Проект "Веселый малыш" для адаптационных групп.
методическая разработка

Тишина Наталья Васильевна

Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_adaptatsiya.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для адаптационных групп

«ВЕСЕЛЫЙ МАЛЫШ»

 

                                                                                         составитель:

                                                                                       педагог- психолог

                                                                   высшей кв. категории

                                                                                  Н.В. Тишина

 

Актуальность

    С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.

    Как известно работа с семьей - важная задача образовательной системы. И поэтому необходимо взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей.

   Ребенок часто находится между этими двумя институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психическое развитие.

Бесспорно, родители лучше других взрослых знают и любят своего ребенка. Однако у молодых родителей нет достаточно глубокого представления об обучении ребенка младшего дошкольного возраста, они малокомпетентны в вопросах воспитания, чрезмерно опекают своего ребенка. Многие родители не знают, как вести себя в период адаптации ребенка к условиям детского сада. Поступление в детский сад часто вызывает стресс не только у ребенка, но и у родителей, поскольку меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и меняется окружающий ребенка мир.

Чтобы избежать осложнений в период адаптации и обеспечить ее оптимальное течение, необходима четкая, профессионально слаженная и продуманная работа воспитателей, специалистов во взаимодействии с родителями.

Вид проекта:

По направленности – социально – коммуникативный, информационно - познавательный

По числу участников – групповой

По контингенту участников - дети  младших групп,  родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог – психолог.

По продолжительности – 6 месяцев (июль – декабрь)

По характеру контактов - в контакте с семьей и педагогам.

Место реализации -  МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1»

Принципы реализации проекта:

  • принцип соответствия возрастным и психологическим особенностям;
  • принцип последовательности и поэтапности;
  • принцип комплексности;
  • принцип творческой активности.

 

Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.

Задачи проекта:

1.Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.

2.Обучить родителей практическим приёмам воспитания детей.

3. Повышать психолого – педагогическую компетентность педагогов и  родителей по подготовке ребёнка к детскому саду.

4. Создать атмосферу сотрудничества и партнёрства между детьми, родителями и сотрудниками.

Ожидаемый результат:

  1. Благоприятное прохождение периода адаптации детей к условиям ДОУ;
  2. Повышение грамотности родителей и педагогов в вопросах воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного  возраста;
  3. Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации детей к детскому саду.
  4. Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Механизм отслеживания результатов:

- использование тестов;

- анкетирование родителей;

- собеседование;

- наблюдение;

- продукты совместной деятельности детей и родителей.

Этапы реализации проекта

 

№ п/п

Форма проведения

Мероприятия

Сроки

1 этап  Организационный

 

1.

 

Изучение литературы по вопросу адаптации детей раннего дошкольного возраста.

июль

2.

 

Подбор методического и дидактического материала. Разработка перспективного плана и системы  работы по адаптации детей к ДОУ.

июль

3.

 

Планирование работы с детьми в период адаптации

август

2 этап Внедренческий

 

Работа с педагогами МАДОУ

 

1.

Памятка

«Организация педагогического процесса в период адаптации»

июль

2.

Индивидуальные беседы

«Проведение работы воспитателя с родителями»

июль- август

3.

Анкетирование

Предоставление родителям анкет для заполнения

июль- август

4.

Консультирование

«Игры, способствующие успешной адаптации»

«Игры на коленках и игры забавы»

август

5.

Консультация

«Игры на свежем воздухе»

сентябрь

6.

Консультирование

Информационное просвещение

Проявления кризиса 3-х лет.

«Семь звезд упрямца»

октябрь

7

Консультирование

Игры на внимания

Пальчиковая гимнастика

Физкультминутка

ноябрь

8.

 Индивидуальные консультации

Работа с воспитателями и специалистами МАДОУ (по запросу)

В течении года

Работа с родителями

 

 

1

Родительское собрание

«Адаптация к детскому саду: советы детского психолога»

июль

2

Анкетирование

Предоставление родителям анкет для заполнения: «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в ДОУ»

июль-август

3

Консультация

Буклет

«Адаптация к детскому саду»

«Как подготовить ребенка к детскому саду»

июль- август

4

Консультация

Информационное просвещение

«Как облегчить адаптацию к детскому саду»

август

5

Консультация

«Влияние родительских установок на развитие детей».

«Дезадаптация»

сентябрь

6

Родительская встреча «Мы вместе»

«Семь звезд упрямца». Кризис 3-х лет.

октябрь

7

Консультация

Информационное просвещение

Проявления кризиса 3-х лет.

«Семь звезд упрямца»

октябрь

8.

Консультация

«Разный темперамент – разная эмоциональность».

октябрь

9.

Консультация

«Роль развивающих игр для детей 3-4 лет»

ноябрь

10.

Родительская встреча

«Мы вместе»

Итоги адаптации.

«Психо-речевая мозайка»  (Психо-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста).

декабрь

Работа с детьми

 

1

Анализ документации

Знакомство с ребенком

июль-август

2

Наблюдение

Осуществление систематического контроля за эмоциональным состоянием ребенка, его взаимодействием со сверстниками и взрослыми

июль- октябрь

3

Игры и игровые упражнения.

Праздник

Цикл занятий для адаптации к условиям ДОУ:

«Новоселье группы»

август-декабрь

4

Спектакль

«Капризка»

август

5

Психолого-педагогическая диагностика

Анализ степени адаптации и уровня адаптированности детей

октябрь

6

Игротерапия

Индивидуальная работа с детьми с тяжелой степенью адаптации к МАДОУ

сентябрь-ноябрь

3 этап Итоговый

 

1.

 

Итоги адаптации

октябрь-декабрь

2.

 

Разработка картотеки игр на формирование положительной адаптации к детскому саду

ноябрь-декабрь

3.

 Анализ деятельности, планирование работы, исходя из потребностей родителей, детей и на основании результатов проекта.

декабрь

 

 

 

 

 

 

Вывод:

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Дети раннего и младшего дошкольного возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

 

 

Литература:

1.      ​Н.Е.Веракса Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».

2.      ​О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики-развиваем речь!»

3.      Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003г. - №3.-104с, ил.

4.      ​Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.

5.      Корнеева Е.Н. Вы и ваш ребенок 100 ответов на родительское «почему?»- ООО Издательство «мир и образование», 2012г.

6.      Алексеева Е.Е. «Что сделать, если ребенок…..» Психологическая помощь семье с детьми от 1 до7 лет- С-П «Речь», 2012г.

7.      Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль 2000г.

8.      Е. Н. Панова Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель» Воронеж 2006г.

9.      Л. П. Савина Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва 2000г

10.  Е. А. Алябьева Психогимнастика в детском саду. Ярославль 2000г

11.  А.С.Галанов Психическое и физическое развитие ребенка от одного до трех лет. М. Аркти 2002г

​ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".

Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....

Организация адаптационного периода первоклассников

Материалы содержат перспективную программу организации адаптационного периода первоклассников, включая план - сетку, планирование работы педагогической поддержки первоклассников, методику проведения и...

Рекомендации по огранизации обучения первоклассников в адаптационный период

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и ...

Адаптационные занятия с первоклассниками

Начало школьной жизни-серьёзное испытание для большинства детей,приходящих в первый класс,связанное  с резким изменением всего образа жизни.Для ребёнка всё новое ,необычное,неизведанное.Как прави...

План адаптационной программы для детей I младшей и II младшей группы.

План адаптационных мероприятий для детей раннего возраста. Мероприятия могут проходить совместно с родителями....

Совместное адаптационное мероприятие для родителей и детей I младшей группы «Капелька» (для детей с нарушением зрения)

Мероприятие направлено на формирование благополучного взаимодействия между  родителем и ребёнком с нарушением зрения....

Родительское собрание в ясельной группе «Давайте познакомимся. Адаптационный период»

Создание эмоционально положительного настроя на совместную работу ДОУ и родителей....