Мастер-класс по сказке "Ёжик и море" с использованием возможностей сенсорной комнаты
план-конспект
В материале представлен конспект занятия для учащихся "Путешествие по сказке Ёжик и море" с использованием возможностей сенсорной комнаты в рамках фестиваля "Мир один для всех"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_v_sensornoy_komnate_ezhik_i_more.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС «ЁЖИК И МОРЕ»
ПЛАН — КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ
Игровое занятие, как эффективная технология обучения детей с нарушением интеллекта.
Цель: дать каждому ребенку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия и, таким образом, почувствовать себя частью коллектива.
Задачи занятия:
1. Создать условия для формирования мотивации к взаимодействию и общению;
2. Формировать образ себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
3. Стимулировать собственную игровую, коммуникативную, речевую активность ребёнка;
4. Развивать произвольную регуляцию поведения;
5. Развивать познавательную сферу: зрительное и слуховое внимание, восприятие, память;
6. Формировать представления об окружающем мире.
Материалы: оборудованная сенсорная комната, магнитофон с записями, шкатулка, легкий шарф (или другая легкая ткань), сенсорные кочки с разными поверхностями, аппликаторы Кузнецова, кукла бибабо Ёжик, колючие шарики Су-Джок, детские резиновые игрушки Утка с утятами, деревянные доски с 4-мя роликами (балансировка и координация), панно настенное «Звездное небо», бабочки, шариковый бассейн, шумовой инструмент «Океан», волшебные калоши.
Вводная часть. Психологический настрой. Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть в нашей волшебной комнате. С виду это просто обычная комната, но в ней случаются волшебные превращения, здесь находятся необычные предметы. Здесь мы путешествуем в сказку.
Сначала давайте познакомимся. Меня зовут Марина Геннадьевна а …..(участники называют свои имена).
Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. А для путешествия мы должны немного подготовиться.
Чтобы наши глаза хорошо видели, уши хорошо слышали, руки работали, и ноги не устали.
«Я буду говорить слова, а вы отвечайте на мой вопрос – «да» и повторяйте движения за мной.
Упражнение «Вы готовы».
-Вы готовы глазки– да! (поглаживание век)
-Вы готовы ушки– да! (поглаживание ушей)
-Вы готовы ручки– да! (поглаживание рук)
-Вы готовы ножки– да! (поглаживание ног)
-Вы готовы? (развести руки в стороны) – да! (обнять себя руками)
Вхождение в сказку
Психолог демонстрирует три дороги и рассказывает о каждой из них.
- Каждая из трех дорог приведет вас в сказку. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.
Первая дорога - самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф или аналогичный кусок ткани).
- Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (кочки). Но эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.
- Третья дорога - самая трудная. Она колючая и болезненная (раскладываются апплика-торы Кузнецова). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.
Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется вол-шебной силой. Закончив путь, садитесь на полянку в позу расслабления.
Раздать колючие шарики Су-Джок.
Под руководством психолога дети делают самомассаж пальцев рук, ладоней, затылочной части головы и шеи. После (колючих) упражнений дети мягко и нежно поглаживают кисти рук, затылок, шею.
Психолог - Назовите все колючее, что вы знаете….. (колючая елка, колючий куст, колючие иглы сосны, колючий шарф и т. д.).
А можно ли сказать «колючий человек» или «колючие глаза»? Про какого человека мож-но так сказать? (недоброго, нелюдимого, скрытного, злого, жесткого, угрюмого). Давайте попробуем изобразить такого человека.
Упражнение 1. Колючий человек
Дети при помощи мимики и выразительных движений тела показывают «колючего человека». Психолог пытается до кого-то из детей дотронуться, к кому-то обратиться, а дети должны отреагировать на это, как «колючий человек», т. е. отвергая любые прикос-новения и словесные контакты.
Затем психолог предлагает расслабиться. Дети расслабляются стоя, отпускают всю колючесть, угрюмость, становятся мягкими, добрыми, приветливыми, как тот Ёжик, в гости к которому мы сегодня отправимся. Психолог открывает шкатулку: «Шкатулка открывается, (достает Ёжика (кукла бибабо), сказка начинается».
Сказка
Жил-был в лесу Ёжик. Он только с виду был колючий, а в душе - мягкий и добрый. И было у него одно желание: море увидеть.
- Неспокойно мне, - говорил он своему другу Зайчику. -- Вот здесь, в груди, мутит. К морю хочется.
Упражнение 2. Печаль Ёжика
Дети круговыми движениями открытой ладони мягко гладят себя по груди, успокаивают. Лица печальные, глаза грустные, уголки губ опущены.
Зайчик никогда не видел моря и поэтому отвечал:
- Зря ты печалишься, Ёжик. Посмотри, как замечательно у нас в лесу!
Упражнение 1. Гимнастика для глаз
Дети выполняют движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз. Движения производятся плавно и медленно. Голова неподвижна, двигаются только глаза.
Но Ёжик с каждым днем печалился все больше и больше. И однажды ранним утром, когда в небе еще плавали молочные звезды, (включается панно настенное «Звездное небо»). Ёжик вышел из своего домика и пошел к морю. В лапе у него была палка, а за плечом - котомка с едой. Сначала он шел лесом, и тропа петляла, причудливо изгибаясь и поворачивая то в одну сторону, то в другую. Настроение у Ёжика было радостное и бодрое.
Упражнение 4. Ёжик на тропе
Дети становятся друг за другом и бодро, весело, под музыку шагают по разным сенсорным дорожкам. Психолог делает 3-4 хлопка с разными временными интервалами между ними. Услышав на фоне музыки хлопок психолога, дети быстро поворачиваются и идут в противоположном направлении.
Психолог
Но вот лес кончился, и путь Ёжику преградила река. (перед детьми расстилается голубая ткань-река)
- Эй! - крикнул Ёжик. – Кто-нибудь! Помогите переправиться на другой берег! (включается магнитофон с криками уток и выставляется на ткань резиновые игрушки Утка с утятами)
- Крря, крря, ты что крричишь? -- спросила, подлетев, Утка.
- Переправиться надо, - ответил Ёжик.
Упражнение 5. Утки
Дети показывают имитацию крика уток, стоя прижимают руки до локтей к туловищу, кистями и предплечьями делают «взмахи», поднимаясь на носочки при вдохе и спускаясь на выдохе.
Выдыхая, «утки» крякают длительно и громко: «Кррря, кррря». Движения предплечий и кистей - напряженные, тугие, сильные.
Затем «утки» опускаются на воду (дети садятся на колени на доски с 4-мя роликами (балансировка и координация), переплывают на другой берег реки.
Переправили утки Ёжика на другой берег, и зашагал он дальше. (дети идут по кочкам, сенсорным дорожкам). Долго шел Ёжик по извилистой тропинке, пришел он на большой луг и заслушался.
Упражнение 6. Голоса природы
Дети ложатся на ковер, закрывают глаза, расслабляются и слушают «голоса природы». (включается магнитофон со звуками природы).
Вокруг трещали кузнечики, звенели крылышками стрекозы, шуршали на ветру травинки, а с цветка на цветок перелетали красивые бабочки.
Упражнение 7. Бабочки
Детям предлагаются бабочки из бумаги. Каждый ребенок выбирает себе бабочку, обосновывает свой выбор и описывает внешний вид бабочки. (звучит вальс бабочек, дети одевают на пальчик выбранную бабочку и кружатся в вальсе).
Упражнение 8. Стрекозы, бабочки, кузнечики
Психолог называет то одно, то другое насекомое, а дети выполняют характерные для этого насекомого движения.
«Кузнечики» выполняют длинные прыжки из глубокого приседа.
«Стрекозы» летают (бегают) и машут крыльями (широко разведенными в стороны рука-ми).
«Бабочки» показываются только кистями рук. Руки соединены в области локтей и запяс-тий. Ладони с раскрытыми веером пальцами то смыкаются, то разводятся в стороны.
Долго ли шел Ёжик, коротко ли, но вышел он наконец к морю. (шариковый бассейн, шумовой инструмент «Океан»).
- Здравствуй, море! - сказал Ёжик.
- Здравствуй, Ёжик, - сказало море.
И накатила волна. (Шумовой инструмент «Океан»). Пфффф!.. - ударила она в берег. Шшшшш... зашуршала по камешкам, отступая.
Упражнение 9. Море
Дети слушают звуки моря (шумовой инструмент «Океан»). Затем выполняют упражнение на дыхание. И. п.: сидя на корточках или стоя.
На вдохе дети мягко и плавно поднимают вверх руки, слегка наклоняясь вперед, на выдо-хе опускают руки, отклоняются в и. п. и длительно произносят «шшшшш».
Упражнение выполняется очень мягко, спокойно и ритмично.
- Я на тебя похож, да? - спросил Ёжик.
- Очень! - сказало море. И снова ударило волной о берег. Целый день Ёжик играл с морем: то подбегал к самой воде, то отбегал прочь.
Засыпая на песке под скалой, он поеживался, и ему казалось, что он тоже - маленькое море на четырех лапках.
«Пфффф! - бормотал он себе под нос. - Шшшшш..» И подымал и опускал иголки.
Заключение
Психолог - Ну вот, мечта Ёжика сбылась, сказка закончилась, волшебная сила наша вся растратилась, и мы снова оказались в обычном мире. Прежде чем мы расстанемся, мне бы хотелось, чтобы вы одну минутку подумали, какая мечта есть у вас.
Психолог: Ребята, у нас есть волшебные калоши, они могут исполнить ваши мечты. Для этого надо вставить в них ножки, представить свою мечту. Подумать о ней. И очень, очень захотеть, чтобы мечта исполнилась.
Каждый участник по очереди встает в калоши и загадывает мечту-желание.
Психолог: Ну вот, ребята, наше путешествие с Ежиком закончилось. Вам понравилось? Что понравилось больше всего? (ответы детей).
Наше занятие окончено, а если кто-то захочет рассказать мне о своей мечте, то я охотно послушаю. (Калоши одеть и рассказать о своей мечте)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр
Как развивать креативное мышление младших школьников? я использую элементы и приемы ТРИЗа. Игры "Ассоциации" по смежности, по подобию, составляем ассоциативные цепочки, учимся составлять загадки,...
Методическая разработка по технологии "Мастер - класс "Создание узора на кувшине с использованием цветных камешков для учащихся 1 класса".
Дети осваивают секреты симметричного рисования, а далее вырезания, учатся приёму размазывания пластилина, созданию узора из камешков....
Мастер класс "Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр"
Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, ...
Использование тёмной сенсорной комнаты при работе с детьми дошкольного возраста.
Тёмная сенсорная комната....
Цикл коррекционно-развивающих занятий для подростков с нарушением интеллекта «Сказочная страна» (с использованием возможностей сенсорной комнаты)
Цикл коррекционно-развивающих занятий для подростков с нарушением интеллекта «Сказочная страна» (с использованием возможностей сенсорной комнаты)Цель: Оказание помощи подростков в освобожд...
Мастер-класс «Гимнастика для мозга» для родителей и детей с особыми образовательными потребностями с использованием оборудования сенсорной комнаты (в рамках родительской школы «Мы вместе»).
Межполушарное взаимодействие — особый механизм, который объединяет левое полушарие головного мозга и правое полушарие головного мозга в единую, целостно работающую систему.Зачем развивать оба по...
Использование Светлой сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Учитель-логопед с целью формирования коммуникативных навыков в связи со специфическими особенностями поведения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровь...