«Возрастные особенности развития детей 10 лет».
консультация
Инфромация педагога-психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_razvitiya_detey_10_let.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Информация педагога-психолога
«Возрастные особенности развития детей 10 лет».
Десятилетний возраст ребёнка обычно связывают с началом переходного периода, в течение которого дети постепенно присматриваются к взрослым, пока ещё только изучая правила взрослого мира, в который они готовятся полноправно вступить буквально через несколько лет. Пока что ещё рано говорить о переходном возрасте с его сложностями в общении с ребёнком, но это уже определённо предшествующий ему этап.
Физическое и умственное развитие ребенка в 10 лет.
Есть дети 10 лет, у которых в этом возрасте уже активно начинается период полового созревания. Тело ребенка претерпевает определённые перемены, что часто приводит к излишней закомплексованности или смущению.
Дети начинают стесняться родителей и появляются первые попытки старательно скрыть интимную сторону своей жизни. Особенно физические изменения 10 лет касаются девочек, так как они опережают в своём развитии мальчишек одногодок. У особо развитых девочек начинает формироваться грудь, а в течение последующих года или двух может начаться менструация.
Что касается умственного развития, дети 10 лет уже имеют достаточно широкий взгляд на вещи, и вполне могут найти объяснение происходящим вокруг них событиям, а так же при желании отыскать выход из затруднительного положения.
Психологическое развитие ребёнка в 10 лет.
Десятилетние дети уже очень хорошо понимают, как устроена жизнь, поэтому в своей среде пытаются выстроить вполне взрослые отношения. В связи с этим отношения между ними всё больше и больше приобретают соревновательный характер, они всё чаще стараются проверить друг друга на прочность. Это касается как девочек, так и мальчиков, различается лишь критерий, по которому производится та или иная оценка. Так, для девочек характерно соревнование по поводу внешности или одежды, а для мальчиков силы или смелости.
В детской среде уже активно складываются компании по интересам, каждая из которых имеет своих лидеров и подчиняемых. Стараясь соответствовать тем или иным требованиям той среды, в которой ребёнок вращается, он начинает меняться, всё больше и больше отдаляясь от родителей и стремясь больше времени проводить с друзьями.
Рекомендации родителям десятилетних детей
Дети 10 лет по-прежнему нуждаются в поддержке и любви своих родителей, однако следует понимать, что общение со сверстниками им жизненно необходимо.
Именно в этот период возникают коллективные связи, формируется общественное мнение, взаимная оценка, требовательность и другие феномены общественной жизни. Выраженное стремление к общению с товарищами наблюдается именно в этом возрасте. Причем эта потребность резко возрастает у тех детей, у которых ранее она была едва заметна. Ведь каждый ребёнок хочет найти своё место, хочет быть принятым и признанным своими товарищами. В этом возрасте отмечается сильная текучесть взаимоотношений между детьми, в основе чего лежит стремление ребёнка найти для себя наиболее близкого товарища и друга.
Произвольность поведения обусловливает становление и развитие у учеников 4-5 классов чувства взрослости.
Различают:
- социально-моральную взрослость, которая проявляется в отношениях с взрослыми, в участии ребёнка в заботах о семье, её благополучии, систематической помощи родителям. Обычно это бывает в семье, где переживаются трудности, где ребёнок берет на себя выполнение взрослых обязанностей;
- интеллектуальную взрослость, выражающаяся в стремлении ребёнка что-то знать и уметь по-настоящему, что стимулирует его познавательную деятельность;
- равнение ребёнка на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщины» как результат прямого подражания и выработка в себе таких взрослых качеств как сила, смелость, мужество, выносливость, верность в дружбе, забота о других и т. п.
Показателем возникновения чувства взрослости можно считать:
возникновение желаний и требований «взрослого» к себе отношения со стороны окружающих, стремление к самостоятельности и желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых, наличие собственной линии поведения, собственных взглядов и стремление их отстоять.
Психологи считают, что появление чувства взрослости является важным психологическим новообразованием этого периода и по его появлению можно судить о начале нового этапа личностного развития ребёнка.
Поэтому важно записать своего ребёнка на посещение дополнительных кружков после школы, спортивные и танцевальные занятия в которых помогут не только поднять самооценку, но и почувствовать себя более самостоятельным.
Родителям подростка очень важно подавать отличный пример для подражания своему ребёнку. И конечно необходимо контролировать его круг общения, успеваемость в школе, а так же уделять время беседам о его безопасности. Но делать это необходимо очень деликатно и ненавязчиво.
Многие дети 10 лет всё больше и больше времени проводят за игрой в компьютерные игры. Препятствовать этому занятию ребёнка категорически не следует, но ограничить по времени иногда действительно нужно.
Развитие ребенка в 10 лет (что должен знать и уметь)
В 10-летнем возрасте на первый план выходит учебная деятельность, ей отдается много сил, на ее основе у детей развивается теоретическое сознание и мышление, появляются способности рефлексировать (способность к осознанию содержания своих действий и их оснований), анализировать, планировать свое настоящее время и будущую жизнь. Потребности обучения подкрепляются мотивами, 10-лтние дети должны уметь учиться, оперировать своими знаниями, сохранять в памяти большое количество информации и воспроизводить ее.
У ребенка обогащается чувство компетентности, которое подкрепляется успешной учебой, осознанием своих способностей и умением качественно выполнять различные задания. Компетентность является новым в самосознании ребенка наряду с развитием сферы произвольности. Десятилетний ребенок стремится вписаться в коллектив, и общается в основном с детьми своего пола. Потребность в матери и сильная привязанность ослабевает, но поведение 10-летнего ребенка все еще зависит от воспитания родителей.
Кризис отрочества (предподростковый)
В психологической науке существует несколько принципиальных позиций рассмотрения периода 9—11 лет. Некоторые исследователи считают этот возраст началом стабильного подросткового периода (Л.С. Выготский), другие — частью критического (в целом) подросткового возраста (Л.И. Божович и др.) или окончанием детского возраста, латентной стадией (3.Фрейд). В периодизации Д.Б. Эльконина этот период рассматривается как кризис между стабильными младшим школьным и подростковым возрастами. Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется глубоким мотивационным кризисом (иногда вплоть до так называемого мотивационного вакуума), когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы. Симптоматика кризиса: отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями. Чем менее успешным оказывается ребенок в учебной деятельности, тем более тягостной она им воспринимается. В школе складывается достаточно устойчивый статус ученика, причем именно неблагополучный статус имеет тенденцию сохраняться при переходе из начальных классов в средние. Нерешенные, неустраненные вовремя трудности в обучении, вызванные недостаточным уровнем знаний, навыков, неразвитым умением учиться, обостряются. Перед ребенком встают новые задачи, проблемы, которые он вынужден решать (проверка себя и сравнение с другими, адаптация к новым условиям обучения, к требованиям множества разных учителей).
Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является, по мнению К.Н. Поливановой, рефлексивный «оборот на себя». Сформированное в предшествующий стабильный период рефлексивное отношение к мере собственных возможностей в учебной деятельности переносится в сферу самосознания. Во время перестройки всей социальной ситуации развития ребенка возникает «ориентировка на себя», на свои качества и умения как основное условие решения разного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, в это время наблюдается стремление к нарочитой взрослости. Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития.
Желаю успехов!
Педагог-психолог Валина Ю.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.
В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....
Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.
В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....
Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсальных уч...
Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Выступление на ШМО....
Материалы МО. Возрастные особенности развития коммуникативных УУД у первоклассников.
Возрастные особенности развития коммуникативных УУД у первоклассников....
Возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста 7 – 8 лет (презентация для родительского собрания)
Цель презентации:1. Помочь родителям понять значимость перехода ребенка в новое психофизическое состояние.2. Познакомить родительский коллектив с возрастными о...
Возрастные особенности развития детей 5-7 лет
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе (сообщение на метод объединении)...