Проект "Веселый малыш" для адаптационных групп.
методическая разработка
Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_adaptatsiya.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект для адаптационных групп
«ВЕСЕЛЫЙ МАЛЫШ»
составитель:
педагог- психолог
высшей кв. категории
Н.В. Тишина
Актуальность
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Как известно работа с семьей - важная задача образовательной системы. И поэтому необходимо взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей.
Ребенок часто находится между этими двумя институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психическое развитие.
Бесспорно, родители лучше других взрослых знают и любят своего ребенка. Однако у молодых родителей нет достаточно глубокого представления об обучении ребенка младшего дошкольного возраста, они малокомпетентны в вопросах воспитания, чрезмерно опекают своего ребенка. Многие родители не знают, как вести себя в период адаптации ребенка к условиям детского сада. Поступление в детский сад часто вызывает стресс не только у ребенка, но и у родителей, поскольку меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и меняется окружающий ребенка мир.
Чтобы избежать осложнений в период адаптации и обеспечить ее оптимальное течение, необходима четкая, профессионально слаженная и продуманная работа воспитателей, специалистов во взаимодействии с родителями.
Вид проекта:
По направленности – социально – коммуникативный, информационно - познавательный
По числу участников – групповой
По контингенту участников - дети младших групп, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог – психолог.
По продолжительности – 6 месяцев (июль – декабрь)
По характеру контактов - в контакте с семьей и педагогам.
Место реализации - МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1»
Принципы реализации проекта:
- принцип соответствия возрастным и психологическим особенностям;
- принцип последовательности и поэтапности;
- принцип комплексности;
- принцип творческой активности.
Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.
Задачи проекта:
1.Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
2.Обучить родителей практическим приёмам воспитания детей.
3. Повышать психолого – педагогическую компетентность педагогов и родителей по подготовке ребёнка к детскому саду.
4. Создать атмосферу сотрудничества и партнёрства между детьми, родителями и сотрудниками.
Ожидаемый результат:
- Благоприятное прохождение периода адаптации детей к условиям ДОУ;
- Повышение грамотности родителей и педагогов в вопросах воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста;
- Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации детей к детскому саду.
- Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Механизм отслеживания результатов:
- использование тестов;
- анкетирование родителей;
- собеседование;
- наблюдение;
- продукты совместной деятельности детей и родителей.
Этапы реализации проекта
№ п/п | Форма проведения | Мероприятия | Сроки | ||
1 этап Организационный |
| ||||
1. |
| Изучение литературы по вопросу адаптации детей раннего дошкольного возраста. | июль | ||
2. |
| Подбор методического и дидактического материала. Разработка перспективного плана и системы работы по адаптации детей к ДОУ. | июль | ||
3. |
| Планирование работы с детьми в период адаптации | август | ||
2 этап Внедренческий |
| ||||
Работа с педагогами МАДОУ |
| ||||
1. | Памятка | «Организация педагогического процесса в период адаптации» | июль | ||
2. | Индивидуальные беседы | «Проведение работы воспитателя с родителями» | июль- август | ||
3. | Анкетирование | Предоставление родителям анкет для заполнения | июль- август | ||
4. | Консультирование | «Игры, способствующие успешной адаптации» «Игры на коленках и игры забавы» | август | ||
5. | Консультация | «Игры на свежем воздухе» | сентябрь | ||
6. | Консультирование | Информационное просвещение Проявления кризиса 3-х лет. «Семь звезд упрямца» | октябрь | ||
7 | Консультирование | Игры на внимания Пальчиковая гимнастика Физкультминутка | ноябрь | ||
8. | Индивидуальные консультации | Работа с воспитателями и специалистами МАДОУ (по запросу) | В течении года | ||
Работа с родителями
|
| ||||
1 | Родительское собрание | «Адаптация к детскому саду: советы детского психолога» | июль | ||
2 | Анкетирование | Предоставление родителям анкет для заполнения: «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в ДОУ» | июль-август | ||
3 | Консультация Буклет | «Адаптация к детскому саду» «Как подготовить ребенка к детскому саду» | июль- август | ||
4 | Консультация | Информационное просвещение «Как облегчить адаптацию к детскому саду» | август | ||
5 | Консультация | «Влияние родительских установок на развитие детей». «Дезадаптация» | сентябрь | ||
6 | Родительская встреча «Мы вместе» | «Семь звезд упрямца». Кризис 3-х лет. | октябрь | ||
7 | Консультация | Информационное просвещение Проявления кризиса 3-х лет. «Семь звезд упрямца» | октябрь | ||
8. | Консультация | «Разный темперамент – разная эмоциональность». | октябрь | ||
9. | Консультация | «Роль развивающих игр для детей 3-4 лет» | ноябрь | ||
10. | Родительская встреча «Мы вместе» | Итоги адаптации. «Психо-речевая мозайка» (Психо-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста). | декабрь | ||
Работа с детьми |
| ||||
1 | Анализ документации | Знакомство с ребенком | июль-август | ||
2 | Наблюдение | Осуществление систематического контроля за эмоциональным состоянием ребенка, его взаимодействием со сверстниками и взрослыми | июль- октябрь | ||
3 | Игры и игровые упражнения. Праздник | Цикл занятий для адаптации к условиям ДОУ: «Новоселье группы» | август-декабрь | ||
4 | Спектакль | «Капризка» | август | ||
5 | Психолого-педагогическая диагностика | Анализ степени адаптации и уровня адаптированности детей | октябрь | ||
6 | Игротерапия | Индивидуальная работа с детьми с тяжелой степенью адаптации к МАДОУ | сентябрь-ноябрь | ||
3 этап Итоговый |
| ||||
1. |
| Итоги адаптации | октябрь-декабрь | ||
2. |
| Разработка картотеки игр на формирование положительной адаптации к детскому саду | ноябрь-декабрь | ||
3. | Анализ деятельности, планирование работы, исходя из потребностей родителей, детей и на основании результатов проекта. | декабрь | |||
|
|
|
|
|
Вывод:
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Дети раннего и младшего дошкольного возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Литература:
1. Н.Е.Веракса Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
2. О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики-развиваем речь!»
3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003г. - №3.-104с, ил.
4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.
5. Корнеева Е.Н. Вы и ваш ребенок 100 ответов на родительское «почему?»- ООО Издательство «мир и образование», 2012г.
6. Алексеева Е.Е. «Что сделать, если ребенок…..» Психологическая помощь семье с детьми от 1 до7 лет- С-П «Речь», 2012г.
7. Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль 2000г.
8. Е. Н. Панова Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель» Воронеж 2006г.
9. Л. П. Савина Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва 2000г
10. Е. А. Алябьева Психогимнастика в детском саду. Ярославль 2000г
11. А.С.Галанов Психическое и физическое развитие ребенка от одного до трех лет. М. Аркти 2002г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".
Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....
Организация адаптационного периода первоклассников
Материалы содержат перспективную программу организации адаптационного периода первоклассников, включая план - сетку, планирование работы педагогической поддержки первоклассников, методику проведения и...
Рекомендации по огранизации обучения первоклассников в адаптационный период
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и ...
Адаптационные занятия с первоклассниками
Начало школьной жизни-серьёзное испытание для большинства детей,приходящих в первый класс,связанное с резким изменением всего образа жизни.Для ребёнка всё новое ,необычное,неизведанное.Как прави...
План адаптационной программы для детей I младшей и II младшей группы.
План адаптационных мероприятий для детей раннего возраста. Мероприятия могут проходить совместно с родителями....
Совместное адаптационное мероприятие для родителей и детей I младшей группы «Капелька» (для детей с нарушением зрения)
Мероприятие направлено на формирование благополучного взаимодействия между родителем и ребёнком с нарушением зрения....
Родительское собрание в ясельной группе «Давайте познакомимся. Адаптационный период»
Создание эмоционально положительного настроя на совместную работу ДОУ и родителей....