного в 1 классе в рамках городского семинара " Адаптация первоклассников к школьной жизни"...